Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ M-LEARNING В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ M-LEARNING В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
внеклассная деятельность / внеурочная работа / иностранный язык / проектные технологии / Интернет-технологии / мобильные приложенияЬ / ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / extracurricular activities / extracurricular activities / foreign language / project technologies / Internet technologies / mobile applications

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багандова С. И., Алиев З. Г.

В данной статье рассматриваются учебно-методические возможности мобильных приложений при организации внеклассной деятельности учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе. Автором выделяются основные задачи и аспекты внеклассной деятельности, условия и возможности организации внеклассной работы с использованием современных мобильных образовательных приложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES BY MEANS OF M-LEARNING TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A SECONDARY SCHOOL

This article discusses the educational and methodological capabilities of mobile applications in organizing extracurricular activities of students at the middle stage of learning a foreign language in a comprehensive school. The author highlights the main tasks and aspects of extracurricular activities, conditions and opportunities for organizing extracurricular activities using modern mobile educational applications.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ M-LEARNING В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

DOI 10.46566/2541-9285_2021_50_35 УДК 371.1

Багандова С.И. студент

Дагестанский государственный университет

Алиев З.Г. старший преподаватель Дагестанский государственный университет

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ

ТЕХНОЛОГИИ M-LEARNING В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В данной статье рассматриваются учебно -методические возможности мобильных приложений при организации внеклассной деятельности учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе. Автором выделяются основные задачи и аспекты внеклассной деятельности, условия и возможности организации внеклассной работы с использованием современных мобильных образовательных приложений.

Ключевые слова: внеклассная деятельность, внеурочная работа, иностранный язык, проектные технологии, Интернет-технологии, мобильные приложения.

Bagandova S. I. student

Dagestan State University Aliev Z. G. senior lecturer Dagestan State University

ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES BY MEANS OF M-LEARNING TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A SECONDARY SCHOOL

Abstract: This article discusses the educational and methodological capabilities of mobile applications in organizing extracurricular activities of students at the middle stage of learning a foreign language in a comprehensive school. The author highlights the main tasks and aspects of extracurricular activities, conditions and opportunities for organizing extracurricular activities using modern mobile educational applications.

Key words: extracurricular activities, extracurricular activities, foreign language, project technologies, Internet technologies, mobile applications.

В настоящее время в сфере отечественного образования актуальной становится проблема внедрения мобильных средств в образовательный процесс на всех ступенях и во всех видах деятельности учащихся, а также разработка особых моделей и технологий их использования, новых подходов к преподаванию иностранного языка.

Широкое распространение и беспрецедентная популярность мобильных устройств среди молодежи ведет к их стихийному применению в учебном процессе, а неструктурированное и не рациональное их использование грозит неизбежными трудностями и сложностями, с которыми сегодня сталкиваются все участники учебного процесса. Организация внеклассной деятельности является неотъемлемым звеном учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, представляющую собой целенаправленную образовательно-воспитательную работу с учащимися, которая осуществляется педагогом во внеурочное время. В соответствии с индивидуальными способностями обучающегося создаются условия для развития личности, формируется его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит процесс социализации.

Ш.А. Амонашвили рассматривает внеурочную работу, как составную часть учебно-воспитательного процесса школы, одну из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей [1, с. 88].

Основными задачами организации внеклассной работы являются: определение интересов обучающихся, а также их склонностей, способностей и возможностей в разных видах деятельности; организация условий для успешного развития каждого обучающегося в интересующей его сфере внеклассной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся; развитие творческих способностей, обучающихся; организация условий с целью успешной реализации учащимися накопленных знаний, приобретенных умений и навыков; расширение круга общения обучающихся; дополнительная корректирующая работа с обучающимися, столкнувшимися с трудностями в обучении [8, с. 86-87].

Во внеклассной деятельности по иностранному языку принято различать такие формы работы, как индивидуальные, групповые и массовые. Эти формы определяются на основании количественного охвата

учащихся, регулярности проводимой работы, стабильности состава группы учеников.

Индивидуальные формы работы проводятся с отдельными учениками, которые готовят, например, сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о знаменательных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают песни, стихотворения, прозу на иностранном языке, готовят наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды. Как индивидуальную форму внеклассной работы по иностранному языку можно рассматривать и ученические конференции, а также написание работ научного направления [6, с. 309].

Одним из эффективных видов внеклассной работы представляются технологии Интернет в организации проектной деятельности. Глобальная сеть представляет возможность создания подлинной языковой среды и постановки задачи формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичными материалами. В сети Интернет имеется необходимая для создания проекта информация: о музеях и их экспонатах по всему миру, статистические данные по самым разнообразным вопросам, информация о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события, информация об экологической ситуации в разных районах мира, о национальных праздниках, возможность побеседовать в режиме онлайн со сверстниками или со специалистами интересующей профессии из разных стран мира. Этим и привлекательны совместные международные проекты с носителями языка. Олимпиады, викторины на иностранном языке также вносят определенный вклад в совершенствование умений иноязычной речи, но в них участвуют, как правило, продвинутые учащиеся [2, с.170].

В сфере образования растет спрос на разработку эффективных электронных и мобильных средств. Быстрый доступ к необходимым материалам, легкость и наглядность представления и усвоения информации - все это является главным и весомым достоинством применения Интернет -ресурсов и мобильных приложений в учебном процессе, и во внеклассном обучении в частности.

Мобильное обучение (от англ. т-1еагш^) - это использование мобильных гаджетов преподавании и обучении в любом месте и в любое время, например, перемещаться по классу, школе, работать в разных командах, включая нахождения учителя и учеников в разных городах и регионах [5, с. 92]. В это и состоит уникальность данной технологии.

Определение «мобильный» характеризует прежде всего две основные составляющие педагогического процесса - доступ к средствам обучения и

формы реализации учебной интеракции. Обучающийся сегодня может иметь мгновенный доступ к учебным материалам и программам, учебным ресурсам, выполнять задания, общаться с педагогом в любое время и в любом месте [9, с. 15].

Информационно-коммуникационные и мобильные технологии обладают следующими дидактическими возможностями: наглядность -графические и звуковые средства предоставляют возможность наглядного обучения в любой точке мира; обратная связь - между обучающимся и мобильным приложением (программой или веб-сайтом) дает возможность выбрать необходимый материал и различные опции, например, объем материала, методику изучения, частоту выполнения занятий и т.д.; организации управления учебной деятельностью (система тестирования, контроля или самоконтроля) занимает небольшое количество времени и не требует больших усилий со стороны учителя; возможность повторного изучения материала: обучающийся возвращается к вызывающему у него трудность уроку; возможность сохранения, передачи или анализа любого объема данных» посредством современных систем сбора данных [3, с. 42]. Мобильное обучение тесно связано с электронным (от англ. e-learning). На современном этапе электронные технологии по сравнению с мобильными имеют больше возможностей и функций. Однако, учитывая скорость развития обучения посредством мобильных средств, такие недостатки, как быстрота действия процессора, время работы от батареи и размер экрана, представляются временными. Благодаря мобильным технологиям пользователи могут выполнять совместные групповые проекты и взаимодействовать с педагогом в нерабочее и внеучебное время. Вместе с тем мобильные устройства способствуют реализации индивидуального подхода к обучению, т.к. обучающиеся выбирают подходящий им стиль обучения: визуальный (использование фото, картинок, рисунков, видео, графиков), слуховой (использование аудиофайлов, музыки), логический (использование логики, размышлений и систематизирования) и др. Выбор учебных материалов также происходит на основе интересов и потребностей учащихся [4, с. 162].

Среди множества разработок в области использования мобильных приложений для формирования различных языковых навыков в магазинах для мобильных платформ присутствуют, как и универсальные продукты ("Lingualeo", "Puzzle-English", "Duolingo", "Busuu" и т.п.), позволяющие развивать все аспекты английского языка, так и продукты ("Quizlet", "StudyStack", "BBC Learning English", "LearnEnglish Grammar (British Council)", "English Grammar With Answers Free Lesson", "Cram", "Quizizz" и

т.п.), разработанные под конкретные языковые навыки. Первую группу обычно составляют приложения закрытого типа, т.е. материал разрабатывается, редактируется и обновляется самим разработчиком продукта, а учитель не имеет возможности добавлять собственно разработанные задания. Работа с подобными приложениями может осуществляться и без участия педагога (открытый тип предполагает, как использование заданий, подготовленных другими учителями, так и личных разработок).

Мобильное приложение 'Ът§иа1ео" предоставляет работу с огромным количеством медиа-материалов (фильмы, книги, песни, музыкальные и образовательные видеоролики и т.д.). Большая часть упражнений предоставляется бесплатно. Платный аккаунт позволяет проходить специальные курсы изучения грамматики, а также дает доступ к дополнительным видам упражнений.

Приложение 'ЮиоН^о" может использоваться как дополнительное пособие с большим выбором упражнений и заданий по принципу «от простому к сложному». В приложении формируются навыки посменной и устной речи (например, предлагается произнести изученные фразы), чтения и аудирования, и т.д.

Приложение "Вшии" предлагает следующие виды: тест для определения уровня; практика с носителями языка (пользователь получает исправления своих упражнений); постановка произношения - упражнения для правильной речи; полноценные курсы - более 150 уроков; правила и грамматика - разбираются сложные случаи и исключения.

"Метше" - приложение, позволяющее изучать до 44 слов в час. Главное его «оружие» - мемы. Они позволяют гораздо лучше запоминать материал, а предлагаемые игровые режимы тренируют разные аспекты памяти: визуальное изучение, повторение и закрепление, быстрое вспоминание и т.д. Также в приложении доступны тысячи видео- и аудиозаписей носителей языка, различные тесты и т.д.

Области применения мобильных приложений для изучения английского языка делятся на несколько основных направлений, способствующих формированию фонетических, лексических, грамматических и речевых навыков.

Использование флэш-карточек является одним из

востребованных методов изучения нового лексического материала среди учащихся. Им предоставляется возможность использовать созданный другими пользователями материал по разным тематикам, тем самым сокращая время подготовки карточек и перераспределяя время на само

изучение слов. Привлекательной функцией является создание своих собственных карточек, где обучающимся предлагаются следующие варианты их составления: написание слова на английском языке и его перевод, либо слово и его определение на английском языке, а также добавление примеров употребления слов в речи, сопоставление эквивалентов, выбор соответствующего значения или сопоставления слов и определяющих их изображений (matching). В некоторых приложениях каждое слово раскрашивается отличным от других цветом, для визуальной различаемости (приложение "Words").

Игровые методы обучения лексике также нашли свое применение в таких формах, как например: игра «Гравитация», в котором необходимо ввести эквивалент слова во избежание столкновения с астероидом; всем известная игра «Виселица» ("Hangman"), игра "Word scramble" на восстановление порядка букв слова, соответствующего выбранной теме; игра «кроссворд» - заполнение полей по горизонтали и вертикали; игры-головоломки для поиска слов по вертикали, диагонали и горизонтали и многие другие.

При обучении грамматике английского языка мобильные технологии призваны помочь в выявлении грамматических ошибок, исправлении и недопущении их появления в дальнейшем. Среди способов работы мобильных приложений с грамматическим материалом выделяются такие, как: восстановление порядка слов в предложении; обнаружении грамматических ошибок и неточностей в предложении; ввод правильных форм глаголов; заполнение пропусков, например, предлогами; одиночный, логический (например, "true/false) или множественный выбор правильных грамматических форм из предлагающегося списка и др.

С развитием информационных технологий отсутствие естественной языковой среды успешно компенсируется виртуальной коммуникацией, в том числе и при помощи мобильных технологий. Однако на практике оказывается, что обучающиеся в недостаточной мере используют потенциал мобильных устройств в учебных целях. В основном они служат в качестве электронных шпаргалок, соответственно педагоги запрещают их использование на уроках. С другой стороны, применять мобильные технологии в образовательном процессе не позволяет недостаточный уровень владения навыками работы с информационно -коммуникационными средствами. И вместе с тем возникает необходимость разработки методики использования мобильных технологий как средства обучения, внедрение которых значительно меняет характер обучения иностранным языкам.

Использованные источники:

1. Амонашвили Ш. А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. М., «Университет», 1990.

2. Бондарева А. В. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 169-172.

3. Ветлугина Н. О. Организационно-педагогические условия применения мультимедиа технологий в повышении эффективности подготовки бакалавров профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 -Екатеринбург, 2016.

4. Вульфович Е. В. Роль мобильного обучения в оптимизации преподавания иностранных языков // Известия ВГПУ. 2014. № 6 (91). С. 161-164.

5. Горюнова М.А., Лебедева М.Б. Мобильное обучение в контексте реализации ФГОС // Человек и образование. 2016. №4 (49). С. 91-95.

6. Михеева А. В. Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному языку // Молодой ученый. 2017. №19. С. 308-310.

7. Педагогическая энциклопедия / под ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1964.

8. Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Под ред. Л.К. Балясной. М.: Просвещение, 1999.

9. Титова С.В. Мобильное обучения сегодня: стратегии и перспективы // Лингвистика и межкультурная коммуникация. Вестник Московского университета. 2012. №1(19). С. 9-23.

© С.И. Багандова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.