Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

МЕТОД ПРОЕКТА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таранова Елена Николаевна, Платошина Виктория Владимировна, Сопова Ирина Валентиновна

Реализация иноязычной компетенции как составляющей профессиональной подготовки специалистов вуза неязыковых специальностей невозможна только в рамках учебного процесса, осуществляемого в виде аудиторной работы. Необходим комплексный подход с применением различных видов аудиторной, самостоятельной и внеаудиторной работы. В статье рассматривается вопрос организации внеаудиторной работы студентов неязыковых специальностей в вузе с помощью метода проекта. Авторы описывают теоретические и практические основы использования метода проекта во внеаудиторной работе по иностранному языку. На примере реализации научно-образовательного проекта, успешно апробированного на протяжении ряда лет в рамках реализации программы «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей в НИУ БелГУ кафедрой иностранных языков и профессиональной коммуникации, показана эффективность организации внеаудиторной работы по иностранному языку. В работе определены цели и преимущества использования данного метода в образовательном процессе. Метод проекта в рамках организации внеаудиторной работы студентов способствует повышению интереса к изучению иностранного языка, позволяет совершенствовать полученные на аудиторных занятиях знания и умения. Наряду с этим метод проекта создает положительную мотивацию в изучении иностранного языка. В успешной реализации научно-образовательного проекта важную роль играет правильно организованная работа преподавателя и студентов на всех стадиях подготовки проекта. Метод проекта эффективен в удовлетворении потребности в активном, самостоятельном, практически ориентированном обучении. Он дает возможность каждому студенту, независимо от уровня владения иностранным языком проявить себя и быть максимально вовлеченным в изучение иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таранова Елена Николаевна, Платошина Виктория Владимировна, Сопова Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD IN EXTRACURRICULAR WORK OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The implementation of a foreign language competence as a component of the professional training of university specialists in non-linguistic specialties is impossible only within the framework of the educational process carried out in the form of the classroom work. A comprehensive approach is needed with the use of various types of classroom, individual and extracurricular work. The article deals with the issue of the organization of extracurricular work of students of non-linguistic specialties at the university using the project method. The authors describe the theoretical and practical foundations of using the project method in extracurricular work in a foreign language. The effectiveness of the organization of extracurricular work in a foreign language is shown by the example of the implementation of a scientific and educational project successfully tested over a number of years as part of the implementation of the "Foreign Language" program for students of non-linguistic specialties at the National Research University of BelSU by the Department of Foreign Languages and Professional Communication. The paper defines the goals and advantages of this method in the educational process. The project method within the extracurricular work contributes to increasing interest in foreign language learning; it improves the knowledge and skills acquired during the classes. Along with this, the project method creates the positive motivation in foreign language learning. Properly organized work of the lecturer and students at all stages of project preparation plays an important role in the successful implementation of the scientific and educational project. The project method is effective in meeting the need for active, independent, practically oriented learning. It gives every student the opportunity, regardless of the level of proficiency in a foreign language, to express themselves and be as involved as possible in learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Системность ведения коррекционных занятий способствовала достаточно быстрому усвоению и закреплению новых паттернов поведения, полученных в ходе межличностного общения. Регулярная практика занятий обеспечивала приобретение обучающимися с ЗПР навыков общения в живую, умений правильно строить собственные высказывания, а также уметь применять фразы этикета в различных коммуникационных ситуациях.

Включенное наблюдение позволяло своевременно фиксировать реакции школьников на те, или иные ситуации, предвосхищать появление конфликтных ситуаций, фиксировать появление новых элементов межличностной коммуникации. В ходе наблюдения мы также смогли отслеживать изменения микроклимата в группе, отдельные реакции детей, наличие или отсутствие проявлений заинтересованности в общении.

Поэтому основными задачами в ходе проведения данной работы были:

- стимулирование школьников с ЗПР к процессу коммуникации;

- развитие коммуникативных навыков у школьников с ЗПР.

Сущность первой задачи предполагала организовать работу на всех ее этапах таким образом, чтобы это позволяло стимулировать детей к коммуникационному процессу. Групповая и парная формы работы давали возможности акцентировать внимание на наличие эмоционального фактора в процессе реального общения против безличного общения в сети:

- взаимозависимость всех участников коммуникационного процесса, желание достичь общего результата, осознание важности каждого участника процесса общения в общем успехе;

- межличностная коммуникация способствовала совместному решению ряда учебных заданий, что в одиночку было бы не так возможно;

- появление новых совместных норм и правил групповой коммуникации;

- наличие целей у каждого в отдельности и группы в целом, что свидетельствовало о проявлении ответственности за свои действия в процессе межличностных отношений;

- своевременная обратная связь от всех участников коммуникационного процесса позволяла оценить уровень качества их взаимодействия;

- роль педагога-режиссера, который выступал одновременно и участником и руководителем коммуникации;

- возможность свободного перемещения участников процесса коммуникации благодаря правильной пространственной группировке в аудитории.

Выводы. Успешные межличностные отношения возможны благодаря сформированности у школьников с ЗПР навыков общения в реальном времени и пространстве. Ряд факторов и условий будут способствовать появлению коммуникационного процесса между обучающимися. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что предложенная коррекционно-педагогическая работа в силу разнообразия форм имеет большой потенциал для формирования правильной здоровой коммуникации школьников с ЗПР, что в дальнейшем приведет к их успешным межличностным отношениям в целом.

Литература:

1. Альраххаль, Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Д.И. Альраххаль. - Москва, 1992. -18 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/psixologia-korrekcji/psihologicheskie-osobennosti-mezhlichnostnyh-otnoshenij-detej-s-zaderzhkoj.html

2. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии[Электронный ресурс] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М., 1973. -Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/6/0192/6_0192-1.shtml

3. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития [Электронный ресурс] / Е.Е. Дмитриева: дис. ... д-ра психол. наук. -Н. Новгород, 2005. - 366 с. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/kommunikativno-lichnostnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-legki

4. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Мн.:Тетра Системс, 2000. - 220 с.

5. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 144 с.

6. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей [Текст] / Т.А. Ткаченко - М.: Книголюб, 2005 - 244 с.

7. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Р.Д. Триггер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с. Режим доступа: http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_triger.doc

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Таранова Елена Николаевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Платошина Виктория Владимировна Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород);

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных

языков и профессиональной коммуникации Сопова Ирина Валентиновна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)

МЕТОД ПРОЕКТА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Реализация иноязычной компетенции как составляющей профессиональной подготовки специалистов вуза неязыковых специальностей невозможна только в рамках учебного процесса, осуществляемого в виде аудиторной работы. Необходим комплексный подход с применением различных видов аудиторной, самостоятельной и внеаудиторной работы. В статье рассматривается вопрос организации внеаудиторной работы студентов неязыковых специальностей в вузе с помощью метода проекта. Авторы описывают теоретические и практические основы использования метода проекта во внеаудиторной работе по иностранному языку. На примере реализации научно-образовательного проекта, успешно

апробированного на протяжении ряда лет в рамках реализации программы «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей в НИУ БелГУ кафедрой иностранных языков и профессиональной коммуникации, показана эффективность организации внеаудиторной работы по иностранному языку. В работе определены цели и преимущества использования данного метода в образовательном процессе. Метод проекта в рамках организации внеаудиторной работы студентов способствует повышению интереса к изучению иностранного языка, позволяет совершенствовать полученные на аудиторных занятиях знания и умения. Наряду с этим метод проекта создает положительную мотивацию в изучении иностранного языка. В успешной реализации научно-образовательного проекта важную роль играет правильно организованная работа преподавателя и студентов на всех стадиях подготовки проекта. Метод проекта эффективен в удовлетворении потребности в активном, самостоятельном, практически ориентированном обучении. Он дает возможность каждому студенту, независимо от уровня владения иностранным языком проявить себя и быть максимально вовлеченным в изучение иностранного языка.

Ключевые слова: внеаудиторная работа студентов, метод проектов, проектная деятельность, методика обучения иностранному языку, проектная деятельность в вузе, иноязычная компетенция, практико-ориентированное обучение.

Annоtation. The implementation of a foreign language competence as a component of the professional training of university specialists in non-linguistic specialties is impossible only within the framework of the educational process carried out in the form of the classroom work. A comprehensive approach is needed with the use of various types of classroom, individual and extracurricular work. The article deals with the issue of the organization of extracurricular work of students of non-linguistic specialties at the university using the project method. The authors describe the theoretical and practical foundations of using the project method in extracurricular work in a foreign language. The effectiveness of the organization of extracurricular work in a foreign language is shown by the example of the implementation of a scientific and educational project successfully tested over a number of years as part of the implementation of the "Foreign Language" program for students of non-linguistic specialties at the National Research University of BelSU by the Department of Foreign Languages and Professional Communication. The paper defines the goals and advantages of this method in the educational process. The project method within the extracurricular work contributes to increasing interest in foreign language learning; it improves the knowledge and skills acquired during the classes. Along with this, the project method creates the positive motivation in foreign language learning. Properly organized work of the lecturer and students at all stages of project preparation plays an important role in the successful implementation of the scientific and educational project. The project method is effective in meeting the need for active, independent, practically oriented learning. It gives every student the opportunity, regardless of the level of proficiency in a foreign language, to express themselves and be as involved as possible in learning a foreign language.

Key words: extracurricular work of students, project method, project activity, methods of teaching a foreign language, project activity at a university, foreign language competence, practice-oriented teaching.

Введение. В современном мире образование «является основой формирования личности специалистов, востребованных в условиях постоянно развивающегося общества. Сегодня специалист с высшим образованием должен адаптироваться в условиях изменяющегося мира, уметь определять и анализировать проблемы профессионального характера» [1, С. 371-374].

Специалисты должны уметь изучать новые достижения, появляющиеся в науке за рубежом, и получать полезную информацию для своей профессиональной деятельности. Для этого требуется знание иностранного языка.

«К главным задачам обучения иностранному языку в вузе относится:

- научить будущего специалиста самостоятельно приобретать знания и постоянно их совершенствовать;

- сформировать определенную познавательную мотивацию для его изучения;

- вовлекать студентов в постоянно обновляющийся информационный поток» [1, С. 371-374].

Согласно мнению А.А. Вербицкого в процессе обучения в вузе фокус внимания нужно перенести с «обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность учащегося» [2, С. 58-71].

В настоящей статье рассматриваетсянаучно-образовательный проект WE MAKE THE FUTURE, реализуемый кафедрой иностранных языков и профессиональной коммуникации НИУ БелГУ при организации внеаудиторной работы студентов неязыковых специальностей.

Изложение основного материала статьи. Реализация иноязычной компетенции как составляющая профессиональной подготовки специалистов вуза неязыковых специальностей невозможна только в рамках учебного процесса, осуществляемого в виде аудиторной работы. Необходим комплексный подход, который позволяет включать различные формы, а также виды и способы реализации иноязычной компетенции с охватом всех форм обучения и применением различных видов аудиторной, самостоятельной и внеаудиторной работы.

Говоря о методике преподавания иностранных языков, следует отметить, что она характеризуется на современном этапе развития общества самыми разными приемами ее реализации такими как тренинги, деловые игры, ролевые игры, работы в парах, креативные группы, проектный метод. Несмотря на то, что метод проектов представляет собой сравнительно новую технологию в методике преподавания иностранных языков, он не является новым в мировой педагогике.

Под "проектом" понимается выполнение предложенного преподавателем задания. Проекты планируются и осуществляются индивидуально или в группах. Время выполнения определяется студентами или преподавателем.

Такие ученые «как Зимняя И.А., Полат Е.С. относят метод проектов к методам и технологиям профессионального образования в условиях модернизации личностно-ориентированного подхода в обучении в целом, и в обучении иностранному языку в частности» [3, С. 24-28].

Научно-образовательный проект WEMAKETHEFUTURE реализуется на кафедре иностранных языков и профессиональной коммуникации НИУ БелГУ на протяжении 5 лет. Участниками проекта выступают студенты неязыковых направлений подготовки, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры. Методика проектной работы основана на внеаудиторной работе студентов. Главная идея предложенного подхода заключается в том, что он позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, при этом преподаватель выступает в роли помощника, который, используя свой опыт в обучении, способствует личностному и профессиональному росту студентов.

Реализация проектной деятельности предусматривает работу во внеурочное время (проведение внеклассных мероприятий на иностранном языке в режиме офлайн и онлайн); участие в тематических заседаниях межинститутского круглого стола WE MAKE THE FUTURE(подготовка научных докладов и презентаций на актуальные темы в соответствии с направлениями подготовки студентов); работа на странице официальной группы в ВКОНТАКТЕ (публикация студенческих постов на различные темы, связанные с изучением иностранного языка в авторских рубриках преподавателей кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации).

Данный научно-образовательный проект ставит перед собой следующие задачи:

1. Совершенствование умений студентов использовать полученные на занятиях по иностранному языку знания.

2. Организация самостоятельной и внеаудиторной работы студентов в рамках курса «Иностранный язык», оценка их работы по балльно-рейтинговой системе (БРС), которая является важной частью при получении зачета и сдачи экзамена.

3. «Демонстрирование уровня владения иностранным языком.

4. Совершенствование умений участия в групповых формах работы (работа в авторских тематических рубриках, участие в открытых внеклассных тематических мероприятиях)»[1, С. 371-374].

5. «Создание условий для развития личности обучающегося, способствующих самостоятельному мышлению и применению полученных на занятиях знаний на практике» [1, С. 371-374].

6. Организация научно-исследовательской деятельности (участие в тематических заседаниях межинститутского круглого стола WE MAKE THE FUTURE).

7. «Обучение самостоятельному поиску информации, ее систематизации и обработке» [1, С. 371-374].

При организации и реализации научно-образовательного проекта WE MAKE THE FUTURE организаторы (преподаватели кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации НИУ БелГУ) руководствуются следующими условиями:

1. Тематика проектной работы, осуществляемая в рамках внеаудиторной работы, связана со страной изучаемого языка и самим языком (публикации постов осуществляются как на иностранном, так и на русском языке). Публикации на русском языке нацеленына большую читательскую аудиторию, они расширяют общелингвистические знания в независимости от изучаемого иностранного языка. Данную задачу успешно решает авторская рубрика «МИР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА».

2. Спектр вопросов и тем, над которыми работают студенты, включает самые различные аспекты (страноведение, историю языка, языкознание, лексикологию, грамматику, межкультурную коммуникацию). Посты посвящены общим вопросам, касающимся иностранного языка, культуре, традициям и обычаям страны изучаемого языка.

Студенты публикуют свои посты в авторских рубриках ведущих преподавателей. Размещение постов осуществляет администратор, он же является руководителем научно-образовательного проекта.

В настоящий момент для реализации проекта в рамках внеаудиторной работы студентов работают следующие авторские рубрики:

- Для изучающих немецкий язык: DEUTSCH LERNEN, DEUTSCHES KALENDER, RUND UM DEUTSCHLAND, PLANET WISSEN. В данных рубриках студенты знакомятся с новыми немецкими словами и выражениями. Они пишут сообщения по самым разным темам и реалиям, с которыми встречаются в ходе аудиторных занятий (FRÜHLING UND MEINE S TIMMUNG,FRÜHLINGSBLUMEN, REISEN UND LÄNDER, BERÜHMTE MENSCHEN DER WEL^ др.);публикуют информацию о праздниках в Германии, традициях и обычаях немецкоязычных стран, интересные факты о городах,достопримечательностях и интересных местах, которые они рекомендуют посетить, описывают различные термины и их употребление в немецком языке.

- Для изучающих английский язык: SHORT ENGLISH LEARNING PROJECTS, LEARNING ENGLISH,ALL-AROUND ENGLISH, ENTERTAINING ENGLISH, ENGLISH IN MY LIFE, BRITISH CALENDAR, STUDYING ENGLISH, WE CAN ENGLISH, IN ENGLISH PLEAS, ART & DESIGN. В данных рубриках представлены такие темы как: STUDENT LIFE, MY FAVORITE FOOTBALL CLUB, MY FAVORITE BOOK, MY FAVORITE FILM, MY FAVORITE CHARACTER, MY FAVORITE ARTIST, MY DREAM.

- Универсальные рубрики, вне зависимости от изучаемого языка: LIVE NEWS, FOREIGN CUISINE, MUSIC REVIEW, CINEMANIA, READ ME, AMAZING NATURE, FAUNA AND FLORA INTERNATIONAL, SWEET HOME, ЛИЦАПРОЕКТА. В них студенты рассказывают о событиях из своей жизни, о знаменательных событиях в жизни города и региона, кухнях мира, известных национальных блюдах, музыкальной жизни и знаменитостях в мире музыки, а также знакомятся с другими участниками проекта, размещая рассказ о себе по типу визитной карточки на иностранном языке. Вся информация сопровождается фото, включая авторские фотографии. Наглядность в виде картинок делает посты интересными и позволяет проявить креативный подход в подаче материала.

- Профессионально-ориентированная рубрика PROFESSIONAL предполагает публикацию работ студентов, как на иностранном, так и на русском языке. В данной рубрике осуществляется непосредственно профессионально-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Из постов в этой рубрике обучающиеся получают важнуюинформацию в профессиональном плане. В качестве примера одной из тем рубрики можно привести BERÜHMTE DEUTSCHE JURISTEN. По ряду тем, как, например, «ЛЕГКО ЛИ РОССИЙСКОМУ ЮРИСТУ ТРУДОУСТРОИТЬСЯ В ГЕРМАНИИ?», «ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ В ГЕРМАНИИ», «ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ», «КАК СТАТЬ АДВОКАТОМ В ГЕРМАНИИ» студенты публикуют компиляцию из аутентичных материалов. Данная работа предполагает перевод оригинального профессионального текста на русский язык. Сочетание знания иностранного языка и проектной деятельности является основополагающим для будущего специалиста [1, С. 371-374].

- Рубрика SHORT ENGLISH LEARNING PROJECTS позволяет представить результаты работы в мини-проектах по самым различным темам на английском языке, например: THE BEST PLACE I HAVE EVER BEEN, TRADITIONS AND CUSTOMS OF FOREIGN COUNTRIES, TRAVELLING; WHY DO I STUDY ENGLISH, MY HOBBY, VIDEO GAMES, MODERN TECHNOLOGIES, SHOPPING, CHARITY, UNUSUAL HOBBY.

В рамках балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов (зачет по дисциплине «Иностранный язык») предусмотрено творческое задание, которое предполагает публикацию постов в официальной группе в ВК в рубриках DEUTSCH LERNEN/LEARNING ENGLISH по определенной теме (например, для студентов 1 курса 1 семестр MY FAVOURITE PLACE IN THE CITY/COUNTRY). Студенты выполняют задание самостоятельно и после согласования с ведущим преподавателем текста поста, отправляют его вместе с фото администратору группы для размещения. Ссылку на опубликованный пост учащиеся размещают в электронной системе Пегас в задании БРС.

Реализуемый на кафедре иностранных языков и профессиональной коммуникации научно-образовательный проект WE MAKE THE FUTURE в рамках внеаудиторной работы студентов способствует повышению интереса студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка, позволяет совершенствовать полученные на занятиях знания и умения. Все это происходит в результате смещения ведущей роли в обучении иностранному языку с преподавателя на студента, и создает положительную мотивацию, что на наш взгляд является важным в изучении иностранного языка.

В успешной реализации научно-образовательного проекта важную роль играет правильно организованная работа преподавателя и студентов на всех стадиях подготовки публикации поста, доклада для участия в межинститутском круглом столе или выступления на внеклассном мероприятии. Студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую его тему, проблематику работы, найти и обработать материал при непосредственном руководстве ведущего преподавателя.

Выводы. Метод проекта очень эффективен в удовлетворении потребности в активном, самостоятельном, практически ориентированном обучении, он дает возможность каждому студенту, независимо от уровня владения иностранным языком проявить себя и быть максимально вовлеченным в изучение иностранного языка.

Преимущества данного метода проектной работы заключается в том, что студенты могут самостоятельно приобретать знания и получать опыт познавательной иучебной деятельности, а также имеют возможность применить полученные знания на практике (размещение постов на странице сообщества на платформе социальных сетей в группе ВК, опыт публичных выступлений на иностранном языке).

В эпоху цифровых технологий важно, чтобы обучающиеся умели пользоваться различными источниками сети Интернет и получать из них необходимую и полезную профессиональную информацию, которую учатся анализировать и систематизировать. Преподаватель выступает в этом процессе в роли консультанта и помощника.

Таким образом, данный метод позволяет использовать иностранный язык в максимально приближенных к реальности ситуациях.

Литература:

1. Болсуновская, Л.М. Специфика проектной методики в процессе обучения иностранному языку студентов младших курсов неязыковых вузов (на примере национально исследовательского томского политехнического университета) / Л.М. Болсуновская, В.Е. Миронова, А.А. Искоркина // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. -№ 2-3. - С. 371-374

2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М. - 1991. - С. 58-73

3. Повышение качества общего и профессионального обучения в условиях модернизации / Под ред. Н.Н. Никитиной: сб. статей. - Ульяновск: УлГТУ. - С. 24-28

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Теленская Дарья Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

КУЛЬТУРOТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

Аннотация. В работе рассматриваются основные культуротворческие технологии как фактор формирования художественного вкуса студенческой молодежи в условиях образовательного процесса вуза. Рассматривая такие понятия как «культура», «художественно-эстетическое воспитание» автор изучает основные подходы к развитию у студентов вуза художественного вкуса и системы культурных ценностей.

Ключевые слова: культура, художественный вкус, эстетическое воспитание, культурологические технологии.

Annotation. The paper considers the main cultural technologies as a factor in the formation of the artistic taste of students in the conditions of the educational process of the university. Considering such concepts as "culture", "artistic and aesthetic education", the author studies the main approaches to the development of artistic taste and a system of cultural values among university students.

Key words: culture, artistic taste, aesthetic education, cultural technologies.

Введение. Вопрос формирования художественного вкуса на разных этапах образовательного процесса считается важным во многих науках, таких как искусствоведение, психология, эстетика. Последние события развития мировой истории и культуры, масштабные социальные, политические и духовные процессы обязывают современную науку проявлять высокие требования к процессу формирования молодёжной культуры и воспитанию личности с широким кругозором, правильным воспитанием и хорошим художественным вкусом. Выпускники высших учебных заведений должны освоить новые духовно-нравственные ценности, научиться справляться с преобразовательными задачами, но самое важное - стать личностью с высоким культурным развитием и нравственностью. Последнее требует особого внимания к проведению занятий по эстетическому воспитанию студентов вузов.

Изложение основного материала статьи. Высшие учебные заведения являются основным звеном, развивающим художественный вкус индивида, поскольку культурологическое воспитание и приобщение к красоте входит в образовательные задачи профессий творческой направленности. Именно поэтому к развитию художественного вкуса у студентов необходимо подходить с особым вниманием и разными педагогическими подходами, к которым можно отнести предметно-пространственную среду учебного заведения, которая также служит способом социализации студентов на время обучения [3, С. 19].

От современного специалиста общество ждёт достижения высоких целей, следовательно, и к образовательному процессу выдвигаются обширные и многокомпетентные требования. Так, современная система вузовского образования уделяет много внимания таким вопросам как:

• формирование художественного вкуса;

• развитие способностей оценки морально-эстетических категорий;

• обогащение эстетических идеалов.

Этот факт позволяет сделать вывод о том, что главной задачей образования студентов является воспитание профессионалов, участвующих в культурном развитии общества во всех его проявлениях. При этом качества, позволяющие судить о специалисте как о профессионале, не всегда отвечают запросам современного социума, поэтому вопрос эстетического развития обучающихся высших учебных заведений особенно актуален.

Прежде чем говорить об особенностях развития эстетического и художественного вкуса у молодёжи, следует дать определение этим терминам. Оба они весьма схожи как по смыслу, так и по содержанию. Учитывая это многие учёные даже считают их синонимичными.

Художественным вкусом называют проявления способностей в искусстве, создание художественных произведений. Это его главное отличие от эстетического вкуса, под которым понимается способность воспринимать красоту окружающего мира и оценке художественных произведений. Это способность, которой может овладеть каждый.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.