Научная статья на тему 'АУДИТОРНАЯ И ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОЕКТНОГО И ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

АУДИТОРНАЯ И ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОЕКТНОГО И ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / АУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кармова Марьяна Ризоновна

В статье раскрывается влияние аудиторных и внеаудиторных проектов на мотивацию студентов неязыковых направлений вузовского образования к изучению иностранного языка. Феномен мотивации рассмотрен в статье как важная часть современного образования в высшей школе. Также в работе описаны методы проектного и проблемного обучения иностранному языку и проведен компаративный анализ представленных методик. Особенностью данных техник обучения является то, что студенты работают как в команде (при этом они вовлечены в творческий процесс, поскольку присутствует элемент соревновательности), так и индивидуально. В статье отмечается важность применения обеих представленных методик для повышения заинтересованности студентов в изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кармова Марьяна Ризоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS THE BASIS OF PROJECT AND PROBLEM METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article reveals the influence of classroom and extracurricular projects on the motivation of students of non-linguistic directions of higher education to learn a foreign language. The phenomenon of motivation is considered in the article as an important part of modern education in higher school. Also, in this scientific report, the methods of project and problem-based teaching of a foreign language are described and a comparative analysis of the presented methods is carried out. A feature of these teaching techniques is that students are involved both in a team (at the same time they are involved in the creative process, since there is an element of competition) and individually. The article talks about the importance of using both presented methods, without mutual exclusion, to increase students’ interest in learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «АУДИТОРНАЯ И ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОЕКТНОГО И ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

оригинальная статья

УДК 378.14(045)

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-66-69

Аудиторная и внеаудиторная деятельность как основа проектного и проблемного методов обучения иностранному языку в неязыковом вузе

М. Р. Кармова

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-7393-0119

аннотация

В статье раскрывается влияние аудиторных и внеаудиторных проектов на мотивацию студентов неязыковых направлений вузовского образования к изучению иностранного языка. Феномен мотивации рассмотрен в статье как важная часть современного образования в высшей школе. Также в работе описаны методы проектного и проблемного обучения иностранному языку и проведен компаративный анализ представленных методик. Особенностью данных техник обучения является то, что студенты работают как в команде (при этом они вовлечены в творческий процесс, поскольку присутствует элемент соревновательности), так и индивидуально. В статье отмечается важность применения обеих представленных методик для повышения заинтересованности студентов в изучении иностранного языка.

Ключевые слова: метод проблемного обучения; метод проектного обучения; мотивация; аудиторная деятельность; внеаудиторная деятельность

Для цитирования: Кармова М. Р. Аудиторная и внеаудиторная деятельность как основа проектного и проблемного методов обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(с):66-69. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-66-69

oRiGiNAL PAPER

Classroom and Extracurricular Activities as the Basis of Project and Problem Methods of Teaching a Foreign Language in a Non-linguistic University

M. R. Karmova

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-7393-0119

abstract

The article reveals the influence of classroom and extracurricular projects on the motivation of students of non-linguistic directions of higher education to learn a foreign language. The phenomenon of motivation is considered in the article as an important part of modern education in higher school. Also, in this scientific report, the methods of project and problem-based teaching of a foreign language are described and a comparative analysis of the presented methods is carried out. A feature of these teaching techniques is that students are involved both in a team (at the same time they are involved in the creative process, since there is an element of competition) and individually. The article talks about the importance of using both presented methods, without mutual exclusion, to increase students' interest in learning a foreign language.

Keywords: problem-based learning method; project-based learning method; motivation; class activity; extracurricular activity

For citation: Karmova M. R. Classroom and extracurricular activities as the basis of project and problem methods of teaching a foreign language in a non-linguistic university. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(с):66-69. Doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-^66-69

© Кармова М. Р., 2022

ВВЕДЕНИЕ

Умение общаться на иностранном языке — универсальная и неотъемлемая компетенция, которой должен овладеть выпускник любого российского вуза. Согласно учебным планам образовательных программ по неязыковым направлениям специализации в университете, дисциплина «Иностранный язык» не является основной, что обуславливает необходимость интенсификации процесса обучения с целью достижения обучающимися положительного результата в освоении иностранного языка. Языковое образование — это овладение умением общаться на иностранном языке. Результаты исследования свидетельствуют о том, что качество развития иноязычной компетенции зависит от 4 групп факторов: личностных, социокультурных, когнитивных и внутриязыковых. Среди личностных факторов выделяются мотивационные [1]. Чтобы увеличить мотивацию к изучению иностранных языков у студентов неязыковых вузов были внедрены многочисленные проекты различного уровня (всероссийские, международные, региональные, межвузовские): олимпиады, конкурсы перевода, конкурсы сочинений, видеоконкурсы, конференции и др.

Мотивация является важной частью различных подходов: личностно-ориентированного, компе-тентностного обучения, проблемного обучения, конструктивистского обучения, смешанного обучения и др. На данный момент вопрос мотивации к изучению иностранных языков обсуждается в контексте не только академических занятий, но и участия студентов во внеучебной деятельности. Есть несколько современных исследований, где рассматриваются барьеры и мотивация в рамках обучения английскому языку взрослых, разговорные и дискуссионные клубы как вид внеаудиторной деятельности, важность создания специальной образовательной среды при обучении второму иностранному языку и внеучебные творческие мероприятия в рамках индивидуальной образовательной траектории [2]. Однако в данной статье изучается мотивация студентов к изучению иностранного языка в контексте внедрения аудиторных и внеаудиторных мероприятий в академическую среду на основе методов проблемного и проектного обучения.

проектная деятельность

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ яЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Проектная деятельность в высшей школе направлена не только на мотивацию студентов, но и на

развитие аналитических, творческих и других навыков, которые способствуют проявлению собственной социальной позиции.

Учебная программа, основанная на проектах, предназначена для вовлечения учащихся в решение реальных задач. Это междисциплинарный подход, потому что реальные проблемы редко решаются с использованием информации или навыков из одной предметной области. Проекты требуют, чтобы учащиеся участвовали в исследованиях, разработке решений и создании продуктов. Выполняя работу, студенты часто используют знания и навыки из нескольких академических областей.

Проектно-ориентированное обучение — это метод, основанный на исследовании, который вовлекает учащихся в процесс получения знаний путем выполнения значимых проектов и разработки реальных продуктов [3]. Авторы книги «Проектное обучение» профессора Джозеф Крайчик и Намсу Шин [4] указали несколько отличительных черт проектно-ориентирован-ного обучения, включая сосредоточенность на целях обучения, участие в образовательной деятельности, сотрудничество между учащимися, использование вспомогательных технологий и создание осязаемых артефактов. Этот процесс требует от студентов совместной работы по поиску решений аутентичных проблем в процессе интеграции, применения и конструирования знаний. Преподаватели в данном случае выступают в роли фасилитаторов, обеспечивающих обратную связь и поддержку студентам в ходе подготовки к проекту.

В неязыковом вузе разговорные и дискуссионные клубы, где говорят на иностранных языках, необходимы для повышения мотивации к изучению иностранного языка через коммуникацию, дискуссию, дебаты; интенсификации процесса обучения иностранному языку посредством увеличения внеаудиторных часов; исследования и обсуждения тем и вопросов, выбранных самими студентами; развития навыков поисковой работы на основе иностранных источников; расширения кругозора знаний.

Следует отметить, что ситуация с распространением коронавирусной инфекции перевела многие мероприятия из очного формата в онлайн-пространство, значительно упростив организацию мероприятий.

Участие в разговорных и дискуссионных клубах укрепляет мотивацию к изучению ино-

странного языка и улучшает навыки общения на нем. Отчасти подобные проекты могут помочь в решении проблемы малого количества часов по дисциплине «Иностранный язык».

МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Проблемно-ориентированное обучение (ПОО) направлено на учащихся, работающих как индивидуально (в большинстве случаев), так и в группах, над решением открытой проблемы. Эта проблема и является мотивирующим фактором.

Использование проблемно-ориентированного обучения предоставляет студентам возможность развивать навыки, связанные с работой в командах, управлением проектами и выполнением руководящих функций, устным и письменным общением, самосознанием и оценкой групповых процессов, критическим мышлением и анализом, самостоятельным обучением. ПОО также направлено на применение изучаемой дисциплины к реальным ситуациям, в ходе которого у студентов повышается уровень исследовательской и информационной грамотности.

Необходимо отметить, что особенностью проблемно-ориентированного обучения является то, что вначале педагог, вместо преподавания соответствующего материала, ставит перед студентами саму проблему. Задания проблемно-ориентированного обучения могут быть простыми или более сложными и даже занимать целый семестр. ПОО часто ориентировано на группу, поэтому особенно полезно выделять аудиторное время, чтобы подготовить студентов к работе в группах.

Студенты, как правило, должны изучить проблему и определить, что они уже знают о ней. Также необходимо уточнить, что им нужно изучить, и где они могут получить информацию и инструменты, необходимые для решения проблемы. Учащиеся должны оценить возможные пути решения и сообщить о своих выводах преподавателю.

Методы проблемного обучения, к примеру, использование кейсов, должны быть неотъемлемой частью преподавания иностранного языка в вузе. Кейсы используются не только для проведения семинаров по иностранному языку, что, несомненно, развивает креативное и критическое мышление, но и могут быть базой проведения текущего и промежуточного контроля. Исполь-

зование кейсов в качестве контроля значительно сокращает уровень академического мошенничества и служит для демонстрации уровня знаний, полученных студентом в ходу изучения иностранного языка.

сопоставительный анализ

ПРЕДСТАВЛЕННЫХ МЕТОДИК

Поскольку методы проектного и проблемно-ориентированного обучения похожи, нам необходимо подчеркнуть их различия, особенно в высшем образовании.

И проблемное, и проектное обучение может быть применено в ходе семинаров, мастер-классов, тематических исследований, мероприятий дискуссионных клубов, круглых столов и пр. В обоих методах применяются конструктивистский и экспериментальный подходы к обучению [5]. При их использовании происходит переход от пассивного (преподаватель преподает, студенты получают информацию) к активному (студенты проводят поисковую работу, обрабатывают информацию, проводят сравнительный анализ источников, в результате чего преподаватель получает обратную связь) обучению. Учащиеся исследуют реальную проблему и пробуют ее решить, работая в малых группах. Сотрудничество в междисциплинарной команде наиболее эффективно.

Существуют и различия между проектным и проблемным обучением, что проявляется, например, в типах заданий и роли преподавателя, однако ключевым является способ обработки знаний. В проблемном обучении основное внимание уделяется применению знаний, в то время как в проектном акцент делается на конструировании знаний. Этот процесс создания новых знаний позволяет учащимся проверить и реализовать свои идеи так, как они хотят, что способствует развитию их инновационной компетентности.

Таким образом, автор считает эффективным внедрять метод как проектного, так и проблемного обучения, так как они оба способствуют самостоятельности и исследовательской деятельности учащихся. Исследование побуждает учащихся применять академический контент, отвечая на вопросы, и является важнейшим аспектом обучения. Уровень исследовательской деятельности (от закрепления полученных знаний при активном участии педагога до выполнения студентами всех этапов задания) зависит от навыков и опыта учащихся.

Но, несмотря на большой выбор занятий и их доступность, студенческая активность остается недостаточно высокой. Основной проблемой является личностный фактор: отсутствие мотивации и страх неудачи. В то же время студенты, уже бывавшие на подобных занятиях, демонстрируют высокую мотивацию к дальнейшему участию.

Могут ли проектно-ориентированное обучение и проблемно-ориентированное обучение сосуществовать в аудитории? Да, с небольшими корректировками эти методы можно совмещать или интегрировать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, представленное исследование показывает, что, во-первых, необходимо своевременное и качественное информирование студентов о проводимых мероприятиях. Во-вторых, у учащихся есть потребность в моральной поддержке и мотивации к изучению иностранного языка. А, в-третьих, включение методов проблемного и проектного обучения в аудиторную и внеаудиторную деятельность образовательной программы положительно сказывается на уровне владения иностранным языком.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / references

1. Мартынова Н. А., Шашкова В. Н., Власов К.А. Особенности преподавания английского языка в непрофильных образовательных организациях: анализ мнений обучающихся. Перспективы науки и образования. 2019;6(42):142-157.

Martynova N. A., SHashkova V. N., Vlasov K. A. Osobennosti prepodavaniya anglijskogo yazyka v neprofil'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah: analiz mnenij obuchayushchihsya. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects of science and education. 2019;6(42):142-157. (In Russ.).

2. Овинова Л. Н. Педагогические условия реализации метода проектов в образовательном процессе вуз. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019;11(2):79-90.

Ovinova, L. N. Pedagogicheskie usloviya realizacii metoda proektov v obrazovatel'nom processe vuza. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki» = Bulletin of the South Ural State University. The series "Education. Pedagogical sciences". 2019;11(2):79-90. (In Russ.).

3. Brundiers K., Wiek A. Do we teach what we preach? An international comparison of problem- and project-based learning courses in sustainability. Sustainability. 2013;5(4):1725-1746.

4. Krajcik J. S., Shin N. Project-based learning. The Cambridge handbook of the learning sciences. 2014;(2):275-297.

5. Barrows H. S. Problem-based learning in medicine and beyond: A brief overview. New Directions for Teaching and Learning. 1996;(68):3-11.

информация об авторе

Марьяна Ризоновна Кармова — старший преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия mkarmova@fa.ru

about the author

Maryana R. Karmova — Senior Lecturer of the Department of English for Professional Communication, Financial

University, Moscow, Russia

mkarmova@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.