Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МОТИВАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Наталья Александровна

Статья рассматривает роль внеклассной работы в формировании мотивации изучения иностранного языка. Внеклассная работа по иностранному языку имеет большую общеобразовательную и развивающуюся ценность. Эта работа не только улучшает знание иностранного языка, но и способствует расширению культурологического кругозора учащихся, развитию их творческого, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION DEVELOPMENT OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN EXTRACURRICULAR WORK

The role of extracurricular work in creating of motivation for learning a foreign language is considered in the article. Extracurricular work has great general education and developing value. This work not only improves the knowledge of a foreign language, but also contributes to the expansion of the students’ cultural outlook, the development of their creativity, aesthetic taste and, as a result, increases the motivation to study the language and culture of another country.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ»

4. Ду, Цюаньбо. Особенности имиджа КНР в русскоязычных печатно-сетевых СМИ Китая: диссертация. ... канд. фил. наук. 10.01.10 / Цюаньбо Ду. - ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов, 2017. - 174 с.

5. Кэ, Ян. Исследования политической коммуникации в Китае / Ян Кэ // Политическая лингвистика. - 2011. - № 3 (37). - С. 58-63.

6. Линь, Юйтан. Китайцы: моя страна и мой народ. Пер. с китайского и предисл. Н.А. Спешнев / Юйтан Линь. - М.: Вост. лит., 2010. - 335 с.

7. Лемешко, Ю.Г. Язык китайского общественно-политического текста (синтаксические и стилистические особенности): диссертация ... канд. фил. наук: 10.02.22 / Лемешко Юлия Геннадьевна. - СПб., 2001. - 166 с.

8. Лобанова, Т.Н. Политическая лексика в современном китайском языке (на материале массмедийных источников) / Т.Н. Лобанова, О.В. Фесик // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. - 2013. - № 5 (23): в 2-х ч. - Ч. II. - C. 127-131.

9. Малышев, В.Н. Пространство мысли. Истоки национального характера / В.Н. Малышев. - СПб.: Алетейя, 2009. - 408 с.

10. Манакин, В.Н. Сопоставительная лексикология / В.Н. Манакин. - Киев: Знания, 2004. - 326 с.

11. Масловец, О.А. Учебник китайского языка и китайская научная мысль / О.А. Масловец // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-3. - С. 106-113.

12. Никитина, Т.Н. Синтаксис китайского публицистического текста / Т.Н. Никитина. - СПб: Изд-во Восточный факультет СПбГУ, 2006. - 224 с.

13. Полный китайско-русский словарь, составленный по словарям Чжайльса, архимандрита Палладия (П. С. Попова) и другим / под ред. Епископа Иннокентия. - Т. 1-2. - Пекин: Типография Успенского монастыря при духовной миссии, 1909. - 954 с.

14. Попова, О.В. Политический анализ и прогнозирование: Учебник / О.В. Попова. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 464 с.

15. Рифтин, Б.Л. О синологических словарях и справочниках, старых и новых / Б.Л. Рифтин // Архив российской китаистики. - Т. I. - М.: Вост. лит., 2013. - С. 331-432.

16. Таранова, Е.В. Артпедагогика: основания, сущность, технология / Е.В. Таранова. - М.: Илекса, 2006. - 179 с.

17. Фролов, Э.Д. Русская наука об античности: историографические очерки / Э.Д. Фролов. - СПб.: Гуманитарная акад., 2006. - 604 с.

18. Чекменев, Д.С. Структура категории общественно политический дискурс / Д.С. Чекменев. URL: http://aprobacia.ru/struktura-kategorii-obshhestvenno-politicheskij-diskurs.html (дата обращения 17.10.2021).

19. Шишмарева, Т.Е. Некоторые особенности перевода канона Эръя / Т.Е. Шишмарева // Общество и государство в Китае. - 2016. - Т. 46. - № 1. - С. 254-262.

20. Су Баоцзюнь, Гао Хайпин. Чжэнчжи сюцы яньцзю шупин // Цзинань дасюэ сюэбань (шэхуэй кэсюэбань)

// 1 Обзор исследований политической риторики // Журнал

Цзинаньского университета (издание по общественным наукам). - 2016. - №. 26. - С. 36-43.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Алексеева Наталья Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ

РАБОТЫ

Аннотация. Статья рассматривает роль внеклассной работы в формировании мотивации изучения иностранного языка. Внеклассная работа по иностранному языку имеет большую общеобразовательную и развивающуюся ценность. Эта работа не только улучшает знание иностранного языка, но и способствует расширению культурологического кругозора учащихся, развитию их творческого, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Ключевые слова: внеклассная работа, самостоятельная работа, мотивация, социокультурном контексте, межличностное общение, когнитивные характеристики, развитие личности.

Anmtation. The role of extracurricular work in creating of motivation for learning a foreign language is considered in the article. Extracurricular work has great general education and developing value. This work not only improves the knowledge of a foreign language, but also contributes to the expansion of the students' cultural outlook, the development of their creativity, aesthetic taste and, as a result, increases the motivation to study the language and culture of another country.

Key words: extracurricular activities, independent work, motivation, socio-cultural context, interpersonal communication, cognitive characteristics, personality development.

Введение. Внеклассная работа по иностранному языку имеет большую общеобразовательную и развивающуюся ценность. Эта работа не только улучшает знание иностранного языка, но и способствует расширению культурологического кругозора учащихся, развитию их творческого, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Внеклассные мероприятия открывают широкие возможности для создания ситуаций, когда используется реальный язык, для создания языковой среды и изучения различных культурных проблем страны изучаемого языка.

Основными отличиями внеклассной работы от академической являются такие факторы, как добровольный характер участия, отсутствие строго регламентированных правил в отношении времени, места, формы их поведения, проявление независимости и инициативы студентов.

Внеклассная работа позволяет реализовать следующие цели:

1) повышение мотивации учащихся к изучению иностранных языков;

2) углубление и укрепление знаний и навыков, приобретённых на занятиях по иностранному языку;

3) развитие личности студента, включая его социальную, эмоциональную и интеллектуальную сферы;

4) расширение мировоззрения студента.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий повышает интерес учащихся к процессу изучения языка путём развития внутренней мотивации и переноса процесса обучения от учителя к студенту.

Внеклассные мероприятия способствуют интеграции мотивации, поскольку доброжелательное отношение к стране и к людям, говорящим на соответствующем языке, оказывает позитивное воздействие на изучение языка, а также может играть роль в создании инструментальной мотивации, то есть цели получить что-то практичное и полезное для будущей карьеры или личной жизни. Развитие социальных навыков наряду с повышением языковых навыков в процессе внеклассной работы помогает учащимся изменить свою жизнь или получить более широкие шансы на успех в жизни, т.к. в основе внеклассной работы всегда лежит добровольное участи.

В свою очередь, мотивация интегрирует когнитивные (познавательную направленность мотивов), эмоциональные (эмоционально-ценностный интерес), волевые (основные поведенческие установки и интенции), рефлексивные (самоконтроль мотивации и самоанализ) и ценностно-смысловые (нравственно-смысловая ориентация побуждений и мотивов) характеристики мотивационной сферы обучаемых.

Изложение основного материала статьи. Внеклассная работа - это прежде всего самостоятельная работа, где преподаватель выступает в качестве координатора, а учащиеся самостоятельно управляют процессом обучения, что воспитывает в них ответственность за результат и развивает внутреннюю мотивацию.

Студенты вправе самостоятельно выбирать источники информации, отвечающие их интересам, а не интересам тех, кто занимается планированием учебных программ. Это касается просмотра интернет ресурсов, чтения книг и статей, выбора музыки и фильмов, то есть материалов, имеющих более важное значение для учащихся и мотивирующих их в большей степени. Это позволяет отражать интересы учащихся; поскольку в большинстве случаев за организацию внеклассной работы отвечают сами студенты.

С другой стороны, внеклассные мероприятия являются естественным продолжение системы уроков, создавая благоприятных условий для общения. Участие в викторинах, конкурсах, тематических мероприятиях, научных конференциях повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка, улучшает качество знаний, развивает навыки общения, является повторением и закреплением ранее полученных знаний, слов и выражений. Например, участие в языковой олимпиаде является прекрасным мотиватором: во-первых, студент может проверить и адекватно оценить свои знания; во-вторых, определить дальнейшее направление в изучении иностранного языка.

Общепризнанным является факт, что иностранный язык не может быть востребован вне социума. Общество привносит свои коррективы в общение как на родном, так и на иностранном языке. При этом наблюдается взаимопроникновение и взаимовлияние процессов, происходящих в обществе, и психических процессов, связанных с изучением языков.

Наличия сотрудничества, где основной акцент сделан на развитие умений общаться, способствует не только формированию умений и навыков разговорной речи, но также развитию социальных и психологических качеств обучаемого, уверенности в себе, способности работать в коллективе.

К числу других очевидных преимуществ внеклассной работы относятся укрепление социального взаимодействия, лидерства, здорового отдыха, самодисциплины и уверенности в собственных силах.

Социокультурный контекст реализуется в развитии лингвострановедческих знаний и умений. К ним относится умение понимать иностранные реалии, знание истории и географии страны изучаемого языка, общественных и социальных отношений в стране, обычаев и традиций, экономики и искусства.

Очень важно, чтобы студенты, изучающие иностранный язык, испытывали интерес к другой культуре, новому образу мышления и восприятию мира. Культурные ценности, социальные нормы и этикет отражаются в языке и через него, и поэтому они должны быть отражены в процессе усвоения иностранного языка. Внеклассная работы позволяет студентам изучать и исследовать те научно-технические и социально-культурные области, которые представляются им важными и практическими с их точки зрения.

При освоении второго языка происходит изменение собственно языкового сознания, что неизбежно влияет и на общую картину мира в когнитивной сфере. Усвоение новой языковой системы приводит к изменению «угла зрения» на окружающий мир, его понятия, отношения и ценности, к преодолению монокультурности и лингвоцентризма.

Одна из общих функций «Иностранного языка», как любого другого учебного предмета, заключается в обеспечении общего развития обучаемого, расширении его кругозора, его знаний об окружающем мире, о людях, говорящих на этом языке. Вторая - связана с формированием определённых черт обучаемого, таких, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, инициативность, с усилением сознательных мотивов поведения. Одна из этих функций соотносится с социальными функциями человека, т.е. как средство взаимодействия, социальной связи. Другие нацелены на формирование самой личности - личности, способной принимать нестандартные, оригинальные, выходящие за рамки общепринятых решения, что прекрасно может реализоваться во внеклассной работе.

В настоящее время внеклассные мероприятия в высшем учебном заведении носят чаще всего массовые формы, то есть не имеют чёткой организационной структуры. К их числу относятся такие мероприятия, как языковые конкурсы, Олимпиады, тематические вечера и проведение конференций, дискуссий и встреч на иностранных языках. Эти мероприятия проводятся спорадически и основываются на широком использовании любительской и творческой инициативы. В качестве индивидуальной внеклассной работы можно рассматривать такие виды факультативных мероприятий, как подготовка презентаций для конференций, подготовка докладов в аудитории и написание статей для студенческих газет или журналов.

Чтобы посмотреть влияние внеклассной работы на формирование мотивации к изучению иностранного языка и тем самым определить эффективность работы кафедры в этом направлении было проведено небольшое диагностическое исследование.

В диагностике приняли участие 63 студента 2 курса бакалавриата и студенты магистратуры различных специальностей. Студентам было предложено заполнить небольшую анкету. Из списка внеклассной работы им нужно было указать те, в которых они участвовали за весь период изучения иностранного языка (в школе и в университете) и регулярность участия в этой работе. Анкета использовалась для выяснения активности каждого студента и разделения их на две группы «активные» и «неактивные».

Показатели мотивационного компонента изучались с помощью комплексной методики диагностики мотивов овладения и использования ИЯ Н.А. Емельянова, В.В. Рыжов [10, 13].

Для этого студентам были предложены утверждения, описывающие отношение к овладению иностранным языком. Каждому из приведённых суждений нужно было выставить одну из следующих оценок, поместив ее в протоколе опроса:

"5" - данное соображение является главным в моем стремлении к овладению иностранным языком;

"4" - среди других соображений данное занимает далеко не последнее место;

"3" - иногда я руководствуюсь данным соображением, овладевая иностранным языком;

"2" - почти никогда, изучая иностранный язык, не руководствуюсь данным соображением;

"1" - такие побуждения мне не свойственны.

Выбирая оценку, им необходимо было помнить, что "правильных" и "неправильных" ответов нет, и исследователей интересуют в первую очередь действительные отношения к изучению языка.

Методика позволяет выявить уровень мотивации овладения ИЯ по 5 категориям мотивов, составляющих две группы: внутренние МОИЯ и внешние МОИЯ. Внутренняя мотивация представлена системой профессионально-творческих, познавательных, коммуникативных и эмоционально-ценностных мотивов овладения языком и иноязычной деятельности. Внешняя мотивация представлена мотивом долженствования. Методика позволяет получить показатели по каждому отдельному виду мотивов.

Полученные по опроснику результаты сравнили с анкетами.

В таблице приведены результаты диагностики мотивационного компонента личности студентов изучаемой выборки в виде уровневых показателей в пятибалльной шкале.

Таблица

Результаты диагностики ведущих мотивов овладения иностранным языком студентов

Тип Виды мотивов Показатель СУП «неактивные Показатели СУП «активные»

Внутренние МОИЯ Профессионально-творческая 3,80 4,07

Познавательно-образовательная 3,53 4,01

Коммуникативная 3,78

Эмоционально-ценностная 3,41

Внешние МОИЯ Мотивация долга 3,24 | 3,11

В таблице приведены показатели по всем внутренним мотивам и мотиву долженствования, отражающему общий уровень внешней мотивации. Средний уровневый показатель (СУП) для мотивов выражен в 5-уровневой шкале, это значит, что СУП принимает значения о 1 до 5, а показатель 3 является точно средним уровнем мотивации.

Данные таблицы характеризуются следующим образом:

а) в обеих группах наиболее значимыми для оптимальной мотивации отношения к иностранному языку относятся такие внутренние мотивы, как профессионально-творческие и коммуникативные. В группе «активных» важным является также познавательно-образовательный мотив. Интересным является тот факт, что студенты обеих групп показали одинаковые результаты по коммуникативным и эмоционально-ценностным МОИИЯ, где эмоционально-ценностный менее значим.

б) показатели внешней мотивации немного отличаются в обеих группах. Часто «неактивные» студенты участвуют во внеклассной работе, чтобы получить оценку или дополнительный балл по предмету.

Проведённая диагностика позволяется сделать следующий вывод: участие во внеклассной работе формирует внутренние мотивы, связанные с интересами и увлечениями учащихся, которые в последствие реализуются в профессионально-творческую мотивацию. Те учащиеся, которые принимают активное участие в различных видах внеклассной работе используют все возможности, чтобы удовлетворить желание знать больше.

Значения коммуникативного фактора можно использовать для привлечения «неактивных» студентов к участию во внеклассной работе, чтобы впоследствии сформировать у них другие виды мотивации. В процессе подготовки и проведения внеклассной работы происходит развитие навыков коммуникации, а это вызывает дополнительный интерес к изучению языка, обогащению словарного запаса, развитию навыков проведения дискуссии, а также способности работать в группе.

Выводы. Таким образом, бесспорное преимущество внеклассной работы в том, что и сильные, и слабые в языке студенты получают возможность самореализации в творческом процессе подготовки и проведения мероприятий, чтобы почувствовать себя в ситуации успеха. Атмосфера сотрудничества и творчества оказывает позитивное воздействие на отношения между преподавателем и студентом. Можно с уверенностью сказать, что благодаря внеклассной работе на иностранном языке познавательные интересы студентов углубляются, развивается творческий потенциал личности, стимулируется эрудиция и эмоциональная ценность отношение к миру и к себе. Иными словами, внеклассная работа на иностранном языке способствует повышению эффективности образования. Следовательно, разработка и осуществление внеклассных мероприятий необходимы для повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1981. - С. 218-241.

2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1999. - 895 с.

3. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

4. Внеклассные учебные занятия - Российская, пед. Энциклопедия. - М.: 1993. - 152 с.

5. Dornyei, Z. Motivational Dynamics in Language Learning / Z. Dornyei, Peter D. MacIntyre, A. Henry. - Bristol: Multilingual Matters, 2015 - 456 p.

6. Dornyei, Z. Innovations and challenges in language learning motivation / Z. Dornyei. - London: Routledge, 2020. - 176 p.

7. Dornyei, Z. Motivation, language attitudes and globalisation: A Hungarian perspective/ Z. Dornyei, K. Csizér, N. Clevedon. - England: Multilingual Matters, 2006. - 206 p.

8. Дружинина, Р.В. Внеаудиторная работа при обучении студентов иностранным языкам и ее роль в совершенствовании коммуникативных навыков будущих менеджеров / Р.В. Дружинина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. - С. 127-132.

9. Доловова, Н.Н. Формирование коммуникативной компетентности студентов в педагогическом пространстве технического вуза. Диссертация ... канд. пед. наук 13.00.08 / Наталья Николаевна Доловова. - Ульяновск, 2003. - 222 с.

10. Емельянова, Н.А. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового вуза: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Емельянова Наталья Александровна. - Н. Новгород, 1997. - 229 с.

11. Колкер, М. Практическая методика обучения иностранному языку / М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - М: Издательский центр "Академия", 2001. - 259 с.

12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. Книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.

13. Профессионально-творческая подготовка специалиста: Коллективная монография / Под ред. проф. В.В. Рыжова. -Н. Новгород: УРАО, 2007. - 208 с.

14. Смирнов, А.Н. Нетрадиционные формы организации внеклассной деятельность / А.Н. Смирнов, Е.А. Фадеев. -СПб.: ООО «Дом книги», 2011. - 78 с.

15. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева. М.: 1991. - 117 с.

16. Якушина, Л.З. Связь уроков с внеклассной работой по иностранному языку / Л.З. Якушина. - Москва: Высшая школа, 1990. - 132 с.

Психология

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Курилкина Екатерина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К ВОПРОСУ О НАВЫКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Проблема профессионального общения педагогов дошкольного образования является одним из ключевых факторов эффективной организации образовательного процесса в детском саду. Несмотря на то, что в современной науке и практике уже накоплен и описан достаточный материал о формировании и совершенствовании навыков профессионального общения и коммуникативной компетентности педагога в целом, вопросы совершенствования профессионального мастерства являются наиболее актуальными и востребованными в профессиональной деятельности. В статье описаны ключевые определения и подходы к профессиональному общению педагогов, их коммуникативной компетентности. Авторами проведено рефлексивное исследование отношения педагогов дошкольного образования к профессиональному общению, а также определены наиболее эффективные форматы совершенствования навыков профессионального педагогического общения в непрерывном образовании, непосредственно в практике реализации профессиональной деятельности педагогов в детском саду. В заключении авторы приходят к выводам, что наряду с традиционными форматами совершенствования навыков профессионального общения (углубление знаний о предмете исследования) современные педагоги остро чувствуют необходимость приобретения и развития навыков публичной коммуникации для тиражирования своего опыта, для профессионального самовыражения.

Ключевые слова: профессиональное общение, педагоги дошкольного образования, коммуникативные способности, коммуникативная компетентность.

An^tatton. The problem of professional communication of a preschool teachers is one of the key factors in the effective organization of the educational process in kindergarten. Despite the fact that in modern science and practice sufficient material has already been accumulated and described on the development and mastering of professional communication skills and the communicative competence of a teacher in general, the issues of improving professional skills are the most relevant and in demand in professional activities. The article describes the key definitions and approaches to the professional communication of teachers, their communicative competence. The authors conducted a reflexive study of the attitude of preschool teachers to professional communication, and also identified the most effective formats for improving the skills of professional pedagogical communication in lifelong education, directly in the practice of implementing the professional activities of teachers in kindergarten. In conclusion, the authors come to the conclusion that, along with traditional formats for improving professional communication skills (deepening knowledge about the subject of research), modern teachers acutely feel the need to acquire and develop public communication skills in order to replicate their experience, for professional self-expression.

Key words: professional communication, teachers of preschool education, communication skills, communicative competence.

Введение. Уровень развития коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования - актуальная проблема современной науки, поскольку она связана с необходимостью и важностью формирования грамотного общения в профессиональной педагогической деятельности в дошкольном образовании. Эффективность применения современных стандартов в системе дошкольного образования напрямую определяется профессионально-педагогической компетентностью педагогов, которая, в свою очередь, характеризуется критерием педагогической коммуникативной компетенции, определяемой педагогической коммуникативной компетентностью [4]. Воспринимать, принимать, понимать и адекватно поддерживать ребёнка, обучая его способам культурного общения, а также уметь проектировать и распространять свой профессиональный опыт - наиболее востребованные профессиональные навыки педагога в современном образовательном контексте [10].

Изложение основного материала статьи. Термин «коммуникативная компетентность» долгое время использовался в социальной психологии и был принят как способность устанавливать и использовать множественные контакты с другими людьми на основе использования внутренних ресурсов, таких как коммуникативные знания и навыки. В отечественной научной теории нет однозначного определения коммуникативной компетентности [4].

Под коммуникативными навыками ряд исследователей понимает «умение строить и поддерживать множество отношений с другими людьми». По мнению исследователя, процесс эффективного общения характеризуется достижением взаимопонимания внутри коммуникаторов, а также глубокого понимания ситуации и основы общения. Это, в свою очередь, является предпосылкой решения задач и достижения коммуникативных целей при небольшой трате имеющегося потенциала [1, 4, 6].

Говоря о коммуникативных способностях педагогов, следует отметить, что развитие учебных коммуникативных знаний, коммуникативных умений и коммуникативных навыков должно происходить на протяжении всей образовательной деятельности. Это выражение может различать элементы образовательной способности, в том числе и образовательную коммуникацию [5].

В то же время ошибочно оценивать педагогическое общение только как процесс передачи информации одной системой передачи или получения ее другой системой. В случае образовательной коммуникации уместно говорить об отношениях между двумя личностями, каждая из которых является активным субъектом, по сравнению с обычным процессом обмена информацией. Это, в свою очередь, подчёркивает необходимость того, чтобы каждая сторона общения играла активную роль в передаче информации, принимая во внимание цели, мотивы и установки партнёра по общению [9].

В этом случае важно изучить природу и особенности коммуникативных навыков как важного элемента профессионализма педагога. Потому что знания, умения и навыки общения не являются главными важными факторами в деятельности. В условиях развития знаний специалистов дошкольного образования и неуклонного роста востребованности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.