6. Кара-оол Л.С. Литературлуг номчулга. 4 класс. Ниити еередилге черлеринге еередилге ному / Л.С. Кара-оол. Кызыл: ИРНШ, 2014. 160 с.
7. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Пособие для студентов пед. институтов / В.А. Никольский. М., 1971. 256 с.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. Минск, Народная асвета, 1981. 287 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Rybnikova M.A. Ocherki po metodike literaturnogo chteniya: posobie dlya uchitelya / M. A. Rybnikova. 4-e izd., ispr. M.: Prosveschenie, 1985. 288 s.
2. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart nachalnogo obschego obrazovaniya / M-vo obrazovaniya i nauki RF. M.: Prosveschenie, 2010. 31 s. (Standarty vtorogo pokoleniya).
3. Kudryashev N.I. Vzaimosvyaz metodov obucheniya na urokakh literatury: Posobie dlya uchitelya / N. I. Kudryashev. M.: Prosveschenie, 1981. 190 s.
4. Kara-ool L.S. Literaturlug nomchulga. 2 klass. niiti ооredilge cherleringe ооredilge nomu / l.S. Kara-ool. Kyzyl: IRNSH, 2012. 160 s.
5. Kara-ool L.S. Literaturlug nomchulga. 3 klass. niiti ооredilge cherleringe ооredilge nomu / l.S. Kara-ool. Kyzyl: IRNSH, 2013. 160 s.
6. Kara-ool L.S. Literaturlug nomchulga. 4 klass. niiti ооredilge cherleringe ооredilge nomu / L.S. Kara-ool. Kyzyl: IRNSH, 2014. 160 s.
7. Nikolskij V.A. Metodika prepodavaniya literatury v srednej shkole: Posobie dlya studentov ped. institutov / V.A. Nikolskij. M., 1971. 256 s.
8. Sukhomlinskij V.A. Serdtse otdayu detyam / V.A. Sukhomlinskij. Minsk, Narodnaya asveta, 1981. 287 s.
Кара-оол Любовь Салчаковна - к.фил.н., доцент кафедры теории и методики языкового образования и логопедии КПИ Тувинского государственного университета, E-mail: [email protected].
Kara-ool Lyubov - Cand. Sc. Philology, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Language Education and Logopedia, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State University, E-mail: [email protected].
УДК 371:811.111.1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Латыпова Э.Р.
СФ Башкирский государственный университет, Стерлитамак
PEDAGOGICAL CONDITION OF EFFECTIVE FOREIGN LANGUAGES
TEACHING
Latypova E.
Sterlitamak Branch of Bashkir State University, Sterlitamak
В настоящее время в высшем профессиональном образовании сделан акцент на самостоятельную деятельность студентов. В статье рассматривается взаимосвязь успешного обучения с организацией определенных педагогических условий, и анализируются внеаудиторные работы по иностранному языку, имеющие большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значения. Необходимость
формирования мотивации к изучению иностранных языков является очень важным моментом педагогического процесса.
Ключевые слова: самостоятельная работа, педагогические условия, внеаудиторная работа, обучение иностранным языкам, высшее образование, мотивация.
Currently higher professional education focuses on students' independent activity. The article reviewed the correlation of successful learning with the organization of certain pedagogical conditions, and analyzed the extracurricular activities for a foreign language class which have a great educational, pedagogical and developmental value. The necessity of formation of motivation to learn foreign languages is a very important aspect of the pedagogical process.
Key words: independent activity, pedagogical conditions, extracurricular activities, foreign languages teaching, higher education, motivation.
В современную эпоху профессиональное образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Происходящие в нашей стране изменения, связанные с демократизацией системы, полностью меняют парадигму организации высшего образования: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов.
Центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании, а совершенствование содержания и форм самостоятельной работы студентов становится главным потенциалом повышения эффективности высшего профессионального образования.
В условиях бакалавриата самообразование должно не только расширять культурный кругозор студентов, их научную эрудицию, но и способствовать их личностному самоопределению.
Мы можем надеяться на успешное развитие и функционирование педагогической системы, только при соблюдении определенных условий. Тем не менее, на сегодня нет четкого научного определения термина «педагогические условия».
По мнению исследователей (Н.М. Багаутдинов, М.И. Багаутдинова), одно явление - причина, другое - следствие. Причины - это побудительное начало, то, что порождает другое или вызывает в нем изменения. Следствие - это то, что с неизбежностью вытекает из другого [1].
Они отмечают, что причина предшествует по времени следствию. Основываясь на этом свойстве, мы всегда ищем причину интересующего нас явления в том, что предшествовало ему.
Для того, чтобы правильно определить причину того или иного следствия, необходимо уточнить, что такое условие. Условие - это совокупность обстоятельств, без которых данная причина не может вызвать данное следствие, однако условия без причины не порождают следствия.
Педагогические условия - это обстоятельства, способствующие проявлению и развитию творческой индивидуальности личности, т.е. проявления познавательной активности, сознательного саморазвития [1, с. 17-18].
В.И. Андреев рассматривает педагогические условия, как обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также
организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей [2].
Таким образом, мы будем рассматривать педагогические условия, как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, способствующих эффективному достижению намеченных целей.
Существующая в настоящее время практика обучения иностранным языкам в неязыковых вузах не является достаточно эффективной. Каким образом мы можем повысить ее эффективность? Количество учебных часов, отданных аудиторным занятиям для изучения иностранного языка в неязыковых вузах, недостаточно, поэтому на сегодняшний день актуальна проблема формирования условий внеаудиторной работы студентов.
Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы аудиторной и внеаудиторной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеаудиторной работе. При планировании и осуществлении внеаудиторной работы педагогический коллектив преподавателей иностранного языка должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны, помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам студентов и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Выпадение организации досуга и внеаудиторного времени студентов из поля деятельности институтов и кафедр привело к ряду негативных последствий: формированию у молодежи пассивной гражданской позиции, искажению гуманистических и общечеловеческих идеалов, отсутствию интереса к общественной жизни вуза и общества, что не замедлило сказаться на моральном и профессиональном уровне выпускаемых вузом специалистов. Подготовка высококлассных специалистов немыслима без развития в студентах таких качеств как, коммуникабельность, общительность, высокий культурный уровень, знание иностранных языков. Воспитание вышеперечисленных качеств наиболее эффективно при разумном использовании творческого потенциала студентов в свободное от учебного процесса время, т.е. на внеаудиторных занятиях.
Анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы, свидетельствует, что проблеме свободного времени еще в древнейшее время уделялось большое внимание в связи с тем, что оно предоставляет широкие возможности для развития личности, формирования мировоззрения, становления характера, (Аристотель, Д.Локк, Платон). В нашем понимании досуг - это специфический фактор самовыражения, обеспечивающий превращение свободного времени в средство активного отдыха и развития личности.
Внеаудиторная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора учащихся, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
При организации и проведении внеклассного мероприятия от преподавателя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов студентов, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов [3].
В этом возрасте обучающиеся стремятся к всестороннему развитию своей личности, к углубленному усвоению знаний. У них формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, им интересны проблемы человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается. Большое значение для юношей приобретает общение со своими сверстниками. Общение для них - неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального стиля поведения [4].
Знание психологических особенностей студентов - необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организации.
Хотя цели и задачи учебной и внеаудиторной работы полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
Самое важное - это добровольный характер участия. Это обязывает преподавателя своевременно обнаружить заинтересованность студентов внеаудиторной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность и тем самым пробудить в них интерес к ней. Форма внеаудиторной работы должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.
Внеаудиторная работа организуется в рамках свободного времени студентов. Что выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающейся времени, места, формы. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах.
В отличии от аудиторной работы, где помощь преподавателя играет ведущую роль, во внеаудиторной работе студенты проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества в выборе форм работы [5].
Главные рычаги эффективного управления процессами, протекающими в педагогических системах, скрыты в мотивации. Поэтому мы сосредоточили внимание на изучении мотивации студентов-бакалавров.
Мотивация - общее название для процессов, методов, средств побуждения педагогов и обучаемых к продуктивной деятельности. С позиций обучаемого следует вести речь о мотивации учения.
Важность формирования мотивации к изучению иностранного языка подчеркивается многими учеными (А.А. Алхазишвили, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.Л. Скалкина, Е.И. Пассов, Э.П. Шубина). Так же проблему формирования мотивации к обучению иностранному языку в неязыковом вузе исследовали О.Ю. Искандарова, В.Н. Кругликова, Т.В. Кучма, Э.А. Непомнящая.
Эффективность формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей повышается, если:
- при обучении иностранному языку реализуются в сочетании следующие подходы: контекстный, изучение английского языка в специальных целях, деятельный и сознательно-коммуникативный;
- используется комплекс педагогических средств, применяемых в условиях трех взаимосвязанных моделей контекстного обучения: семиотической, имитационный и социальной [6].
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений человека к труду основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие человека работать.
Мотивацию нельзя тренировать непосредственно, нельзя научиться ей, ее нужно стимулировать, развивать, повышать [1, с. 32-33].
Мотивы можно определить и как отношение педагогов и обучаемых к предмету их деятельности. Мотивы - очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Понимание мотивов - побуждений осложняется тем, что, во-первых, они всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело лишь с одним мотивом, а во-вторых, мотивы не всегда осознаются. Управление мотивацией - одна из центральных практических проблем педагогического менеджмента.
Мы выделяем следующие виды мотивации, развитие которых способствует повышению эффективности в обучении иностранному языку:
1) целевая коммуникативная мотивация, когда главная внутренняя установка студента - это общение со сверстниками и взрослыми;
2) инвентаризационная мотивация, вытекающая из осознания достигнутого обучающимися прогресса в изучении языка;
3) страноведческая мотивация, вытекающая из удовлетворения специфического, эмоционально-личностного интереса студентов к стране изучаемого языка, ее культуре, народу;
4) лингво-познавательная мотивация, вытекающая из интереса к самой языковой форме (например, к этимологии, приращению лексического запаса, работе с контекстом, сбору идиоматических выражений и т.д.);
5) компенсаторная мотивация - стремление к системности, полноте, нефрагментарности приобретаемых знаний, умений, навыков;
6) инструментальная мотивация, которая развивается на основе чувства радости и удовлетворения от выполнения определенных видов работы;
7) эстетическая мотивация, вытекающая из эстетического удовольствия, наслаждения, получаемого от процесса познания иностранного языка, от участия в различных формах внеклассной работы по иностранному языку.
Современные технологии позволяют включить обучающегося в разнообразные виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать различные виды заданий (самостоятельных, творческих, проблемных, исследовательских), отражающих и уровень развития студента, и его личностные интересы и особенности, и склонности к различным видам деятельности.
Целью внеаудиторной работы учебного характера является расширение и углубление знаний студентов по определенным темам, которым не уделяется достаточного внимания в рамках учебного курса.
Анализ передового педагогического опыта позволяет сделать выводы, что рационально организованная самостоятельная работа студентов способствует к
длительной интеллектуальной деятельности, овладению ими глубокими и прочными знаниями, развитию познавательных способностей. Библиографический список
1. Багаутдинов Н.М., Багаутдинова М.И.. Педагогические условия управления образованием в условиях модернизации системы образования. Уфа: БГПУ, 2003. 84 с.
2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. С. 568.
3. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе. М.: Просвещение, 1991, 207с.
4. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. Петровского А.В. М., Просвещение, 1973. 431с.
5. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.: Просвещение, 1980.
261с.
6. Диалектикапознания сложных систем / Под ред. B.C. Похтина. М.: Мысль, 1988. Bibliograflcheskij spisok
1. Bagautdinov, N.M., Bagautdinova, M.I. Pedagogicheskie usloviya upravleniya obrazovaniem v usloviyakh modernizatsii sistemy obrazovaniya. Ufa: BSPU, 2003. 84 s.
2. Andreev, V.I. Pedagogika tvorcheskogo razvitiya. Kazan, 1996, s. 568.
3. Savina, S.N. Vneklasnaya rabota po inostrannomu yazyku v sredney shkole. M.: Prosveshcheniye, 1991, 207s.
4. Vozrostnaya i pedagogicheskaya psikhologiya. // pod. red. Petrovsky A.V. M, Prosveshcheniye, 1973. 431s.
5. Kalechits, T.N. Vneklasnaya i vneshkolnaya rabota M .: Prosveshcheniye, 1980. 261s.
6. Dialektika poznaniya slozhnykh sistem / pod. red Pokhtina B.C. M .: Mysl, 1988.
Латыпова Эльвира Рашитовна - ассистент кафедры иностранных языков Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. E-mail: [email protected].
Latypova Elvira - Assistant Lecturer, Department of Foreign Languages, Sterlitamak Branch of Bashkir State University. E-mail: [email protected].
УДК 81.0
ТУВИНСКО-РУССКОЕ ДВУЯЗЫЧИЕ
Томилова Т.П.
Кызылский педагогический институт Тувинского государственного университета, Кызыл
TUVAN-RUSSIAN BILINGUALISM
Tomilova T.
Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State Universiy, Kyzyl
В данной статье рассмотрены вопросы тувинско-русского двуязычия в историческом аспекте, подняты проблемы дошкольного билингвизма, диагностики детей-билингвов, намечены перспективы научного исследования билингвизма.
Ключевые слова: тувинско-русский билингвизм, диагностика билингвальных детей с речевой патологией, языковые аспекты тувинско-русского билингвизма.