Научная статья на тему 'Особенности мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка'

Особенности мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТ / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ВНЕШНИЕ МОТИВЫ / ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ МОТИВЫ / HIGHER EDUCATION / LEARNING PROCESS / STUDENT / NON-LINGUISTIC MAJOR / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / MOTIVE / MOTIVATION / MOTIVATIONAL SPHERE / EXTRINSIC MOTIVES / INTRINSIC MOTIVES / INSTRUMENTAL MOTIVES / INTEGRATIVE MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Колдина Маргарита Игоревна

Вопросы, связанные с исследованием мотивации и выявлением ведущих мотивов к изучению иностранного языка у студентов нелингвистических специальностей, являются весьма актуальными и значимыми, так как мотивация рассматривается как основа успешной учебной деятельности, а также как один из важнейших компонентов процесса овладения иностранным языком. Целью исследования явилось определение специфики ведущих мотивов к изучению иностранного языка у студентов нелингвистических специальностей вуза. В статье определена роль мотивации в процессе изучения иностранного языка. Раскрыта сущность понятий «мотив» и «мотивация». Рассмотрены виды мотивов, а также модели мотивации к изучению иностранного языка. Выявлена специфика и классифицированы ведущие мотивы к изучению иностранного языка у студентов нелингвистических специальностей вуза. Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: изучение и системный анализ, обобщение и сравнение психолого-педагогической, научной и научно-методической литературы по изучаемой проблеме. Данное исследование может представлять профессиональный интерес преподавателям иностранного языка высших учебных заведений. Четкое представление о ведущих мотивах изучения иностранного языка у студентов нелингвистических специальностей поможет преподавателю с выбором эффективных форм, методов и средств обучения, способствующих формированию у учащихся устойчивой мотивации к овладению иностранным языком как средством общения в межкультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Колдина Маргарита Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF NON-LINGUISTICS STUDENTS' MOTIVATION FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Research on motivation and determination of the leading motives for foreign language learning among non-linguistics students are greatly relevant and significant since motivation is considered as the basis for a successful learning activity, and as one of the most important components of the process of foreign language mastering. The purpose of the study was to determine the specificity of the leading motives for learning English among university students of non-linguistic majors. The role of motivation during the process of foreign language learning is defined in the study. The essence of the concepts «motive» and «motivation» is revealed. The types of motives as well as models of motivation for foreign language learning are considered. The leading motives for foreign language learning among non-linguistics students of the university are determined and classified. To solve the problems, theoretical methods of research were used: system analysis, generalization, and comparison of psychological and pedagogical, scientific and methodical literature on the problem being examined. This study may be of professional interest among English teachers because a clear understanding of the leading motives for foreign language learning among non-linguistics students may help the teacher with the choice of effective forms, methods, and means of teaching which help develop students' sustainable motivation for mastering a foreign language as a means of communication in cross-cultural environment.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка»

педагогические науки

Минеева Ольга Александровна, Колдина Маргарита Игоревна ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ...

УДК 372.881.1

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© 2018

Минеева Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

иноязычной профессиональной коммуникации Колдина Маргарита Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, улица Челюскинцев, 9, e-mail: ritius@mail.ru)

Аннотация. Вопросы, связанные с исследованием мотивации и выявлением ведущих мотивов к изучению иностранного языка у студентов нелингвистических специальностей, являются весьма актуальными и значимыми, так как мотивация рассматривается как основа успешной учебной деятельности, а также как один из важнейших компонентов процесса овладения иностранным языком. Целью исследования явилось определение специфики ведущих мотивов к изучению иностранного языка у студентов нелингвистических специальностей вуза. В статье определена роль мотивации в процессе изучения иностранного языка. Раскрыта сущность понятий «мотив» и «мотивация». Рассмотрены виды мотивов, а также модели мотивации к изучению иностранного языка. Выявлена специфика и классифицированы ведущие мотивы к изучению иностранного языка у студентов нелингвистических специальностей вуза. Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: изучение и системный анализ, обобщение и сравнение психолого-педагогической, научной и научно-методической литературы по изучаемой проблеме. Данное исследование может представлять профессиональный интерес преподавателям иностранного языка высших учебных заведений. Четкое представление о ведущих мотивах изучения иностранного языка у студентов нелингвистических специальностей поможет преподавателю с выбором эффективных форм, методов и средств обучения, способствующих формированию у учащихся устойчивой мотивации к овладению иностранным языком как средством общения в межкультурной среде.

Ключевые слова: высшее образование, учебный процесс, студент, нелингвистическая специальность, иноязычная подготовка, мотив, мотивация, мотивационная сфера, внешние мотивы, внутренние мотивы, инструментальные мотивы, интегративные мотивы.

PECULIARITIES OF NON-LINGUISTICS STUDENTS' MOTIVATION FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

© 2018

Mineeva Olga Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the department «Foreign language professional communication» Koldina Margarita Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev Street, 9, e-mail: ritius@mail.ru)

Abstract. Research on motivation and determination of the leading motives for foreign language learning among non-linguistics students are greatly relevant and significant since motivation is considered as the basis for a successful learning activity, and as one of the most important components of the process of foreign language mastering. The purpose of the study was to determine the specificity of the leading motives for learning English among university students of non-linguistic majors. The role of motivation during the process of foreign language learning is defined in the study. The essence of the concepts «motive» and «motivation» is revealed. The types of motives as well as models of motivation for foreign language learning are considered. The leading motives for foreign language learning among non-linguistics students of the university are determined and classified. To solve the problems, theoretical methods of research were used: system analysis, generalization, and comparison of psychological and pedagogical, scientific and methodical literature on the problem being examined. This study may be of professional interest among English teachers because a clear understanding of the leading motives for foreign language learning among non-linguistics students may help the teacher with the choice of effective forms, methods, and means of teaching which help develop students' sustainable motivation for mastering a foreign language as a means of communication in cross-cultural environment.

Keywords: higher education, learning process, student, non-linguistic major, foreign language training, motive, motivation, motivational sphere, extrinsic motives, intrinsic motives, instrumental motives, integrative motives.

Качество выполнения и результат учебной деятельности зависят не только от способностей и знаний, но и от мотивации учащегося, так как деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивацию обычно связывают с желанием, потребностями, настойчивостью, активностью и энтузиазмом в достижении целей [1, с. 207]. Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов или мотивов побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Мотивация исследуется такими науками как психология, социология, педагогическая психология, андраго-гика, психолингвистика, поэтому существует множество подходов и точек зрения к определению терминов «мотивация» и «мотив», а также к пониманию сущности, природы и структуры данных явлений. А.Н. Леонтьев дает следующее определение мотиву: «предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане - мы называем мотивом деятель-

ности» [2, с. 30]. Б.П. Бархаев рассматривает мотив как «совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность» [3, с. 256].

В психологическом словаре термин «мотивация» трактуется как «совокупность факторов, влияющих на поведение. Среди психологических факторов, которые относятся к побудительным силам поведения человека, наиболее важную роль играют потребности, мотивы, цели, интересы и стимулы» [4, с. 220]. А. Вулфолк (А. Woolfolk) считает, что мотивация - это «внутреннее состояние, которое вызывает, направляет и поддерживает поведение» [5]. По мнению Р.С. Фельдмана (R.S. Feldman) мотивация - это «факторы, которые направляют и активируют поведение людей и других организмов» [6]. Таким образом, мотивацию можно считать движущей силой, определяющей поведение людей на сознательном и бессознательном уровне, а также готовность человека к достижению цели на физическом или умственном уровне.

В изучении иностранного языка мотивация также играет важную роль. Принято считать, что успех или неудача в овладении иностранным языком до определенной степени зависит от мотивации учащегося. Б. Спольски (B. Spolsky) утверждает, что мотивированные ученики узнают больше и учатся быстрее, чем учащиеся, которые менее мотивированы. В конкретной ситуации учащиеся, которые менее мотивированы, скорее всего, утратят внимание, будут плохо себя вести и нарушать дисциплину. А учащиеся с высоким уровнем мотивации, наоборот, будут активно работать и уделять больше внимания решению определенной задачи или учебной деятельности в целом [7, с. 157].

Отечественные и зарубежные ученые обсуждают вопросы о том, насколько важна мотивация для формирования иноязычной коммуникативной компетенции [8-15] и какова роль учителя в этом процессе, поскольку педагог должен знать, как мотивировать и, что не менее важно, поддерживать мотивацию учащихся. Кроме того, педагогу необходимо учитывать факторы, которые влияют на мотивацию, развивают интерес и влияют на поведение и учебную деятельность учащихся.

Г.В. Рогова называет мотивацию «важнейшей пружиной процесса овладения иностранным языком, обеспечивающей его результативность», поэтому педагог должен учитывать «все типы и подтипы мотивации» [16, с. 116]. В нашем исследовании мы будем рассматривать мотивацию к изучению иностранного языка как целостную систему, обладающую сложной структурой, активирующую поведение, направляя и организуя его, придавая ему личностный смысл и значимость. По своей структуре мотивация включает в себя совокупность личностных (мотивы, потребности, стимулы) и ситуативных (сложность задания, требования педагога и родителей, особенности ситуации и коллектива и т. д.) факторов, которые побуждают учащегося к изучению иностранного языка.

Существует несколько классификаций мотивации к изучению иностранного языка. Рассмотрим наиболее известные из них.

Довольно распространена классификация, согласно которой мотивы делятся на внешние и внутренние. Важно отметить, что в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке существует два подхода к определению внешней и внутренней мотивации.

Согласно первому подходу деление на внешние и внутренние мотивы происходит в зависимости от цели их направленности (Б.П. Бархаев, С.Т. Григорян, Н.Е. Кузовлева, Г.В. Рогова) [17]. Внутренние мотивы удовлетворяют познавательную потребность, направлены на сам процесс изучения иностранного языка. Это так называемые познавательные мотивы, которые применительно к изучению иностранного языка делятся на коммуникативные мотивы, определяющие желание общаться на иностранном языке; лингвопознавательные мотивы, т.е. положительное отношение к языку, к изучению его свойств и строения и операционно-инструментальные мотивы - положительное отношение к определенным видам работ и заданий. Если мотивы не удовлетворяют познавательную потребность, непосредственно не связаны с получением знаний (не совпадают с целью обучения) и направлены на достижение других целей за счет обучения, то они считаются внешними. К группе внешних мотивов относятся социально-обусловленные и личностные мотивы (Г.В. Рогова, Н.Е. Кузовлева); широкие социальные мотивы, узкие социальные мотивы и мотивы социального сотрудничества (Б.П. Бархаев). Таким образом, внешние мотивы имеют четкую социальную направленность. К ним можно отнести желание быть полезным членом общества, чувство долга перед обществом или группой, желание занять определенное место в системе отношений с другими людьми.

Второй подход основан на критерии утилитарно-прагматического смысла (И.И. Вартанова, J. Arnold, 18

L. Deci, M. Reichelt, R.M. Ryan). Если изучение иностранного языка удовлетворяет потребности в материальном благополучии, то в его основе лежат внешние мотивы. К числу внешних мотивов изучения иностранного языка относятся мотивы оценки и успеха (работа выполняется ради получения хорошей отметки), благополучия (работа выполняется из-за давления родителей и с целью избегания неприятностей), самоутверждения (завоевания престижа и уважения в глазах окружающих) [18, с. 98]. Овладение иностранным языком обусловлено стремлением к вознаграждению со стороны родителей, работодателей, учителей и т.п. или стремлением избежать наказания (R.M. Ryan, L. Deci) [19, с. 58]. Внутренние мотивы связаны с учебной деятельностью. Это означает, что учащиеся добровольно стараются изучить то, что считают нужным или важным для них. Учащиеся вовлекаются в учебную деятельность, которая является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. Внутренние мотивы - это импульс, стимул внутри самого учащегося к осознанной деятельности, т. е. внутренне мотивированный индивид изучает иностранный язык, испытывая к нему интерес, у него есть потребность в получении знаний, он осознает их важность.

Большое значение для овладения иностранным языком имеет учебная мотивация (Г.В. Артамонова, Г.В. Е.П. Турбина, В.С., В.П. Фурманова, И.А. Зимняя и др.) [20-28]. А.К. Маркова трактует учебную мотивацию как «направленность ученика на различные стороны учебной деятельности» и выделяет в ее составе две большие группы мотивов: познавательные, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, и социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями учащегося с другими людьми [29, с. 11-12].

Б. Вернер (B. Werner) подчеркивает комплексную структуру учебной мотивации, в состав которой включены познавательные мотивы; гражданские мотивы; мотивы социальной идентификации с преподавателем; мотивы социальной идентификации с родителями; мотивы переживания; материальные мотивы и мотивы значения [30, с. 6]. А.Н. Шамов и В.П. Фурманова выделяют такие виды учебной мотивации как 1) коммуникативную (желание повысить уровень коммуникативной компетенции); 2) лингвопознавательную (желание осмыслить языковые формы); 3) познавательно-образовательную (желание быть всесторонне образованным человеком); 4) инструментальную; 5) эмоциональную; 6) мотивацию честолюбия (связана с престижем владения иностранным языком); 7) интеллектуально-развивающую (возможность развивать интеллектуальные свойства личности); 8) прагматическую; 9) профессионально-педагогическую; 10) идентификационную; 11) мотивацию долга. Перечисленные виды мотивации образуют моти-вационную базу обучения иностранному языку, однако ведущую роль, по мнению ученых, играют коммуникативные, инструментальные, лингвопознавательные, познавательные и профессиональные мотивы [31, с. 181].

Р. Гарднер (R. Gardner) и В. Ламберт (W. Lambert) первыми провели масштабные исследования мотивации к изучению иностранного языка в билингвальных областях Канады и выделили следующие компоненты в составе мотивации, которыми должен обладать действительно мотивированный учащийся: интенсивность мотивации (время, затраченное на изучение языка и настойчивость ученика), желание изучать язык (насколько велико желание ученика овладеть языком) и положительное отношение к процессу изучения иностранного языка. Р. Гарднер выделил два типа мотивов изучения иностранного языка: интегративные и инструментальные. Интегративная мотивация означает стремление учащегося идентифицировать себя с культурой изучаемого языка, в то время как инструментальная мотивация подразумевает практическую ценность изучения иностран-Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Минеева Ольга Александровна, Колдина Маргарита Игоревна ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ...

ного языка с целью расширения возможностей карьерного роста или получения престижной работы. Важно отметить, что в теории мотивации Гарднера преобладал социально-психологический подход с ключевым принципом, согласно которому положительное отношение учащегося к иностранному языку и языковому сообществу оказывает более сильное, в отличие от инструментальных мотивов, влияние на изучение языка [32, с. 98]. В течение нескольких десятилетий теория Р. Гарднера и В. Ламберта считалась самой фундаментальной [33, с. 501], однако в дальнейшем были отмечены излишняя сфокусированность теории на интегративном мотиве и недостаточное внимание, уделенное инструментальной мотивации.

З. Дёрнеи (Z. Dôrnyei) предоставил альтернативный взгляд на проблему мотивации к изучению иностранного языка. Ученый рассмотрел мотивацию с «образовательной перспективы», подчеркивая, что педагогический стиль и компетентность преподавателя, дружественная атмосфера в классе и сплоченность учебной группы, уверенность учащегося в себе являются важными мотивирующими факторами [34, с. 273]. Модель изучения иностранного языка, разработанная Дёрнеем, состоит из трех мотивационных уровней, соответствующих трем составляющим процесса обучения: иностранному языку, учащимся и среде обучения. Языковой уровень (language level) включает в себя инструментальные и интегративные мотивы изучения иностранного языка. Уровень учащегося (learner level) состоит из личностных особенностей и характеристик учащегося (стремление к достижению успеха, уверенность в себе), которые воздействуют на процесс обучения. Уровень учебной ситуации (learning situation level) является самым тщательно разработанным элементом представленной модели. Он состоит из 1) мотивационных компонентов, связанных с особенностями учебного курса и относящихся к учебной программе, учебному материалу, методам и задачам обучения; 2) компонентов, относящихся к личности преподавателя, его стилю профессионально-педагогического общения; 3) мотивационных компонентов, связанных с особенностями учебной группы, ее контингентом и взаимоотношениями внутри группы.

Исследуя мотивацию студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка, очень важно учитывать специфику самого вуза. Студенты нелингвистических специальностей в первую очередь нацелены на изучение специальных предметов в рамках будущей профессии, а иностранный язык изучают как общеобразовательную дисциплину [35-41]. Как результат, наряду со студентами, осознающими важность владения иностранным языком для успешности в профессиональной деятельности в современном мире, значительная доля учащихся проявляет пассивность в изучении предмета или испытывает негативное отношение к иностранному языку, что может быть вызвано трудностями в его освоении или неправильно подобранными методами обучения.

Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблемам мотивации к изучению иностранного языка, результаты проведенных практических и эмпирических исследований, а также многолетний опыт работы авторов статьи в ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» позволяет выделить и классифицировать следующие мотивы, присущие студентам неязыковых специальностей.

В зависимости от источника возникновения данные мотивы можно разделить на внешние и внутренние. Далее мы располагаем каждый мотив по принадлежности к определенной группе и степени его выраженности у студентов неязыковых специальностей.

К группе внешних мотивов относятся:

- профессиональные мотивы, свидетельствующие о том, что иностранный язык изучается, исходя из опре-

деленных прагматических выгод, таких как получение престижной работы в будущем, расширение возможностей карьерного роста;

- узколичные мотивы, а именно мотив престижа, мотив самоутверждения и мотив достижения.

Вторую группу составляют внутренние мотивы, а именно:

- коммуникативные мотивы, когда студент изучает иностранный язык, чтоб иметь возможность использовать иностранный язык как средство коммуникации, для путешествий заграницу, для просмотра фильмов и чтения книг и журналов, для общения в социальных сетях и т. д.;

- инструментальные мотивы, заключающиеся в положительном отношении студентов к самой учебной деятельности, к определенным видам работ и заданий.

С позиций социально-психологического подхода Р. Ламберта инструментальная ориентация будет более влиятельным фактором в изучении иностранного языка по сравнению с интегративной направленностью.

Кроме того, в составе мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка присутствует и группа отрицательных мотивов. К их числу относятся мотив избегания неприятностей (получения отрицательной оценки, отчисления из вуза); желание родителей, чтоб ребенок владел иностранным языком; включенность предмета в образовательную программу.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в данном исследовании был предпринят анализ научных источников по вопросам мотивации с целью выявления специфики мотивации и ведущих мотивов к изучению иностранного языка у студентов нелингвистических специальностей. Авторы статьи надеются, что результаты исследования внесут вклад в решение задач по созданию у учащихся устойчивой мотивации к овладению иностранным языком как средством общения на международном и межкультурном уровнях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волков И.В., Шаманин Е.В. Эволюция понятия мотивация в трактовках зарубежных и отечественных ученых // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 206-209.

2. Общая психология. Психология мотивации и эмоций: учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / Н.В. Зоткин [и др.]. Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. 196 с.

3. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

4. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.

5. Woolfolk A. Educational Psychology. New Delhi: Pearson Education, 2012. 672 p.

6. Feldman R.S. Understanding Psychology. New Delhi: McGraw-Hill, 2012. 800 p.

7. Spolsky B. Conditions for second language learning. Hong Kong: Oxford University Press, 1990. 272 p.

8. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.

9. Минеева О.А., Оладышкина А.А., Клопова Ю.В. Способы повышения мотивации студентов к изучению английского языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 125-128.

10. Кузнецова С.В. Мотивационный компонент в обучении французскому языку в вузе (на примере урока «Язык СМИ») // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 76-79.

11. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 1.

12. Минеева О.А., Борщевская Ю.М., Козлова Е.А.

Основные мотивы изучения иностранного языка // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2018. № 2 (44). С. 76-80.

13. Смоловик О.В. Особенности мотивации изучения иностранного языка у студентов на разных этапах обучения // В сборнике: Язык и языковое образование в современном мире сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.Е. Беловой. 2016. С. 244-247.

14. Хамедова Г.Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 280-285.

15. Gonzales R.D. Differences in Motivational Orientation in Foreign Language Learning Context: Findings from Filipino Foreign Language Learners // The Assessment Handbook. 2011. Vol. 4(2). Pp. 19-42.

16. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: теоретико-практич. метод. пособие. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

17. Григорян С.Т. Мотивация учебной деятельности учащихся 5-8 классов при изучении иноязычной лексики: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1977. 16 с.

18. Reichelt M. Motivation und Fördurung von Lernleistung im universitären Fremdsprachenuntericht // Melnitschuk, D.O. (Hrsg.): Wissenschaftliche Nachrichten der Serie „Pädagogik. Psychologie. Philosophie" der Pädagogischen Fakultät der Nationalen Universität für Bioressourcen und Umweltwissenschaften der Ukraine, Kiew. Kiew, 2013. Band 192 (2). S. 96-102.

19. Ryan R.M., Deci L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25. Pp. 54-67.

20. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.

21. Турбина Е.П., Хомякова В.С. Психологические особенности обучения иностранным языкам // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2016. № 4 (32). С. 123-126.

22. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

23. Смирнова Е.В. Формирование мотивации студентов к применению электронных средствх учебного назначения в изучении иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 44-49.

24. Гузь Ю.А. Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 59-62.

25. Гарифова О.А. Изучение сравнений в английском языке (иностранный язык у будущих бакалавров сервиса и туризма) // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 18.

26. Умаров А.С. Теоретические основы формирования учебно-познавательной самостоятельности студентов в профессиональной подготовке по иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 164-167.

27. Малова Н.В. Дидактический потенциал средств записи и распознавания речи в преподавании иностранного языка студентам института культуры // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 258-260.

28. Чиж Р.Н. Иностранный язык в контексте непрерывного образования в художественном вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 243-245.

29. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формиро-

20

вание мотивации учения: монография. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

30. Werner B. A theory of motivation for some classroom experiences // Journal of Educational Psychology. 1999. Vol. 71. No.1. Pp. 3-25.

31. Фурманова В.П., Шамов А.Н. Мотивация как основа успешного овладения иностранным языком в школе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2012. № 18. С. 177-188.

32. Gardner R.C., Lambert W.E. Attitudes and Motivation in Second Language Learning. Rowley, Mass.: Newbury House Publishers, 1972. 313 p.

33. Crookes G., Schmidt R.W. Motivation: Reopening the Research Agenda // Language Learning. 1991. Vol. 41. Pp. 469-512.

34. Dornyei Z. Motivation and Motivating in the Foreign Language Classroom // The Modern Language Journal. 1994. Vol. 78. No. 3. Pp. 273-284.

35. Архипова М.В. Особенности иностранного языка как учебного предмета на современном этапе образования // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-1 (111). С. 142-145.

36. Хисамутдинова Н.В. Межпредметная интеграция как средство повышения эффективности преподавания иностранного языка в нелингвистическом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 180-183.

37. Блиева Ж.М. Формирование экспрессивной компетентности как способа придания речи студентов нелингвистических факультетов особой выразительности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 29-31.

38. Минеева О.А., Красикова О.Г. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: монография. Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. 196 с.

39. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Экспериментальное исследование отношения студентов к изучению иностранного языка на разных этапах обучения // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2. С. 673-677.

40. Сидакова Н.В. Расширение и оптимизация инновационных методов обучения иностранным языкам студентов нелингвистических специальностей в контексте перехода на ФГОС-3+ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 188192.

41. Шавина Д.И., Мухутдинова Л.Р., Даричева М.В. Использование интернет-ресурсов и мобильных приложений как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 4 (20). С. 879-882.

Статья поступила в редакцию 02.08.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.