Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
обучение / образование / дистанционное обучение / ограниченные возможности здоровья / training / education / distance learning / limited health opportunities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепелева А.Б.

Целью исследования являлось создание модели образовательного пространства для обучения и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве. Для этого необходимо было выявить текущую удовлетворенность обучающихся и их законных представителей предоставляемыми образовательными услугами и разработать эффективную систему взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чепелева А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS USING E-LEARNING AND DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN A SCHOOL FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

The purpose of the study was to create a model of an educational space for learning and socialization of children with disabilities in an inclusive educational space. To do this, it was necessary to identify the current satisfaction of students and their legal representatives with the educational services provided and to develop an effective system of interaction.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»

УДК 376.2

Чепелева А.Б.

магистрант Вятский государственный университет (г. Киров, Россия)

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Аннотация: целью исследования являлось создание модели образовательного пространства для обучения и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве. Для этого необходимо было выявить текущую удовлетворенность обучающихся и их законных представителей предоставляемыми образовательными услугами и разработать эффективную систему взаимодействия.

Ключевые слова: обучение, образование, дистанционное обучение, ограниченные возможности здоровья.

Сегодня роль диагностики очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития; определение их оптимального образовательного маршрута; обеспечение индивидуального сопровождения в учреждении общего типа; разработка программ индивидуального обучения для детей со сложными и тяжёлыми нарушениями психического развития, для которых обучение в соответствии с типовыми образовательными программами является недоступным. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого всестороннего изучения ребёнка. Построение психолого-педагогического обследования ребёнка с особенностями психофизического развития должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать разные

нарушения и их соотношения.

Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов психологической диагностики (эксперимент, тест, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей будут способствовать повышению эффективности диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития ребенка.

В ходе работы было выделено 2 больших этапа: анализ и эксперимент.

Первый этап предполагал анализ возможности организации учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ). Для этого был разработан план мероприятий по изучению и применению методик по внедрению системы ДОТ. Ограниченный выбор технического инструментария для внедрения системы выявил острую нехватку качественно подготовленных организационно-педагогических условий.

Второй заключительный этап заключался в эксперименте по внедрению в образовательный процесс ДОТ. Система дистанционного взаимодействия успешно прошла апробацию при обучении при непосещении обучающимся школы по причине здоровья, при работе с неуспевающими, подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ.

В ходе работы было выявлено, что существуют два различных показателя, которые существенно влияют на результат исследования, а именно: удовлетворенность техническими средствами и удовлетворенность самим образовательным процессом. По результатам анкетирования пришлось существенно расширить перечень необходимых критериев для реализации системы ДОТ с учетом специфики учреждения и наличия материально-технической базы. Недостаточность финансирования в значительной степени повлияла на использование в процессе обучения более дешевых образовательных платформ.

В процессе экспериментального введения системы ДОТ увеличилось количество обучающихся участвующих в творческих конкурсах, проектной деятельности, т.е. возник рост мотивации в познавательной и развивающей деятельности.

Готовность обучающихся к восприятию информации через удаленную систему привела к высокой оценке степени удовлетворенности системой дистанционного взаимодействия.

Проект по внедрению модели инклюзивного образовательного пространства в школе, где обучаются только ученики с ОВЗ тесно связан с формированием и последовательной реализацией национальной системы учительского роста, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями.

Для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения

изучаемого предмета. А также классный руководитель совместно с родителями может выстроить индивидуальную траекторию обучения для класса в целом и для каждого ученика в отдельности.

Опыт в режиме дистанционного обучения в полном объёме показал, что при всех плюсах обучения средствами интернет-технологий не заменит традиционных форм образовательного процесса. Необходимость в таком методе обучения может быть обусловлена некоторыми факторами, среди которых можно назвать:

1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и учителей;

2. работа с часто болеющими детьми;

3. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.);

4. участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;

5. подготовка к экзаменам (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).

Обучение с использованием образовательных платформ выполняет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет

возможности обучения; позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 27Э-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"

2. Дистанционное образование: Методические материалы для учителей /Авт.- составитель Ю.И. Ловыгина. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», - 65 с. http://rcokoit.mЛibrary.htm?mode=book&bookid=1020

3. Дистанционное обучение вашего ребенка (материалы для родителей) / Сост. З.Ю. Смирнова. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. - 57 с. Шр://гсоко111.ги/НЬгагу.Ь11т?тоёе=Ьоок&Ьоок1ё=1015

Chepeleva A.B.

Vyatka State University (Kirov, Russia)

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS USING E-LEARNING AND DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN A SCHOOL FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

Abstract: the purpose of the study was to create a model of an educational space for learning and socialization of children with disabilities in an inclusive educational space. To do this, it was necessary to identify the current satisfaction of students and their legal representatives with the educational services provided and to develop an effective system of interaction.

Keywords: training, education, distance learning, limited health opportunities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.