Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

208
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система Moodle / интегрированное обучение / дистанционная форма образования / инклюзивное образование / электронные образовательные ресурсы / дети инвалиды / ограниченные возможности здоровья.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарифжанова Нилуфар Муратжановна, Юлдашов Рахман Хусанович, Якубов Максадхонсултаниязович

Статья посвящена вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов. Автор раскрывает задачи, формы и виды организации работы при обучении учащихся с ОВЗ, с использованием электронных систем образования. Особое внимание обращено использованию электронного образовательного ресурса Mooble. Электронный образовательный ресурс в системе Mooble составлен на основе электронного учебного пособия по предмету, является дополнительным источником обучения, который имеет такие положительные особенности, как интерактивность и доступность, что немало важно в дистанционном обучении. Удобный при использовании электронный образовательный ресурс предназначен учителям, обучающимся в Республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарифжанова Нилуфар Муратжановна, Юлдашов Рахман Хусанович, Якубов Максадхонсултаниязович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ»

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE В ДИСТАНЦИОННОМ

ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Шарифжанова Нилуфар Муратжановна

Магистрант Ташкентского университета информационных технологий имени

Аль-Хорезмий Lotos 1981 n@gmail.com

Юлдашов Рахман Хусанович

Старший преподаватель, Ташкентского университета информационных

технологий имени Аль-Хорезмий yuldashev02@mail.ru

Якубов МаксадхонСултаниязович

Научный руководитель, профессор ТУИТ maksadhan@mail. ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов. Автор раскрывает задачи, формы и виды организации работы при обучении учащихся с ОВЗ, с использованием электронных систем образования. Особое внимание обращено использованию электронного образовательного ресурса Mooble. Электронный образовательный ресурс в системе Mooble составлен на основе электронного учебного пособия по предмету, является дополнительным источником обучения, который имеет такие положительные особенности, как интерактивность и доступность, что немало важно в дистанционном обучении. Удобный при использовании электронный образовательный ресурс предназначен учителям, обучающимся в Республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов.

Ключевые слова: система Moodle, интегрированное обучение, дистанционная форма образования, инклюзивное образование, электронные образовательные ресурсы, дети инвалиды, ограниченные возможности здоровья.

ANNOTATION

The article is devoted to the questions of arrangement of distant education for disabled children. The author shows the tasks, forms and types of work organization during the education for children with health limitations when using the electronic educational systems. The special attention is paid to the use of electronic educational resource Moodle. The electronic educational resource in Moodle system is based on the electronic educational material according to the represented subject. It's an

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

additional educational source that has some advantages such as interactivity and accessibility. These features are quite important in distant education. The electronic educational resource is confortable in use and is for teachers and students of Republic Center of distant education for disabled children.

Keywords: Moodle system, integrated learning, distance education, inclusive education, electronic educational resources, disabled children, disabilities.

В последнее время мы видим быстрое развитие информационных технологий, благодаря чему появилась возможность детям-инвалидам получить образование дистанционно в режиме он-лайн. Проведение уроков на дому или дистанционно - это основные достоинства такого вида обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Посредством Интернета они общаются с реальным учителем индивидуально или могут принять участие в работе мини-группы в формате телеконференции. Уроки проводятся по 40 минут, что позволяет сохранять максимальную эффективность восприятия материала. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками, у него появляется связь буквально со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома по индивидуальной учебной программе, по удобному расписанию, что позволяет адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного человека.

Для создания оптимальных условий при обучении детей - инвалидов, необходимо не только индивидуальное обучение, но и использование новых форм и способов обучения, одним из которых является организация работы на электронном портале образовательного учреждения. Здесь учителями, специалистами создана система Moodle для изучения учебных предметов и проведения коррекционных занятий.

Вообще, использование электронных учебных пособий очень удобно в дистанционном образовании; они безопасны, универсальны и доступны каждому ученику. В течение учебного года многие наши учащиеся с ОВЗ отлучаются от образовательного процесса из-за прохождения лечебных и санаторных процедур, врачебно-психологических комиссий. Отлучившись на время от учебы, ученик не отстаёт от программы, благодаря электронным учебным пособиям он самостоятельно может ознакомиться, изучить, обобщить учебную тему, выполнить практические упражнения и задания. Таким образом, ребёнок-инвалид получает доступ к образовательному пространству и возможность реализовать свои потребности по индивидуальному плану.

На основе данного электронного учебного пособия создана система Mooble для более практичного изучения предметов. Система Mooble- это электронный образовательный ресурс по учебномым предметам, дополненный компьютерными презентациями, интерактивными дидактическими

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

упражнениями и тестовыми заданиями. Здесь в системе МооЫе каждый урок насыщен компьютерной презентацией, где отражается учебный материал по языку и литературе; удобной, доступной и для ученика, и для учителя. Если на уроке потребуется дополнительная информация по дисциплинам, то в данном модуле сразу указывается ссылка на веб-адрес конкретного нужного материала по интернет источникам, что экономит время учителю и ученику. Также очень интересны и разнообразны видео и аудио файлы, связанные с лексической темой каждого урока. Предложенные в системе МооЫе художественные, документальные фильмы учащиеся могут смотреть и вне урока, они представлены как дополнительные учебные пособия для более углубленного и практичного изучения языка. Система МооЫе включает в себе интерактивные дидактические материалы, тестовые задания для проверки и контроля знаний учащихся. Тестовые задания разноуровневые: есть и простые вопросы, где требуются ответы "да" или "нет", есть и усложнённые задания, где требуются составление логической последовательности, установление соответствия в понятиях. Ответив на них, ученик сразу видит свои баллы, оценку, ошибки. Тестовые задания доступны ученикам только в день контрольных работ.

Таким образом, неоспорима польза в использовании системы МооЫе при изучении предметов в дистанционном образовании детей- инвалидов. В первую очередь, система МооЫе привлекает своей интерактивностью, доступностью, что является важным фактором при организации дистаницонного обучения детей-инвалидов.

Организация обучения с использованием дистанционных технологий становится всё более распространённым в системе образования. Широкое использование дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) позволяет обеспечить равные права граждан Республики Узбекистан на получение качественного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. На сегодняшний день накоплен значительный опыт использования дистанционных образовательных технологий и моделей дистанционного обучения по Республике.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном

Zamonaviv ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va vutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

(на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Определение понятия дистанционное обучение (ДО) можно найти в глоссарии Республиканского образовательного портала (http://edu.uz), где ДО определяется как «способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся». Основные принципы данной формы обучения отражены в следующем определении: «Дистанционное образование (обучение) - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и учащихся в информационно-образовательном пространстве с помощью ИКТ, при котором процессы преподавания и учения разделены в пространстве и во времени» .

К основным ДОТ относятся:

Кейсовая технология - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения.

Телевизионная технология - технология обучения с использованием телевизионных средств.

Интернет-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Для построения дистанционного обучения необходимо внедрение системы дистанционного обучения, которая обеспечит предоставление необходимых для организации и проведения обучения сервисов. В настоящее время под системой дистанционного обучения понимается специальная учебная среда, которая позволяет комментировать работу ученика, давать рекомендации по исправлению ошибки и работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Современные системы дистанционного обучения обеспечивают:

- централизованное автоматизированное управление обучение;

- быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента;

- поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;

- персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

- широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

Современные системы дистанционного обучения основываются на использовании специальных инструментальных средств и оболочек для разработки курсов. Это использование имеет следующие преимущества:

- существенно снижается время на разработку курсов;

- снижаются общие затраты образовательной организации на разработку и использование курсов ДО;

- обеспечивается современный уровень функциональных и коммуникационных возможностей и пользовательского графического интерфейса курса;

- исключаются многие ошибки начинающих разработчиков курсов ДО.

Дистанционные образовательные технологии и различные модели

дистанционного обучения широко используются, развиваются и совершенствуются, являются предметом изучения разных наук.

Возможности ДО:

- предоставляет учащимся равные возможности для получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, социального положения и т. д.;

- позволяет учащемуся выбирать комфортное место, время и темп обучения, а также выстраивать собственный образовательный маршрут;

- обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;

- создаёт условия и предоставляет средства, необходимые для самообучения, с учётом индивидуальных возможностей и запросов учащихся (в том числе обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам);

- позволяет формировать уникальные образовательные программы за счёт комбинирования учебных модулей по курсам, предоставляемым образовательными учреждениями.

Исследователи отмечают, что ДО находит всё более широкое применение в общеобразовательных школах. В первую очередь в рамках развития образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение ДО в общеобразовательных школах позволяет решать следующее задачи:

- дополнительное обучение: подготовка к ГИА, олимпиадам;

- углубленное изучение темы, раздела из школьной программы;

-дистанционные уроки профильных, элективных курсов для учащихся 811 классов;

- индивидуальное обучение, консультации для ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках по предметам школьного цикла;

- базовый курс школьной программы для учащихся, которые находятся на домашнем обучении;

Zamonaviv ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va vutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

- дополнительное образование по интересам.

Организация обучения с использованием ДО предполагает реализацию следующих дидактических принципов:

- общих, включающих в себя принципы гуманизации обучения, научности, системности, развития.

- принципов, относящихся к целям и содержанию обучения, (соответствие целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; целостности и комплектности).

- принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствия дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения обучающихся к учению; проблемности; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения).

Целевую группу составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий и не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером, а также дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования.

Следует отметить, что практически все специалисты, серьезно занимающиеся организацией учебного процесса в дистанционной форме, пришли к убеждению в том, что полная индивидуализация мало эффективна. Важно понимать, что развивая ребёнка удалёнными способами, не решается главная проблема - социализация детей среди сверстников. Учитывая данный фактор, рекомендовано использовать дистанционное обучение в сочетании с традиционным форматом обучения.

REFERENCES

1. Психолого-педагогические условия дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации /Галлямова Ю.С., С.А. Масленникова, Л.Н. Никитина, Н.Н. Яковлева - СПб.: СПб АППО, 2010. - 100 с.

2. Специфика разработки электронных курсов для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / Мамонтов Д. И., Андреева Е. И., Денисенко А. В., Шкиря Е. В. - СПб.: СпбАППО 2010.- 100 с.

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

3. Яковлева Н. Н. Специфика организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации.-СПб.: СпбАППО 2010.- 102 с.

4. Афанасьева О.В. Место дистанционного обучения в системе образования инвалидов /О.В. Афанасьева //Проблемы подготовки специалистов в области реабилитации, профессиональной реабилитации и образования инвалидов с использованием инновационных технологий: мат. науч.-практич. конф.: 8 апреля 2010 год.- СПб., 2010.- С.36-37.

5. Евдокимов Ю.К. Дистанционные и виртуальные информационные технологии в современном школьном образовании /Ю.К. Евдокимов, А.Ш. Салахова, А.Ю. Кирсанов //Школьные технологии.- 2010.- №5.- С.71-78.

6. Евтушенко И.В. Особенности применения информационно-коммуникативных технологий в обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья /И.В. Евтушенко //Коррекционная педагогика. Теория и практика.- 2012.- №4.- С.24-27.

7. Шр://гсёо.ву1ев.пе1:/соиг8е/у1е,^рЬр?1ё=83 - ЭОР по башкирскому языку ГБОУРЦДО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.