УДК 378
Бочков П.В., к.э.н.
доцент
кафедра экономики и менеджмента ФГБОУВО «Уральский государственный педагогический университет» Россия, г. Екатеринбург
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация. В настоящей статье рассмотрены основные проблемы обучения детей-инвалидов в РФ. Рассмотрены образовательные программы с применением электронного обучения и ДОТ для различных категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья).
Ключевые слова. Дистанционное образование, инвалиды, программы, технологии.
Bochkov P. V., candidate of economic sciences, associate professor Associate Professor of the Department of Economics and Management
FGBOU VO «Urals State Pedagogical University» Russia, the city of Ekaterinburg ORGANIZATION OF REMOTE EDUCATION FOR CHILDREN OF
DISABLED PEOPLE IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract. In this article, the main problems of teaching children with disabilities in the Russian Federation are considered. Educational programs with the use of e-learning and DOT for various categories of children are considered, including for children with special needs (gifted children, disabled children and children with disabilities).
Keywords. Distance education, disabled people, programs, technologies.
Статистика по количеству детей признанных инвалидами, к сожалению, не утешительна. В 2017 году 636024 ребенка по всей Российской Федерации имеют статус ребенок-инвалид, это дети с рождения и до 18 лет. Все эти дети в соответствии с законом должны будут получать образование и для них должны быть созданы специальные условия. По данным правительства РФ «в 2015/2016 учебном году обучалось 249 тыс. детей-инвалидов. Из них: в специальных (коррекционных) школах - 86,3 тыс., с использованием дистанционных технологий - 17,5 тыс., инклюзивно - 145,2 тыс.»
Безусловно актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обуславливается спецификой современной образовательной ситуации.
В образовательной политике государства в стратегических документах намечены направления, являющиеся особенно актуальными и внимание к этой проблеме одно из них. В «Федеральной целевой программе развития
образования на 2011 - 2015 годы в задаче «модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» заявлен показатель «Доля детей с ограниченными возможностями здоровья которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий) от общей численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов школьного возраста», который составил 71% в 2015 году [2].
Реализация данного вида предоставления образовательных услуг в рамках реализуемого Проекта была ограничена рядом требований. Данный вид услуг организовывался для детей имеющих инвалидность, которые по состоянию здоровья обучаются на дому и не имеют противопоказаний для работы на компьютере, что сузило возможности применения использования полученных ресурсов. На начальных этапах развития на обучение попадали дети с сохранным интеллектом, впоследствии развитие предоставление образовательных услуг в дистанционной форме позволило включить в образовательный процесс и детей с нарушениями интеллектуального развития.
На отношениях софинансирования федеральные и региональные органы исполнительной власти открыли в каждом из регионов страны Центры дистанционного образования. Выбор модели и форм работы оставался в компетенции региональных властей.
«Центр может быть создан на базе общеобразовательного учреждения, специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, высшего или среднего специального учебного заведения или другого образовательного учреждения, в том числе учреждения, выполняющего функции регионального ресурсного центра, осуществляющего деятельность в области дистанционного обучения граждан» [1]. Это предопределило развитие дистанционного образования в каждом из субъектов РФ.
Зачисление в Центры дистанционного образования (Центры ДО) и образовательные организации реализующие обучение с использованием дистанционных образовательных технологий осуществлялось на добровольной основе по решению родителей (законных представителей) обучающегося. Предполагалось, что в рамках создаваемой системы в субъекте РФ услуги можно будет расширить за счет предоставления их детям-инвалидам дошкольного возраста, получения дополнительного образования, а так же профессионального. Некоторым регионам удалось внедрить в свою работу данные положения.
Для проведения уроков с использованием дистанционных образовательных технологий были подготовлены педагогические кадры прошедшие повышение квалификации в объеме не менее 144 учебных часов. К педагогам предъявлялись такие требования как обладание необходимыми
знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также знания в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.
Для целей данной работы предлагаем рассмотреть результаты реализации Проекта «Развитие дистанционного образования для детей-инвалидов» по федеральным округам РФ. Регионы в федеральных округах выбранные для рассмотрения были отобраны в произвольном порядке не зависимо от размеров и экономической ситуации. В раках данного исследования не были включены такие регионы как Москва и Московская область, а так же Санкт-Петербург, так как эти регионы являлись пилотными площадками и именно на основе их наработок созданы рекомендации, которые легли в основу создания Центров ДО по всем регионам.
Объединяющие все регионы позиция, система дистанционного образования, как бы она не была построена, должна охватывать весь регион и включать максимально возможное количество детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении и не имеющих противопоказаний для работы на компьютере. В большинстве регионов это структурные подразделения в различных организациях, осуществляющих обучение. В таблице 1 собраны данные представленные на сайтах перечисленных в перечне организаций, либо на сайтах министерств и департаментов регионов за 2016 год.
Таблица 1-Обзорная таблица по регионам РФ реализовавшими «Дистанционное образование детей-инвалидов»__
ФО Реги он Организация реализующая Проект Структурное подразделени е/ сеть организаций Реализуемы е программы Форма организации образовательного процесса Числе нност ь детей Числе нность педаго гов
3 3 с о ^ с 0 1 Липе цкая обла сть ГОАОУ «Центр образования, реабилитации и оздоровления» Центр дистанционно го образования детей- инвалидов Липецкой области Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее 184 106
Орло вская обла сть БУ ОО ППМСП «Орловский региональный центр психолого- педагогической, медицинской и социальной пом ощи» Ресурсный центр дистанционно го образования детей инвалидов (РЦДО) / взаимодейств ие с ОО Дополнител ьное образовани е Задача Центра организация деятельности дистанционного образования в ОО и реализация дополнительных общеобразовательных программ 145 129
5 3 Арха ГАОУДПО Кафедра Дополнител Осуществляет 66 118
с з нгел «Архангельский коррекционно ьное координацию обучения
з 3 ьская областной й педагогики / профессион детей-инвалидов,
О обла институт взаимодейств альное являющихся
О сть открытого ие с ОО образовани обучающимися 47
0 О ; образования» е общеобразовательных
организаций
Кали ГАУ КО ДПО Центр Дополнител Центр информатизации 166 Данны
нинг «Институт информатизац ьное сопровождает обучение х не
радс развития ии образовани детей с ограниченными предст
кая образования» образования / е детей и возможностями, а также авлено
обла взаимодейств взрослых, внедряет
сть ие с ОО дополнител ьное профессион альное образовани е дистанционные образовательные технологии в практику работы учителей
рский Кеме ГС(К) ОУ ОШ Центр Индивидуа Центр организует 251 399
ровс «Кемеровская дистанционно льно у обеспечение техникой и
к ю кая специальная го каждой ОО. Интернетом участников
к о обла (коррекционная) образования Центр не Проекта, а так же ведет
сть общеобразовате льная школа I и II видов» детей-инвалидов Кемеровской области (ЦДО Кемеровской области) / взаимодейств ие с ОО ведет образовател ьный процесс методическое сопровождение. Работают Методический и Технический отделы
Ново ГБОУ НСО Региональный Дополнител Сочетание обучения по 423 121
сиби «Областной ресурсный ьное месту жительства по
рска центр центр образовани основной
я образования» дистанционно е детей и общеобразовательной
обла го обучения взрослых программе в объеме от 8
сть (сокращенно РРЦДО) / взаимодейств ие с ОО до 12 часов и дополнительно в РРЦДО по дополнительным общеобразовательным программам от 9 до 13 часов в неделю.
и Киро КОГОБУ "Центр нет Начальное Дополнительно обучают 215 106
к с * л о вская дистанционного общее, детей из сельских школ. чел
обла образования основное Обучают не только
в и сть цетей", общее, Детей инвалидов но и из низ
р С среднее общее. Дополнител ьное образовани е детей и взрослых ОВЗ с рекомендацией надомного обучения 39 на дому
Перм ГКБОУ «Школа- Центр Индивидуа ЦДО выполняет 189 Нет
ский интернат для дистанционно льно у организационные данны
край детей с нарушением слуха и речи» го обучения (ЦДО) детей-инвалидов / взаимодейств ие с ОО каждой ОО функции для 113 ОО и обеспечивает методическое и техническое сопровождение дистанционного обучения детей-инвалидов на территории Пермского края. х
« ы Волг ГКОУ Нет Индивидуа В настоящее время сеть 167 105
н * огра "Волгоградский льно у образовательных
2 дска я обла сть центр образования детей- инвалидов" / 11 опорных школ, расположенн ыми в муниципальн ых районах каждой ОО организаций, представлена двумя Волгоградскими центрами дистанционного образования детей-инвалидов и 11 опорными школами.
Респ ГБОУ Центр Начальное Дети обучаются 42 50
убли "Адыгейская дистанционно общее, дистанционно, с
ка республиканская го основное выездом на аттестацию,
Адыг гимназия" образования общее, праздники в Центре
ея детей- среднее
(Ады инвалидов общее
гея) образовани е
Крас ГБОУДПО Центр Индивидуа Центр выполняет 696 39 в
нода "Институт дистанционно льно у функции регионального ЦДО
рски развития го каждой ОО координатора осталь
й образования" образования / реализации обучения ные в
край сеть базовых ДОТ организационно други
школ 74. методическое х ОО
сопровождение,
психолого-
педагогическое
сопровождение,
обеспечение
технического
сопровождения,
реализует
дополнительные
общеобразовательные
программы
« ы Камч КГПОБУ Центр Начальное Основными задачами 94 49
н ч атск «Камчатский дистанционно общее, Центра являются:
о т с ий педагогический го основное
о в край колледж» образования общее, - реализация
е н ь детей- среднее образовательных
л а инвалидов общее. программ в заочной
Да Камчатского Дополнител форме с
края ьное использованием
образовани дистанционных
е детей и образовательных
взрослых технологий;
Дополнител
ьное
профессион
альное
35 ы Респ ГБОУДОД Нет/ Дополнител Основные направления 523 426 по
н ч убли «Центр взаимодейств ьное деятельности: всем
о т с ка дистанционного ие с 212 образовани школа
о в Саха образования образовательн е детей -дистанционное м
е н ь (Яку Министерства ыми образование детей с
л а тия) образования организациям ОВЗ;
Да Республики и
Саха (Якутия)» -координации и
организационно-
методической
поддержка деятельности
ОО республики по
организации и ведению
дистанционного
обучения
«
к и о
и и
ей ^
О
л и и и О
к и о л ч
ей СР
Кара РГБУ «Центр Реализуется В республике была 369 в 332 в
чаев «Карачаево- дистанционно опорными сформирована очно- 2014 2014
о- Черкесский го школами дистанционная модель году году
Черк республикански образования Карачаево- обучения детей-
есска й институт педагогически Черкесской инвалидов. Центр
я повышения х работников Республики действовал до июля
Респ квалификации и детей- 2014 г., был
убли работников инвалидов» ликвидирован по
ка образова-ния» действовал до Приказу
июня 2014 г Минобразования КЧР.
Респ ГКОУ РД нет Начальное Индивидуально в 525 195
убли «Республиканск общее, группах до 3 человек
ка ий центр основное Центр реализует
Даге цистанционного общее, общеобразовательные
стан обучения детей- среднее программы общего
инвалидов» общее образования на трех
образовани ступенях, обучение в
е полном объеме часов со
сдачей ЕГЭ
Тюм Пять ресурсных В области Индивидуа в Тюменской области 224 Не
енск центров (г. обучение льно у создано пять ресурсных предст
ая Тюмень — детей с ОВЗ каждой ОО центров, авлено
обла МАОУ СОШ осуществляет осуществляющих
сть №15, г. ся в 109 консультирование для
Тобольск — образовательн родителей, педагогов,
МАОУ СОШ ых обучающих детей с ОВЗ
№12, учреждениях. на дому с применением
Тюменский дистанционных
район —
В инизилинская
СОШ,
Ишимский
район —
Стрехнинская
СОШ, г.
Заводоуковск —
МАОУ СОШ
№2).
В таблице 1 представлены данные по 16 регионам из 8 федеральных округов. Представляется возможным экстраполировать выводы, сделанные на основе этих данных на реализацию Проекта в других регионах РФ.
Из представленной таблицы видно, что реализация проводилась в совершенно разных учреждениях. Были созданы специальные образовательные организации, либо создавались структурные подразделения в уже существующих организациях. Базами для реализации внедрения дистанционного образования выбирались очень разные учреждения: и коррекционные школы, и школы интернаты, и институты регионального развития, и Центры ППМСП.
Стоить отметить, что отдельные организации, целенаправленно работающие по созданию условий для развития дистанционного образования создавались редко, из представленной выборки в четырех регионах (Кировской, и Волгоградской области, Якутии, Дагестане), что составляет 25% от всех организаций. Это будет существенно в тех случаях когда реализация Проекта в рамках уже существующей организации и ее структурного подразделения может быть без значительных потерь приостановлена (как например, в Карачаево-Черкесии и Чукотском крае). Либо крайней заинтересованности учреждения к продолжению деятельности, если оно создавалось целенаправленно под определенные задачи.
Важно понимать, что выбор модели реализации зависит и от количества обучающихся в регионе. Как правило, в регионах имеющих большое количество обучающихся это единый методический центр занимающийся и техническим обеспечением, а само обучение рассредоточено по образовательным организациям в регионе. Регионы в которых количество обучающихся детей-инвалидов невелико, как правило всех детей зачисляются в единый центр где они получают либо основное образование, либо дополнительное.
В общеобразовательных организациях соотношение учителей и обучающихся как правило приближено к 13 обучающихся на 1 учителя. В данной форме предоставления образовательной услуги, можно констатировать, соотношение, как правило, меньше и составляет приблизительно 2 ученика на одного педагога.
Из представленных данных видно, о довольно часто применимой форме организации дистанционного образования с Центром который осуществляет методическое и техническое сопровождение, а само дистанционное образование реализуется школами по месту жительства обучающегося. Некоторые регионы пошли по пути создания Центра которому подчиняется сеть опорных школ, в которые зачисляются обучающиеся. Данные модели удобны для реализации дистанционного образования на местах, для школ и самих педагогов, но к сожалению трудно контролируемо по качеству предоставления услуги в рамках Центра который осуществляет только методическое и техническое сопровождение[3].
Исходя их вышеизложенного можно сделать вывод о соответствии в целом рассмотренных организаций одной из трех моделей представленных в «Методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий» предложенных в 2012 году. Однако данные модели не учитывают разнообразие форм в рамках, которых созданы Центры дистанционного образования в регионах.
Таким образом, были изучены данные по 47 регионам Российской федерации, обобщены формы организации предоставления дистанционного образования, рассмотрены образовательные программы которые
реализовывались в них и объем учебной нагрузки. Так же была собрана статистика по количеству педагогических работников и обучающихся включенных в образовательный процесс в регионе.
Использованные источники:
1. Российская Федерация. Министерство образования и науки. О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] : письмо М-ва образования и науки Рос. Федерации от 10 дек. 2012 г. № 07-832. - URL : http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-10122012-n-07-832/ (дата обращения: 11.05.2017).
2. Российская Федерация. Правительство. О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 29 дек. 2009 г. № 1112. - URL : http://base.garant.ru/197060/./ (дата обращения: 11.03.2017).
3. Савастьина, А. А. Проблемы внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс [Текст] / А. А. Савастьина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 19 (374). - С. 178181.