Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ / ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лев Яков Борисович, Акулова Марина Михайловна

В статье освещаются особенности организации психокоррекционных онлайн-занятий с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. В качестве инструмента коррекции рассматриваются элементы музыкальной педагогической терапии. Описаны этапы работы специалиста: подготовительный и основной. Первый этап связан с подготовкой виртуальной образовательной среды для проведения психокоррекционных занятий. Основной этап касается непосредственной работы с обучающимися с применением разнообразного музыкального материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лев Яков Борисович, Акулова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PSYCHOCORRECTIONAL ONLINE CLASSES WITH ELEMENTS OF MUSIC PEDAGOGICAL THERAPY

The article highlights the features of the organization of psychocorrectional online classes with students with disabilities. Elements of musical pedagogical therapy are considered as a correction tool. The stages of the specialist's work are described: preparatory and basic. The first stage is connected with the preparation of a virtual educational environment for conducting psychocorrective classes. The main stage concerns direct work with students using a variety of musical material.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ»

7. Хацац А.А. Социализация и идентификация женщин в исправительной колонии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - № 4. - С. 238-244.

Психология

УДК 159.99

доцент кафедры теории и методики

музыкально-эстетического воспитания Лев Яков Борисович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); старший преподаватель кафедры теории и методики музыкально-эстетического воспитания Акулова Марина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

Аннотация. В статье освещаются особенности организации психокоррекционных онлайн-занятий с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. В качестве инструмента коррекции рассматриваются элементы музыкальной педагогической терапии. Описаны этапы работы специалиста: подготовительный и основной. Первый этап связан с подготовкой виртуальной образовательной среды для проведения психокоррекционных занятий. Основной этап касается непосредственной работы с обучающимися с применением разнообразного музыкального материала.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, психокоррекционные занятия, музыкальная педагогическая терапия, онлайн-занятия, дистанционные образовательные технологии.

Annotation. The article highlights the features of the organization of psychocorrectional online classes with students with disabilities. Elements of musical pedagogical therapy are considered as a correction tool. The stages of the specialist's work are described: preparatory and basic. The first stage is connected with the preparation of a virtual educational environment for conducting psychocorrective classes. The main stage concerns direct work with students using a variety of musical material.

Keywords: students with disabilities, psychocorrectional classes, music pedagogical therapy, online classes, distance learning technologies.

Введение. Современный период времени характеризуется активным распространением практик проведения коррекционной работы в онлайн-режиме. Триггером широкомасштабного применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе обучения школьников возрастной нормы, а также их сверстников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало проведение мероприятий противоэпидемиологической направленности, в частности, для противодействия распространению Covid-19. По справедливому замечанию С.В. Щербакова, использование электронного обучения в полном (например, в условиях локдауна) или частичном (гибридном) вариантах должно обеспечивать получение обучающимися той или иной нозологической группы доступного и качественного образования, а также удовлетворение отмечающихся у них специальных потребностей, обусловленных структурой нарушения [9].

Для полноценной реализации образовательно-коррекционного онлайн-процесса, как отмечается О.Ю. Синевич, особое внимание должно быть уделено наполнению виртуального пространства школы актуальным и разнообразным контентом (текстовым, игровым, медиаконтентом) [6], а также определению плотности учебных занятий, организуемых с применением ДОТ [8].

С.Н. Викжанович с соавторами предложена модель IT-инфраструктуры школы, структурными элементами которой являются виртуальные классы, кабинеты для проведения занятий в рамках внеурочной деятельности, включая занятия по программе коррекционной работы, виртуальная библиотека и др. [2]. Предложенная исследователями модель представляется обоснованной, вполне приемлемой для организации и проведения психокоррекционных занятий с использованием музыки (в т.ч. элементов музыкальной педагогической терапии), благотворно влияющей на эмоциональное и когнитивное развитие обучающихся с ОВЗ [5], содействующей преодолению вторичных отклонений [4], а также формированию у детей положительных личностных качеств и последующей благополучной социализации в целом [3].

Следует заметить, что проблема, касающаяся специфики проведения психокоррекционных занятий с элементами музыкальной педагогической терапии с использованием ДОТ, до настоящего времени не являлась предметом научных исследований, что даёт основание указать на её актуальность и высокую практическую значимость.

Изложение основного материала статьи. Психокоррекционные занятия являются важным компонентом внеурочной деятельности, занимают одно из центральных мест в системе образования обучающихся с ОВЗ. Назначение данных занятий, реализуемых в индивидуальной и групповой формах, заключается в преодолении либо ослаблении отмечающихся у ребёнка проблем в личностном и психическом развитии, в формировании адекватного (социально приемлемого) поведения и гармонизации межличностных отношений.

Специалист, осуществляя определение содержания, выбор методических приёмов и средств психокоррекционного воздействия, в первую очередь, руководствуется мониторинговыми данными, полученными в процессе комплексного диагностического обследования ребёнка, что позволяет направить фокус внимания на имеющиеся проблемы в развитии обучающегося, подлежащие устранению либо минимизации. К числу эффективных средств психокоррекционного воздействия, несомненно, относится музыкальная педагогическая терапия, элементы которой целесообразно регулярно использовать в структуре занятий образовательно-реабилитационной направленности.

В традиционной педагогической практике, не связанной с использованием ДОТ, элементы музыкальной терапии увязывают со следующими видами деятельности обучающихся с ОВЗ:

- слушание звукокомплексов (так называемой «экологической музыки» в виде неречевых звучаний, издаваемых объектами живой и неживой природы) и музыкальных произведений, их рецепция - на доступном для детей уровне: с учётом их возраста, возможностей и ограничений, структуры нарушения, специальных потребностей, социокультурного опыта и т.д.;

- осуществление игры на музыкальных инструментах, предстающей в виде разновидности детского исполнительства;

- пение, которое может быть связано не только с исполнением песен, но и с воспроизведением комплекса звуков, в т.ч. a cappella - без музыкального сопровождения;

- выполнение музыкально-ритмических движений. В данном случае контаминация музыки и движения предстаёт в качестве одного из видов музыкотерапии - танцевально-двигательной терапии [7].

В виртуальной образовательно-коррекционной среде в силу объективных причин, прежде всего, в связи с осуществлением взаимодействия на расстоянии и вытекающей из этого потребности нахождения участников учебно-воспитательного процесса за монитором компьютера перед камерой, отсутствием возможности организовать работу обучающихся в парах и др., возникает необходимость определить те виды деятельности, которые являются приемлемыми для проведения с использованием ДОТ. В частности, при организации психокоррекционных занятий в виртуальном кабинете обучающимся с ОВЗ может быть предложено восприятие музыки, пение, а также выполнение отдельных музыкально-ритмических движений.

В условиях дистанционного обучения психокоррекционные занятия целесообразно проводить индивидуально или в составе небольших подгрупп: по 3-4 человека. Это связано с тем, что деятельность обучающихся, организуемая в онлайн-режиме, требует больших временных затрат, по сравнению с её реализацией в традиционном офлайн-формате. В условиях удалённой работы требуется повышенная степень педагогического контроля за деятельностью каждого ученика, особенно если рядом с ним нет взрослых, принимающих участие в сопровождении образовательно-коррекционного процесса с использованием ДОТ: тьютора, родителей / законных представителей либо иных лиц, представляющих интересы ученика.

Содержание деятельности специалиста, осуществляющего проведение психокоррекционных онлайн-занятий, может быть представлено в виде двух укрупнённых этапов: подготовительного и основного.

На подготовительном этапе специалист не только планирует каждое психокоррекционное занятие, определяет его содержание и оптимальные способы предъявления материала, формы организации деятельности учеников, но и осуществляет подготовку виртуального кабинета, его наполнение необходимым контентом. Кроме того, устанавливаются контакты с лицами, непосредственно участвующими в сопровождении дистанционного обучения ребёнка. Как правило, это его родители или законные представители.

Для близких взрослых ребёнка, участвующих в навигации его дистанционного обучения, в виртуальной среде образовательного учреждения размещается полезная информация в виде простых по структуре и содержанию алгоритмов: от технических, касающихся подключения к видеоконференцсвязи (ВКС), до организационно-методических, представляющих собой свод правил поведения обучающего и сопровождающих его лиц в ходе учебных занятий с применением ДОТ. Также для родителей целесообразно предусмотреть проведение онлайн-семинаров, благодаря которым они смогут научиться успешно ориентироваться в виртуальной среде образовательной организации, овладеть методическими приёмами оказания коррекционной помощи своему ребёнку в условиях семьи, техниками использования музыки как средства психокоррекции, механизма когнитивного и эмоционального развития, психолого-педагогического инструмента эстетического воспитания и др.

Непрерывная медицинская и психолого-педагогическая навигация семей со стороны квалифицированных специалистов является важнейшим условием формирования их реабилитационной культуры, что обеспечивает возможность компетентного участия родителей в образовательно-коррекционном процессе как его равноправных участников для оказания ребёнку с ОВЗ действенной помощи в овладении необходимым (установленным стандартом) академическим минимумом и социальными компетенциями [1].

В ходе психокоррекционного занятия, реализуемого в режиме онлайн, родители должны наряду со специалистом обеспечить соответствие образовательно-коррекционного процесса гигиеническим требованиям, что позволит осуществлять профилактику негативных факторов цифрового образования [10]. Прежде всего, это касается верной организации рабочего места ученика, выбора приемлемого для него темпа деятельности, контроля за его психоэмоциональным состоянием, чередования видов деятельности для предупреждения утомляемости обучающихся и др.

Не менее важно обеспечить рациональную организацию пространства виртуального кабинета, в котором будут проводиться психокоррекционные занятия с элементами музыкальной педагогической терапии, а также научить школьников использовать электронно-цифровые ресурсы. Такие ресурсы могут быть весьма разнообразны:

- гиперссылки на размещённые в интернете классические музыкальные произведения (их фрагменты), репродукции / фотографии картин художников, онлайн-экскурсии в природоохранные зоны и др.;

- подготовленные специалистом аудиозаписи «экологической музыки»;

- фонограммы, исключающие голосовое сопровождение (по типу «минус»), т.е. звуковые цифровые записи в приемлемой для учеников тональности;

- визуальные опоры в виде условных и реалистичных изображений, позволяющие проиллюстрировать особенности и последовательность выполнения отдельных музыкально-ритмических движений.

Кроме того, в виртуальном кабинете необходимо разместить информацию об оборудовании, которое потребуется на предстоящем психокоррекционном занятии (например, альбом для рисования, кисть и акварельные краски, цветные карандаши и / или др.) и тп.

Перечень ресурсов специалист определяет с учётом темы и направленности психокоррекционного занятия, решаемых задач, а также возрастных особенностей, структуры нарушения, специальных потребностей обучающихся с ОВЗ. При этом очень важно регулярно обновлять контент, исключать отработанный материал, поскольку его переизбыток будет затруднять ориентировку ребёнка в виртуальной образовательной среде, осложнять извлечение необходимой информации.

Основной этап деятельности специалиста связан с непосредственной работой с обучающимися, проведением психокоррекционных занятий с элементами музыкальной педагогической терапии в режиме онлайн.

Содержание того или иного занятия детерминировано теми задачами, которые решает специалист по отношению к каждому обучающемуся или группе обучающихся с ОВЗ. Длительность одного психокоррекционного занятия может составлять 20-30 минут. Это зависит от возраста детей, с которыми проводится работа: чем старше обучающийся, тем продолжительнее занятие с ним.

Сразу после подключения к ВКС в рамках вводной части психокоррекционного занятия необходимо убедиться, что его участники получают чёткие сигналы, верно настроили громкость звука, а их техническое устройство имеет устойчивое интернет-соединение. Если занятие реализуется в групповой форме, школьникам напоминаются отдельные правила его проведения в онлайн-формате: включать микрофон по очереди, не говорить хором, при необходимости использовать чат, выполнять действия по сигналу специалиста и т.д.

Как правило, вводная часть занятия начинается с разминки, время на которую в условиях дистанционной работы целесообразно сократить. Например, ученикам может быть предложено выполнение отдельных ритмических движений перед монитором персонального компьютера под музыкальное сопровождение, организуемое специалистом. Школьники осуществляют выполнение ранее разученных либо импровизированных движений в позиции стоя или сидя.

Далее осуществляется переход к основной части занятия. Преимущественно (в условиях образовательно-коррекционной работы с использованием ДОТ) она связана с прослушиванием классического музыкального произведения

или его фрагмента. Выбор музыкального произведения определяется с учётом его модальной экспрессии, терапевтического потенциала и коррекционных задач, решаемых специалистом. Так, снижению раздражительности, общему успокоению, устранению перенапряжения способствуют такие произведения, как «Венгерская рапсодия» Ф. Листа, «Мелодия» К. Глюка, «Аве Мария» и «Вечерняя серенада» Ф. Шуберта, прелюдии Ф. Шопена и др.; коррекции агрессивности - «К Элизе» Л. Бетховена, «Сказки Венского леса» И. Штрауса-сына, «Весенний вальс» Ф. Шопена и др. [7]. На данном музыкальном материале, в т.ч. в связи с его интерпретацией, обучающиеся с ОВЗ могут осуществлять моделирование различных эмоциональных состояний, например, бодрости, радости, уверенности, спокойствия, грусти и т.д.

В процессе психокоррекционной работы, связанной с развитием концентрации внимания, воображения, пространственного восприятия, может использоваться широкий спектр произведений П.И. Чайковского (например, «Баба Яга», «Игра в лошадки», «Неаполитанская песенка», «Марш деревянных солдатиков» и др.), а также такие мажорные произведения, как «Детская симфония» Й. Гайдна, «Шутка» И.С. Баха, «Клоуны» Д.Б. Кабалевского и др.

Эффективным приёмом психокоррекционной работы является контаминация музыкальной и изобразительной деятельности: во время прослушивания того или иного музыкального произведения либо его фрагмента обучающимся с ОВЗ предлагается выполнить изображение с помощью акварельных красок или цветных карандашей. Школьники могут самостоятельно определить тему своего рисунка, руководствуясь возникающими у них образами при прослушивании музыки. Однако такую деятельность целесообразно предварять ориентировочной беседой, что поможет школьникам определиться с замыслом рисунка. Это особенно важно при проведении образовательно-коррекционной работы с обучающимися, имеющими ментальные нарушения.

Ученикам (либо взрослым, осуществляющим их сопровождение) предлагается сделать фотографии подготовленных рисунков и продемонстрировать их (самостоятельно либо с помощью специалиста) участникам виртуального занятия. Каждому школьнику предлагается прокомментировать выполненное им изображение, т.е. осуществить интерпретацию прослушанного музыкального произведения. На эту деятельность отводится основное время психокоррекционного занятия, реализуемого в онлайн-режиме. Организуя интерпретацию прослушанного, руководя беседой, специалисту следует формулировать наводящие вопросы, предлагать обучающимся смысловые ориентиры, при помощи которых ученики смогут осуществлять выдвижение гипотез, формулировку умозаключений, обмен мнениями со своими сверстниками, т.е. трактовать, декодировать «язык музыки», переводя его в вербальную форму.

На завершающем этапе занятия обучающимся целесообразно предложить для прослушивания фрагменты таких музыкальных произведений, которые позволят вызвать радость, состояние лёгкости, душевного подъёма. Например, могут использоваться извлечения из произведений «Песнь жаворонка», «Вальс цветов» П.И. Чайковского, «К радости» Л. Бетховена, вальс «Весенние голоса» И. Штрауса и др.

Помимо использования в ходе психокоррекционных занятий классических музыкальных произведений следует предусмотреть организацию прослушивания детьми «экологической музыки». Она может быть представлена звучаниями, издаваемыми объектами живой и неживой природы. Это пение птиц, дождевые и прибойно-водопадные шумы и др. При использовании таких материалов специалисту следует обратить внимание на то, чтобы в их числе не было агрессивных, стрессообразующих звуков (например, голосов отдельных животных, камнепадных шумов и т.п.). «Экологическая музыка» также подлежит интерпретации в процессе психокоррекционного занятия. При этом трактовки, предлагаемые обучающимися, могут быть различными, что обусловлено индивидуальными особенностями восприятия детей.

Отметим, что при умелом сочетании прослушивания музыки с изобразительной деятельностью, исполнением движений, пением (не только песен, но и воспроизведением звукокомплексов) можно добиться высокого терапевтического эффекта, обеспечивающего благотворное воздействие на эмоциональную и личностную сферу обучающихся с ОВЗ, обогащение их социокультурного опыта.

Выводы. Подытоживая, сформулируем выводы.

Организация психокоррекционных дистанционных занятий должна осуществляться в виртуальной среде образовательного учреждения с применением разнообразного контента. Для занятий с использованием элементов музыкальной педагогической терапии необходим контент в виде текстовых, аудио- и видеоматериалов, включая гиперссылки на музыкальные произведения, а также информационные ресурсы, способствующие их интерпретации.

Подготовительный этап работы специалиста, осуществляющего проведение психокоррекцонных занятий с элементами музыкальной педагогической терапии, связан с размещением в виртуальной среде образовательной организации обучающих и информационных материалов как для учащихся, так и для взрослых, принимающих непосредственное участие в сопровождении образовательного процесса, реализуемого в режиме онлайн. На основном этапе осуществляется проведение психокоррекцонных занятий, содержание которых обусловлено результатами диагностического обследования учащихся с ОВЗ и сформулированных на данной основе образовательно-реабилитационных задач. Это в полной мере относится как к выбору видов деятельности, так и музыкального материала, модальная экспрессия которого позволяет оказывать позитивное влияние на личностное и психоэмоциональное состояние обучающихся. Отдельные виды деятельности (исполнение танцев, пантомим и др.) и организационные формы работы обучающихся (парами, в микрогруппах) неприемлемы для использования в онлайн-формате.

Плотность психокоррекционных дистанционных должна быть меньше, по сравнению плотностью занятий, которые проводятся офлайн. В образовательно-коррекционном процессе с использованием ДОТ школьники с ОВЗ затрачивают больше времени на выполнение тех или иных видов деятельности.

Литература:

1. Викжанович С.Н., Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю. Медико-педагогическая навигация и формирование реабилитационной культуры семей, воспитывающих детей с проблемами в здоровье // Мать и дитя в Кузбассе. - 2019. - № 4 (79). - С. 56-61.

2. Викжанович С.Н., Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю. Медико-педагогическое сопровождение дистанционных уроков с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья // Мать и дитя в Кузбассе. - 2021. - № 1 (84). -С. 102-107.

3. Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10. - Часть 13. - С. 2963-2966.

4. Колягина В.Г. Музыкотерапия в специальном образовании: учеб.-метод. пособие. - М.: Прометей, 2019. - 108 с.

5. Лев Я.Б., Акулова М.М. Эмоционально-познавательное развитие младших школьников с лёгкой умственной отсталостью средствами музыки // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-3. - С. 183-186.

6. Синевич О.Ю. Медико-психологическая навигация дистанционного обучения детей с нарушениями развития // Детство, открытое миру: сб. материалов XI Всерос. научно-практ. конф. c международным участием. - Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета, 2021. - С. 336-339.

7. Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю. Использование элементов музыкальной терапии в образовательно-реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Мать и дитя в Кузбассе. - 2020. -№ 1(80). - С. 69-75.

8. Четверикова Т.Ю. Специфика организации образовательно-коррекционного процесса в онлайн-режиме в период временного дистанционного обучения развития // Детство, открытое миру: сб. материалов XI Всерос. научно-практ. конф. с международным участием. - Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета, 2021. - С. 353-356.

9. Щербаков С.В. Развитие у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», способности выполнять трудовые функции в онлайн-режиме // Детство, открытое миру: сб. материалов XI Всерос. научно-практ. конф. с международным участием. - Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета, 2021. - С. 437-440.

10. Якубенко О.В. Преодоление негативных факторов цифрового образования как направление управления качеством и перспективами его развития // Ученые записки ИУО РАО. - 2018. - № 3 (67). - С. 184-186.

Психология

УДК 376(072)

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и философии Левченко Анна Викторовна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация. Рассмотрены копинг-стратегии личности с ограниченными возможностями здоровья. Обоснована необходимость понимания специалистом инклюзивного образования механизмов возникновения и сути использования в общении копинг-стратегий у студентов с ОВЗ. Приведены методические рекомендации преподавателям для работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья: использование индивидуальной траектории обучения, опережающих чтений, размещения цифровых материалов, личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова: инклюзивное образование, копинг-стратегия, обучение, студенты с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. Coping-strategies for personalities with disabilities are considered. The need to understand the specialist of inclusive education mechanisms for the occurrence of the emergence and essence of the use of coping strategies in students with OVDs is substantiated. Methodical recommendations are given to teachers to work with students with disabilities: the use of an individual trajectory of learning, advanced readings, placement of digital materials, a personal-oriented approach.

Keywords: inclusive education, coping-strategy, training, students with disabilities.

Введение. При бесспорной социальной значимости педагогической профессии сегодня возрастают требования к непрерывному повышению его профессиональной компетентности, к готовности преподавателя к управлению процессом обучения студентов с особенностями развития и здоровья. Несмотря на достаточную теоретическую разработанность аспектов инклюзивного образования, конкретных практических рекомендаций по сопровождению учащихся с особенностями здоровья или ограниченными физическими возможностями сравнительно мало [2, 3, 5, 10].

Актуальность методических разработок для сопровождения процесса инклюзивного образования обусловлена превалирующим сегодня личностно-ориентированным подходом в контакте преподаватель - учащийся. Существующие многочисленные методы обучения не всегда подходят в ситуации взаимодействия со студентами с ОВЗ в виду дифференцированного характера их недуга [1, 4, 6, 8, 9]. Дидактические приемы в рамках проектов доступной среды, открытости образования должны быть использованы специалистами психолого-педагогического профиля корректно и экологично, с учетом физических возможностей учащихся вуза.

Изложение основного материала статьи. В новой социальной ситуации запускается не только процесс адаптации, но и включаются механизмы мобилизации, если человек попадает в затруднительное положение. Поведение преодоления также называется в психологии «копинг» (to cope - совладать, справиться), а стратегии и способы поведения преодоления в дифференцированных стрессовых ситуациях являются копинг-стратегиями. Преодоление здесь подразумевается как стабилизирующий фактор, который помогает всем людям, а в частности, студентам с ОВЗ проживать психосоциальную адаптацию во время стресса [7, 11].

Специалисту, включенному в процесс инклюзивного образования необходимо осознавать, что психологический смысл и необходимость преодолевающего поведения (копинга) учащегося с особыми потребностями заключается, прежде всего, в том, чтобы как можно лучше совладать с собой и впоследствии суметь адаптироваться к требованиям ситуации путем смягчения этих требований. Способы психологической защиты и совладающего поведения ослабляют психическое напряжение индивида. В то же время, копинги - это черта личности, постоянная предрасположенность отвечать определенным образом на стрессовые события. Однако наиболее распространен теоретический подход, согласно которому преодоление рассматривается как динамический процесс, определяемый не только самой ситуацией, но и мерой активности индивида, направленной на разрешение возникшей проблемы и ответ стрессовой ситуации [7, 11]. Понимая суть и необходимость использования копинг-стратегий, при обнаружении такого поведения в общении специалист инклюзивного образования (преподаватель, тьютор, студент-волонтер и др.) сможет объективно оценить состояние студента с ОВЗ, прибегнувшего к той или иной защитной реакции, а не принимать на свой личный счет происходящее, не относить случившееся к сфере конфликта.

Копинг-стратегии студента с ОВЗ разнообразны, как и у всех людей: бурная эмоциональная реакция (слезы, агрессия, смех, гнев), переоценка значимости ситуации (рационализация, повторное осмысление, попытка увидеть событие в новом ракурсе); поведенческая реакция, непосредственно направленная на устранение проблемы. Эффективность выбранной стратегии обусловливает успешное преодоление проблемной ситуации или ее усугубление. В целом, стратегии психологического преодоления могут быть двух типов:

1) усилия направлены на решение или устранение какой-либо проблемы (т.е. проблемно-ориентированный копинг);

2) трансформация собственных установок по отношению к ситуации (т.е. эмоционально-ориентированный копинг).

Иными словами, необходимо понять, что именно можно предпринять в стрессовой ситуации, сделать это, либо

изменить свое отношение к происходящему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.