Статья поступила в редакцию 24.01.2021 г.
Викжанович С.Н., Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю.
Омский государственный педагогический университет,
г. Омск, Россия
МЕДИКО -ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ УРОКОВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Авторы обращаются к вопросам медико-педагогической навигации образовательно-реабилитационного onlme-про-цесса с участием школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья. В статье рассматриваются способы поддержки дистанционных практик обучения в период введения ограничительных мероприятий в связи с пандемией. Даются рекомендации по поводу организации виртуальной архитектуры школы, отвечающей требованиям гигиенической безопасности жизнедеятельности детей. Сообщается о содержании контента, которым могут наполняться виртуальные классы и кабинеты для проведения коррекционных занятий, реабилитационных мероприятий, поддержки досуговой деятельности и обучения школьников с нарушениями развития, а также для психолого-педагогического сопровождения родителей и оказания методической помощи специалистам.
Ключевые слова: медико-педагогическое сопровождение; дистанционные уроки; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; короновирусная инфекция; дистанционные образовательные технологии; образовательно-реабилитационный процесс; виртуальный класс; цифровая образовательная среда; пандемия
Vikzhanovich S.N., Sinevich O.Yu., Chetverikova ^Yu.
Omsk State Pedagogical University, Omsk
MEDICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF REMOTE LESSONS FOR STUDENTS WITH DISABILITIES
The authors address the issues of medico-pedagogical navigation of education and rehabilitation online process involving school students with disabilities. The article examines how distance learning practices can be supported during the pandemic's restrictive measures. Recommendations are made on how to organize a virtual school architecture that meets children's health and safety requirements. The content that can be used in virtual classrooms and rooms to provide remedial classes, rehabilitation activities, support leisure activities and education for school students with developmental disabilities, as well as psychological and pedagogical support for parents and methodological assistance for specialists is described.
Key words: medical and pedagogical support; remote lessons; students with disabilities; coronavirus infection;
remote educational technologies; educational and rehabilitation process; virtual classroom; digital educational environment; pandemic
В сложных социально-экономических ситуациях, связанных с угрозами жизни и здоровью человека, возникает объективная необходимость введения ограничительных мероприятий, вплоть до lockdown. Это является одним из условий противодействия заносу и распространению конвенционных болезней, что в полной мере относится к новой короновирусной инфекции, ключевые эпидемиологические параметры которой, её вирусологические характеристики, интенсивность распространения среди детского и взрослого населения и вирулентность в настоящий период времени подлежат активному изучению, в том числе в связи с появлением новых штаммов COVID-19.
Для минимизации рисков заражения COVID-19 образовательные организации встали перед необходимостью перейти на удалённый режим работы, что в полной мере коснулось учреждений
для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разных нозологических групп: с патологией речи, зрения, слуха, разной степенью умственной отсталости и др.
Наиболее оптимальной моделью обучения школьника с ОВЗ является очная (в формате offline), предусматривающая его непосредственный контакт со взрослыми и сверстниками. Именно в таком режиме специалист имеет возможность использовать широкий спектр ресурсов для формирования у ребёнка с проблемами в здоровье учебных умений, коммуникативных способностей, позитивных личностных качеств, социальных компетенций — с учётом структуры нарушения, степени его тяжести, а также в соответствии со специальными потребностями ученика.
Реализация образовательно-коррекционного процесса в offline-режиме позволяет организовать дея-
Информация для цитирования: с] 10.24411/2686-7338 -2021-10014
Викжанович С.Н., Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю. Медико-педагогическое сопровождение дистанционных уроков с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья //Мать и Дитя в Кузбассе. 2021. №1(84). С. 102-107.
Е02 №1 (84) 2021
тельность учеников в разных формах: не только индивидуально, но и парами, подгруппами, по цепочке, фронтально. Многообразие форм работы является эффективным средством развития у ребёнка с ОВЗ опыта конструктивного межличностного взаимодействия, способности сотрудничать, самостоятельно ориентироваться в бытовых ситуациях и др.
Несомненно, формат offline придаёт образовательно-реабилитационному процессу социализирующий характер, позволяет за счёт персонального нетворкинга содействовать формированию в детском коллективе дружеских отношений, наделять повседневные интеракции учеников интересным содержанием и новым смыслом, что, помимо прочего, принципиально значимо для создания в учреждении полноценной коррекционно-развивающей среды. При этом, по справедливому замечанию Л.А. Тишиной, А.М. Даниловой, М.И. Шишковой, Е.Э. Артёмовой, именно такая среда во многом обуславливает эффективность процесса обучения детей с ОВЗ [1].
Между тем, пандемия явилась катализатором стремительных изменений в сфере образования как нормотипичных обучающихся, так и школьников с ОВЗ разных нозологических групп, включая детей со сложной структурой нарушения. Возникла объективная необходимость перевода очных практик обучения в online-среду, использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Это обусловило неизбежность решения нетипичных профессиональных задач, комплекса проблемных вопросов усилиями междисциплинарной команды специалистов, прежде всего, медицинских и педагогических работников. Наряду с созданием (обновлением, модернизацией) IT-инфраструктуры учреждения, потребовалось определить ресурсы и средства дистанционного обучения детей с ОВЗ как в системе специального образования, так и в условиях инклюзивной практики — т.е., совместно со сверстниками возрастной нормы [2].
Особенно остро обозначились вопросы, касающиеся обеспечения возможности получения детьми качественного и доступного образования при его переводе online-формат, а также сохранения здоровья школьников в условиях удалённой коррекцион-но-педагогической и реабилитационной работы.
Нельзя не признать, что неадекватная организация цифровой образовательной среды (ЦОС) обуславливает возникновение комплекса негативных факторов, не отвечает требованиям гигиенической безопасности жизнедеятельности детей [3]. В условиях ЦОС неизбежно возникают риски ухудшения здоровья ребёнка, особенно в ситуации отсутствия у него и его близких взрослых достаточного опыта учебной деятельности с использованием ДОТ.
Отметим, что успешность дистанционного обучения, отвечающего требованиям здоровьесбережения, во многом зависит от организации рабочих мест специалистов и школьников, взаимодействующих при помощи телекоммуникационной технологии видеоконференцсвязи (ВКС).
Рабочее место специалиста может быть организовано как в учреждении, так и (в период lockdown) по месту его непосредственного проживания. На протяжении всего периода образовательно-реабилитационной online-работы школьники с ОВЗ должны иметь возможность хорошо видеть лицо взрослого: его артикуляцию, мимические проявления. В частности, это принципиально значимо для удовлетворения специальных потребностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, кохлеарными имплан-тами, а также с патологией слухового анализатора — тяжёлой тугоухостью и глухотой. Так, школьники указанных нозологических групп, обладая, как правило, неполноценным произношением и испытывая трудности в понимании семантики не только отдельных лексических единиц, но и целых высказываний, нуждаются в ориентации на артикуляцию педагога, на его мимические паттерны (которые им уже хорошо знакомы в результате практики обучения, реализовывавшейся в offline-формате). Это позволяет ученику, следуя образцу взрослого, верно воспроизводить речевой материал, использовать при возникновении необходимости разные способы контроля за собственным произношением, а также наиболее точно осознавать информацию, передаваемую педагогом.
В образовательно-реабилитационной работе с детьми, имеющими нарушения слуха (тугоухость и глухоту), возникает объективная необходимость применять дактильную форму словесной речи, а также периодически использовать жестовую речь, что детерминировано специальными потребностями этих обучающихся. Соответственно, школьникам с патологией слухового анализатора должна быть предоставлена возможность полноценного визуального восприятия движений рук специалиста в ходе всего урока или коррекционного занятия, которые проводятся в виртуальном классе. В этой связи при реализации обучающего online-процесса естественное освещение целесообразно дополнить искусственным.
Рабочее место ученика, коррекционно-педагоги-ческая и реабилитационная работа с которым осуществляется с использованием ДОТ, следует организовать на основе рекомендаций, сформулированных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором). В частности, принципиально важно принять во внимание, что продолжительное малоподвижное положение ученика за рабочим столом провоцирует возникновение нарушений функционирования разных систем организма, в т.ч. дыхательной и сердечно-сосудистой. Так, длительное сидение приводит к утрате достаточной глубины дыхания. В нижних конечностях отмечается застой крови. Происходит снижение метаболизма. Всё это детерминирует ухудшение работоспособности учащегося, выражаясь, помимо прочего, в ослаблении памяти, снижении внимания, в нарушениях координации движений. В отличие от учебного процесса, реализуемого offline, при использовании ДОТ
©^ПЪ И^ЙТ"" №1 (84) 2021 ЕЕ3
ребёнку требуется значительно больше времени на то, чтобы осуществить выполнение мыслительных операций. В соответствии с этим, коррекционно-пе-дагогический и реабилитационный опНпе-процесс должен осуществляться с использованием здоро-вьесберегающих технологий.
На основе рекомендаций, сформулированных Роспотребнадзором, рабочее место ученика, включая школьника с ОВЗ, должно отвечать следующим требованиям:
— выбор мебели определяется ростом ребёнка (особые требования предъявляются к мебели детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, прежде всего, обучающихся с ДЦП. Она должна быть специальной);
— стол следует расположить у окна (с левой стороны для ребёнка-правши, справа — при ведущей левой руке), что позволит обеспечить достаточное освещение рабочей поверхности;
— стул размещается у рабочего стола так, чтобы при его использовании ребёнок мог опираться на спинку, а между столом и грудью имелось расстояние, составляющее ширину ладони обучающегося;
— на рабочем столе необходим источник дополнительного освещения в виде настольной лампы, размещаемой слева, если ребёнок правша, справа — при ведущей левой руке;
— монитор персонального компьютера (ПК) устанавливается так, чтобы исключить необходимость поворачиваться к нему, т.е. он должен находиться перед глазами ребёнка. При этом требуемое расстояние от размещаемого на рабочем столе экрана видеомонитора ПК до глаз школьника составляет 600-700 мм;
— наличие на столе подставки для книг должно позволить ребёнку разместить то или иное печатное издание, используемое в образовательно-коррекци-онной работе с применением ДОТ. Её удалённость соответствует расстоянию вытянутой руки от глаз, что позволит держать голову прямо и, соответственно, снять нагрузку на шейный отдел, а также обеспечивать профилактику развития близорукости.
Совместно с родителями (законными представителями) обучающегося специалисты должны контролировать соответствие реализуемого в опНпе-фор-мате образовательно-реабилитационного процесса требованиям гигиенической безопасности жизнедеятельности детей. Следует исключить такую рабочую позу ребёнка, которая является утомительной. В частности, требуется глубокая посадка на стуле. Голову и корпус следует держать ровно. Предплечья при этом лежат на столе свободно. Требуется опора на пол ступнями обеих ног. В тех случаях, когда организуется выполнение письменных работ, предусматривается опора на спинку стула поясницей, тогда как во время чтения допускается более свободная посадка: опираться на спинку стула можно не только подлопаточной частью спины, но и крест-цово-поясничной.
Как сообщалось выше, реализация работы в опНпе-режиме требует создания либо обновления
1Т-инфраструктуры учреждения, отвечающей специальным потребностям обучающихся с ОВЗ и запросам других участников образовательных отношений. В частности, необходимо наполнить школьный сайт новыми ресурсами и необходимым содержанием для возможности использования интернет-портала с целью полноценной реализации коррекционной, психолого-педагогической, реабилитационной, методической работы с использованием ДОТ. Одновременно с этим, не следует перегружать образовательный портал избыточной информацией, включая ту, которая может свободно извлекаться специалистами и родителями (законными представителями) обучающихся из интернет-ресурсов. Целесообразно отказаться от механического переноса тех или иных данных с сайтов, а предоставить пользователям ссылки на них.
Несомненно, осуществляемая учреждением виртуализация ресурсов требует обоснованного похода, учёта потребностей участников образовательно-реабилитационного процесса.
Проектируя удобную для специалистов и обучающихся с ОВЗ виртуальную архитектуру школы, нужно учесть, что опНпе-среда учреждения должна включать, прежде всего, виртуальные классы, а также библиотеки и комнаты для осуществления внеурочной деятельности, в т.ч. для организации факультативных и кружковых занятий. Кроме того, имеется необходимость в виртуальных кабинетах узких специалистов (например, учителя-логопеда, педагога-психолога, специалиста по адаптивной физической культуре и др.) для проведения занятий по программе коррекционной работы и методических мероприятий, для осуществления консультирования ребёнка и его семьи. Целесообразно также обеспечить функционирование wed-чатов в целях поддержки мобильной профессиональной коммуникации сотрудников учреждения, а также для организации общения родителей, школьников и др.
Охарактеризуем ряд ресурсов, в т.ч. из числа перечисленных выше, и специфику их использования в период дистанционного обучения детей с ОВЗ.
Благодаря виртуальной комнате для родителей могут проводиться (с использованием ВКС) не только общешкольные и классные собрания, но и практические мероприятия в виде семинаров, мастер-классов, круглых столов, направленные на формирование реабилитационной культуры семьи, включая обсуждение вопросов дистанционного обучения ребёнка с ОВЗ и организации его досуга в здоровьесберегаю-щем режиме в период lockdown или при введении менее жёстких ограничительных мероприятий. В этой же комнате, в соответствии с установленным графиком, могут быть проведены групповые и индивидуальные опНпе-консультации для родителей по частным вопросам обучения ребёнка с ОВЗ, оказания ему коррекционной помощи в условиях семьи. Помимо прочего, данный ресурс даёт возможность специалистам медицинского и педагогического профиля разместить полезную информацию по широ-
№1 (84) 2021
кому спектру вопросов, например, по поводу организации досуга ребёнка, режима его дня и рациона сбалансированного питания, профилактики авитаминозов, воспитания самостоятельности и т.д.
Виртуальный кабинет педагога-психолога предназначается для проведения индивидуальных и групповых психокоррекционных опНпе-занятий, а также для организации дистанционных консультативных приёмов учащихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей), педагогических работников.
Специальному психологу важно принять во внимание, что потребность в его помощи в период пандемии может возрасти, особенно со стороны подростков и лиц, представляющих их интересы. В данной связи этот специалист, используя ДОТ, должен создать нечто вроде «горячей линии», позволяющей без промедления обратиться к нему за консультацией и мобильно получить обратную связь, например, для согласования времени проведения приватной беседы.
Кроме того, специальному психологу важно позаботиться о наполнении его виртуального кабинета разнообразным информативным контентом:
— текстовым: методическими рекомендациями для участников образовательно-реабилитационного процесса: обучающихся, родителей, специалистов. Особое внимание надо уделить созданию и размещению материалов, адресованных подросткам с повышенным уровнем реактивной и личностной тревожности, испытывающим беспокойство по поводу заражения COVID-19. С этой целью специальными психологами могут быть использованы рекомендации Ю.В. Зарецкого (доцента кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета), подготовленные по материалам профессора Йельского университета Р. Лихи, специализирующегося на изучении тревожных состояний;
— медиаконтентом: аудио- и видеоресурсами, иллюстративным материалом. Здесь же целесообразно разместить ссылки на мультипликационные фильмы, кинофильмы, музыкальные произведения, познавательные передачи, рекомендуемые обучающимся для просмотра (прослушивания), в т.ч. для адекватной организации досуговой деятельности детей;
— игровым: коррекционно-развивающими опНпе-играми, ориентированными, в частности, на развитие у обучающихся с ОВЗ неречевых психических процессов: внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, восприятия и др.
В целом, основное назначение виртуального кабинета специального психолога заключается в обеспечении непрерывного сопровождения образовательно-реабилитационного опНпе-процесса, включая персонифицированную навигацию его участников.
В период осуществления обучения в дистанционном формате важным представляется обеспечение
регулярного функционирования виртуальной комнаты для организации занятий в рамках внеурочной деятельности. Это ресурс позволит восполнить недостаток социально-коммуникативных контактов, в которых особенно нуждаются обучающиеся с ОВЗ, но могут испытывать трудности как при определении содержания своего досуга, так и при общении со взрослыми и сверстниками. Данный ресурс принципиально значим и в системе специального, и в системе инклюзивного образования. Очень важно, чтобы ребёнок с ОВЗ, интегрированный в среду здоровых сверстников, имел возможность взаимодействовать с ними за рамками учебного времени, осознавать свою причастность к детскому коллективу и равное с остальными учениками положение в нём.
Отметим, что использование ДОТ для поддержки внеурочной деятельности позволяет проводить предметные декады, праздники общешкольного масштаба, кружковые и факультативные занятия, что будет содействовать удовлетворению таких специальных потребностей обучающихся с ОВЗ, как развитие социально-бытовых умений, коммуникативных навыков и др.
В виртуальной комнате, предназначенной для реализации внеурочной деятельности, целесообразно периодически проводить выставки и конкурсы работ обучающихся. Свои работы, в т.ч. с комментариями к ним, школьники могут размещать самостоятельно или при помощи близких взрослых. Организация посещения учениками таких виртуальных школьных выставок сможет послужить поводом для осуществления взаимодействия, коммуникации, позволит стимулировать познавательную активность детей, осуществлять профилактику тревожности, поскольку удалённый режим работы не приводит к утрате контактов ребёнка со сверстниками за рамками учебного времени, физическая изоляция не становится изоляцией социального плана.
Особое внимание в период дистанционного обучения необходимо уделить функционированию виртуальных классов, вопросам организации и проведения опНпе-уроков, а также занятий по программе коррекционной работы.
Виртуальный класс организуется на образовательном портале учреждения. Его ресурсы должны быть ориентированы на удовлетворение информационных запросов и специальных потребностей учеников с ОВЗ. В соответствии с этим, данные ресурсы могут включать:
— расписание опНпе-уроков (для каждого класса отдельно);
— перечень коррекционных курсов учебных дисциплин, осваиваемых обучающимися с ОВЗ (в соответствии с учебным планом) с наличием клика-бельных ссылок для подключения к ВКС (для каждого коррекционного курса и учебного предмета);
— перечень полезных ссылок (для каждого класса). Например, это могут быть ссылки на размещённые в интернете учебники и учебные пособия, виде-
№1 (84) 2021
озаписи лабораторных и практических работ (по биологии, физике, химии), электронные справочники и словари, online-библиотеки для детей и т.д.;
— ресурс «Индивидуальные работы» (для каждой учебной дисциплины). В нём школьники с ОВЗ могут размещать выполненные ими в ходе урока контрольные работы, а также подготовленные домашние задания и др.
Кроме того, в виртуальном классе (по усмотрению педагога) может быть размещена рабочая тетрадь учебной дисциплины или технологическая карта урока (коррекционного занятия).
Наиболее оптимальным ресурсом, позволяющим эффективно организовать образовательно-реабилитационный процесс в режиме online, является рабочая тетрадь учебной дисциплины, подготавливаемая педагогом в соответствии с содержанием адаптированной основной образовательной программы (АО-ОП), а также с учётом особых образовательных потребностей обучающихся конкретной нозологической группы. Для школьников с нарушениями зрения такую тетрадь необходимо представить в аудио-формате.
Структурными компонентами рабочей тетради могут быть следующие:
— название учебной дисциплины и указание на класс, в котором осуществляется её освоение;
— сведения об организации образовательно-реабилитационного online-процесса: ссылка для подключения к ВКС, информация о способе быстрого установления связи с учителем, например, с помощью таких популярных мессенджеров, предназначенных для смартфонов, как Telegram, WhatsApp или др.;
— комплексы динамических и релаксационных пауз, включая дыхательную гимнастику и зарядку для глаз, в т.ч. в виде интерактивных ссылок на интернет-ресурсы, на которых размещается данный контент, имеющий здоровьесберегающую направленность. В числе релаксационных пауз могут использоваться фрагменты классических музыкальных произведений в связи с высоким реабилитационным потенциалом музыки, возможностью её позитивного влияния на психоэмоциональное состояние субъекта, в т.ч. подрастающей личности [4];
— содержание материала по разделам и темам, включая комплексы обучающих и коррекцион-но-развивающих заданий, терминологический словарь, иллюстрации и т.д. Данный компонент
рабочей тетради является основным и самым обширным.
Использование на опНпе-уроке рабочей тетради представляется удобным для организации деятельности детей на каждом его этапе, позволяет рационально использовать время, избегая излишних пауз, связанных с поиском информации, дополнительным разъяснением инструкций к заданиям и упражнениям.
Большинство детей с ОВЗ нуждаются в опоре на средства наглядности. В определённой мере в период дистанционного обучения данную проблему позволяет решить использование рабочей тетради. Однако это лишь одно из многочисленных средств визуализации материала, наряду с которым важно применять и иные, в т.ч. мультимедийные презентации. С их помощью могут быть продемонстрированы объекты не только в статике, но и в динамике, со звуковым сопровождением; разъяснены сложные для освоения учениками с ОВЗ понятия, явления, факты [5].
Следует предлагать обучающимся самостоятельно подготавливать презентации (например, при выполнении домашних заданий) с последующей их демонстрацией в процессе опНпе-урока. Это позволит создавать у школьников с ОВЗ мотивацию к деятельности, поддерживать стойкий интерес к учебному процессу, стимулировать познавательную активность.
Таким образом, организация дистанционных уроков с участием обучающихся с ОВЗ требует медико-педагогического сопровождения. С одной стороны, реализация образовательно-реабилитационного опНпе-процесса должна быть ориентирована на получение учениками качественного образования, успешного освоения материала по АООП. С другой стороны, обучение с использованием ДОТ должно исключать негативное влияние на состояние здоровья ученика, отвечать требованиям гигиенической безопасности жизнедеятельности детей, выстраиваться с учётом их специальных потребностей и структуры нарушения.
Информация о финансировании и конфликте интересов
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:
1. Tishina LA, Danilova AM, Shishkova MI, Artemova EE. Application of distance technologies in special education: problems and risks. Modern high-tech technologies. 2020; 11-1: 112-118. Russian (Тишина Л.А., Данилова А.М., Шишкова М.И., Артёмова Е.Э. Применение дистанционных технологий в специальном образовании: проблемы и риски // Современные наукоёмкие технологии. 2020. № 11-1. С. 112-118.)
2. Kuzmina OS. Preparing teachers for work in the conditions of inclusive education: Author's abstract dis. ... cand. ped. sciences. Omsk, 2015. 23 p. Russian (Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Омск, 2015. 23 с.)
3. Yakubenko OV. Overcoming the negative factors of digital education as a management quality and prospects for its development. Scientific notes of IME RAE. 2018; 3(67): 184-186. Russian (Якубенко О.В. Преодоление негативных факторов
Е06 №1 (84) 2021 ^)(^ТЬИ®та6аае
цифрового образования как направление управления качеством и перспективами его развития //Учёные записки ИУО РАО. 2018. № 3(67). С. 184-186.)
4. Lev YaB. Listening to music as a means of aesthetic development of preschool children. Detstvo, otkrytoe miru: Collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference. Omsk, 2016. P. 20-23. Russian (Лев Я.Б. Слушание музыки как средство эстетического развития дошкольников //Детство, открытое миру: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 2016. С. 20-23.)
5. Likhanov YuYu. Applying information technologies in the process of general time representation system formation of students with mental deficiency. Bulletin of BellED. 2020; 7(4): 46-52. Russian (Лиханов Ю.Ю. Применение информационных технологий в процессе формирования временных представлений у учащихся с умственной отсталостью //Вестник БелИРО. 2020. Т. 7, № 4(18). С. 46-52.)
КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ АДРЕСОВАТЬ:
СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна, 644099, г. Омск, набережная Тухачевского, д.14, ФГБОУ ВО ОмГПУ.
E-mail: sinevich.olga@mail.ru
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT AUTHORS
ВИКЖАНОВИЧ Светлана Николаевна, канд. пед. наук, доцент, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия. E-mail: vikzhanovich@omgpu.ru
VIKZHANOVICH Svetlana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, docent, department of defectological education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: vikzhanovich@omgpu.ru
СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна, канд. мед. наук, доцент, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия. E-mail: sinevich.olga@mail.ru
SINEVICH Olga Yurievna, candidate of medical sciences, docent, department of defectological education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: sinevich.olga@mail.ru
ЧЕТВЕРИКОВА Татьяна Юрьевна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия. E-mail: t_chet@omgpu.ru
CHETVERIKOVA Tatyana Yurievna, candidate of pedagogical sciences, docent, head of the department of defectological education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: t_chet@omgpu.ru
№1 (84) 2021