Научная статья на тему 'Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся'

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся»

Костюков Алексей (научный руководитель — Л. В. Пушкарева) — городская конференция «Исследовательская деятельность — путь к профессиональной карьере», 2014 г.;

Жирнов Семен (научный руководитель — А. В. Наливайко) — городская конференция «Исследовательская деятельность — путь к профессиональной карьере», 2014 г.

В заключение хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, исследовательская деятельность, на мой взгляд, имеет и еще одно немаловажное значение — это социализация личности обучающегося, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение обучающихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Т. С. Калугина, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум

имени В. И. Заузелкова»

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся является одним из перспективных направлений в формировании общих и профессиональных компетенций. На занятиях по истории и об-ществознанию было выявлено, что обучающиеся, поступившие в техникум, не умеют осуществлять поиск информации, обрабатывать ее (анализировать, систематизировать, структурировать и т. д.); организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество. Знания, умения, способности, включающие в себя общие компетенции, необходимы обучающимся в процессе овладения профессиональными компетенциями на специальных дисциплинах, на производственной практике. Поэтому важно организовать учебно-исследовательскую деятельность, особенно для обучающихся первого курса, на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время.

Работа начинается с выявления обучающихся, которые имеют желание заниматься исследовательской деятельностью, способности к исследовательской работе и проявляют интерес к истории. При этом методы принуждения не использую, решение обучающийся должен принять сам.

Анкетирование показывает следующие мотивы обучающихся заниматься исследовательской работой: интерес к предмету, желание углубить свои знания, расширить кругозор, связь с будущей профессией, удовлетворение процессом работы, желание самоутвердиться и проявить себя, получить награду на конкурсе, занять свободное от учебы время и др.

Сложнее всего определиться с выбором темы исследования. Прежде всего тема должна быть интересна самому обучающемуся, а не навязана преподавателем. Так, по теме «Семья» (дисциплина «обществознание») обучающимся предлагается самостоятельно выполнить учебно-исследовательское задание: составить генеалогическое древо (родословную). Знание своих корней, прошлого своей семьи необходимо каждому человеку. Когда мы начинаем это понимать, тогда приходит осознание важности изучения истории своей страны. Изучение своей родословной является важной составляющей в деле формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения. Поэтому одним из главных направлений исследовательской деятельности обучающихся я считаю изучение ими истории своей семьи, составление родословных. Моя цель — заинтересовать как можно больше обучающихся историей своей семьи, и через это повысить интерес к изучению отечественной и всемирной истории. Многие обучающиеся не знают даже имена и отчества, а порой и фамилии своих бабу-

шек и дедушек, а предков в 4-5-м поколениях знают единицы. Поэтому составление генеалогического древа для студентов всегда является актуальным.

Обучающиеся, которые наиболее успешно справились с составлением родословной, привлекаются для написания учебно-исследовательской работы по истории своей семьи. Такая учебно-исследовательская работа состоит из четырех этапов: 1) составление генеалогического древа — родословной; 2) написание истории семьи и рода; 3) создание презентации и защита своей работы перед обучающимися на уроках; 4) представление исследовательской работы на различных конкурсах, студенческих научно-практических конференциях.

Собирая информацию о семье, обучающиеся работают с устными источниками — воспоминаниями родных. Самым важным и ценным является участие всей семьи в создании и сохранении семейной истории. Обучающиеся в это время больше общаются со своими родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками. Совместными усилиями ищут источники, содержащие информацию об истории рода: личные письма, старые документы, воспоминания, награды.

Анализируя полученную информацию, обучающиеся проявляют себя как исследователи. Собранные подробные биографические данные на членов семьи они изучают и классифицируют, составляют краткие и подробные биографические справки на членов семьи. Результатом долгого и кропотливого труда является написание работы «История моей семьи».

Изучая свою родословную, обучающиеся начинают связывать историю своей семьи с историей малой родины и страны и выходят на такие темы исследования, как: «XX век в истории моей семьи», «Мой прадедушка — участник Великой Отечественной войны», «Мои прадеды — герои войны», «Они прожили достойную жизнь» и др. Таким образом, составление генеалогического древа формирует интерес обучающихся к истории Отечества, своего края, семьи. Изучение своей родословной развивает у студентов гуманистическое мышление, личностное отношение к истории. Обучающиеся ощущают связь с прошлым своей страны, учатся понимать настоящее. Исследовательская деятельность обучающихся в создании семейных родословных способствует сохранению исторической памяти, сближению.

Анализ результативности учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать выводы о положительных результатах:

1) усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся;

2) значительно расширяется кругозор и интерес обучающихся к истории;

3) учебно-исследовательская деятельность вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

4) формируется социальный опыт в труде и общении;

5) формируются умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения;

6) учебно-исследовательская деятельность способствует профессиональному росту преподавателя, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать обучающихся, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений.

Однако необходимо отметить также трудности в организации, осуществлении учебно-исследовательской деятельности. Во-первых, это проблема формирования интереса к написанию исследования, так как среди обучающихся мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования. Во-вторых, не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки учебно-исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области (участие в областных конкурсах).

Считаю, что приобщение обучающихся к учебно-исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования. Так как этот вид деятельности формирует навыки научного исследования и выступления перед незнакомой аудиторией, развивает научную устную речь, т. е. умение грамотно формулировать свою позицию, задавать вопросы и отвечать на них.

С удовольствием занимаюсь с обучающимися учебно-исследовательской деятельностью. Так определяю свои мотивы: желание повысить свою профессиональную компетентность, углубить знания обучающихся в своей

учебной дисциплине, научить обучающихся способам учебно-исследовательской деятельности как основе их успешности в дальнейшем обучении.

Администрация техникума придает большое значение стимулированию учебно-исследовательской деятельности. Обучающиеся по-

лучают моральное и материальное поощрение за успехи в выполнении учебно-исследовательских работ: награждаются грамотами, подарками. Преподаватели также поощряются за педагогическое руководство учебными исследованиями обучающихся через систему стимулирующих выплат, денежных премий.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ ИХ В СОЗДАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

В. В. Пороль, преподаватель ГОУ СПО «Кузнецкий металлургический техникум», г. Новокузнецк

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.

В век, насыщенный высокими технологиями, невозможно представить процесс обучения без использования возможностей информационных технологий.

Проблема, которую мы планируем решать посредствам педагогической деятельности с использованием информационных технологий на занятиях химии следующая:

— низкая мотивация обучающихся к изучению химии, связанная с нарастанием сложности программного материала и сокращением учебного времени на усвоение, приводит к снижению успешности в учебе и, как следствие, может привести к снижению их конкурентоспособности на рынке труда.

Нет сомнения, что во всех образовательных организациях на занятиях используются информационные технологии (технические средства: компьютерная техника и средства связи; программные средства). Их применение позволяет повысить интенсивность деятельности преподавателя и обучающихся. Но как показывает практика, учебная деятельность невозможна без мотивации, побуждений, вызывающих активность индивида. Умение молодежи на хорошем уровне пользоваться информаци-

онными технологиями позволит им выполнять необходимую работу по созданию компьютерных программ — виртуальных лабораторных работ по химии.

Цель — активизация интереса обучающихся к изучению химии для более эффективных образовательных результатов.

Задачи:

1. Определение рабочей группы обучающихся для создания лабораторных работ в компьютерной программе PowerPoint.

2. Определение тем и разработка макета лабораторных работ.

3. Создание виртуальных лабораторных работ по химии.

4. Проведение лабораторных работ в учебных группах в соответствии с учебной программой дисциплины и календарно-тематическим планом.

Так, нами были созданы и регулярно проводятся в учебных группах виртуальные лабораторные работы по темам: «Основные свойства металлов», «Свойства хрома и его соединений», «Свойства углеводов».

В данных программах предусмотрена актуализация знаний в виде сжатой информации на слайдах, методические указания для проведения опыта, демонстрация опыта в виде анимации или видеоролика, образец оформления с выводом для самоконтроля. В конце всех опытов предусматривается итоговый контроль в виде электронного теста.

Результат: при проведении занятий с использованием виртуальных лабораторных работ было замечено, что повышается эмоциональная и эстетическая убедительность пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.