Научная статья на тему 'Изучение истории края и генеалогии семьи как средство совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся'

Изучение истории края и генеалогии семьи как средство совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение истории края и генеалогии семьи как средство совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся»

- исследовательская деятельность

из перспективных средств совершенствования коммуникативного потенциала личности.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования с внесением изменений в соответствии с приказом Минобразования России от 29 декабря 2014 г. № 1645.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Берштейн и

Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г Бочарова. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.

3. Библия парадоксов. Парадокс — это истина, поставленная на голову, чтобы на нее обратили внимание: Афоризмы и мысли выдающихся людей/ авт.-сост. В. Н. Зубков. — М.: АСТ: Астрель: Хранитель. 2008. — 475 с.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. — 2002. — 23 апреля. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm .

изучение истории края и генеалогии семьи как средство совершенствования

коммуникативной компетенции обучающихся

Т. С. Калугина, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

Одной из наиболее важных задач на современном этапе развития образования является формирование коммуникативной компетенции. Овладение коммуникативной компетентностью — необходимое условие формирования социально активной личности. Важной формой формирования коммуникативной компетенции является учебно-исследовательская деятельность обучающихся.

Учебно-исследовательская деятельность — это специально организованная познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности [1].

Коммуникативная компетенция включает в себя языковой, социокультурный, учебно-познавательный компоненты. В процессе учебно-исследовательской работы происходит совершенствование всех составляющих коммуникативной компетенции.

Примером формирования коммуникативной компетенции на учебных дисциплинах «История» и «Обществознание» могут служить проекты «Мое генеалогическое древо», «Мой прадед — герой Великой Отечественной войны» и «Моя малая родина».

Проект «Мое генеалогическое древо» выполняется в рамках учебно-исследователь-

ской деятельности студентов по теме «Семья». Представляет собой мини-исследование, во время работы над которым ведущую роль играют самостоятельность студентов, их активность, инициативность, увлеченность и умение результативно выстраивать общение с информантами. При подготовке генеалогического древа обучающиеся формируют представления о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную кровную и духовную связь. Студенты знакомятся с новыми фактами из истории семьи, выявляют отличительные черты рода (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий, таланты, предрасположенности и т. д.).

Практическим результатом работы над составлением генеалогического древа является презентация, которая может проходить в форме конференции, где студенты выступают в роли специалистов в области генеалогии. Участники делают сообщения о своей семье, обмениваются мнениями, определяют, кому удалось собрать больше информации об истории своего рода (по числу поколений, по датам рождения, по объему собранной информации). Живой обмен идеями, мнениями, взглядами дает студентам возможность познакомиться с различными

точками зрения, учит грамотно излагать собственные мысли, вести дискуссию, внимательно слушать товарищей, аргументировано отстаивать свою позицию, владеть голосом, выражать свои чувства разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру, т. е. формирует навыки успешной коммуникации, в частности языковой компонент коммуникативной компетенции, который, как известно, включает навыки логического построения высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать и устанавливать контакты.

Обучающиеся, наиболее успешно справившиеся с составлением генеалогического древа, привлекаются к более сложным видам учебно-исследовательской деятельности, уже внеаудиторной. Примером может служить проект «Мой прадед — герой Великой Отечественной войны». Готовя проекты, студенты опрашивают родителей, родственников: что делали их прадеды во время войны, сохранились ли какие-нибудь документы, фотографии, письма, награды, изучают семейные архивы, что помогает связать историю рода с историей страны. Обращаясь к семейным архивам, разбирая фотографии, студенты видят примеры героизма своих родных и близких. При написании работ обучающиеся также используют архивные материалы, интернет-ресурсы (общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.), т. е. совершенствуют навыки работы с информацией, или информационный компонент коммуникативной культуры. В результате рождаются проекты, рассказывающие об участниках Великой Отечественной войны. Результаты исследования студенты представляют на уроках истории в виде презентации о своих предках — участниках войны.

В ходе работы над проектом студенты не только приобретают навыки исследователь-

исследовательская деятельность -

ской деятельности, у них, благодаря ощущению личной причастности к истории страны в целом, формируется позиция гражданина, патриота Отечества. Таким образом, получает развитие социокультурный компонент коммуникативной компетенции. Следующей ступенью учебно-исследовательской работы становится проект «Моя малая родина».

В результате организации целенаправленной, систематической проектной деятельности на дисциплинах «История» и «Обществозна-ние» формируется гражданское самосознание, определяется гражданская позиция, развиваются коммуникативные компетенции.

Участие в областных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах с результатами проектной деятельности, где студенты не только публично представляют свои работы, но и занимают призовые места, также служит совершенствованию языкового, социокультурного и информационного компонентов коммуникативной компетенции.

Кроме того, полученные в ходе учебно-исследовательской деятельности знания студенты используют их при подготовке сценариев к урокам города, которые регулярно проводятся в техникуме («Кемеровской области 70 лет», «Кузбасс — труженик, боец, победитель», «Их именами названы улицы», «День народного единства», «Все на выборы», «Международный день мира», «Конституция РФ» и др.). Проведенные внеклассные мероприятия, материалы к которым собирают студенты и к участию к которым привлекаются ветераны и известные граждане Кемеровской области, также и способствуют развитию коммуникативной компетенции.

1. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. — № 2. — 2007. — 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.