Научная статья на тему 'Научное общество как форма организации исследовательской работы обучающихся'

Научное общество как форма организации исследовательской работы обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное общество как форма организации исследовательской работы обучающихся»

ально-проектной деятельности», состоящий из теоретического и практического разделов.

Выбор тем исследовательских работ осуществляется в соответствии с желанием обучающегося более глубоко изучить те или иные проблемы с учетом специфики его будущей специальности и области научных интересов преподавателя. Тематика исследовательских работ рассматривается в цикловых методических комиссиях.

Таким образом, библиотека превращается в своего рода научную лабораторию, в центр интеллектуального и творческого роста.

На протяжении 10 лет техникум на своей базе проводит городские, областные научно-практические конференции, а также ежегодно обучающиеся участвуют в конкурсах науч-

но-исследовательских работ, научно-практических конференциях различного уровня. Участие в конкурсах «Национальный чемпионат профессий», «Молодо-зелено», «Золотая подкова» и др., проекте «Ты — предприниматель», олимпиадах способствует раскрытию творческого потенциала, определению перспективы их внутреннего роста.

Созданные условия для осуществления научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности в Прокопьевском промышленно-экономическом техникуме способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов, качества образования и формированию устойчивой профессионально и личностно значимой Я-концепции будущего специалиста.

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И. В. Гааг, преподаватель ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский горный техникум»

Одной из главных задач организаций среднего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания.

Приобщение обучающихся к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность обучающихся выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества формируются у обучающихся только при условии систематического включения их в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения ими

особого вида учебных заданий приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Для того чтобы развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, в Анжеро-Судженском горном техникуме на протяжении уже нескольких лет организована работа студенческого научного общества (СНО) «Искатель».

Целью данного общества является создание условий для самореализации обучающихся в пространстве научного творчества, формирование ценностного отношения к поисково-исследовательской деятельности, развитие их интеллектуального потенциала.

Задачи, которые ставит перед собой СНО «Искатель»:

1. Формирование научно-гуманистического мировоззрения и системы научных взглядов обучающихся.

2. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных и профессиональных условиях, к глубокому изучению общеобразовательных, профессиональных дисциплин, имеющих направленность на исследовательскую, аналити-

ко-проектировочную и другие виды творческой самореализации.

3. Овладение методикой научно-исследовательской работы, умением самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.

4. Развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению докладов и отчетов по результатам научно-исследовательской работы.

5. Участие членов общества в учебно-исследовательских конференциях, различных формах презентаций учебно-исследовательских работ, в издании сборников по материалам учебно-исследовательской работы обучающихся.

6. Формирование единого научного сообщества студентов техникума со своими традициями, популяризация и пропаганда идей СНО среди обучающихся и преподавателей техникума и других учебных заведений.

Работа СНО «Искатель» проводится в пос-леурочное время.

Обучающимся предлагаются различные формы организации работы. В первую очередь это различные заседания, посвященные определенным темам: «Основы исследовательской деятельности», «Методика и структура исследовательской работы», «Требования к оформлению исследовательских работ» и т. д.

Активно используется метод индивидуальной работы с обучающимися. Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность под руководством преподавателя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере и проводится в тесном сотрудничестве с преподавателями-предметниками.

При групповой форме работы предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов. Эта деятельность способствует ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, поиску в Интернете. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие. Знакомясь с синтезом, анализом, аналогией, основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обо-

снование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), обучающиеся подготавливаются к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации творческого потенциала, самораскрытия и самореализации.

Итогом исследовательской работы является ежегодная научно-практическая конференция «Шаг в будущее», где обучающиеся представляют свои исследовательские работы. В ходе пленарных заседаний заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, высказываются мнения рецензентов на представленные работы. По результатам обсуждения работ жюри подводит итоги конференции и определяет победителей в каждой номинации. Победители награждаются почетными дипломами и денежными премиями. Наиболее удачные работы рекомендуются для дальнейшего участия в конференциях различного уровня.

Работа в научном обществе студентов имеет для обучающихся техникума практическое значение. Во-первых, они приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы; во-вторых, у них появляется возможность представить свои работы для участия в городских, областных и региональных конференциях.

О результативности работы СНО «Искатель» говорят наши победы:

Антонов Павел (научные руководители — И. А. Кошке, Т. П. Чуча) — всероссийский конкурс «Профессионал будущего», 2012 г.;

Калитиненко Кристина (научный руководитель — И. А. Кошке) — областная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в профессиональном образовании», 2013 г.;

Бричикару Яна (научный руководитель — С. Н. Юдина) — межрегиональная научно-практическая конференция «Наука и производство: состояние и перспективы», 2013 г.;

Габрахимова Василя (научный руководитель — Т. Г. Шидловская) — межрегиональная научно-практическая конференция «Наука и производство: состояние и перспективы», 2013 г.;

Мукосий Татьяна (научный руководитель — И. В. Гааг) — межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие творческой деятельности студентов в условиях непрерывного многоуровневого и многопрофильного образования», 2013 г.;

Костюков Алексей (научный руководитель — Л. В. Пушкарева) — городская конференция «Исследовательская деятельность — путь к профессиональной карьере», 2014 г.;

Жирнов Семен (научный руководитель — А. В. Наливайко) — городская конференция «Исследовательская деятельность — путь к профессиональной карьере», 2014 г.

В заключение хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, исследовательская деятельность, на мой взгляд, имеет и еще одно немаловажное значение — это социализация личности обучающегося, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение обучающихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Т. С. Калугина, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум

имени В. И. Заузелкова»

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся является одним из перспективных направлений в формировании общих и профессиональных компетенций. На занятиях по истории и об-ществознанию было выявлено, что обучающиеся, поступившие в техникум, не умеют осуществлять поиск информации, обрабатывать ее (анализировать, систематизировать, структурировать и т. д.); организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество. Знания, умения, способности, включающие в себя общие компетенции, необходимы обучающимся в процессе овладения профессиональными компетенциями на специальных дисциплинах, на производственной практике. Поэтому важно организовать учебно-исследовательскую деятельность, особенно для обучающихся первого курса, на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время.

Работа начинается с выявления обучающихся, которые имеют желание заниматься исследовательской деятельностью, способности к исследовательской работе и проявляют интерес к истории. При этом методы принуждения не использую, решение обучающийся должен принять сам.

Анкетирование показывает следующие мотивы обучающихся заниматься исследовательской работой: интерес к предмету, желание углубить свои знания, расширить кругозор, связь с будущей профессией, удовлетворение процессом работы, желание самоутвердиться и проявить себя, получить награду на конкурсе, занять свободное от учебы время и др.

Сложнее всего определиться с выбором темы исследования. Прежде всего тема должна быть интересна самому обучающемуся, а не навязана преподавателем. Так, по теме «Семья» (дисциплина «обществознание») обучающимся предлагается самостоятельно выполнить учебно-исследовательское задание: составить генеалогическое древо (родословную). Знание своих корней, прошлого своей семьи необходимо каждому человеку. Когда мы начинаем это понимать, тогда приходит осознание важности изучения истории своей страны. Изучение своей родословной является важной составляющей в деле формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения. Поэтому одним из главных направлений исследовательской деятельности обучающихся я считаю изучение ими истории своей семьи, составление родословных. Моя цель — заинтересовать как можно больше обучающихся историей своей семьи, и через это повысить интерес к изучению отечественной и всемирной истории. Многие обучающиеся не знают даже имена и отчества, а порой и фамилии своих бабу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.