учно-практическая конференция, которая включает в себя два основных направления: по гуманитарному и естественному профилю и по техническому профилю. В 2014/2015 учебном году студенты подготовили научно-исследовательскую работу по теме «Физическая природа грозы». В данной работе описывалось физическое происхождение грозы и демонстрировался опыт с электрофорной машиной. В ходе научно-исследовательской работы студенты не только узнали причины и факторы появления грозы, но также на реальном опыте увидели ее происхождение: рассмотрели ее как природное явление и как техническое устройство. На основе этого исследования они выявили, насколько опасна гроза и какие существуют меры безопасности во время этого явления.
В 2015/2016 учебном году уже большое количество студентов изъявило желание выполнить самостоятельные научно-исследовательские работы и на предстоящей конференции представить несколько различных тем, которые будут тесно связывать физику и реальную повседневную жизнь.
Опыт участия студентов в научно-исследовательской конференции позволил сделать вывод,
что для изучения дисциплины физика такие исследования имеют большое значение. Они помогают студентам не только более детально изучить тему и получить профессиональные навыки, но и найти объяснение различным физическим явлениям, встречающимся в повседневной жизни. При выполнении экспериментальной части студенты учатся применять свои знания на практике, знакомятся с устройством основных технических приборов, что, безусловно, способствует развитию основных профессиональных навыков.
Содержательной основой научно-исследовательской работы являются различные творческие задания, которые, как правило, носят практический характер и определенную направленность. Задания исследовательского характера выполняются на каждом этапе научно-исследовательской работы.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность способствует формированию мотивации студента, повышению интереса к выбранной профессии, развитию его творческого потенциала, формированию профессиональных и общих компетенций и в конечном итоге повышению качества образования.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ИНТЕЛЛЕКТ»
Э. А. Коломина, преподаватель ГПОУ «Киселевский политехнический техникум»
В связи с вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», реализацией ФГОС СПО первостепенной задачей организации профессионального образования стало не только обучение профессии, но и ведение студентами научно-исследовательской деятельности. В ходе наблюдения за работой обучающихся на уроках по дисциплине «иностранный язык» выяснила, что они не владеют достаточным уровнем исследовательской грамотности. Так, передо мной четко обозначилась проблема неготовности обучающихся к данному виду деятельности. Первым шагом по ее решению стало изучение нормативных документов по организации научно-исследовательской деятельности, специальной литературы и интернет-источников, а также опыта педагогов области. Помогло обучение на семинарских занятиях «Исследовательская деятельность студентов в образовательном учреждении»
в КРИРПО и методическое сопровождение моей деятельности по самообразованию методической службой техникума.
Следующим шагом стало создание условий, в которых обучающиеся могли бы достичь определенного уровня исследовательских умений и навыков. Решение было найдено. По предложению методиста техникума мною было организовано научное общество обучающихся «Интеллект» (НОО).
Деятельность НОО строится на основе положения, плана работы. Для проведения занятий с обучающимися разработана и успешно реализуется программа курса «Основы исследова-
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 1 (48) 2016
29
тельской деятельности студентов». Основные задачи НОО:
1. Формировать у обучающихся представление о ценности научных знаний в современном мире, интерес к исследовательской деятельности, умения ориентироваться в информационном пространстве.
2. Способствовать приобретению обучающимися навыков исследовательской деятельности, умений выдвигать гипотезы и находить средства их адекватного изучения.
3. Пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.
4. Расширять научные контакты с вузами.
5. Повышать уровень научно-педагогической и методической деятельности преподавателей — научных руководителей обучающихся.
Работа НОО осуществляется через следующие формы:
• заседания, в рамках которых обучающиеся осваивают курс «Основы исследовательской деятельности студентов»;
• индивидуальные и групповые консультации с обучающимися и научными руководителями;
• самостоятельную работу по теме исследования;
• мастер-классы по оформлению исследовательских работ и презентаций выступления,
• участие в научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ.
Завершать освоение обучающего курса проведением научно-практической конференции «Шаг в XXI век» стало доброй традицией. Темы конференции выбираем в соответствии с приоритетными направлениями на год. В 2014/2015 учебном году темой НПК была выбрана эколо-
гия — «Зеленое» направление в моей профессии». Мы вышли за рамки техникума и провели ее на городском уровне. В работе конференции приняли участие 39 обучающихся из шести ПОО Киселевска и Прокопьевска. Наш техникум представил 17 работ, что позволяет говорить о том, что заинтересованность в научно-исследовательской деятельности среди обучающихся возросла. За короткий промежуток времени (три года) плодотворная систематическая работа позволила членам НОО достичь высоких результатов:
• возросло число участников НОО «Интеллект»: 2012/2013 уч. г. — 7 человек, 2013/2014 уч. г. — 14, 2014/2015 уч. г. — 29;
• возросло количество участников научно-практических конференций (2012/2013 уч. г. — 9, 2013/2014 уч. г. — 44, 2014/2015 уч. г. — 49);
• улучшились результаты участия обучающихся техникума в научно-практических конференциях (2012/2013 уч. г. — 14 % победителей и лауреатов от общего числа участников; 2013/2014 уч. г. — 26 <%; 2014/2015 уч. г. — 37 %о);
• вырос уровень представления результатов исследовательской деятельности (2012/2013 уч. г. — техникум (1), заочная НПК всероссийского уровня (1), заочная НПК международного уровня (1); 2013/2014 уч. г. — техникум (1), очные (2) и заочные (2) НПК городского уровня, очные НПК областного уровня (2), очные (1) и заочные (1) межрегионального уровня и очные (1) и заочные (1) НПК всероссийского уровня; 2014/2015 уч. г. — очные НПК городского уровня (2), очная НПК областного уровня (1), очная НПК межрегионального уровня (1) и очная НПК (1) и заочная НПК (1) всероссийского уровня с международным участием).
30
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕОГБО» № 1 (48) 2016
География поездок довольна широкая: Прокопьевск, Кемерово, Осинники, Новокузнецк и Анжеро-Судженск. Возникали, конечно, трудности и с транспортом, с финансами, но мы их преодолели. Наши обучающиеся с готовностью решали проблемы наравне с педагогами.
В заключение хотелось бы сказать, что популярность и заинтересованность обучающих-
ся в ведении НИД набирает обороты. «Ноов-цы», так сами себя называют члены НОО «Интеллект», не собираются останавливаться на достигнутом и ставят перед собой все новые и новые задачи. Мы, педагоги, в свою очередь и дальше будем прикладывать все усилия по развитию исследовательских умений обучающихся, научно-методическому сопровождению их исследований.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
С. В. Кушева, преподаватель ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В. П. Романова
В современных условиях остро стоит вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования. Переход к интенсивному пути требует принципиально новых образовательных технологий.
Сегодня отмечается отчетливая тенденция увеличения при итоговой аттестации вопросов, которые выявляют умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-
функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, умение доказывать и применять знания в новых ситуациях. Выпускник должен владеть навыками самообразования.
Одним из резервов повышения эффективности обучения студентов является постепенное развитие у них навыков исследовательской работы, которое вполне осуществимо через урок.
Результатами этой работы можно считать:
- систематизацию приемов, способствующих эффективному формированию исследовательских умений обучающихся;
- создание условий для осмысления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и системного структурирования фактического материала;
- создание условий для организации деятельности по самооценке, самокоррекции результатов труда обучающихся.
«ОБРАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 1 (48) 2016
31