Научная статья на тему 'Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в техникуме'

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в техникуме»

- исследовательская деятельность

6. Оценка результатов и процесса. Педагог оценивает результаты и сам процесс по соответствующим критериям, обучающиеся также участвуют в обсуждении.

Рассмотрим возможный вариант проекта в рамках экономической дисциплины.

Название проекта: «Электронная хрестоматия как средство повышения эффективности и качества образования в системе СПО».

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель и задачи проекта:

— актуализация знаний основных направлений экономической мысли;

— формирование коммуникативных и информационных компетенций обучающегося;

— формирование навыков работы в группе, защиты и представления работы;

— содействие воспитанию самостоятельности, ответственности и уверенности перед аудиторией.

Задание для обучающихся: по результатам изучения курса «Основы экономики» необходимо выполнить проект «Электронная хрестоматия «История экономической мысли».

Конечный результат: электронная хрестоматия «История экономической мысли», которая состоит из нескольких разделов, где каждому разделу соответствует определенное направление экономической мысли. Каждый раздел включает в себя несколько пунктов, которому соответствует представитель данного направления.

Внутри каждого пункта материал сгруппирован в определенной последовательности:

— биография представителя одного из экономических направлений;

— фрагменты из трудов;

— вопросы и задания.

Методические рекомендации

В выполнение проекта участвует группа из 5-6 человек. Каждая группа работала над определенным направлением экономической мысли. В каждой группе должны быть самостоятельно распределены обязанности по выполнению той или иной деятельности. Проект выполняется в течение месяца. Необходимая информация содержится в литературе из рекомендованного списка, а также возможен самостоятельный поиск студентами источников информации. По окончании срока, отведенного на выполнение, проект должен быть защищен, презентован, а также сведен в единую хрестоматию. Каждый вторник и четверг в течение указанного срока проходят консультации с руководителем. Проект оценивается по пятибалльной шкале.

Использование метода проектов при обучении дисциплине «Основы экономики» формирует навыки исследовательской деятельности, умения планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, работать с информацией и находить необходимые источники, а также применять полученную информацию для решения поставленных задач.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНИКУМЕ

т. В. Сасина, методист, преподаватель Кемеровского техникума индустрии питания и сферы услуг

Е. О. Романова, преподаватель

Сегодня современный выпускник должен владеть не только необходимыми профессиональными компетенциями, но и определенными навыками решения творческих практических задач, быть мобильным, ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Все эти качества необходимо формировать и развивать у обучающихся с первого курса через активное вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность, которая имеет большее значение для подготовки будущего специалиста.

т. В. Сасина

Е. О. Романова

Учебно-исследовательская деятельность (УИД) — это специально организованная, творческая деятельность обучающихся, результатом которой является формирование исследовательских умений, новых способов деятельности, основанных на научных методах. Для эффективной организации УИД преподаватель (мастер производственного обучения) должен в полной мере соответствовать требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, и дополнительного профессионального образования»: осуществлять руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельностью обучающихся. Без умений преподавателя привлекать к целе-полаганию, активной пробе своих сил в различных сферах деятельности, обучать самоорганизации и самоконтролю, контролировать обучающихся на этапе выбора темы, оценивать процесс и результаты выполнения и оформления выполненных работ невозможно добиться положительных результатов в УИД.

Важным моментом в организации УИД обучающихся является готовность преподавателя к ее осуществлению. Сегодня в Кемеровском техникуме индустрии питания и сферы услуг (КемТИПиСУ) все педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность, имеют педагогическое образование. В 2016/17 учебном году 26 педагогических работников КемТИПиСУ прошли обучение по дополнительной профессиональной программе переподготовки «Педагог профессионального образования» в КРИРПО. Преподаватели и мастера производственного обучения изучали основы педагогики и возрастной психологии, профориентационной работы, охраны труда, составляли технологические карты урока, занимались проектированием и обновлением учебно-программной документации, создавали электронные образовательные ресурсы.

В техникуме созданы все условия для организации УИД. В помощь обучающимся — библиотечные фонды, читальный зал и компьютерные классы с выходом в Интернет, оснащенные современным оборудованием лаборатории и учебно-производственные цеха.

Опытные педагоги техникума уверенно сопровождают обучающихся в УИД, являются их наставниками. В процессе исследовательской работы происходит формирование мотивов, обучение алгоритму, методам целенаправленной творческой деятельности. Для более продуктивной работы по данному направле-

исследовательская деятельность -

нию в техникуме организована работа кружков: «Учебно-исследовательская деятельность, «Готовимся к олимпиадам», «Психологические тренинги». С сентября 2015 года в учебные планы включены учебные дисциплины по выбору: «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Индивидуальные проекты», «Культура делового общения». На кружках и учебных дисциплинах, а также на индивидуальных консультациях обучающиеся учатся определять тему исследования, формулировать цель и гипотезу, определять проблему, предмет, объект, выбирать методы исследования, проводить и описывать опыты, защищать индивидуальные проекты, курсовые и дипломные работы. Лучшие работы обучающиеся представляют на студенческих научно-практических конференциях (НПК).

В КемТИПиСУ с сентября 2015 г. организованно студенческое научное сообщество «Путь в науку». Организатор и идейный вдохновитель — Н. В. Кацерикова, доктор технических наук. По итогам учебного года в сообщество было вовлечено 10 обучающихся и 9 педагогических работников. Результаты исследования обучающиеся представили на областных и всероссийских НПК, получили высокую оценку компетентного жюри за представленные доклады:

— областная НПК «Открытый мир», Белов-ский техникум железнодорожного транспорта, — 2-е место;

— XIV Всероссийская студенческая НПК с международным участием «Наука и производство: состояние и перспективы», Надежда Рендфлейш получила диплом за лучший доклад «Использование сырьевых региональных компонентов для приготовления хлеба»;

— II Всероссийская НПК «Актуальные научные исследования — 2016: комплексный подход к решению проблем повышения качества среднего образования в современных условиях», Прокопьевский промышленно-эко-номический техникум, Наталья Лукащук награждена дипломом I степени по направлению «Эколого-биологические проблемы и здоровье человека».

В 2016/17 учебном году студенческое научное сообщество составляло более 20 студентов. И этот год стал не менее удачным:

— областная НПК «Открытый мир», Белов-ский многопрофильный техникум, по итогам очной защиты доклада «Технологии приготовления космической пищи» Константин Коротченко и Семен Якименко заняли 2-е место;

— XV Всероссийская студенческая НПК с международным участием «Наука и производ-

Бранд Алиса, Мусатова Марина, НПК «Шаг за горизонт», 2017 г.

Зарубина Юлия, Коротченко Константин, НПК «Наука и производство: состояние и перспективы», 2017 г.

ство: состояние и перспективы», СТФ КемТИПП, Константин Коротченко и Юлия Зарубина с докладом «Разработка кондитерских изделий с энтеросорбентом в условиях неблагоприятной экологической ситуации в Кузбассе» награждены дипломами.

— V Межрегиональный фестиваль экологического образования и воспитания детей и молодежи «Я живу на красивой планете;

— региональная НПК «Развитие творческой деятельности обучающихся в условиях непрерывного многоуровнего и многопрофильного образования», Юргинский технологический колледж, Анна Есик и Алексей Плотников представили доклад «Мясная экооболочка в производстве колбасных изделий» и заняли 2-е место.

Новый учебный год только начался, но уже есть успехи. В ноябре 2017 года в Новокузнецком горнотранспортном колледже прошла областная НПК «Шаг за горизонт». По итогам очной защиты Марина Мусатова награждена дипломом I степени за доклад «Оценка загрязнения сточных вод в кондитерском производстве», Алиса Бранд — дипломом II степени за доклад «Сосновый бор» — особо охраняемая природная территория города Кемерово».

Как отмечают сами обучающиеся, опыт участие в НПК придает уверенности в своих силах и раскрывает творческие способности, позволяет ощутить гордость за свои достижения и получать удовлетворение от достигнутых результатов.

Получение дипломов «Педагог профессионального образования», 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.