Научная статья на тему 'Профессия, которую я выбираю'

Профессия, которую я выбираю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2970
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессия, которую я выбираю»

ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ВЫБИРАЮ

Д. В. Килина, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово

Сегодня предъявляются высокие требования к уровню сформи-рованности компетенций у выпускников средних школ. Каждая образовательная организация ждет на первый курс студентов с активной жизненной позицией. В Концепции модернизации российского образования определены основные направления социализации школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны сотрудничать, отличаются мобильностью, динамизмом конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [3]. Таким образом, старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Решение этих задач во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов. И поэтому исследовательская деятельность обучающихся сегодня становится неотъемлемой частью образовательного процесса, что приводит к увеличению числа участников конкурсов и конференций. Стремительное развитие конкурсного движения обусловлено изменениями в современном обществе, которые требуют корректировки целевых установок в образовании и пересмотра используемых методов. Акцент переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, на первое место выходит развитие мышления, а объем знаний — на второе. Поэтому проблема исследовательской деятельности обучающихся становится все более актуальной как в теории, так и в практике современного школьного образования [2].

Участие в конкурсном движении позволяет обучающимся и педагогическим работникам разви-

вать исследовательские способности, раскрывать таланты, способствует созданию положительного имиджа образовательной организации на рынке образовательных услуг в условиях реально существующей здоровой конкуренции. Система этого движения выполняет ряд важных задач: выявляет одаренных обучающихся и профессионально-педагогических работников с творческим потенциалом, создает условия для самореализации, обмена опытом, стимулирует личностный и профессиональный рост, подготовку конкурентоспособных специалистов и рабочих для экономики области.

Конкурсы — это своеобразный индикатор, рефлексивное поле, которое позволяет и заставляет двигаться в нужном направлении, дает возможность обучающимся проявить себя. Они проводятся в рамках кружковой работы, трудовых дел и в качестве самостоятельного мероприятия [1].

В последние годы в Кузбассе придается большое значение конкурсному движению как в системе общего, так и профессионального образования. ГОУ «КРИРПО» второй год проводит областной конкурс в рамках профориентации для обучающихся образовательных организаций различных типов. Организованная конкурсная деятельность по данному направлению — это один из важных шагов к профессиональному самоопределению обучающихся.

Так, в 2014 году состоялся областной конкурс профориентационных материалов «Профессия, которую я выбираю» для обучающихся и воспитанников образовательных организаций, направленный на привлечение подростков и молодежи к выбору профессий, востребованных на рынке труда Кемеровской области. Конкурс способствовал активизации профориентационной работы в образовательных организациях различных типов, обеспечению личностно ориентированного подхода подростков и молодежи к профессиональному самоопределению и проводился в рамках мероприятий, посвященных Году культуры.

На конкурс поступило 162 работы из 91 образовательной организации Кемеровской области: 19 — из профессиональных образовательных организаций, 51 — из общеобразовательных организаций, 4 — из организации дополнительного образования детей, 11 — из учреждения для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 6 — из учреждения для обучающихся,

ПОО ОО ОДО Дет.дома

и СКОО

Типы и виды ОО

■ 2012/2013 2013/2014

Рис. 1. Участники конкурса

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1).

По сравнению с конкурсными работами прошлого года, произошло значительное улучшение их качества выполнения и количественный рост (рис. 2), что подтверждает актуальность проведения данного конкурса.

Всего в конкурсе приняли участие 162 обучающихся, воспитанника, работу которых курировали 137 педагогов.

В номинации «Я выбираю рабочую профессию» (эссе) представлено 69 работ, в номинации «Я выбираю профессию моих родителей» (творческий фоторепортаж) — 52 работы, в номинации «Я выбираю профессию работника культуры» (тематический календарь) — 41 работа. Наибольшее количество из них поступило из Ленинск-Куз-нецкого городского округа — 29 работ, Прокопьевска — 24 работы, Новокузнецка — 23 работы, Кемерово — 15 работ, Юрги — 10 работ.

Самыми активными участниками конкурса стали следующие образовательные организации (по 4-6 работ):

- ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий технологический техникум»;

- МБОУ «СОШ № 14», г. Прокопьевск;

- ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум», г. Новокузнецк;

- МБОУ «СОШ № 1», г. Ленинск-Кузнецкий;

- МАОУ «СОШ № 110», г. Новокузнецк;

- МБОУ «СОШ № 5», г. Мыски;

- МКОУ «Детский дом № 6», г. Прокопьевск;

- МКОУ «Детский дом «Радуга», г. Юрга;

- МКС (К) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Анжеро-Судженского городского округа «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 I - II видов».

fill

Эссе Творческий Баннер Тематический фоторепортаж календарь

Номинации

■ 2012/2013 ■ 2013/2014

Рис. 2. Конкурсные работы

Наибольшее количество работ было посвящено наиболее востребованным в нашем регионе профессиям шахтера, сварщика, строителя, монтажника,водителя, повара.

Участники конкурса решали достойную социально значимую задачу повышения престижа рабочих профессий. В своих работах они подчеркнули важность трудовых традиций и рабочих династий. Так, в этом году были представители шахтерской династии (Дмитрий Сергеевич Попов), профессии учителя (Анастасия Игоревна Ревера), водителя (Михаил Александрович Селиверстов) и продавца (Ольга Николаевна Титова).

Наряду с конкурсными работами о рабочих профессиях и профессиях своих родителей, обучающимися и воспитанниками были созданы тематические календари о профессиях работника культуры: актера, библиотекаря, художника, преподавателя музыки.

В этом году конкурс «Профессия, которую я выбираю» проходил в два этапа: заочный и очный. На заочном этапе жюри оценивало работы по разным критериям в соответствии с выбранной номинацией. Вследствие чего были отобраны десять лучших работ по трем номинациям, которые были представлены в финале конкурса (очный этап). Дополнительно дипломом лауреата был отмечен участник за оригинальность идеи оформления тематического календаря.

Финал конкурса прошел в форме публичной защиты участниками конкурсных работ, где жюри оценивало их выступление по следующим критериям: способность конкурсанта в доступной и интересной форме представить свою работу, культура речи, воздействие на аудиторию (выразительность эмоциональной подачи информации, использование разных приемов общения с ауди-

торией, в том числе информационно-коммуникационных технологий).

В ходе фестиваля участникам показали видеофильм с лучшими работами конкурсантов номинаций «Я выбираю профессию моих родителей», «Я выбираю профессию работника культуры», которые были отмечены жюри на заочном этапе, но не вошли в число финалистов.

В каждой номинации определены победители, призеры и лауреаты. Жюри отметило, что в выступлении участников было много творческих находок, благодаря которым удалось передать с помощью красок, фотографий, художественного слова, музыки мечты о будущей профессии, рассказать о труде родителей и близких.

Первое место в номинации «Я выбираю рабочую профессию» (эссе) занял Андрей Николаевич Загайнов, обучающийся МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 73» г. Ленинска-Кузнецкого (куратор — Елена Александровна Ше-стова, учитель русского языка и литературы). Его презентация эссе «Моя будущая профессия — шофер-дальнобойщик» соответствовала всем критериям. Выступление сопровождалось презентацией, песней, сценкой с привлечением группы поддержки.

Второе место в данной номинации заняли: Никита Михайлович Литяев, студент ГБОУ СПО «Беловский техникум железнодорожного транспорта» (куратор — Галина Васильевна Каркави-на, социальный педагог); Артем Павлович Елагин, студент ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка» (куратор — Елена Михайловна Постольникова, преподаватель русского языка и литературы).

На третьем месте — Ольга Витальевна Блинова, воспитанница МКС (К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 32 I, II и V вида» г. Ленинска-Кузнецкого (куратор — Людмила Петровна Лопотько, сурдопедагог); Алина Олеговна Шабашева, обучающаяся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 города Белово» (куратор — Людмила Афанасьевна Ветренникова, учитель русского языка и литературы).

В номинации «Я выбираю профессию моих родителей» (творческий фоторепортаж) жюри единогласно присудило первое место Галине Сергеевне Пагиной, обучающейся МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и учащейся молодежи» г. Ле-нинска-Кузнецкого (куратор — Оксана Витальевна Моровова, педагог дополнительного образования). Фоторепортаж «Вкусная профессия» Галина посвятила своей маме, Елене Николаевне Боковой, кондитеру-технологу, чей труд вдохновил

ее на дальнейшее получение этой профессии. В аннотации к своей работе она пишет и о требованиях к кондитеру: «... необходима вкусовая память, творческое воображение, тонкий вкус и обоняние. Необходимо прекрасно разбираться в продуктах и в их составе. Кондитер должен иметь хорошую долговременную память, объемный и линейный глазомер, подвижные пальцы рук, уметь концентрировать внимание. Ему нужны тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение (способность, посмотрев на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), ответственность, честность».

На втором месте Александр Илдарович Фай-рушин, воспитанник МКОУ «Детский дом № 2» Мариинский район (куратор — Елена Александровна Ланина, социальный педагог). В своем фоторепортаже «Да будет свет! — сказал электрик» Александр говорит о том, что «быть электриком — сложная и очень ответственная работа». Героем его репортажа стал электрик Сергей Александрович Афанасьев («дядя Сережа»), который повлиял на его выбор профессии: «Я выбираю профессию электрика, ведь это умный, смелый, нужный и бесстрашный человек!». Третье место заняла Татьяна Олеговна Масютина, воспитанница МКОУ «Детский дом № 1» Киселевского городского округа (куратор — Ирина Викторовна Абысова, социальный педагог). В выступлении Татьяны жюри отметило интересную стихотворную форму изложения аннотации по фоторепортажу «Сказание о том, как Татьяна-душа признание нашла».

В номинации «Я выбираю профессию работника культуры» (тематический календарь) жюри единодушно присвоило первое место Светлане Юрьевне Люкиной, обучающейся МБНОУ «Гимназия № 18» г. Ленинска-Кузнецкого (куратор — Марина Федоровна Чернова, учитель ИЗО). В аннотации к своей работе «Календарь дизайнера» Светлана пишет: «Выполняя эту работу, я впервые задумалась о выборе профессии дизайнера. Это очень интересная и творческая профессия. Чтобы быть дизайнером, надо уметь хорошо рисовать, иметь чувство вкуса. Дизайнер реализует свой замысел не красками на холсте и не резцом в камне, а с помощью строителей, инженеров, создавая предметы быта, интерьера, тем самым неся эстетическое начало прямо в нашу жизнь».

Второе место заняли Екатерина Павловна Смирнова, обучающаяся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Кемерово (куратор — Татьяна Анатольевна Рау, учитель инфор-

Рис. Тематический календарь победителя в номинации «Я выбираю профессию работника культуры» (фрагмент)

матики); Капитолина Сергеевна Бесчетнова, студентка ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий технологический техникум» (куратор — Наталья Александровна Губина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе). На третьем месте в данной номинации два участника: Евгений Андреевич Дудин, студент ГБОУ СПО «Прокопьев-ский промышленно-экономический техникум» (куратор — Александр Сергеевич Зеляев, преподаватель информатики и ИКТ); Мария Александровна Шиянова, воспитанница МКС (К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 30» Анжеро-Суджен-ского городского округа (куратор — Оксана Владимировна Кулькова, учитель начальных классов).

Победителям и лауреатам конкурса вручили фотоиллюстрированные альбомные издания «Кузбасс. История и настоящее», сладкие призы. Кураторы награждены благодарственными письмами ГОУ «КРИРПО», сборником работ участников областного конкурса «Рабочие профессии — будущее Кузбасса» (электронное издание). Участники конкурса, не ставшие победителями и лауреатами, получили сертификаты об участии в областном конкурсе.

При подведении итогов фестиваля в ходе панельной дискуссии участники дали высокую оценку организации мероприятия и предложили проведение единого областного фестиваля рабочих профессий в муниципалитетах Кемеровской области в 2015 году.

К положительным моментам очного этапа можно отнести активность и заинтересован-

ность участников и педагогов в подготовке к выступлению. Это проявилось в разнообразии форм выступления: стихи, песня, сказка, миниатюра, игра на баяне и др. Еще один положительный момент — возможность представить свой взгляд на профессию родителей, близких, проявить допрофессиональные знания и умения в разновозрастной аудитории, т. к. среди участников были учащиеся с 7 по 11 классы, студенты, обучающиеся разных категорий (дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, опекаемые, дети с ограниченными возможностями здоровья и др.). Положительным является и то, что обучающиеся продемонстрировали способность презентовать себя и свою работу на публике, знание особенностей, требований профессии, рынков образовательных услуг и труда муниципалитета и региона. Конкурсанты имели возможность проявить свои творческие способности в области написания эссе, профессионального составления фоторепортажа и создания тематического календаря. Это станет основой формирования их осознанного отношения к профессиональному самоопределению, построению личностного профессионального плана, выбору профессиональной образовательной организации и будущего рабочего места. Лучшие конкурсные работы войдут в электронный сборник, который может быть использован педагогами при разработке профориентационных мероприятий по информированию о рабочих профессиях, профессиях работников культуры, при подготовке обучающихся к участию в подобных конкурсах.

Важным для организации данного конкурса стала спонсорская поддержка В. Р Тухватулли-на, директора ОАО «Водоканал», И. П. Перми-нова, директора ООО «Ремстрой» Ленинск-Куз-нецкого городского округа.

Таким образом, областной конкурс профориентационных материалов «Профессия, которую я выбираю» является востребованным среди обучающихся и воспитанников образовательных организаций Кемеровской области. В целом конкурсное движение способствует развитию системы профориентации обучающихся как на уровне образовательных организаций, муниципалитета, так и на региональном.

1. Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения : сб. практ. материалов по профес. просвещению учащихся : Ч. 2. / Алтайский краевой центр профориентации; сост. Т. А. Матерова.— Барнаул, 2007. — С. 20-21

2. Плаксина Н. Ю. Организация исследовательской работы школьников (на примере русского языка). — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012. — 35 с.

3. Профориентология: Теория и практика /

Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический Проект, 2004. — 192 с.

Представляем эссе победителя номинации «Я выбираю рабочую профессию».

«Моя будущая профессия — шофер-дальнобойщик»

А. Н. Загайнов, МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 73» г. Ленинска-Кузнецкого

Я учусь в восьмом классе, но профессию себе выбрал. Моя будущая профессия — шофер-дальнобойщик.

Это одна из наиболее распространенных профессий в мире. Нет ни одной отрасли экономики, где бы не работал водитель.

Профессия эта появилась после создания паровой повозки. Человека, который топил на ней паровой котел, называли шофер (в переводе с французского — кочегар).

В настоящее время в официальных и профессиональных документах слово «шофер» было заменено словосочетанием «водитель автомобиля».

Я хочу стать водителем-дальнобойщиком, как мой дядя. Он всегда говорил, что в эту профессию идут по призванию, что случайных людей там

нет. Я понимаю, что это очень трудная профессия, что важно обладать многими качествами: знанием машины, реакцией, концентрацией внимания в течение нескольких часов работы; груз должен быть доставлен в сохранности и в срок.

Эта профессия востребована на рынке труда. Сначала надо получить образование в техникуме, потом — права, нужно проработать на автопредприятии не менее трех лет.

Мне нравится эта профессия и своей романтикой. Меня манят дальние дороги и незнакомые города, разные страны и красивейшие места. Водители-дальнобойщики — это своеобразная каста людей, жизнь которых идет в своем мире. Это не столько работа, сколько образ жизни — все время в дороге, все время на колесах. В этой профессии — настоящее мужское братство, поддержка товарищей.

Я не пропускал ни одной серии кинофильма «Дальнобойщики». Это мой любимый фильм. Напарники, друзья, умеющие принимать решения и выходить с честью из экстремальных ситуаций, — мои герои.

Я знаю, что среди машин есть «автовозы» и «холодильники», «бочки», «мешки» и «сундуки». «Мешки» — это прицепы с мягким тентом. «Сундуки» — контейнеровозы.

А стоянки по дорогам! Там, где много грузовиков, вкусно кормят. А не заснуть за рулем в долгом пути! Есть одна хитрость — семечки! Самая простая вещь, зато сон улетучивается. А песен сколько...

Свою дорогу каждый выбирает сам,

И очень трудно рассчитать все наперед,

А на дорогах всякое случается,

То листопад, то снегопад, то гололед.

Дорога стелется, колеса крутятся,

Кому удача подмигнет, кому — попутчица,

Кому — зеленый свет, кому — распутица,

Колеса крутятся.

Есть хорошая книга — «Профессия — дальнобойщик», в которой прописаны негласные правила:

• Никогда за рубежом не критикуй свою страну, не ругай свою машину. Потерпи до дома. Так будет честно.

• Соблюдай правила дорожного движения. Тебя ждут дома живым и здоровым.

• Не меняй на деньги друзей и свои идеалы.

Есть плюсы и минусы в моей будущей профессии. Чего больше? Это зависит от человека, от его характера и склонностей. Но для себя я уже все решил. Это моя профессия!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.