НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Н. А. Шабунина, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум»
имени В. И. Заузелкова
В настоящее время одним из важных и актуальных направлений улучшения качества образования является научно-исследовательская работа, которая способствует повышению качества подготовки специалиста, уровня преподавания и связывает обучение с современной наукой. Также стоит учитывать тот факт, что в систему среднего профессионального образования (СПО), как правило, приходят студенты, не имеющие полного представления о характере и содержании будущей профессии. Поэтому привлечение студентов к научно-исследовательской работе в рамках изучения учебных дисциплин поможет адаптации к условиям учебного процесса, способствует повышению мотивации при изучении отдельных учебных дисциплин и проявлению заинтересованности к будущей специальности.
В нашем техникуме имеется достаточный опыт научно-исследовательской деятельности, включающей в себя такие формы, как студенческая научно-практическая конференция, неделя общеобразовательных дисциплин, круглый стол, конкурс, олимпиада и другие.
Исследовательские умения студентов формируются и в процессе обучения. Так, при изучении учебной дисциплины «физика» студенты исследуют физические явления, проводят различные экспериментальные опыты, часть из которых можно взять за основу исследования. Такая работа вызывает большой интерес у студентов, развивает общие представления о мире, дает первоначальные знания о получаемой специальности. В ходе выполнения экспериментальной части у обучающихся развивается практический интерес.
Для успешной научно-исследовательской деятельности нужно четко определить ее цели и за-
дачи. Целью научно-исследовательской деятельности студентов является их практическое ознакомление со всеми этапами исследовательской деятельности, такими как умение планировать и организовывать свою работу, умение обрабатывать и презентовать результаты. Эти навыки являются важной частью в подготовке высококвалифицированного специалиста.
К основным задачам научно-исследовательской работы можно отнести:
1) формирование у студентов навыков самостоятельной теоретической и практической работы;
2) формирование профессиональных компетенций и ознакомление студентов с современными методами научного исследования;
3) возможность развития творческого потенциала и самореализации студентов.
При этом организация научно-исследовательской работы предполагает проведение определенных мероприятий:
1) подготовку научно-методического ресурса для проведения научно-исследовательской работы;
2) разработку технологической карты научно-исследовательской работы;
3) консультирование студентов, обсуждение результатов исследовательской деятельности.
4) проверку и оценивание результатов научно-исследовательской работы.
По итогам исследовательской работы студентов в нашем техникуме ежегодно проводится на-
учно-практическая конференция, которая включает в себя два основных направления: по гуманитарному и естественному профилю и по техническому профилю. В 2014/2015 учебном году студенты подготовили научно-исследовательскую работу по теме «Физическая природа грозы». В данной работе описывалось физическое происхождение грозы и демонстрировался опыт с электрофорной машиной. В ходе научно-исследовательской работы студенты не только узнали причины и факторы появления грозы, но также на реальном опыте увидели ее происхождение: рассмотрели ее как природное явление и как техническое устройство. На основе этого исследования они выявили, насколько опасна гроза и какие существуют меры безопасности во время этого явления.
В 2015/2016 учебном году уже большое количество студентов изъявило желание выполнить самостоятельные научно-исследовательские работы и на предстоящей конференции представить несколько различных тем, которые будут тесно связывать физику и реальную повседневную жизнь.
Опыт участия студентов в научно-исследовательской конференции позволил сделать вывод,
что для изучения дисциплины физика такие исследования имеют большое значение. Они помогают студентам не только более детально изучить тему и получить профессиональные навыки, но и найти объяснение различным физическим явлениям, встречающимся в повседневной жизни. При выполнении экспериментальной части студенты учатся применять свои знания на практике, знакомятся с устройством основных технических приборов, что, безусловно, способствует развитию основных профессиональных навыков.
Содержательной основой научно-исследовательской работы являются различные творческие задания, которые, как правило, носят практический характер и определенную направленность. Задания исследовательского характера выполняются на каждом этапе научно-исследовательской работы.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность способствует формированию мотивации студента, повышению интереса к выбранной профессии, развитию его творческого потенциала, формированию профессиональных и общих компетенций и в конечном итоге повышению качества образования.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ИНТЕЛЛЕКТ»
Э. А. Коломина, преподаватель ГПОУ «Киселевский политехнический техникум»
В связи с вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», реализацией ФГОС СПО первостепенной задачей организации профессионального образования стало не только обучение профессии, но и ведение студентами научно-исследовательской деятельности. В ходе наблюдения за работой обучающихся на уроках по дисциплине «иностранный язык» выяснила, что они не владеют достаточным уровнем исследовательской грамотности. Так, передо мной четко обозначилась проблема неготовности обучающихся к данному виду деятельности. Первым шагом по ее решению стало изучение нормативных документов по организации научно-исследовательской деятельности, специальной литературы и интернет-источников, а также опыта педагогов области. Помогло обучение на семинарских занятиях «Исследовательская деятельность студентов в образовательном учреждении»
в КРИРПО и методическое сопровождение моей деятельности по самообразованию методической службой техникума.
Следующим шагом стало создание условий, в которых обучающиеся могли бы достичь определенного уровня исследовательских умений и навыков. Решение было найдено. По предложению методиста техникума мною было организовано научное общество обучающихся «Интеллект» (НОО).
Деятельность НОО строится на основе положения, плана работы. Для проведения занятий с обучающимися разработана и успешно реализуется программа курса «Основы исследова-