Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности студентов техникума'

Организация исследовательской деятельности студентов техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности студентов техникума»

• 2017 г. Участие в областном конкурсе чтецов, посвященном Дню Победы.

• 2017 г., 2018 г. Областная олимпиада по русскому языку в КРИРПО. Вошли в десятку лучших студентов области.

• 2017 г., 2018 г. Участие в областной программе «Арт-Профи-Форум» (номинация «Арт-Профи профессия»: представление на конкурсе электронного плаката, эссе).

• 2017 г. Участие в областном конкурсе проф-ориентационных материалов «Профессия, которую я выбираю».

• 2017 г. Областной конкурс эссе, посвященный 100-летию Великой Октябрьской революции. Диплом победителя в номинации «За глубокое знание истории».

• 2018 г. Участие в областном конкурсе эссе «Будущее Кузбасса» в КРИРПО.

• 2018 г. Городская олимпиада по русскому языку и культуре речи. Диплом III степени.

• 2018 г. Участие в областной олимпиаде по русскому языку и культуре речи в НСТ.

• 2018 г. IV Студенческая научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов в процессе формирования профессиональной компетенции специалиста» в ККСТ. Диплом победителя.

• 2018 г. Всероссийский конкурс сочинений. Победа на региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений, финал Всероссийского конкурса сочинений.

Преподаватель-руководитель не должен научить на всю жизнь — он должен научить буду-

щего специалиста учиться всю жизнь. В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к быстрой потере актуальности, в силу этого очень важна сформиро-ванность у обучающихся способностей самостоятельно приобретать новые знания, быть ответственным в принятии решений, уметь делать правильные выводы из своего опыта, критически относиться к различным явлениям. Все эти приобретенные качества в будущем помогут стать обучающимся разносторонне подготовленными специалистами, и в своей работе они сумеют мобилизовать имеющиеся знания, опыт и стремление к поиску ответов на многие профессиональные вопросы [2, с. 74].

И пусть далеко не всегда практические результаты научно-исследовательской деятельности обучающихся имеют научную новизну, но всегда в них остается ценным присутствие новизны личностной: сформированность профессиональных умений, навыков, развитие творческого облика будущего специалиста в соответствии с требованиями времени.

1. Хуртова Т. В. Обучающие семинары: Методическая поддержка компетентностного обучения. — Волгоград: Учитель, 2007. — 191 с.

2. Леонтович А. В. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — С.33-37.

3. Севрук А. И., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 144 с.

организация исследовательской деятельности

студентов техникума

Н. Д. Подбережная, преподаватель Кузнецкого индустриального техникума

Многолетняя практика техникума показывает, что всемерное развитие исследовательской и творческой работы студентов — один из эффективных путей повышения качества подготовки молодых специалистов. Эта работа способствует более глубокому закреплению теоретических знаний, получаемых студентами при изучении учебного материала, развивает у них высокую требовательность к себе, самостоятельность и аккуратность, точность выполнения заданий и научную активность, расширяет возможность получения каждым студентом в стенах тех-

никума навыков исследования и важных для их будущей профессиональной деятельности компетенций.

Все более очевидно, что в процессе подготовки специалиста главным является не освоение готовых знаний, а развитие у выпускников способ-

ностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания,творчески их использовать.

Основная задача профессиональной образовательной организации — воспитание и подготовка конкурентоспособных и компетентных специалистов. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельностью невозможно. Новое качество обучения может быть достигнуто при модернизации содержания обучения через развитие исследовательской деятельности студентов.

Процесс формирования у студентов творческого отношения к образованию, привитие интереса к выбранной специальности и развитие способности выпускников к профессиональному самосовершенствованию начинаются с первого курса.

В рекомендациях по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования сказано, что в учебных планах должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

Выполняется индивидуальный проект в рамках дисциплины «Учебно-исследовательская деятельность», где студенты учатся искать и использовать информацию, готовить тезисы, аннотации, презентации. В процессе выполнения индивидуального проекта студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях он ни работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, уметь целенаправленно и вдумчиво работать.

Одним из видов исследовательской деятельности является выполнение курсовых проектов.

В ходе курсового проектирования решаются комплексные задачи, связанные со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов. Осваиваются и проверяются профессиональные и общие компетенции.

Основные цели курсового проекта:

• закрепление и формирование навыков самостоятельного применения приобретенных

теоретических знаний при решении практических задач;

• приобретение навыков технологических расчетов и проектирования;

• развитие способностей к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

• развитие интереса к исследованию;

• формирование навыков проектной деятельности;

• формирование навыков публичных выступлений и аргументированного отстаивания своей позиции;

• подготовка к выполнению дипломного проекта.

Задание по курсовому проекту выдается индивидуально каждому студенту. Студент самостоятельно ищет и анализирует информацию, разрабатывает схемы и выполняет все расчеты, необходимые для проектирования.

Студент представляет доклад, в котором формулируется цель проекта, излагается информация о принятых в проекте решениях и результатах выполненных расчетов, делается общее заключение.

Открытые защиты курсовых проектов, проводимые в рамках недели по специальности для студентов всех курсов, способствуют развитию познавательной деятельности, укреплению интереса к выбранной специальности, развитию интереса к исследовательской деятельности.

Так, студент Д. С. Юшков при выполнении курсового проекта по междисциплинарному курсу «Теплоснабжение» профессионального модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» проявил интерес к проектированию индивидуальных тепловых пунктов для приема теплоносителя в жилых и общественных зданиях. Занялся исследовательской деятельностью, подготовил работу «Оптимизация теплопотребления в Кузнецком индустриальном техникуме», выступил на VI Областной студенческой научно-практической конференции с международным участием «Молодежь и наука XXI века», награжден дипломом I степени. Успешное выступление способствовало дальнейшему развитию интереса к исследовательской деятельности. Выполнил исследовательскую работу «Оптимизация теплопотребления в Заводском районе г. Новокузнецка», был приглашен для участия в XII Международной научно-технической конференции компании «ЕВРАЗ», награжден дипломом участника и получил рекомендацию жюри конференции для участия во Всероссий-

ском форуме «Кадры для модернизации ЖКХ». В рамках форума принял участие в научно-практической конференции «Молодежные исследования и инициативы», награжден дипломом III степени.

Особенностью подготовки выпускников техникума является ее практикоориентирован-ность. Практика — необходимое звено в процессе подготовки будущего специалиста. Ее значение переоценить невозможно, т. к. именно на практике закладываются основы профессионализма.

При выходе на практику студенты получают индивидуальные задания, связанные с поиском информации.

Формой аттестации по профессиональным модулям является экзамен (квалификационный). Экзамен (квалификационный) проводится в виде защиты индивидуального задания, которое включает в себя элементы исследовательского характера. Нередко при выполнении индивидуального задания у студента возникает интерес к обозначенной в задании проблеме, он продолжает исследовательскую работу, оформляет ее результаты и принимает участие в конференциях.

По окончании практики проводится открытая защита с участием представителей предприятий. Работодатели имеют возможность объективно оценить качество подготовки выпускников не только по их умению квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности, но и по их стремлению к самосовершенствованию, к творческой самореализации. Такая форма работы позволяет актуализировать и сохранять интерес к выбранной специальности и повышать ее престижность.

Итоговой формой исследовательской работы, которая предполагает публичное выступление обучающихся с демонстрацией итогов самостоятельной исследовательской деятельности, анализом выполненной работы и выводами, является научно-практическая конференция.

В техникуме один раз в два года департамент образования и науки Кемеровской области, Союз директоров организует форум студенческой молодежи «Техноноватор», в рамках которого проводится международный конкурс студенческих проектов, проходит Международная студенческая научно-практическая конференция «Молодежь и наука XXI века».

Кроме этого, студенты ежегодно принимают участие в Международной научно-технической конференции молодых специалистов ЕВРАЗа «Мы делаем мир сильнее», где высту-

пают достойно наряду с большим количеством представителей предприятий компании из различных городов и стран. Также студенты принимают участие во всероссийских конкурсах научных работ.

Научно-практические конференции включают в себя не только теоретические научные доклады, но и обсуждение путей решения практических задач, что является важным для профессионального роста выпускников. Кроме того, в рамках конференции проводится творческое обсуждение докладов, участники могут почерпнуть оригинальные идеи (одна мысль порождает несколько новых).

Выпускники, обладающие комплексом знаний, умений, имеющие профессиональный опыт, опыт публичных выступлений, защищают дипломные проекты.

Темы дипломных проектов разрабатываются совместно с представителями энергетических служб различных предприятий города и региона, согласовываются с председателем ГЭК (работодателем). Большая часть дипломных проектов имеет исследовательский характер.

Начав заниматься исследовательской работой с первого курса, студенты заинтересованы в получении темы дипломного проекта исследовательского характера.

Например, выпускница 2018 г. К. Е. Рябова на 3-м курсе при прохождении практики по профилю специальности в рамках ПМ01 «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем топливо-и теплоснабжения» получила индивидуальное задание на тему: «Оборудование для очистки продуктов сгорания топлива в котельных. Сравнительный анализ различных способов уменьшения вредных выбросов в атмосферу». Поиск информации вызвал у нее интерес, она продолжила работу во время обучения на 4-м курсе, приняла участие в VIII Международной студенческой конференции с докладом на тему: «Реконструкция газового тракта в котельной Абагурского филиала АО «ЕВРАЗРУДА»». Ее работу высоко оценили члены жюри, она получила диплом 1-й степени.

В дальнейшем эта тема стала темой дипломного проекта. В проекте проведен сравнительный анализ различных систем очистки газов, приведены преимущества предлагаемой технологии, выполнена большая расчетная часть, разработана графическая часть проекта (три чертежа формата А1), доказана экономическая целесообразность внедрения данного проекта в производство. Защитила дипломный проект на оценку «отлично».

Дипломные проекты представляются на различные конкурсы. Например, дипломный проект на тему «Внедрение комбинированной выработки тепловой и электрической энергии в котельной п. Чистогорский», выполненный С. Ю. Сухановым, получил диплом 2-й степени на региональном конкурсе и диплом 1-й степени на всероссийском конкурсе «Лучший диплом-

ный проект», проводимом Ассоциацией учебных заведений металлургического комплекса.

Постоянная связь с работодателями, с выпускниками позволяет отслеживать карьерный рост выпускников. Наши выпускники — молодые специалисты — продолжают заниматься исследовательской работой, достигают высоких карьерных результатов.

реализация интегративного подхода во внеаудиторной работе через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся

И. Н. рубакова, заместитель директора по учебно-методической работе, преподаватель Юргинского техникума агротехнологий и сервиса

Еще несколько лет назад на вопрос, какой специалист ценится на рынке труда, отвечали: тот, кто является профессионалом в своем деле.

Сейчас на этот же вопрос отвечают по-другому. Быть профессионалом в своем деле недостаточно. Самый надежный способ стать успешным на рынке труда — это необычная карьерная траектория, развитие междисциплинарных профессиональных компетенций, выбор специальности на стыке профессиональных областей.

Педагогический коллектив Юргинского техникума агротехнологий и сервиса понимает новые потребности общества, и поэтому педагоги стремятся дать студентам возможность проявлять себя не только в отдельных науках и сферах, но и на их стыке. Этому способствует реализация интегративного подхода в образовательном процессе.

Интеграция — это объединение, слияние, сплочение. Существуют различные формы обучения с интегративным подходом: интегрированный курс, интегрированный урок, интегрированная внеурочная деятельность. Из названных форм именно внеурочная деятельность дает широкие возможности реализации принципа интеграции, т. к. она не скована жесткими рамками требований стандартов, темы, отведенным временем и т. д. Также внеурочная деятельность

позволяет избежать трудностей, возникающих при организации учебного процесса: отсутствие учебно-методического комплекса, недостаточная компетентность педагогов в вопросах, относящихся сразу к нескольким сферам.

Наиболее эффективно и разнообразно интегрированная внеурочная деятельность может реализовываться через образовательные проекты, учебные исследования. К исследовательской работе студенты ЮТАиС привлекаются уже на 1-м курсе.

Одной из задач начального периода обучения в ОО СПО является формирование общей компетенции «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес». Но трудность заключается в том, что на 1-м курсе студенты преимущественно изучают общеобразовательные дисциплины, средствами которых сложно добиться развития интереса к профессии. И полноценную интеграцию непосредственно в учебном процессе провести невозможно, т. к. профессиональный цикл практически не изучается. А внеурочная деятельность такие возможности дает.

Для проведения учебных исследований преподаватели общеобразовательных дисциплин предлагают профессионально направленные темы, которые могут вызвать устойчивый интерес к профессиональной деятельности, но при этом могут быть раскрыты без глубоких профессиональных познаний. Примером может служить исследовательская работа «Автомобиль — друг или враг?», которую выполняли студенты по специальности «механизация сельского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.