Научная статья на тему 'Развитие личности в процессе организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся'

Развитие личности в процессе организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие личности в процессе организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся»

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

т. Ю. Зорикова, преподаватель Кемеровского коммунально-строительного техникума им. В. И. Заузелкова

Сегодня обществу нужен инициативный, самостоятельный специалист, способный постоянно совершенствовать свои личность и деятельность. Для него важно адаптироваться к быстро меняющимся экономическим, социальным, психологическим реалиям, добывать, усваивать, перерабатывать информацию, эффективно действовать в новых, неожиданных условиях, творчески решать возникающие задачи. Исходя из этого, учебная деятельность должна рассматриваться как средство развития и воспитания единой системы профессиональных, личностных и социально значимых качеств, без которых сложно стать успешным специалистом в условиях инновационной экономики и современного рынка труда. Система профессиональной подготовки должна быть построена на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные позиции, формулировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, на собственные наблюдения, на свой и чужой опыт. Вследствие этого вполне закономерно, что в процессе обучения студенты должны постоянно привлекаться к активной познавательной деятельности, к самостоятельному разрешению актуальных проблем, к работе в составе творческих групп.

Формированию необходимых качеств у будущего специалиста способствует учебно-исследовательская деятельность. Основными формами внеурочной учебно-исследовательской работы обучающихся являются: предметные олимпиады, конкурсы различного уровня, научные конференции. Именно учебно-исследова-

тельская работа обучающихся способствует формированию интереса к позна-вательной,творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов. Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а все это возможно только при активном вовлечении обучающихся в исследовательскую работу.

Исследование — это часть учебно-воспитательного процесса, а значит, в нем комплексно должна реализовываться воспитывающая функция обучения [1, с. 111].

Исследование является учебным: приоритетными задачами здесь являются приобрете-

«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 1 (60) 2019

3

ние функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (являющихся новыми личностно значимыми знаниями для конкретного обучающегося). Таким образом, главной целью исследования в стенах образовательного учреждения является не столько получение объективно нового результата и производство новых знаний, как в «большой» науке, сколько развитие творческой личности будущего специалиста.

Создание проблемной ситуации на научно-практических конференциях, дискуссия по докладам о проведенной работе и рефератах, самостоятельная работа с литературой, выполнение доступных работ исследовательского характера — все это можно рассматривать как средства и методы развития творческих способностей обучающихся. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего — выполнения самого исследования. Принципиальное значение для всех, занимающихся исследованиями, имеет планирование деятельности. Поиск правильного решения способствует «самоопределению, самоидентификации учащегося» [2, с. 34]. Приобретенный учебный опыт обучающийся переносит на свои поступки в повседневной жизни, данный опыт оказывает влияние на формирование личностных качеств. Наконец, работа предполагает рефлексию деятельности, то есть оценку того, что лично каждому дало выполнение того или иного задания, что удалось, в чем заключались причины неудач и как их следует избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении обучающиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Таким образом, в процессе исследовательской деятельности у обучающихся развиваются такие характеристики мышления, как самостоятельность, глубина, гибкость, открытость (восприимчивость к новому), самокритичность, системность взглядов, инициатива, реализуется творческий потенциал — при условии, что методы и средства, используемые преподавателями-руководителями, наиболее полно отвечают индивидуальным особенностям развития обучающихся.

Исследовательская деятельность воспитывает у обучающихся правильное отношение к общечеловеческим ценностям, развивает навыки работы в команде, формирует нрав-

ственно-этические качества. При этом обучающиеся овладевают твердыми профессиональными знаниями, вырабатывают активную гражданскую позицию, обретают способность эффективно трудиться в условиях современного общества.

Активизируются и поведенческие характеристики будущих специалистов: воля (целеустремленность, настойчивость, упорство, внутренняя дисциплина), организованность, ответственность.

Коммуникативные качества также развиваются: обучающиеся приобретают умения слушать и слышать, проявлять терпимость, тактичность по отношению к иным (нежели собственная) точкам зрения. Совершенствуются речевые качества будущего специалиста: ясность, точность, краткость, логичность речи [3, с. 25].

Следует отметить: очень важно, чтобы при занятиях учебно-исследовательской деятельностью морально-дисциплинарный мотив у обучающихся не был ведущим — необходимо добиваться, чтобы для каждого обучающегося участие в научном поиске стало осознанной потребностью. Совместное научное творчество обучающегося и преподавателя должно и призвано стать самым эффективным средством развития обучающихся, становления их характера, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.

Подтверждение тому — успешное участие обучающихся в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах различного уровня:

• 2015 г. Областной конкурс чтецов «Отговорила роща золотая». Участники награждены дипломами победителей.

• 2015 г. Участие в научно-практической конференции студентов и преподавателей техникума «Учебно-исследовательская работа в процессе формирования профессиональной компетенции специалиста».

• 2016 г. Участие во Всероссийском конкурсе сочинений.

• 2016 г. Участие в Областном конкурсе творческих работ, посвященном 70-летию Нюрнбергского процесса.

• 2016 г. Областная олимпиада по русскому языку в КРИРПО. Обучающиеся вошли в десятку лучших студентов области.

• 2016 г. Участие в конкурсе стихотворений и сочинений, посвященном 45-летию техникума;

• 2017 г. Городской конкурс СМИ «МЕДИА42». Награждены дипломом победителя городского конкурса «Лучшее молодежное СМИ» в номинации «Лучшее студенческое издание».

4

«образование. карьера. общество» № 1 (60) 2019

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

• 2017 г. Участие в областном конкурсе чтецов, посвященном Дню Победы.

• 2017 г., 2018 г. Областная олимпиада по русскому языку в КРИРПО. Вошли в десятку лучших студентов области.

• 2017 г., 2018 г. Участие в областной программе «Арт-Профи-Форум» (номинация «Арт-Профи профессия»: представление на конкурсе электронного плаката, эссе).

• 2017 г. Участие в областном конкурсе проф-ориентационных материалов «Профессия, которую я выбираю».

• 2017 г. Областной конкурс эссе, посвященный 100-летию Великой Октябрьской революции. Диплом победителя в номинации «За глубокое знание истории».

• 2018 г. Участие в областном конкурсе эссе «Будущее Кузбасса» в КРИРПО.

• 2018 г. Городская олимпиада по русскому языку и культуре речи. Диплом III степени.

• 2018 г. Участие в областной олимпиаде по русскому языку и культуре речи в НСТ.

• 2018 г. IV Студенческая научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов в процессе формирования профессиональной компетенции специалиста» в ККСТ. Диплом победителя.

• 2018 г. Всероссийский конкурс сочинений. Победа на региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений, финал Всероссийского конкурса сочинений.

Преподаватель-руководитель не должен научить на всю жизнь — он должен научить буду-

щего специалиста учиться всю жизнь. В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к быстрой потере актуальности, в силу этого очень важна сформиро-ванность у обучающихся способностей самостоятельно приобретать новые знания, быть ответственным в принятии решений, уметь делать правильные выводы из своего опыта, критически относиться к различным явлениям. Все эти приобретенные качества в будущем помогут стать обучающимся разносторонне подготовленными специалистами, и в своей работе они сумеют мобилизовать имеющиеся знания, опыт и стремление к поиску ответов на многие профессиональные вопросы [2, с. 74].

И пусть далеко не всегда практические результаты научно-исследовательской деятельности обучающихся имеют научную новизну, но всегда в них остается ценным присутствие новизны личностной: сформированность профессиональных умений, навыков, развитие творческого облика будущего специалиста в соответствии с требованиями времени.

1. Хуртова Т. В. Обучающие семинары: Методическая поддержка компетентностного обучения. — Волгоград: Учитель, 2007. — 191 с.

2. Леонтович А. В. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — С.33-37.

3. Севрук А. И., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 144 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

Н. Д. Подбережная, преподаватель Кузнецкого индустриального техникума

Многолетняя практика техникума показывает, что всемерное развитие исследовательской и творческой работы студентов — один из эффективных путей повышения качества подготовки молодых специалистов. Эта работа способствует более глубокому закреплению теоретических знаний, получаемых студентами при изучении учебного материала, развивает у них высокую требовательность к себе, самостоятельность и аккуратность, точность выполнения заданий и научную активность, расширяет возможность получения каждым студентом в стенах тех-

никума навыков исследования и важных для их будущей профессиональной деятельности компетенций.

Все более очевидно, что в процессе подготовки специалиста главным является не освоение готовых знаний, а развитие у выпускников способ-

«образование. карьера. общество» № 1 (60) 2019

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.