Научная статья на тему 'Особенности формирования экономической практико-ориентированной среды в системе СПО'

Особенности формирования экономической практико-ориентированной среды в системе СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС-КЛУБ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC COMPETENCES / ECONOMIC EDUCATIONAL SPACE / THE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / BUSINESS CLUB / PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогова Данна Борисовна, Кучерявенко Сергей Владимирович

В статье предлагается обоснование необходимости расширения экономического образовательного пространства учреждения СПО на основе формирования у студентов экономических компетенций как неотъемлемой части процесса подготовки квалифицированных специалистов. Обозначена актуальная проблематика, связанная с дефицитом базовых знаний в сфере прикладной экономики. Изложены конкретные мероприятия по созданию в учреждении СПО экономической практико-ориентированной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of economic practice-oriented environment in the system of secondary professional education

The article is devoted to substantiation of necessity of expansion of economic educational space of college on the basis of the formation of students’ economic competences as an integral part of the process of preparation of qualified specialists. There is an actual problem, connected with deficiency of basic knowledge in the sphere of applied economy. Concrete arrangements for creation of economic practice-oriented environment in college are stated.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования экономической практико-ориентированной среды в системе СПО»

УДК / uDC 377.5 Д. Б. Рогова, С. В. Кучерявенко

D. Rogova, S. Kucheryavenko

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ СПО features of formation OF ECONOMIC PRACTICE-ORIENTED ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDuCATION

В статье предлагается обоснование необходимости расширения экономического образовательного пространства учреждения СПО на основе формирования у студентов экономических компетенций как неотъемлемой части процесса подготовки квалифицированных специалистов. Обозначена актуальная проблематика, связанная с дефицитом базовых знаний в сфере прикладной экономики. Изложены конкретные мероприятия по созданию в учреждении СПО экономической практико-ориентированной среды.

The article is devoted to substantiation of necessity of expansion of economic educational space of college on the basis of the formation of students’ economic competences as an integral part of the process of preparation of qualified specialists. There is an actual problem, connected with deficiency of basic knowledge in the sphere of applied economy. Concrete arrangements for creation of economic practice-oriented environment in college are stated.

Ключевые слова: экономические компетенции, экономическое образовательное пространство, предпринимательская активность, бизнес-клуб, профессиональная самореализация.

Keywords: economic competences, economic educational space, the entrepreneurial activity, business club, professional self-actualization.

Повышение уровня финансово-экономической грамотности, готовности к предпринимательской деятельности в молодежной среде является одним из приоритетных направлений развития современного российского образования, направленного на формирование у выпускников конкурентоспособных на рынке труда профессиональных компетенций. Среднее профессиональное образование должно адаптировать студентов к современным экономическим реалиям и облегчить выпускникам вхождение в самостоятельную жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повыше-

ния уровня информированности обучающихся в различных сферах жизнедеятельности.

В зависимости от того, как будущий специалист понимает и воспринимает экономику, сформируется его отношение к труду, производству, потреблению, имуществу, собственности и т. п. Иными словами, экономическая культура определяет экономическое поведение людей. Подобный подход лежит в основе пси-холого-экономической перцепции реальности. Его реализация закладывает фундамент будущего российской экономики, в котором экономическими субъектами станут творческие, инициативные, адаптированные к продуктивной деятельности индивиды. Следовательно, формирование экономических компетенций является неотъемлемой частью процесса подготовки квалифицированных специалистов.

Дефицит базовых знаний в сфере прикладной экономики, например таких, как основы потребительского поведения и предпринимательской деятельности, принципы эффективного инвестирования, технологии заимствования и страхования на финансовом рынке и т. п., ведет к увеличению числа неграмотных потребителей, инвесторов и ненадежных заемщиков в среде молодежи. Кроме того, на этом фоне постоянно возникают противоречия между высокими требованиями, предъявляемыми со стороны работодателей к молодым специалистам, и недостаточной готовностью студентов к практической реализации полученных знаний, умений, навыков в своей профессиональной деятельности. Таким образом, в настоящее время особое значение приобретает проблема целенаправленного развития практико-ориентированного направления в образовании, основанного, в том числе, и на формировании у студентов экономических компетенций [1].

В свете обозначенных проблем перед преподавателями экономических дисциплин учреждений СПО возникают следующие вопросы. Каким образом содействовать продук-

тивному изучению экономических дисциплин? Как эффективно построить процесс формирования экономических компетенций?

Полагаем, что для этого необходимо, прежде всего, расширить границы экономического образовательного пространства за счет обоснованного выбора и грамотного использования современных образовательных технологий, содействовать развитию предпринимательской активности студентов, формированию и поддержке их бизнес-инициатив как способа независимой профессиональной самореализации.

Современному рынку труда нужны практи-ко-ориентированные специалисты, имеющие не столько глубокие академические знания, сколько способности и опыт их применения на практике. Таков социальный заказ современного российского общества и государства, таковы реалии нашего прагматичного времени, что и было отражено в документах Министерства образования и науки РФ. Этим реалиям как раз и соответствуют новые Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, основанные на необходимости перехода от парадигмы знаний к практи-ко-ориентированной парадигме, ключом которой является формально-логическая цепочка «знания — умения — навыки — опыт деятельности — компетентность».

Формирование и развитие экономических компетенций будущих специалистов может эффективно осуществляться только в процессе системного и целенаправленного обучения, в котором предусмотрены все необходимые организационно-педагогические условия как совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач [2]. С целью создания условий, способствующих успешному формированию экономических компетенций студентов, нами была предпринята попытка создания в Юргин-ском технологическом колледже экономической практико-ориентированной среды.

Методическая концепция формирования компетентности базируется на деятельностном подходе к обучению. Суть его заключается в том, что в центре внимания находится обучающийся. При этом знания ему транслируются не только преподавателем. Студенты поставлены в такие условия, чтобы самим создавать и развивать свою базу знаний для научения самостоятельному решению проблем. Таким образом осуществляется активный контакт обучающихся с окружающим миром. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать

благоприятную учебную среду и, поддерживая, побуждая и консультируя обучающихся, сопровождать учебные процессы.

Структура экономической практико-ори-ентированной среды представляет собой открытую динамичную систему, которая имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренняя сторона — это урочная и внеурочная работа по изучению экономических дисциплин, функционирование студенческого бизнес-клуба, научно-исследовательская работа студентов, экономические мероприятия.

Внешняя сторона представляет собой окружение колледжа, которое объединяет предприятия бизнеса, потенциальных работодателей, организации инфраструктуры поддержки малого бизнеса (Центр развития и содействия малому и среднему предпринимательству г. Юрги, Кузбасская торгово-промышленная палата, Центр занятости населения, бизнес-инкубатор и др.), государственные регулирующие и управленческие структуры, учреждения образования.

Функционирование экономической образовательной практико-ориентированный среды изменило подход к обучению студентов экономическим дисциплинам, таким как экономическая теория, экономика отрасли, бухгалтерский учет, маркетинг и менеджмент. Данные учебные дисциплины, оставаясь главным звеном образовательного процесса, перестали быть единственным источником учебной информации. В образовательное пространство включились внеурочные формы работы со студентами, представители инфраструктуры бизнеса, предпринимательское сообщество, регулирующие органы, общественные и некоммерческие организации, занимающиеся защитой прав потребителя, просвещением в сфере прикладного экономического образования.

Содержание учебно-методического обеспечения процесса формирования экономических компетенций представлено учебно-методическим комплексом, включающим учебно-информационный и методический материалы (традиционная версия учебной и учебно-методической литературы и электронный вариант дидактических средств обучения); банк практических работ; проекты самостоятельной исследовательской деятельности студентов; средства контроля на бумажном носителе и в электронном формате, направленные не только на определение уровня усвоения знаний, но и на выявление способности использовать усвоенные знания на практике (в качестве

примера может служить использование электронной программы «Домашние финансы» по учету личного бюджета денежных средств с целью их эффективного распределения).

Для создания комфортной образовательной среды постоянно оформляются тематические выставки в кабинетах экономических дисциплин, информирующие студентов об основных экономических показателях жизни общества. Студенты имеют свободный доступ к периодическим экономическим изданиям. Используя интернет-ресурсы, студенты в начале занятия сообщают о последних экономических новостях. В результате обучающиеся приобретают навыки работы с электронными ресурсами, у них формируются информационно-коммуникационные компетенции. Например, с помощью сайта Федеральной налоговой службы РФ им предоставляется возможность узнать о состоянии задолженности по налогам и сборам физических лиц и субъектов РФ.

Для успешного формирования экономических компетенций в условиях практико-ори-ентированной среды преподавателями экономических дисциплин колледжа разработаны электронные учебные пособия по дисциплинам «Экономика организации», «Маркетинг», «Менеджмент» в рамках соответствующих электронных комплексов учебно-методического обеспечения [3; 4]. Разработано и апробировано методическое пособие по обучению студентов информационным технологиям автоматизированной формы учета при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет в общественном питании» Отобраны и структурированы учебные теоретические и практические материалы по дисциплинам «Бухгалтерский учет в общественном питании», «Экономика отрасли», «Основы экономики», разработаны слайд-презентации по темам этих курсов. При изучении дисциплины «Менеджмент» используется технология кейс-метода, которая позволяет в процессе работы над кейсом обучить практике бизнеса, опыту лучших его представителей, сформировать взгляд на хозяйственную жизнь как постоянно изменяющуюся систему с большим числом переменных. При выполнении курсовых работ по дисциплине «Экономика отрасли» реализуется проектная деятельность студентов, для обеспечения качества которой разработано электронное учебное пособие, позволяющее выполнить анализ финансового состояния в программе Microsoft Excel. Работа с электронным пособием позволяет студентам систематизировать и ускорить процесс экономических расчетов, осуществить быстрый

поиск необходимой информации с помощью удобной системы навигации, автоматизировать процесс создания многочисленных таблиц, наглядно представить полученные результаты, приобрести опыт работы с информационными ресурсами.

Как внеурочная форма занятости студентов работает созданный в 2010 г. студенческий бизнес-клуб, который изучает основы предпринимательства, содействует развитию предпринимательских способностей, проводит открытые семинары, деловые игры и таким образом объединяет студентов колледжа, интересующихся бизнесом. Главной же целью функционирования студенческого бизнес-клуба является развитие предпринимательской активности обучающихся как способа профессионального самовыражения и самореализации, поддержка предпринимательских инициатив студентов колледжа. В настоящее время у резидентов бизнес-клуба появилась возможность интерактивного интернет-общения на сайте Юргинского технологического колледжа в режиме вопрос - ответ.

Важной составляющей процесса формирования экономических компетенций является участие студентов в научно-исследовательской работе. Это самым непосредственным образом повышает их конкурентоспособность на рынке труда, так как темы работ имеют прак-тико-ориентированную направленность. Активное участие в экономической жизни города, в конференциях, встречах с потенциальными работодателями расширяет кругозор наших студентов. Кроме того, для этого в рамках профессиональных праздников (День бухгалтера, День предпринимательства и т. п.) проводятся различные конкурсные мероприятия.

Наиболее заметными успехами функционирования на базе колледжа экономической практико-ориентированной среды стали:

— II место в направлении «Экономические проблемы современного Российского общества» III Региональной научно-практической конференции на базе филиала ГОУ ВПО «КемГУ» в г. Юрге (2010 г.);

— диплом «Творческий подход к представлению исследовательской работы» Региональной студенческой научно-практической конференции в ГОУ СПО ЮТК за работу «Аппаратная косметология как ключевой фактор успеха современного предприятия индустрии красоты» (2010 г.);

— диплом II степени Областной студенческой научно-практической конференции в ГОУ СПО

«Кузнецкий индустриальный техникум» за работу «Разработка практического руководства по организации малого бизнеса на территории города Юрги как фактора поддержки предпринимательских инициатив» (март 2012 г.).

Самым значимым результатом бизнес-клуба является практическая реализация предпринимательских инициатив студентов. Так, выпускница колледжа по специальности «косметика и визажное искусство» Двойцева Светлана сразу после окончания обучения получила Грант губернатора Кузбасса и открыла успешную ногтевую студию «Пластилин». Выпускница этой же специальности Шевчук Марина организовала студию косметологических услуг «Тан-Дем», а ее одногруппница Митрохина (Казанцева) Анна открыла свой косметоло-гический кабинет. Еще одна наша выпускница Лилия Указова в 2011 г. открыла кабинет маникюра и педикюра в г. Москве. Выпускники 2010-2012 гг. по профессии «парикмахер» Яворский Михаил и Копцева Ольга в октябре 2012 г. также зарегистрировали свою индивидуальную предпринимательскую деятельность. В 2012 г. студентка группы 230 специальности «косметика и визажное искусство» Устюжанцева Дарья получила диплом III сте-

пени в номинации «За лучший предпринимательский проект» областного конкурса «Молодо-зелено», в настоящее время ведется работа по реализации данного проекта.

Таким образом, вектор на консолидацию усилий всех субъектов экономической образовательной практико-ориентированной среды является определяющим для формирования экономической компетенции у студентов колледжа.

1. Концепция развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2008 № 1309. — 11Р1_: http://www.dpo.gain. ru/Documents/Rest/Concept-2012.doc.

2. Рогова Д. Б., Тащиян И. Н. Формирование экономических компетенций студентов в ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж//Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ.конф. (27 февраля 2012 г.) — Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — Ч. 3. — С. 57-61.

3. Холопова Л. А., Кучерявенко С. В. Современный менеджмент: теория и практика [Электронный ресурс]. — Томск: Изд-во ТПУ, 2012. — 229 с. — 1 электрон. опт. диск (ТО^ОМ).

4. Кучерявенко С. В., Холопова Л. А., Рогова Д. Б. Практические упражнения и материалы по конкурентоспособному менеджменту [Электронный ресурс]. — Томск: Изд-во тПу, 2012-108 с. — 1 электрон. опт. диск (ТО^ОМ).

УДК / UDC 377 М. А. Гуляева

M. Gulyaeva

МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ METHODICAL CULTURE OF PRESENT-DAY EDUCATOR OF PROFESSIONAL EDUCATION

В статье определяется понятие методической культуры преподавателей учреждения профессионального образования, методическая культура рассматривается как компонент профессионально-педагогической культуры.

The article describes the notion of methodical culture of teachers of professional educational institution; methodical culture is interpreted as a component of professional-pedagogical culture.

Ключевые слова: ФГОС, профессиональное образование, профессионально-педагогическая культура, методическая культура, методическая деятельность.

Keywords: federal state educational standards, professional education, professional-pedagogical culture, methodical culture, methodical activities.

В условиях реализации образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения произошло существенное расширение содержательного поля профессиональной деятельности педагога, связанного с учебно-методическим обеспечением образовательного процесса: разработкойучебно-про-граммной документации, средств контроля, методического обеспечения образовательного процесса, конструирования учебного материа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.