Научная статья на тему 'Качество, непрерывность, трудоустройство: версия УГТУ-УПИ'

Качество, непрерывность, трудоустройство: версия УГТУ-УПИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество, непрерывность, трудоустройство: версия УГТУ-УПИ»

пирантуру, в преподавательский коллектив университета позволяет прогнозировать дальнейшее развитие научно-педагогических школ.

Несмотря на резкие изменения, произошедшие в 90-е годы в экономике страны, УГТУ-УПИ сохранил и развивает свой научно-технический потенциал и является лидером высшего технического образования, инициатором и организатором построения инновационной системы на террито-

A. СОБОЛЕВ, профессор, проректор по учебной работе

B. ШАВРИН, доцент, начальник учебно-методического управления

C. ШАДРИНА, начальникинформаци-онно-методического отдела

«Уральский характер», «уральское образование» — это российские бренды, которыми можно и нужно гордиться. Один из крупнейших технических вузов России -Уральский государственный технический университет — подтверждение тому.

За годы своей работы Уральский государственный технический университет (УПИ) подготовил более 185 тыс. специалистов высокой квалификации, ставших сотрудниками промышленных предприятий, академических научных институтов и высших учебных заведений России.

История университета - это жизнь и научное творчество талантливых и самоотверженных людей. На сегодня УГТУ-УПИ - это динамично развивающийся учебнонаучный комплекс.

В настоящее время в УГТУ-УПИ реализуются программы высшего профессионального образования технического, технологического, экономического, социальногуманитарного и других направлений подготовки. Они включают в себя: 13 направлений бакалавриата, 6 направлений магист-

рии Свердловской области и Уральского федерального округа.

Можно еще долго перечислять наши достижения в научной деятельности, но главное - за всеми этими названиями и цифрами стоят ученые, научные коллективы лабораторий, кафедр, центров и институтов. Их труд лежит в основе развития научной деятельности университета! Их успехи обеспечивают наше продвижение вперед!

Качество, непрерывность, трудоустройство: версия УГТУ-УПИ

ратуры (10 магистерских программ), 47 направлений (126 специальностей). Динамика численности студентов-очников представлена на рис. 1.

За период с 2000 по 2005 годы в УГТУ-УПИ открыта 31 новая специальность, 4 направления подготовки бакалавров и ма-

2000 2001 2002 2003 2004 2005

гистров технического, социально-экономического, информационного и гуманитарного профилей. Впервые пролицензированы 15 специальностей среднего профессионального образования (рис. 2).

За последние 5 лет образовано 13 кафедр. Создан факультет инновационно-математических технологий и экономического моделирования. На базе соответствую-

щих факультетов созданы Строительный институт, Институт физической культуры, социального сервиса и туризма, Радиотехнический институт, Институт военно-технического образования и безопасности. Организованы Институт инноватики и маркетинга, Региональный центр делового немецкого языка, Служба информации и связей с общественностью, Центр тестирования и мониторинга качества образования, Координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников. К УГТУ-УПИ присоединен Нижнетагильский машиностроительный техникум в качестве структурного подразделения Нижнетагильского технологического института (факультет среднего профессионального образования). Организована работа Уральского регионального отделения УМО по образованию в области энергетики и электротехники.

В университете большое внимание уделяется поддержанию высокого уровня учебной и научно-методической деятельности. Это подтверждается тем, что ведущие профессора и доценты университета приглашаются для чтения лекций в другие вузы России и за ее рубежи.

Рис. 2

Динамика изменений номенклатуры направлений и специальностей

■ Специальности высшего профессионального образования

■ Специальности среднего профессионального образования

О высоком уровне подготовки студентов в университете свидетельствует тот факт, что ежегодно более 200 человек становятся именными стипендиатами: Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, губернатора Свердловской области, благотворительного фонда В. Потанина. Впервые в России появилась стипендия первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. Вуз два раза за пять лет принимал в своих стенах заключительные мероприятия по вручению стипендий В. Потанина лучшим студентам вузов Уральского федерального округа. В университете постоянно расширяется количество целевых стипендий, которые являются результатом взаимодействия с промышленными предприятиями: стипендии им. В.И. Смирнова, холдинга «Драгоценности Урала» (МТФ), ОАО «Богословский алюминиевый завод», им. Котельникова, ООО «ИНГРАСС», «ТОМ -УПИ», банка «Северная казна», «Корус», от предприятия «Уралсвязьинформ», пер-вогоуправляющего «Тюменьэнерго» В.С. Соколова и т.д.

Университет переходит на прямые договоры и систему контрактов с предприятиями при подготовке инженеров. Действу-

ют более 40 филиалов кафедр на базе ведущих НИИ, институтов УрО РАН и лабораторий предприятий, на которых 40% студентов университета занимаются исследовательской и проектной работой, проходят практику. Общеинженерная, технологическая и преддипломная практики организуются на предприятиях таким образом, чтобы студенты знакомились не только с технологией и оборудованием производства по своей специальности, но и с общезаводским хозяйством, принципами организации и экономики производства, решением вопросов экологической безопасности.

Для обеспечения взаимодействия академической науки с образовательным процессом и совершенствования подготовки студентов и аспирантов для работы в научных организациях к учебному процессу привлекаются высококвалифицированные сотрудники институтов УрО РАН.

Объединение усилий сотрудников университета и академических институтов направлено на разработку новой концепции обучения студентов фундаментальным наукам, на расширение образовательных услуг университета по подготовке инженеров и открытию новых специальностей, совер-

шенствованию учебно-методического базиса и написанию новых учебников и учебных пособий. Совместные научные разработки фундаментального и прикладного характера также способствовали повышению качества подготовки инженеров-исследователей для академического института и кадров высшей квалификации.

Особую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов играет научно-исследовательская работа. Она является базой для научно-технического творчества студентов и развития учебного процесса. К научно-исследовательской и проектно-изыскательской работе привлекаются все студенты 4-6 курсов, а также, по желанию, студенты младших курсов. Все студенты младших курсов пишут рефераты по проблемам специальности. Для обеспечения НИР студентов старших курсов выделяется специальный день в учебном процессе. В университете действуют системы УИРС и НИРС, в рамках которых каждый студент выполняет курсовую научно-исследовательскую работу. Студентам читаются такие теоретические курсы, как «Теория планирования и организация эксперимента», «Методология научных исследований», «Методы интенсификации научного познания» и т.п.

В выполнении хоздоговорных и госбюджетных НИР принимают участие до 80% студентов старших курсов. Около 70% дипломных работ и проектов носят исследовательский характер. Ежегодно с участием студентов публикуется свыше 1000 статей и тезисов докладов. На областном конкурсе «На лучшую студенческую научно-исследовательскую работу» выпускники УГТУ-УПИ получают до 40 наград.

Ежегодно в университете проводятся традиционные студенческие «Дни науки», в рамках которых проходят:

□ выставки научно-технического и художественного творчества студентов;

□ студенческие научно-технические конференции;

□ предметные олимпиады;

□ конкурсы на лучшее знание специальности;

□ конкурсы рефератов;

□ конкурсы курсовых и дипломных проектов;

□ встречи с ведущими специалистами предприятий и научно-исследовательских институтов.

В течение учебного года в университете проводится более 140 предметных олимпиад и конкурсов по специальностям.

Современные условия диктуют применение методов активного обучения, инновационных образовательных технологий, различных форм дистанционного образования, что делает образовательный процесс УГТУ гибким, ориентированным на динамично меняющиеся запросы общества.

Новые информационные технологии активно внедряются во все виды деятельности университета.

Развитие компьютерных технологий в университете направлено на формирование единой образовательной среды. Совершенствуется система управления, создается

WEB-представительство, формируется образовательный портал.

В арсенале студентов и преподавателей -оснащенные современной мультимедийной техникой лекционные аудитории, компьютерные классы, специализированные аппаратно-программные комплексы.

Хорошая оснащенность учебных подразделений компьютерной техникой и высокий профессионализм преподавателей позволяют создавать мощные методические комплексы, специальные инструментальные среды. Моделирование, виртуальные тренажеры - необходимые инструменты современного учебного процесса.

Времена, когда компьютерная техника служила для преподавания информатики, ушли в прошлое. Сегодня компьютерные дидактические средства используются в преподавании практически всех дисциплин.

Пришло время говорить о формировании образовательных модулей, позволяющих обеспечить весь цикл дисциплин по специальности.

Отличительной чертой УГТУ-УПИ является видеосервер, на котором представлено учебное видео, созданное преподавателями университета за тридцать лет функционирования учебного телевидения УПИ.

Преподаватели и студенты университета, работая в локальной сети вуза, имеют возможность просмотра более тысячи ви-дефильмов по различным дисциплинам, а также информационных видеосюжетов по последним событиям вуза.

Гордостью Уральского государственного технического университета - УПИ является научная библиотека, которая относится к крупнейшим библиотекам высших учебных заведений России. История библиотеки начинается с момента учреждения в Екатеринбурге университета.

Фонд библиотеки, по составу многоотраслевой, формируется с учетом всех направлений учебного и научного процессов университета. Общий фонд библиотеки -более 1 770 000 единиц хранения. Основ-

ную часть книжного фонда составляют учебная (593 000 экз.) и научная литература (500 000 экз.) с ежегодным пополнением на 2000-3000 названий новых книг. Читателям предлагается большой выбор диссертаций и спецвидов НТД, периодических изданий, из них 90 000 экз. на иностранных языках (английский, немецкий, французский и др.).

Библиотека является информационным и культурным центром университета. Ежегодно ею пользуются свыше 47 000 читателей, ежегодная книговыдача составляет около 1 500 000 экз. документов.

В распоряжении читателей находятся 3 абонемента, 5 читальных залов на 570 мест, зал каталогов, зал электронных ресурсов, информационно-библиографический отдел.

В библиотеке имеется большой парк компьютеров, объединенных в локальную сеть. Применение информационных технологий позволяет оперативно предоставлять пользователям информацию по широкому спектру запросов. Библиотека имеет филиалы в 10 городах Свердловской области, где расположены территориальные подразделения университета.

Зональная научная библиотека является методическим центром для вузовских библиотек уральской зоны. Научная библиотека УГТУ-УПИ является членом Российской библиотечной ассоциации (РБА), индивидуальным членом некоммерческого партнерства «Ассоциация региональных библиотечных консорциумов» (АРБИ-КОН), равноправным участником российского проекта «МАРС» (Межрегиональная аналитическая роспись статей). Много лет научная библиотека занимается организацией «Сводного каталога иностранной периодики» г. Екатеринбурга (СКИП).

С 2001 по 2005 годы дневными факультетами УГТУ-УПИ выпущено около 16 тыс. специалистов (всего за это время более 32 тысяч). Количество выпускников с каждымгодом возрастает: так, в 2001 году было выпущено 2398 специалистов, а в 2005 году планируется вы-

пустить 4200 инженеров, бакалавров и магистров по очной форме обучения, общий выпуск составит более 8 тыс. человек.

О том, что УГТУ-УПИ действительно является престижным вузом, говорят многие факты. Отметим некоторые из них.

Во-первых, выпуск специалистов возрос с 4,5 тыс. в 2001 году до 9 тыс. в 2005, т.е. в два раза. Это говорит о том, что с каждым годом все большее число выпускников школ, колледжей и лиц, желающих получить второе образование, стремится получить диплом УГТУ-УПИ.

Во-вторых, и это едва ли не главный фактор, выпускников УГТУ-УПИ рады видеть в рядах своих сотрудников как крупные заводы, организации, научные институты и фирмы, так и небольшие предприятия. Ежегодно спрос на выпускников УГТУ-УПИ остается стабильно высоким. Вуз стремится удовлетворить все заявки предприятий на специалистов и по наибольшему спектру направлений подготовки. За последние пять лет были выпущены специалисты по 35 новым перспективным направлениям и специальностям.

О заинтересованности в наших выпускниках говорит тот факт, что свыше 60 крупных предприятий и организаций заключили договоры на целевую подготовку квалифицированных специалистов именно с УГТУ-УПИ.

С ростом числа студентов и выпускников соответственно возрос объем работы по организации производственной практики и трудоустройству молодых специалистов. Большое значение приобретают следующие виды деятельности: заключение договоров с предприятиями на целевую подготовку специалистов, как целых групп, так и индивидуальных контрактов; заключение договоров с предприятиями и организациями на проведение всех видов производственной и преддипломной практик; организация профориентационной работы с абитуриентами и студентами; изучение изменений в требованиях к квалификации работников на рынке труда, оценка емкости и развития самого рынка по конкретным профессиям и специальностям работников.

Работа по трудоустройству выпускников в УГТУ-УПИ проводится в течение всего срока обучения студентов в университете. Ее эффективность обеспечивается не только наличием остродефицитных специальностей и высоким уровнем подготовки выпускников УГТУ-УПИ, но также и тем, что ни на один год не прекращал свою деятельность отдел организации практики и трудоустройства молодых специалистов, не прекращалась работа по трудоустройству выпускников университета на всех выпускающих кафедрах. В 2004 году был создан координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников УГТУ-УПИ.

Потребность в специалистах - выпускниках УГТУ-УПИ - из года в год остается на высоком уровне. Несмотря на то, что выпуск молодых специалистов за последние пять лет увеличился в 1,75 раза, количество заявок на специалистов, получаемых отраз-личных предприятий и организаций, ежегодно на 10-20% превышает количество выпускников. Наибольшим спросом пользуются выпускники металлургического, механико-машиностроительного, электротехнического, строительного, радиотехнического и теплоэнергетического факультетов. На 2005 год действуют свыше 50 генеральных договоров с предприятиями и организациями на подготовку специалистов, прохождение студентами производственных и преддипломной практик. Среди наиболее крупных из них следует отметить такие, как Уральская горно-металлургическая компания, Металлургический холдинг, ЕвразХолдинг, СУАЛ - Холдинг, Синарский трубный завод, Первоуральский новотрубный завод, Сургутнефтегаз, Свердло-вэнерго, Тюментрансгаз, Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Банк России, Сбербанк РФ.

Проводимая в вузе работа по трудоустройству выпускников в органической связи с производственной и преддипломной практиками позволяет студентам университета уже с третьего курса выбирать себе буду-

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ УГТУ-УПИ ПО ФОРМАМ ПОДГОТОВКИ

ПК в

дистанционное г.Екатеринбург е

обучение

11% 26%

Рис. 3

подг-е -отделение 2%

ПК в областных городах 36%

□ ПК в г.Екатеринбурге ВПК в областных городах ШПОДГОТ.

□ спец-е и лицейские классы □ дистанционное обучение

щее место работы. Наряду с существующими генеральными договорами, по поступающим заявкам предприятий заключаются трехсторонние договоры (студент - предприятие - университет), что дает будущему специалисту определенные гарантии условий трудоустройства после окончания вуза на конкретное место работы.

Большую помощь в организации практики студентов-целевиков оказывают работодатели. Примером тому может служить ООО «УГМК-Холдинг». Профессиональная практическая подготовка этих студентов осуществляется в течение учебных и производственных семестров и включает производственные семестры после 1 и 2 курсов и стажировки на 4 и 5 курсах. Рабочая программа по производственной практике на данном предприятии предусматривает:

□ трудовую деятельность студентов по избранной специальности в течение производственного семестра;

□ овладение студентами младших курсов практическими навыками рабочей профессии по профилю изучаемой специальности в течение производственных семестров;

□ овладение студентами старших кур-

сов умениями и обязанностями, требующимися при выполнении функций линейных работников, работников функциональных отделов предприятия.

Для повышения качества подготовки специалистов в университете создана система довузовского образования, являющаяся одной из самых крупных и разветвленных в России (рис. 3 и 4). На различных курсах, в специализированных и лицейских классах обучаются ежегодно более 8 тысяч человек. Университет предлагает абитуриентам следующие формы довузовской подготовки:

□ подготовительные курсы (вечерние, воскресные, заочные, репетиторские, трехнедельные летние),

□ лицей университета на базе гимназии №130 г. Екатеринбурга,

□ политехнические и специализированные классы,

□ Уральскую компьютерную школу

(УКШ),

□ подготовительное отделение.

Для работы с абитуриентами общими кафедрами вуза создано более 60 методических пособий и конспектов лекций. Обучение на

^=71

2001 г. 2002 г.

т-

2004 г. 2005 г.

Рис. 4. Количество абитуриентов, прошедших централизованное тестирование в представительстве ЦТ МО РФ при УГТУ-УПИ

подготовительных курсах проводят преподаватели университета, имеющие большой учебно-педагогический стаж. В ходе обучения абитуриенты слушаютлекции, участвуют в практических занятиях, выполняют контрольные работы и тестовые задания, занимаются в учебных компьютерных классах.

Важной формой довузовской подготовки являются лицейские, политехнические и специализированные классы, которые созданы в более чем 60 школах г. Екатеринбурга и области. Для слушателей политехнических классов создана рейтинговая система оценки уровня подготовленности.

В 2004 году создана Уральская компьютерная школа (УКШ), имеющая целью выявить талантливых школьников 9-11 классов и увлечь их самыми перспективными направлениями в области информатики. В 2005 году слушатели УКШ завоевали места с1 по III на олимпиадах по информатике областного, зонального и российского уровней.

Совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области Институтом развития регионального образования ведется работа по профессиональной переподготовке школь-

ных учителей. В 2004-2005 учебном году более 100 преподавателей школ города и области прошли курс повышения квалификации по физике, математике, русскому языку и информатике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработан образовательный портал, позволяющий с использованием передовых информационных технологий вести обучение слушателей удаленных территорий. Издается периодический журнал для учащихся и их родителей «Виват-Абитуриент!», знакомящий будущих абитуриентов со всеми новостями в области образования, помогающий сориентироваться при выборе специальности.

Активно ведется работа по участию в централизованном абитуриентском тестировании (ЦТ) и едином государственном экзамене (ЕГЭ). В 2005 году проведено более 21 000 человеко-тестов по 11 предметам (рис. 4). Создано региональное представительство Федерального центра тестирования. Более 200 преподавателей школ города и области в 2003-2005 годах прошли курсы подготовки к ЕГЭ по специальным сертифицированным программам. Разработаны оригинальные методики, позволяющие продуктивно готовить школьников к тестовым

формам контроля знаний, приемы психологической адаптации абитуриентов в условиях компьютерной формы испытаний.

Своеобразный «довузовский факультет» представляет собой лицей университета на базе гимназии № 130 г. Екатеринбурга, образованный в результате интеграции материально-технической базы, методов и принципов обучения, педагогических и научно-педагогических кадров средней школы и высшего учебного заведения. Символично, что 2005 год - год 10-летия заключения генерального соглашения между УГТУ-УПИ и школой № 130 о совместной деятельности по подготовке выпускников к продолжению обучения в вузе.

Главный образовательный ресурслицея -уникальная программа, разработанная совместными усилиями педагогических коллективов лицея и УГТУ-УПИ, содержание которой ориентировано на нужды Уральского региона и Российской Федерации, на подготовку старшеклассников для продолжения образования в вузе. Программа включает в себя кафедральный принцип организации учебно-воспитательного процесса, сессионную систему контроля знаний и многое другое, что дает возможность не только учиться, но и заниматься научной, исследовательской и экспериментальной работой как учащимся, так и преподавателям лицея.

Непрерывное образование в университете строится по следующим схемам:

□ система«техникум - вуз»,

□ получение второй специальности для студентов университета, обучающихся на старших курсах.

В настоящее время в УГТУ-УПИ действует факультет непрерывных технологий образования Института дополнительного образования и профессиональной переподготовки (далее ИДОПП). Университет имеет договоры с техникумами г. Екатеринбурга и Свердловской области, выпускники которых продолжают обучение по «непрерывной» технологии по 14 специальностям вуза. Кон-

тингент очной формы составляет 772 студента, заочной - 900. В преподавание дисциплин внедряются компьютерные технологии: созданы и используются при чтении лекций презентации с набором компьютерных анимаций; курсовые проекты выполняются на основе компьютерных формуляров, применяется компьютерный тестовый контроль.

Важнымзвеномнепрерывногообразования вуза является Центр дополнительной профессиональной переподготовки ИДОПП. С 2000 г. в Центре ДПП действует кейсовая технология обучения, каждому слушателю выдаются курсы лекций, методические пособия и про-граммыобучения по всемдисциплинам.

Наиболее перспективным направлением его деятельности является профессиональная переподготовка по трем специальностям.

Обучаясь по данным программам, студенты одновременно с базовым (основным) дипломом получают диплом о профессиональной переподготовке государственного образца. Внедрена дистанционная форма обучения: созданы электронные учебники и учебно-методические комплексы.

Кроме того, Центр ДПП осуществляет повышение квалификации по 9 направлениям. Количество слушателей Центра дополнительной профессиональной переподготовки постоянно растет и в 2004 г. достигло 2 545 человек. Число выпускников Центра с 1999 г. составило 1594 чел., из них 9 человек поступили в аспирантуру факультета экономики и управления.

В 2004 г. создан Центр информационных технологий (ЦИТ), являющийся учебным авторизованным центром Autodesk Inventor Series, европейское представительство которого находится в Мюнхене. Это позволяет по окончании обучения выдавать слушателям номерные сертификаты международного образца «Autodesk».

Получение диплома государственного образца о переподготовке дает возможность студентам университета найти более высокооплачиваемую работу и существенно облегчает их трудоустройство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.