Научная статья на тему 'Уверенность в успехе'

Уверенность в успехе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набойченко Станислав Степанович

В статье ректора Уральского государственного технического университета рассказывается о становлении и развитии вуза одного из сильнейших технических вузов страны. Рассматриваются проблемы и задачи, которые решаются в вузе, о международной образовательной деятельности, о работе вуза в области социальной и внеучебной работы и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assurance of success

The author of the following article is a rector of the Ural State Technical University. In this article he presents the technical university, speaks about its activity, structure, specifics and mission. The author points out problems that the university faces and their way outs

Текст научной работы на тему «Уверенность в успехе»



С. С. Набойченко

УВЕРЕННОСТЬ В УСПЕХЕ

S. S. Naboychenko

Assurance of success

The author of the following article is a rector of the Ural State Technical University. In this article he presents the technical university, speaks about its activity, structure, specifics and mission. The author points out problems that the university faces and their way outs.

современной экономике определяющую роль играют ведущие отрасли промышленности. В последние десятилетия в России шло нарастание комплексных проблем в данной области, следствием этого стало снижение во многих регионах престижности инженерных специальностей, конкурсов в технические вузы, уход молодых инженеров в другие сферы деятельности. На этом фоне Урал, с его старопромышленными традициями, рабочими и инженерными династиями, выработанным веками приоритетным, уважительным отношением населения к инженерным специальностям, остается базовым регионом восполнения кадровых потребностей промышленности страны.

Уральский государственный технический университет - УПИ является образовательным учреждением мирового уровня, призванным и способным внести свой вклад в обеспечение высококвалифицированными кадрами развивающейся российской экономики. Для этого УГТУ-УПИ имеет одну из самых сильных в России и Европе школ и систем инженерного образования. Промышленный Урал дает широкие воз© С. С. Набойченко, 2005

можности оптимально сочетать теоретическую подготовку и получение практических навыков в реальных производственных условиях.

Уральский государственный политехнический университет — один из крупнейших вузов страны. Его авторитет простирается далеко за пределы Уральского региона. Его выпускники трудом прославляют своих педагогов в различных уголках нашей Родины и за рубежом.

Сегодня УГТУ-УПИ — это целый университетский город с учебными корпусами и социальными объектами, со своей инфраструктурой, хозяйством, досуговыми и спортивными комплексами. В этом городе живет работящий, увлеченный своим делом народ, который любит его и приумножает его традиции, который своими делами вносит вклад в общее дело процветания и дальнейшего развития родного вуза.

В состав университета входят 16 факультетов очной формы обучения, факультет повышения квалификации преподавателей, институт дополнительного образования и профессиональной переподготовки, институт образовательных информационных технологий. В университете обучается более 40 тыс. студентов, из них около 25 тыс. — студенты очной формы обучения. Учебный процесс ведут 146 кафедр, из них 133 выпускающих.

Научно-педагогический потенциал Уральского государственного технического университета составляют более 2500 научно-педагогических работников, среди которых 3 действительных члена и 7 членов-корреспондентов Российской академии наук, 116 членов общественных академий России, более 250 докторов наук, профессоров и 1200 кандидатов наук, доцентов. В университете созданы и успешно работают 6 филиалов российских общественных академий, функционируют 14 докторских и 5 кандидатских советов. Подготовка докторов наук осуществляется по 30, а кандидатов наук — по 69 специальностям. Только в 2004 г. защищено 19 докторских и 56 кандидатских диссертаций.

В состав университета входят 35 территориальных подразделений в городах: Нижнем Тагиле, Верхней Салде, Каменске-Уральском, Первоуральске, Ирбите, Сысерти, Верхотурье, Чусовом, Асбесте, Нягани, Костанае и др.

По сути, сеть филиалов и представительств университета является основным источником профессиональных кадров для развития промышленного потенциала региона, формирования управленческого звена малых городов Урала.

Уральский государственный технический университет - УПИ уже давно включился в процесс создания системы вертикального непрерывного образования: школа — колледж — университет — предприятие, активно взаимодействуя с органами законодательной и исполнительной власти, территориальными центрами занятости населения, промышленными пред-

приятиями, научными организациями, учебными заведениями.

УГТУ-УПИ сотрудничает со многими учреждениями среднего профессионального образования Свердловской области, расположенными в городах Богдановиче, Камышлове, Средне-уральске, Кировграде, Сысерти, Первоуральске. Распоряжением Правительства РФ в 2003 г. в состав УГТУ-УПИ включен Нижнетагиль-скимй машиностроительный техникум, в котором обучается около 1200 студентов по 8 специальностям. Готовится решение о включении в состав вуза Среднеуральского колледжа метрологии и стандартизации. В рамках вновь созданного в составе университета строительного института идут переговоры с представителями сузов строительного направления.

УГТУ-УПИ более 30 лет ведет целевую подготовку специалистов, являясь одним из лидеров в этой области. Организованы филиалы кафедр на предприятиях и в организациях, созданы совместные институты для ведения учебной и научно-исследовательской работы. Сейчас целевая подготовка осуществляется в рамках корпоративных университетов, научно-образовательных комплексов. Разработана и внедряется программа стажировок, что позволяет студентам не только освоить несколько рабочих профессий, но и получить углубленные профессиональные навыки и существенно сократить процесс адаптации к условиям работы на данном предприятии.

Спецификой УГТУ-УПИ является тесная связь с промышленными предприятиями региона, для которых осуществляется подготовка инженерных кадров. В настоящее время университет имеет более ста прямых договоров с предприятиями, среди которых крупнейшие холдинги УрФО и России, такие как ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» («УГМК-Холдинг»), ОАО «Трубная металлургическая компания», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром», ОАО «Свердловэнерго», ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» и др. Целевая подготовка позволяет университету выпускать, а предприятиям получать специалистов, обладающих соответствующими профессиональными навыками и умениями.

В университете создана система довузовского образования, являющаяся самой крупной и разветвленной в Уральском регионе. На различных курсах, в том числе в филиалах, ежегодно

обучается более 8 тыс. абитуриентов, причем на территории университета посещают занятия около 2 тыс. человек. Факультет довузовского образования предлагает различные формы подготовки учащихся средних учебных заведений, учитывающие уровень знаний абитуриентов, особенности школьного расписания, место жительства слушателя, требования факультета и специальности, на которые собирается поступать абитуриент, финансовые возможности родителей. В течение года действуют вечерние курсы, воскресные курсы, летние краткосрочные курсы. Есть курсы углубленного изучения профильных дисциплин (14 часов занятий в неделю с преподавателем плюс самостоятельная работа). Важной формой довузовской подготовки являются лицейские, политехнические и специализированные классы, которые созданы в более чем 60 школах г. Екатеринбурга и области. Обучение в классах 2-3-годичное. Набор в классы осуществляется на основе вступительных экзаменов. Обучение ведется в зависимости от профиля класса: математика, физика, химия, иностранный язык, русский язык и литература. Преподаватели университета организуют углубленное изучение профильных предметов, ведут научно-исследовательскую работу вместе с учащимися.

Для слушателей политехнических классов создана рейтинговая система оценки уровня подготовленности. На протяжении двух лет (10-е и 11-е классы) анализируются успехи детей в школе, на занятиях с вузовскими преподавателями, результаты срезов знаний, по форме приближе-ных к вступительным испытаниям в университет, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. В 2004 г. создана Уральская компьютерная школа (УКШ), имеющая целью выявить талантливых школьников 9-11-х классов и увлечь их самыми перспективными направлениями в области информатики.

В УГТУ-УПИ действуют курсы подготовки к централизованному абитуриентскому тестированию — краткосрочные, ориентированные на ознакомление абитуриентов с особенностями тестовых технологий.

В университете отрабатываются различные модели интеграции с другими образовательными учреждениями. Так, в 1995 г. в результате интеграции материально-технической базы, методов и принципов обучения, педагогических и научно-педагогических кадров средней шко-

лы и высшего учебного заведения был создан образовательный комплекс «УГТУ-УПИ — лицей № 130». Лицей сегодня представляет собой своеобразный «довузовский факультет» и находится в постоянном развитии. Качество подготовки выпускников подтверждается лидирующей позицией лицея № 130 по количеству призеров олимпиад и научно-практических конференций всех уровней по предметам естественнонаучного цикла (математика, физика, информатика, химия), есть успехи в художественно-гуманитарном направлении и в спорте. Расширен спектр профильных классов (физико-математический, химический, валеологический, гуманитарный, политехнический). Совместно с ведущими кафедрами УГТУ-УПИ (высшей математики, общей физики, общей химии, русского языка и др.) определено содержание лицейского образования. В настоящее время лицей входит в новую фазу: создание и отработка модели университетского комплекса для реализации концепции непрерывного образования.

Модели интеграции отрабатываются и по другим направлениям, например, начинается активный процесс развития гуманитарного направления совместно с гимназией № 108.

В УГТУ-УПИ разработана схема непрерывного обучения по системе «техникум — вуз», которая пользуется популярностью у выпускников ссузов Свердловской области. Для специалистов, желающих получить второе высшее образование, создана ускоренная индивидуальная программа обучения по заочной форме подготовки. Прием ведется на основании договоров между УГТУ-УПИ и колледжами (техникумами). В настоящий момент действует 34 договора.

Факультет непрерывных технологий образования (ФНТО) входит в состав Института дополнительного образования и профессиональной переподготовки (ИДОПП), являющегося структурным подразделением ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ». Количество студентов, обучающихся на ФНТО, постоянно растет и в 2005 г. составило более 1700 человек.

Университет имеет значительный опыт реализации многоуровневой системы высшего образования. В УГТУ-УПИ работает схема, в соответствии с которой инженерное и магистерское образование строится на базе бакалавриата. В вузе 11 направлений бакалавриата, 6 направлений магистратуры (10 магистерских программ). Магистратура освобождает выпускающие

кафедры от необходимости включать в инженерное образование некоторые сложные теоретические вопросы, не востребованные на инженерном уровне.

Магистратура дает дополнительную возможность преподавателям сконцентрироваться на научно-исследовательской работе. Часть работ носит исследовательский характер в рамках научного направления выпускающей кафедры, часть выполняется по заказам заинтересованных предприятий.

В университете существует многоуровневая система дополнительной профессиональной подготовки и повышения квалификации, в которую входят центр дополнительной профессиональной подготовки ИДОПП, факультет повышения квалификации, факультеты и кафедры.

По программам профессиональной переподготовки введена дистанционная форма обучения: созданы электронные учебники и учебно-методические комплексы. Развивается система электронного дистанционного образования. Создана университетская сеть, объединяющая сотни компьютеров с выходом в Интернет.

В области научно-исследовательской деятельности университет особенно тесно и эффективно взаимодействует с Российской академией наук. Все годы работы между УГТУ-УПИ и академическими институтами г. Екатеринбурга существовала творческая связь: совместные ученые советы, взаимное оппонирование, база практик, использование дорогостоящего оборудования и др. С полным основанием можно считать, что и становление самых молодых институтов электрофизики, машиноведения, органической химии шло при непосредственном участии УПИ. Вуз поддерживает тесные связи с 14 академическими институтами, расположенными в г. Екатеринбурге. В настоящее время УГТУ-УПИ реализует 7 совместных проектов с УрО РАН. Ежегодно десятки лучших выпускников идут работать в академические институты.

За последние годы в университете создан межвузовский (совместно с Уральским государственным университетом) научно-образовательный центр «Перспективные материалы» по программе «Фундаментальные исследования и высшее образование» Американского фонда гражданских исследований и развития и Минобрнауки России.

Результативна совместная работа УГТУ-УПИ и Института металлургии УрО РАН: орга-

низовано 5 филиалов кафедр УГТУ-УПИ при ИМЕТ, создан Инновационно-технологический центр (ИТЦ) «Академический». Выигран грант на развитие образовательного комплекса на основе института металлургии и металлургического факультета УГТУ-УПИ.

УГТУ-УПИ совместно с УрГУ имеют опыт организации образовательных программ целевой интенсивной подготовки (в том числе в рамках магистратуры, с привлечением сотрудников УрО РАН), в которых заказчик не только финансирует обучение, но и участвует в разработке требований к специалистам, учебных программ на базе международных стандартов с использованием своих технологий и ноу-хау.

Принято решение о создании на базе двух университетов и УрО РАН совместного вузовс-ко-академического центра магистерской подготовки. Предполагается частичное финансирование центра из средств проекта «Интегрированный научно-образовательный комплекс акаде-миче-ской науки и высшей школы Урала в условиях модернизируемой экономики» под эгидой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы».

УГТУ-УПИ по сути уже сегодня является сложившимся университетским комплексом, как по имеющемуся кадровому и материально-техническому потенциалу, так и по спектру реализуемых образовательных программ.

В университете ведется системная и весьма эффективная воспитательная работа со студентами. УГТУ-УПИ является одним из лидеров среди вузов страны в этой сфере деятельности. В 2001 и 2003 гг. УГТУ-УПИ становился лауреатом Всероссийского конкурса моделей воспитательной работы. В 2005 г. Правительством Российской Федерации авторскому коллективу университета присуждена премия в области образования за цикл трудов и научно-практических исследований «Формирование системы воспитательной работы и развития здорового образа жизни студентов высших учебных заведений».

Большую роль в патриотическом воспитании студентов университета играет институт военно-технического образования и безопасности. Здесь студенты изучают современные способы ведения боевых действий, устройство и правила эксплуатации самых современных видов боевой техники и вооружения, готовятся стать надежными защитниками Отечества.

Среди других успехов вуза следует отметить спортивные достижения студентов, победы в творческих конкурсах, на всероссийских научных конкурсах и олимпиадах, возрождение студенческих отрядов и многое другое, чем может по праву гордиться университет.

Однако оглядываясь назад и подсчитывая достижения, нельзя успокаиваться и почивать на лаврах. Успех в будущем во многом определяется не только достижениями и прошлыми победами, но в большей степени теми целями, которые ставит перед собой коллектив.

Провозглашенная миссия УГТУ-УПИ заключается в удовлетворении потребностей личности в высшем образовании, в обеспечении общества, научной среды и организаций Российской Федерации компетентными, отвечающими высоким профессиональным и этическим требованиям специалистами.

Путь к поставленной цели лежит через каждодневное решение целого ряда сложных и взаимосвязанных проблем. Прежде всего, это проблемы финансирования и материально-технического обеспечения. Это и низкая заработная плата, и нехватка средств на приобретение нового оборудования для учебного процесса и научных исследований, и растущие затраты на поддержание учебных корпусов, студенческих общежитий и объектов социально-культурного комплекса в хотя бы в минимально приемлемом состоянии, не говоря уже о необходимости новостроек. В той же обойме проблема старения педагогического коллектива, нехватки молодых талантливых преподавателей, снижение

интереса молодежи к серьезным фундаментальным научным исследованиям.

Конечно, мы не сидим сложа руки в ожидании обещанной помощи сверху. Большую часть бюджета вуза сегодня мы зарабатываем сами, но тем не менее, решая задачи государственной важности, вуз вправе рассчитывать на внимание и поддержку со стороны государства и местных органов власти.

Мы верим в перспективу реализации глобального проекта «Большой евразийский университет», предложенного советом ректоров УрФО осенью 2002 г. Проект, согласно которому может быть достигнута реальная интеграция в одном учебно-научно-производственном комплексе лучших творческих сил всего региона, получил одобрение на областном и федеральном уровне. Сегодня весьма актуально параллельно с разработкой нормативно-правовой документации по созданию на ассоциативной основе Большого евразийского университета начать практическую деятельность по отработке отдельных механизмов интеграции. В качестве таковой может рассматриваться инициатива создания на базе Большого евразийского государственного университета информационного технопарка. В разработке этого проекта под руководством правительства Свердловской области участвуют специалисты Института математики и механики УрО РАН, УрГУ, УГТУ-УПИ и фирм — разработчиков программного обеспечения.

Понимая всю сложность стоящих проблем, мы с уверенностью смотрим в будущее и верим, что коллектив университета справится с решением самых трудных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.