Научная статья на тему 'Образовательная деятельность в Уральском государственном университете: сегодня и завтра'

Образовательная деятельность в Уральском государственном университете: сегодня и завтра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьев Виталий Павлович

В статье проректора по учебной работе Уральского государственного университета рассказывается об основных достижениях в развитии и модернизации образования, об эффективности проведенных реформ в вузе во второй половине 20-го века. Рассматриваются проблемы и задачи, которые решаются в вузе, о международной образовательной деятельности, о работе вуза в области социальной и внеучебной работы и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational activity in the Ural State University: today and tomorrow

In the present article there are considered the issues of development educational activity of the Ural State University over the late period of time. The author examines the following questions: what have been done for meeting basic requirements to higher education that were formulated by the world community and what is the Ural State University nowadays?

Текст научной работы на тему «Образовательная деятельность в Уральском государственном университете: сегодня и завтра»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА УНИВЕРСИТЕТОВ

В. П. Прокопьев

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

V. P. Prokopiev

Educational activity in the Ural State University: today and tomorrow

In the present article there are considered the issues of development educational activity of the Ural State University over the late period of time. The author examines the following questions: what have been done for meeting basic requirements to higher education that were formulated by the world community and what is the Ural State University nowadays?

настоящее время мир вступил в новый исторический этап развития, одной из характерных черт которого являются перемены, касающиеся всей планеты и почти всех областей и условий деятельности и жизни человека и общества. Меняется характер труда, в котором все большую долю приобретает интеллектуальный труд и сокращается доля ручного труда; меняется экономическая деятельность, ее техническая база и организационные формы, ее структура, условия и требования, которые она предъявляет к уровню знаний и квалификации работника. Появляются и получают развитие новые виды и типы деятельности, при этом старые приходят в упадок и постепенно исчезают. Эти перемены приводят к изменению спроса на квалификационную структуру различных категорий трудоспособного населения и требуют их профессиональной и социальной мобильности, непрерывного образования и профессионального совершенствования.

К переменам, происходящим в последние десятилетия, можно отнести и впечатляющее развитие образования, в первую очередь высшего, которое называют иногда «взрывом образования». Развитие высшего образования

© В. П. Прокопьев, 2005

в последние годы обеспечило невиданный рост потенциала для продвижения вперед и распространения знаний, их практического применения и внедрения технических новшеств. Этот вывод подтверждается тем, что удвоение знаний в настоящее время происходит за 14 лет, и тем, что спрос на высшее образование растет на 6 % в год. Коренные изменения последних лет имеют глубинные причины и не поддаются упрощенному толкованию, при этом возникает ряд парадоксов, с трудом поддающихся контролю и ведущих к возникновению проблем, требующих значительного времени для их решения.

Возникает вопрос: сумеет ли образование помочь в решении этих проблем? Помощь образования обществу зависит от той роли, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине XX в., принципиально изменившись в его последние десятилетия, что нашло свое отражение в ряде концепций социального и экономического развития, среди которых выделяются концепции постиндустриального об-

щества, теория человеческого капитала, идеи де-ятельиостиого общества и др. Наиболее глубоко возрастающая роль зиаиия, ииформации в об-ществеииом развитии отразилась в коицепциях ииформациоииого общества, стаиовлеиия ии-формациоииой цивилизации. Ииформациоииая революция и формироваиие иового типа обще-ствеииого устройства — ииформациоииого общества прииципиальио измеияют роль ииформации и зиаиий в социальиом и экоиомическом развитии. В ииформациоииом обществе глав-иым ограиичивающим производство фактором стаиовится зиаиие. И действительио в развитых страиах в средием 40 % прироста валового виут-реииего продукта получают за счет виедреиия иовейших достижеиий иауки, за счет возраста-иия средиего уровия образоваиия трудоспособ-иого иаселеиия. Так, в США средиий уровеиь образоваиия 14 лет, в России — 10,5 лет.

Таким образом, ииформация, зиаиие стаио-вятся тем «фуидамеитальиым социальиым фактором», который лежит в осиове экоиомического развития. Стаиовлеиие ииформациоииого общества требует качествеииого повышеиия человеческого, иителлектуальиого потеициала и тем самым выдвигает сферу образоваиия иа первый плаи обществеииого развития, измеияет ее роль в структуре обществеииой жизии совремеииого мира.

Во второй половиие XX в. существеииые достижеиия характериы и для развития высшего образоваиия во всем мире. С 50-х гг. в развитых страиах, а позже и в большиистве развивающихся, стал резко возрастать социальиый спрос иа высшее образоваиие. Государства стремились удовлетворить этот спрос. В результате число студеитов в вузах росло иебывалыми темпами. Так, за 30 лет, с 1955 г. по 1986 г., число поступивших в высшие учебиые заведеиия Ис-паиии возросло в 15 раз, Фраиции — в 6,7 раза, Иидоиезии — в 36 раз, Веиесуэлы — в 63 раза, Мадагаскара — в 87 раз, Нигерии — в 112 раз. Рост числа студеитов сопровождался резким увеличеиием фииаисироваиия образоваиия, го-сударствеииых расходов иа иего.

Этот рост расходов иа образоваиие следует рассматривать как свидетельство того, что иа совремеииом этапе ии одиа страиа без обра-зоваииых людей, без качествеииой подготовки специалистов ие может обеспечить уровеиь прогресса, отвечающий потребиостям и иадеждам общества, в котором экоиомическое развитие осуществляется с учетом иеобходимости сохра-

иеиия окружающей среды и сопровождается де-ятельиостью по формироваиию «культуры мира» иа осиове прииципов демократии и терпимости, что способствует устойчивому человеческому развитию. Так, в США половииа роста ВВП обеспечивается за счет иаучио-техиических иовшеств, что является результатом фуикциоии-роваиия человеческого капитала. Образоваиие также оказывает положительиое воздействие иа социальиые процессы в обществе: хорошо обра-зоваииый человек закоиопослушиее, сам спосо-беи формировать здоровую социальиую среду, легче адаптируется в измеияющемся обществе. Имеиио поэтому управлеиие «производством» и «передачей» зиаиий стаиовится стержиевым эле-меитом экоиомического прогресса.

Одиако отмечеииые зиачительиые достиже-иия в развитии образоваиия во второй полови-ие XX в. ие отражают полиостью состояиие сферы образоваиия в совремеииом мире. Резкое ее расширеиие, прииявшее характер «образователь-иого взрыва», «образовательиой революции», сопровождалось обостреиием различиых проблем в этой сфере, что уже в 60-х гг. было осмыслеио как мировой кризис образоваиия, т. е. кризисиое состояиие образовательиой системы в целом, проявляющееся в обостреиии проблем доступа к образоваиию, проблем равеиства этого доступа, в усугублеиии проблем качества образоваиия, эффективиости и производительиости образова-тельиой системы, обостреиия проблем ее фииаи-сироваиия и управлеиия.

Возиикает иеобходимость иововведеиий и преобразоваиий, иеобходимость проведеиия реформ. Одиако практическая реализация реформ в большиистве страи встречает два препятствия — иедостаток ресурсов и отсутствие мехаиизмов проведеиия преобразоваиий. Наиболее существеииые реформы иамечаются в Европе, где в 1999 г. была обиародоваиа Болоиская декларация. Осиовиое содержаиие Болоиской декларации заключается в том, что страиы-участиицы обязались в течеиие 10 лет привести свои обра-зовательиые системы в соответствие иекоторому едииому стаидарту. Осиовиые прииципы рефор-мироваиия представлеиы в виде «целей, которые имеют первостепеииую важиость для созда-иия образовательиого простраиства в Европе и повышеиия междуиародиого престижа европейского высшего образоваиия».

Российская система профессиоиальиого образоваиия также отреагировала иа перемеиы,

касающиеся характера труда, экономической деятельности, ее технической базы и организационных форм, условий и требований, которые она предъявляет к уровню знаний и квалификации человека. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. четко сформулирована основная цель высшего профессионального образования — «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности». Был также принят план действий Минобразования России по реализации Концепции модернизации российского образования, даже простой перечень мероприятий которого показывает, что Концепция модернизации и Болон-ская декларация содержат много общих положений и мероприятия, планируемые в рамках Болонского процесса, близки или совпадают с соответствующими мероприятиями, реализация которых предусматривается Концепцией модернизации. Это говорит о том, что развитие российской и европейской систем высшего образования идет в основном в одном направлении. Непосредственно, как это следует из «Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации», одобренных Правительством России 09. 12. 04, на современном этапе модернизации основными направлениями государственной политики в сфере образования признаны: повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного образования, развитие системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Как же развивалась образовательная деятельность УрГУ за последнее время, что было сделано для выполнения основных требований к высшему образованию, сформулированных мировым сообществом, что представляет собой университет в настоящее время? В 2004/05 уч. г. велось обучение студентов по 43 специальностям высшего профессионального образования, одной специальности среднего профессионального образования, 18 направлениям бакалавриата, 14 направ-

лениям магистратуры, 54 специальностям аспирантуры, 12 специальностям докторантуры. Среди преподавателей университета 236 профессоров, докторов наук, 18 членов государственных академий, свыше 40 членов других академий, 32 заслуженных деятеля науки, образования и культуры, более 500 доцентов, кандидатов наук.

Сегодня университет осуществляет подготовку специалистов на 13 факультетах: матема-тико-механическом, физическом, химическом, биологическом, психологии, экономическом, историческом, международных отношений, философском, политологии и социологии, филологическом, журналистики, искусствоведения и культурологии.

В состав университета входят два филиала в городах Ноябрьске (Тюменская область) и Новоуральске (Свердловская область), а также ряд представительств с дистантной формой обучения, когда преподаватели выезжают на места для чтения лекций, проведения практических занятий, приема экзаменов и зачетов. В настоящее время работают представительства в следующих городах Свердловской области: Арте-мовском, Верхней Салде, Каменске-Уральском, Качканаре, Лесном, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Ревде, Сухом Логу, а также в городах Чусовом (Пермская область), Нефтеюганске (Тюменская область), Озерске (Челябинская область), Инте (Республика Коми).

Помимо филиалов и представительств в структуре университета есть еще ряд образовательных подразделений, в которых могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов образовательные профессиональные программы: институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ИППК), специализированный учебно-научный центр (лицей), институт управления и предпринимательства, высшие женские курсы, Российско-американский институт экономики и бизнеса, подготовительное отделение для иностранных учащихся, факультет повышения квалификации преподавателей естественных наук и математики, центр базового (среднеспециального) профессионального образования (ЦБПО), итальянский высший колледж «Леонардо», центр профессиональной переподготовки военнослужащих.

Кроме того, университет имеет такие структурные подразделения, обеспечивающие учебный

процесс, как Уральский региональный ресурсный центр информатизации (центр компьютерных технологий); Интернет-центр открытого доступа; информационно-вычислительный центр, Уральский научно-образовательный центр «Перспективные материалы», межрегиональный институт общественных наук; научная библиотека.

Необходимым условием подготовки современных специалистов является научно-исследовательская работа. В учебном процессе активно участвуют сотрудники двух научно-исследовательских институтов: физики и прикладной математики и русской культуры, астрономической обсерватории, биостанции, ботанического сада, более двадцати научно-исследовательских лабораторий, в том числе вузовско-академичес-ких. Большое значение для подготовки специалистов на ряде факультетов играет участие студентов в научно-исследовательских экспедициях: Урало-Сибирской, Крымской, Новгородской археологических, Уральской археографической, эколого-физиологической, геоботанической, топонимической, фольклорной.

Говоря об образовательной деятельности УрГУ в настоящее время, нельзя не отметить те изменения, которые произошли за последние 10-12 лет, со времени предыдущей юбилейной даты — 75-летия.

За это время появилось три факультета: психологии, международных отношений, политологии и социологии, отделение «Связи с общественностью и реклама», вузовско-академиче-ский центр магистерской подготовки, высшие женские курсы. Открыты образовательные подразделения, реализующие программы дополнительного образования, институт управления и предпринимательства, Российско-американский институт экономики и бизнеса, разнообразные курсы, центр профессиональной переподготовки военнослужащих, уходящих в запас. Наряду со специализированным учебно-научным центром действует итальянский высший колледж «Леонардо», работающий также по программе общего среднего образования, расширилась сеть подготовительных курсов. Началось обучение по программам начального и среднего профессионального образования. Если учесть, что за эти годы число специальностей в аспирантуре достигло 54 и 12 в докторантуре, то можно констатировать, что в Уральском государственном университете сложилась и успешно функционирует система непрерывного профес-

сионального образования, т. е. реализуется одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. За этот же период времени число кафедр достигло 95, на них работает 1150 преподавателей, в том числе 770 штатных. Если в 1993 г. среди штатного профессорско-преподавательского состава (ППС) было 106 докторов наук и (или) профессоров, то сейчас 139 человек, среди совместителей количество квалифицированных преподавателей возросло с 33 до 97 человек, членов российских государственных академий — с 7 до 18 человек.

В течение рассматриваемого периода в университете сформировалась многоуровневая система обучения, появился бакалавриат (впервые в Екатеринбурге), открыта магистратура (одновременно с другими 10 российскими вузами), значительно выросло число специальностей. Если в 1993 г. в УрГУ шло обучение по 19 специальностям, то сейчас — по 42 специальностям, 21 направлению бакалавриата, 16 направлениям магистратуры (60 магистерских программ). В числе имеющихся специальностей и направлений — традиционные университетские, такие как математика, физика, механика, химия, биология, история, филология, философия, политология, социология, журналистика, искусствоведение, экономика, психология и т. д., специальности, появившиеся в последнее время в связи с развитием науки и техники: математика (компьютерные науки), компьютерная безопасность, медицинская физика, прикладная информатика, фундаментальная радиофизика и физическая электроника и т. д., а также специальности, ставшие особенно актуальными в связи с переходом к рыночной экономике и расширением международного сотрудничества: мировая экономика, финансы и кредит, антикризисное управление, международные отношения, востоковедение, социально-культурный сервис и туризм, связи с общественностью, реклама, инноватика, менеджмент и т. д. За последние годы в университете не только открывались новые специальности и направления, но и значительно выросло число специализаций, особенно связанных с получением профессиональных знаний и навыков в смежных областях (социолингвистика, социальный менеджмент, дизайноведение, менеджмент наукоемких технологий, социология маркетинга и т. д.). Университет также имеет право на реализацию дополнительных образовательных программ для получения

дополнительных квалификаций «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и т. д. Новые специальности, специализации и дополнительные квалификации — это ответ университета на запросы рынка труда, это дополнительные возможности для трудоустройства выпускников. В 1993 г. в УрГУ обучалось 5897 студентов, в 1998 г. — 10 462, в 2003 г. — 16 455, в 2004/05 уч. г. — 18 033 студента, в том числе 8684 человека на очном отделении, 594 — на очно-заочном, 8755 — на заочном. За последние 10 лет прием на очное отделение за счет средств бюджета возрос на 25 %. Если в 1993 г. УрГУ окончили 1169 человек, то в 2005 г. выпущено 1017 бакалавров, 98 магистров, 1802 специалиста. В приведенных количественных показателях учтены студенты, обучающиеся за счет бюджета и с возмещением затрат. Среднее профессиональное образование в прошедшем учебном году получали 665 человек, из них закончили обучение 246 человек. В специализированном учебно-научном центре было 779 учащихся, 317 получили аттестат зрелости и примерно 50% из них поступили в УрГУ на очное отделение. По программам дополнительного образования в 2004/05 уч. г. обучалось 1975 человек.

За эти годы в Уральском государственном университете сложилась система обучения с возмещением затрат. Разработаны необходимые нормативные документы, организован учебный процесс. Прием абитуриентов на обучение с возмещением затрат вырос с 207 человек (1993 г.) до 2494 человек (2004 г.), в том числе на очное отделение в прошлом году было принято 1022 человека. Платное обучение идет не только по программе высшего профессионального образования, но и по программам среднего и послевузовского профессионального образования, а также довузовского и дополнительного образования. Средства, полученные за платные образовательные услуги, играли и играют большую роль в обеспечении жизнедеятельности университета. В 2001-2004 гг. они составляли 36-40 % университетского бюджета. Сформировалась также система обучения студентов вне Екатеринбурга — система дистантного обучения, при создании которой пришлось преодолеть значительные трудности. Тем не менее сейчас эта система, включающая 2 филиала и 13 представительств в городах пяти субъектов России, дающая возможность молодежи малых го-

родов получить университетское образование, функционирует нормально. Началось обучение студентов совместно с другими вузами (консерватория, архитектурно-художественная академия). Все сказанное выше позволяет говорить о том, что в Уральском государственном университете много делается для того, чтобы университетское образование стало более доступным, чтобы молодой человек из провинции мог стать квалифицированным специалистом.

Одним из важных направлений образовательной деятельности в УрГУ всегда являлась работа со школьниками, учреждениями и органами управления общим образованием, поиск и подготовка «своего» абитуриента. Заключены соглашения с министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Управлением образования администрации Екатеринбурга, предусматривающие разностороннее сотрудничество по реализации программы среднего общего образования, по организации и проведению вне-учебной работы среди школьников. Ежегодно ведется работа по 40-50 договорам со школами, преподаватели УрГУ активно участвуют в проведении различных областных и городских олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей; третий год в рамках городской программы «Одаренные дети» работает городской лекторий; сотрудники университета организуют интересные мероприятия для школьников, проводят курсы повышения квалификации учителей. Особо нужно отметить активную работу специализированного научно-образовательного центра.

Очень ответственным этапом в деятельности вуза является последний — содействие выпускникам в трудоустройстве. В УрГУ уделяется большое внимание этой работе, создан центр содействия трудоустройству выпускников, признанный в числе лучших в России и помогающий заканчивающему обучение найти свое место в жизни, реализовать полученные знания. В этом ему должны помочь имеющиеся контакты со многими организациями, учреждениями, предприятиями, контакты, установленные не только центром содействия, но и многими факультетами. Большое значение имеет подготовка специалистов по договорам с работодателями, особенно развитая на математико-механиче-ском и физическом факультетах.

В XXI в. на статус ведущего может претендовать только вуз, где осуществляются значительные научные исследования, где существует

многостороннее сотрудничество с учреждениями РАН. Университет поддерживает эффективные широкомасштабные связи с институтами УрО РАН уже 70 лет, со времени появления на Урале первого академического института. Эти связи получили новый импульс в связи с началом выполнения ФЦП «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки» (1997 г.). Для выполнения крупных проектов УрГУ объединил 4 вуза и 14 академических институтов. Две кафедры, 16 филиалов кафедр университета работают в УрО РАН, в 26 вузовско-академичес-ких лабораториях наряду с научными сотрудниками приобретает навыки исследовательской работы студенты, около 100 научных сотрудников ведут преподавательскую работу в УрГУ, выпускники университета составляют до 75 % штатных сотрудников в некоторых академических институтах — такова очень краткая характеристика многолетнего плодотворного сотрудничества УрГУ и УрО РАН, которое является уникальным для страны и может служить основой для выработки механизма взаимодействия высшей школы и академической науки. Значительным вкладом в подготовку студентов к научной деятельности является участие их в работе межвузовского (совместно с УГТУ-УПИ) научно-образовательного центра «Перспективные материалы», в выполнении вместе с сотрудниками проектов по научным программам. Достижения студентов в научно- исследовательской деятельности отмечались медалями и премиями РАН, дипломами и премиями всероссийских и региональных конкурсов, медалью на чемпионате мира по программированию.

Для подготовки компетентного и конкурентоспособного специалиста первостепенное значение имеет квалификация ППС и проведенные выше цифры остепененности, наличие в структуре университета подразделений по переподготовке и повышению квалификации, широкий фронт научно-исследовательских работ — все это позволяет говорить, что преподаватели университета могут подготовить такого специалиста. В последние годы шло плановое и систематическое вложение средств, полученных из разных источников, в развитие материальной базы учебного процесса. Увеличился аудиторный фонд, приобретена современная компьютерная и телекоммуникационная техника, а также дорогостоящее научное оборудование коллективного пользования для физического и химического факультетов, астрономической обсерва-

тории, которое также задействовано в учебном процессе. Большое внимание уделяется научной библиотеке, оснащаемой самым современным оборудованием, книжный фонд которой ежегодно пополняется и достиг почти 1,2 млн. единиц.

В последнее десятилетие активизировалась международная деятельность университета. Установлены контакты с вузами и научно-исследовательскими организациями Германии, США, Великобритании, Италии, Бельгии, Швеции, Республики Корея, Франции, Японии, Болгарии, большинства стран СНГ и ряда других стран. Заключено свыше 15 договоров с вузами зарубежных стран. Студенты, аспиранты, преподаватели и научные сотрудники имеют возможность совершенствоваться в ведущих научно-образовательных организациях многих стран, проходя стажировку, участвуя в совместных научных исследованиях, в работе конференций и семинаров. Ежегодно университет принимает из-за рубежа десятки делегаций и официальных лиц, включая руководителей международных организаций, послов, министров. О масштабах международной деятельности говорят такие цифры. В 2004 г. УрГУ посетили 342 иностранных гражданина из 44 стран, в том числе 182 студента. Для чтения лекций и научной работы приезжали 57 человек, для участия в конференциях — 64 человека. За рубеж в прошлом году были командированы 158 научно-педагогических работников УрГУ, в том числе для стажировки, чтения лекций, участия в научных исследованиях — 77 человек. На стажировку за рубеж выезжал 41 студент. На факультетах и на подготовительном отделении обучалось 104 иностранных слушателя и студента. Создан Российско-корейский информационно-образовательный центр, ряд подразделений, непосредственно сотрудничающих с зарубежными организациями и занимающихся изучением истории, экономики, политики многих стран.

Особым направлением в международном сотрудничестве можно считать значительную работу по адаптации учебного процесса к положениям Болонской декларации. В первую очередь это касается реализации двухуровневой системы обучения, которая существует в УрГУ уже 14 лет, а также участия экономического факультета и факультета международных отношений в выполнении проектов по внедрению кредитной системы в российские вузы.

В университете весьма активно идет научно-

методическая работа, проводятся конференции и семинары, представители УрГУ участвуют в подготовке зональных совещаний по вопросам образования, проводимых аппаратом полномочного представителя Президента в УрФО. В университете идет работа по выполнению многочисленных разнообразных российских и региональных программ по организации высшего образования, педагогике высшей школы, по разработке нормативных документов и совершенствованию региональной системы профессионального образования. Издается большое число учебных и методических пособий, учебников. В 2001 г. УрГУ занимал 3-е место среди университетов по количеству изданий учебной литературы с грифами Министерства образования, УМО и НМС на 100 преподавателей. Деканы большинства факультетов активно участвуют в работе УМО по университетскому образованию, вносят значительный вклад в подготовку различных нормативных документов.

В последнее десятилетие в УрГУ очень большое внимание уделялось развитию информационно-компьютерной среды, компьютеризации учебного процесса. Создавалась современная телекоммуникационная инфраструктура, усиленными темпами шло оснащение компьютерными средствами, реализовывались информационно-коммуникационные технологии обучения. Появились новые межфакультетские учебные классы, специализированные классы по новым направлениям подготовки, разработаны и внедрены в учебный процесс компьютерные курсы, началась подготовка специалистов по компьютерным наукам, созданы кафедры, ведущие обучение компьютерно-информационным технологиям.

Таким образом, можно констатировать, что все, что делалось и делается в области образования, направлено на достижение основной цели высшего профессионального образования — подготовку высококвалифицированного специалиста, востребованного рынком труда, на повышение качества выпускников. Ведется большая работа по разработке и реализации мер, направленных на улучшение качества подготовки специалистов, закладываются основы системы качества образования, необходимого в настоящее время структурного элемента вуза. Для решения задач в сфере образования был принят ряд мер по совершенствованию управления в названной сфере. Было создано управление по образовательной политике и учебно-методической работе, в состав

которого вошли не только существовавшие ранее отделы: учебно-методический, довузовской подготовки, по работе с иностранными студентами и слушателями, но и новые: информационно-аналитический, качества образования, электронных технологий организации учебного процесса. Открыты центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников, центр педагогического образования, центр оценки качества профессионального образования. В 2003-2004 гг. введены должности: проректора по новым формам обучения и управлению качеством образования, проректора по дополнительному образованию, проректора по работе с территориями и довузовской подготовке. Принятые меры позволили значительно улучшить управление всей образовательной деятельностью в УрГУ.

Очевидно, что рост квалификации профессорско-преподавательского состава, развитие сотрудничества с академической наукой, модернизация материальной базы учебного процесса, эффективное взаимодействие со сферой общего образования, повышение доступности образования в УрГУ, установление контактов с зарубежными вузами, востребованность выпускников — все это способствует росту престижа университетского образования, о чем, в частности, говорит конкурс среди абитуриентов, достигший в 2005 г. почти 6 человек на место.

В юбилейные дни принято не только подводить итоги, но и строить планы на будущее. Поэтому совершенно естественно возникает вопрос: как должна развиваться образовательная деятельность в Уральском государственном университете? Будем исходить из основной цели профессионального образования, сформулированной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., — «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к настоящему профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования». Для достижения провозглашенной цели, конечно, необходимо решать и решить немало задач, вести упорную каждодневную работу по совершен-

ствованию учебного процесса. Очевидно, что для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных рынком труда, необходимо обеспечить, во-первых, высокое качество университетского образования, во-вторых, высокий рейтинг университета, поднять престиж образования, полученного в УрГУ.

Если говорить о качестве образования, то Всемирная конференция по высшему образованию (Париж, октябрь 1998 г.) четко и ясно определила факторы, от которых зависит качество образования. Качество высшего образования зависит, в первую очередь, от качества педагогического персонала, что подразумевает наличие соответствующего социального статуса и достаточного финансирования, стремление управлять людскими ресурсами в соответствии с принципом «способностей» и обеспечение для преподавателей непрерывной подготовки, необходимой для того, чтобы они могли справиться со своей ролью в обществе. Во-вторых, зависит от качества программ, что требует особого внимания к определению целей подготовки в соответствии с потребностями рынка труда и потребностями общества, к методам повышения активности студентов, к использованию новых компьютерно-информационных технологий. В-третьих, зависит от качества студентов, которые являются «исходным материалом», что требует особого внимания к проблемам, связанным с критериями определения их способностей и мотивации, с выработкой условий перехода обучаемых из системы среднего образования в систему высшего образования. В-четвертых, зависит от качества инфраструктур и внутренней и внешней среды, качества управления вузом как единым целым, которое осуществлялось бы во взаимодействии с окружающей средой, ибо вуз не может быть изолированным от внешнего мира.

Учитывая эти рекомендации, необходимо в первую очередь поддерживать рост потенциала научно-педагогических кадров. Исходя из того, что подлинное университетское образование должно реализовываться на основе тесного союза с наукой, необходимо развивать фундаментальные и прикладные исследования, сохранять старые и способствовать возникновению новых научно-педагогических школ. Следует создавать условия для роста потенциала профессорско-преподавательского состава и путем совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации, и путем расширения

номенклатуры специальностей в аспирантуре и докторантуре, и путем увеличения процента ос-тепененности. Серьезной проблемой является поддержка талантливой молодежи, закрепление ее в университете. Чтобы выполнить все эти рекомендации, необходимо создать условия для успешной работы ППС в университете, обеспечив достойный уровень оплаты труда, наличие по-современному оборудованных рабочих мест, уверенность в поддержке в случае возникновения трудной жизненной ситуации, наличие системы помощи преподавателям-ветеранам.

Далее необходимо развивать и совершенствовать материально-техническую базу учебного процесса, включая расширение учебно-лабораторных площадей, приобретение и модернизацию учебно-научного оборудования, более активное внедрять в учебный процесс и управление им новых компьютерно-информационных технологий, развивать издательско-полиграфический комплекс и продолжать работу по превращению научной библиотеки в современный информационно-библиотечный комплекс.

Для реализации поставленных задач, конечно, нужно создавать единую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессионально-образовательным программам различных уровней. С этой целью надо продолжить работу по открытию новых специальностей и специализаций, направлений бакалавриата и магистратуры, расширить перечень программ дополнительного образования и дополнительных квалификаций, вводить обучение по программам начального и среднего профессионального образования, т. е. улучшать условия, обеспечивающие возможность непрерывного профессионального образования, превращая университет в подлинный центр «обучения в течение всей жизни», обращая особое внимание на опережающую подготовку специалистов. Необходимо продолжать разрабатывать и внедрять систему управления качеством образования, наличие которой является обязательным признаком современного вуза. Должна идти работа по улучшению учебно-методического обеспечения учебного процесса, внедрению новых, в том числе компьютерно-информационных, образовательных технологий, совершенствованию организации и системы контроля образовательной деятельности, что будет способствовать реальному превращению УрГУ в инновационный образовательный центр. Необходимо

повысить требования к качеству выпускаемых специалистов в территориально-обособленных образовательных подразделениях, улучшая при этом их материальную базу (помещения, оборудование, учебно-методическая литература) и организацию учебного процесса. Учитывая в ближайшем будущем ухудшение демографической ситуации, следует не только расширять обучение по программам дополнительного образования, но и принимать меры, направленные на привлечение студентов из-за рубежа.

Как отмечается в документах Всемирной конференции по высшему образованию, «качество образования зависит от качества студентов», и поэтому необходимо продолжать сотрудничество с учреждениями, реализующими программу общего образования, поддерживать эффективные связи с органами управления образованием, активно участвовать во внеучебных мероприятиях разного уровня, проводимых для школьников (конкурсы, олимпиады, слеты и т. п.), вести работу по повышению квалификации, переподготовке и консультированию учителей. Также нужна целенаправленная работа по профориентации школьников и подготовке их к поступлению в УрГУ, предполагающая расширение сети разнообразных подготовительных курсов и, конечно, усиление внимания к специализированному учебно-научному центру УрГУ, к его проблемам, в частности, к превращению его в экспериментальную площадку по отработке элементов профильного обучения школьников.

Очевидно, что имидж любого учреждения профессионального образования зависит в первую очередь от спроса рынка труда на выпускников, от того, как складывается их профессиональная деятельность, каких высот достигают они в течение трудовой жизни. Поэтому необходимо вести работу по заключению договоров о контрактной подготовке не только с традиционными партнерами, но и с новыми, реализовывать новые формы взаимодействия с организациями, учреждениями и предприятиями, расширяющими возможности трудоустройства выпускников, давать как можно более полную информацию об УрГУ и потенциале его выпускников, используя для этой цели все возможности, включая СМИ, работу в различных комиссиях и советах и т. п.

В связи с присоединением России к Болон-скому процессу перед УрГУ стоит задача по реализации положений Болонской декларации, по адаптации их к сложившейся университетской

образовательной деятельности. Значительную роль в совершенствовании университетского образования, которое, по мнению экспертной группы Евразийской ассоциации университетов, характеризуется такими признаками, как высокий уровень подготовки специалистов, возможность получения студентами базовых знаний в различных областях науки при оптимальном сочетании естественно-научных и гуманитарных дисциплин, способность к формированию и распространению нравственных и культурных ценностей, преобладание в научной работе доли фундаментальных исследований, играло, играет и будет играть эффективное сотрудничество с УрО РАН, которое необходимо развивать, находя новые формы, как, например, создание центра магистерской подготовки. Именно эти признаки университетского образования позволяют говорить о значительной роли университетов при переходе общества на путь устойчивого развития, об особом месте их в региональной системе образования.

Рассматривая в целом деятельность Уральского государственного университета, можно констатировать, что УрГУ является де-факто университетским комплексом, где реализуются все образовательные программы: высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, общего среднего образования, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования, где ведутся научные исследования, имеющие широкое признание, в том числе и за рубежом, где существует эффективное сотрудничество с учреждениями РАН, субъектами социально-экономической сферы, органами власти, где поддерживаются связи с зарубежными организациями. Высокий уровень научных исследований, внедрение их результатов в учебный процесс, широкомасштабная подготовка научно-педагогических кадров дают основание считать УрГУ вузом исследовательского типа. Создание в университете системы непрерывного образования, работа по повышению качества образования и обеспечению доступности профессионального образования (филиалы, представительства, расширение спектра специальностей, увеличение приема и т. д.) позволяют говорить, что деятельность Уральского госуниверситета соответствует приоритетным направлениям государственной политики в области образования, одобренным на заседании Правительства РФ 9.12.04 (протокол № 47, раздел 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.