Научная статья на тему 'Деятельность студенческого научного общества «Старт в науку»'

Деятельность студенческого научного общества «Старт в науку» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность студенческого научного общества «Старт в науку»»

терес: изучение прошлого поможет познакомиться обучающимся с лучшим опытом, найти для себя образцы для подражания, а установление связи с собственным будущим — своей профессией, жизненными планами — сделает этот процесс более результативным и личностно значимым.

Воспитание и развитие должно опираться на сложившиеся веками общечеловеческие ценности: знания, труд, мир, родина. Большая работа ведется в отношении наших уважаемых преподавателей-ветеранов. Члены клуба хорошо понимают, что самое большое богатство — это люди с открытой и щедрой душой, наши ветераны. У членов клуба есть уникальная возможность встретиться с «легендами» техникума, пообщаться с ними, оставить о них светлую память в музее в виде документов, фотографий, где они улыбающиеся, молодые, красивые...

Участие членов клуба в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, конференций способствует содержательному заполнению их досуга. В процессе данной работы обучающиеся овладевают различными приемами и навыками музейной деятельности: учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.

Главная характеристика поисковой работы — связь с жизнью, а выдумки и подделки заметны сразу, поэтому важная особенность творческих работ «клубовцев» — высокая степень достоверности фактов и событий.

Члены клуба занимаются с удовольствием поисковым и исследовательским творчеством, потому что знают, что лучшие работы будут частью музейной экспозиции и экскурсоводы будут использовать этот бесценный материал в дальнейшем, рассказывая о славных страницах истории коммунально-строительного техникума.

Следует назвать еще одну отличительную черту нашей деятельности: формировать культуру научного исследования можно с первого курса с помощью внеурочной общественно значимой деятельности с возможностью дальнейшего практического использования этого опыта в курсовых и дипломных проектах и других творческих работах на старших курсах.

Творческая деятельность участников клуба «Поиск» представлена на мероприятиях разного уровня и получила высокие оценки как на региональных, так и на всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах. Творчество — это человеческая потребность. Творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди, ко всему равнодушные, ничем не увлеченные, чаще болеют и быстрее стареют. Творческий стиль жизни — это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

«СТАРТ В НАУКУ»

И. Б. Немерова, преподаватель ГПОУ «Мариинский политехнический техникум»

Современное общество нуждается в социально активной, инициативной и предприимчивой личности, которая способна на коренные преобразования социальных отношений, на творческий и созидательный труд. Поэтому от выпускников профессиональных образовательных организаций (ПОО) требуются новые личностные и профессиональные качества, такие как способность к приобретению новых знаний, анализ своей деятельности, ответственность за выполняемую работу, системное мышление. Важным является и то, что сегодня возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к неизбежным политическим и эконо-

мическим изменениям, самостоятельно и качественно решать возникающие проблемы. Данные компетенции формируются только через организацию самостоятельной работы, важным направлением которой является исследование. Да и в стандартах профессионального образования организация исследовательской работы обучающихся выделена как

весьма значимый вид образовательной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся, являясь продолжением и углублением учебного процесса, реализуется через проведение предметных недель и профессиональных декад, подготовку к предметным и профессиональным олимпиадам различного уровня, конкурсам «Лучший по профессии», научно-практическим конференциям.

Опыт исследовательской деятельности по всем вышеназванным формам в нашем образовательном учреждении, конечно же, накоплен. Кроме того, в техникуме имеет место и такая форма, как изготовление макетов и моделей различных изделий из дерева по проектам, разработанным обучающимися самостоятельно.

Вместе с тем вся эта работа осуществлялась довольно бессистемно, не было единого центра, который бы направлял и координировал эту деятельность. Таким центром и стало научное общество «Старт в науку», созданное в 2014 году после слияния двух техникумов в одно образовательное учреждение. Перед его созданием был проведен опрос среди обучающихся, который показал, что на тот момент 13 % из них не имели представления об исследовательской деятельности, 53 %% — имели смутное представление, а 34 %% — занимались ею под руководством школьного учителя или преподавателя техникума по той или иной дисциплине. На вопрос «Хотели бы вы заниматься исследовательской деятельностью» 16 %% обучающихся

ответили «нет», 59 %% — затруднялись с ответом, 25 %% — ответили утвердительно. В ходе опроса было выявлено, что наиболее распространенной формой исследовательской работы был доклад (сообщение — 66 %о и реферат — 34 %о), а с такими формами работы, как написание статей и тезисов, они совершенно не знакомы. Необходимо учитывать то, что в техникум поступают 15-16-летние юноши и девушки с различным уровнем как интеллекта, так и подготовки. У преподавателей часто нет времени на ознакомление обучающихся с основами исследовательской деятельности, поэтому это становится главной задачей научного общества.

Результат не заставил себя ждать. Всего за год работы сообщества обучающиеся приняли участие во многих конференциях и конкурсах. На всероссийском конкурсе к 70-летию победы в Великой Отечественной войне обучающийся Е. Щедрин занял первое место с работой «Непокоренный генерал», а И. Кучерявый — третье с видеоматериалами «Мужеству забвенья не бывает!».

Члены научного общества под руководством преподавателя математики Г. М. Захаровой успешно справились с заданиями математической олимпиады, на которую они были приглашены СибГТУ г. Красноярска. Несколько ребят стали участниками областных конференций «История в событиях и датах. Новый взгляд» в г. Прокопьевске и в Мариинском педагогическом колледже по творчеству В. А. Чивилихина, где наши первокурсницы О. Григорьева

и И. Семкина стали дипломантами. Обучающиеся также приняли участие в городском конкурсе, посвященном 90-летию образования Мари-инского района, по результатам которого К. Селезнева и А. Ларионова заняли два первых места, Е. Шрамкова — второе и Э. Гинеятулина — третье (руководитель — И. Б. Немерова) в разных номинациях.

Настоящим праздником для участников НОО стала внутриучрежденческая научно-практическая конференция «Молодежь и наука в XXI веке», прошедшая в мае 2015 года, которая состояла из пленарного заседания и работы трех секций.

На конференции молодые исследователи получили возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. В секции «Современные проблемы естественно-математических дисциплин, естествознания и методики их изучения» первое место занял Д. Бурдаков (руководитель — Г. М. Захарова), второе — Н. Хо-менко (руководитель — В. Д. Соотс), третье — В. Панасова (руководитель — Г. М. Захарова).

В секции «Актуальные проблемы изучения гуманитарных дисциплин» перовое место разделили М. Кравченко (руководитель — В. В. Петро-

сян) и Е. Самойленко (руководитель — Е. В. Еф-ременко), второе место занял С. Алчин (руководитель — А. Н. Конюшенко), третье — Р. Ларионов (руководитель — Е. В. Ефременко).

В секции «Актуальные проблемы изучения социально-экономических и технико-технологических дисциплин» первое место заняла А. Филатова (руководитель — И. Б. Немерова), второе — Т. Зайцева (руководитель — Н. П. Буряк), третье место разделили С. Айкин и А. Борисов (руководитель — Л. В. Дорошевич)

Примечательно то, что участниками конференции были обучающиеся всех направлений подготовки по профессиям и специальностям, реализуемым в техникуме.

Безусловно, НОО «Старт в науку» является эффективным средством повышения качества профессиональной подготовки обучающихся. Здесь формируется опыт научного мышления, расширяется кругозор, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Это хорошая стартовая площадка для тех, кто планирует продолжить свое обучение. У нас еще много планов и задач, которые мы будем реализовать в ближайшем будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.