В ноябре 2012 г. мы начали подготовку к открытию зала «1418 дней Памяти». На стендах зала размещена информация об основных этапах Великой Отечественной войны, но самое главное в этом зале то, что с каждого стенда на нас смотрят дорогие для нас лица, наши отцы и деды, матери и бабушки, без которых не было бы Победы, а значит, не было бы и нас. В декабре 2012 г. Галина Черных от имени студенческого научного общества защищала проект «Зал «1418 дней Памяти» на областном конкурсе, проект получил грант Губернатора Кемеровской области. В октябре 2013 г. мы защищали свой проект на XX Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке» и получили диплом первой степени.
С начала 2013 года зал «1418 дней Памяти» начал работать как часть музея «Память». 27 января состоялось торжественное открытие зала, на котором присутствовали представители администрации Прокопьевского района, корреспондент районной газеты «Сельская новь», почетными гостями были жители поселка, члены совета ветеранов.
После презентации зала мы провели опрос среди обучающихся, который подтвердил нашу уверенность в том, что для активизации поисково-исследовательской деятельности студентов такая форма организации музейной работы выбрана правильно.
За полтора года, прошедшие со дня открытия музея, мы подготовили и провели серию единых классных часов, посвященных переломным моментам Великой Отечественной войны. Москва и Сталинград, Крым и Ленинград, Курская битва. Сухие исторические данные всегда находили подтверждение документами, фотографиями из семейных архивов, найденных обучающимися и преподавателями. Очень важно, чтобы эта работа не заканчивалась, только в этом случае Память будет передаваться от поколения к поколению.
Последний единый классный час, который мы провели в мае 2014 г., был посвящен детям войны. Мы пригласили наших односельчан, у которых война украла детство, в зал Памяти на встречу с молодежью, не видевшей ужасов войны. Студенты-технологи по рецептам военного времени испекли в нашей пекарне две буханки хлеба. У взрослых воспоминания вызвали слезы, а молодежь, отведав военного хлеба, по-другому взглянула на людей, переживших ту ужасную войну.
Работа продолжается, и трудимся мы под девизом: «Храним память, смотрим в будущее». Мы любим свой колледж, свою малую родину, мы любим свою страну.
Новый учебный год мы начали с проведения в зале Памяти единого классного часа «От Школы комбайнеров — до колледжа. 78 лет в ногу с Прокопьевским районом».
МУЗЕЙ ТЕХНИКУМА - ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Л. Н. Задунаева, руководитель музея ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум»
В ноябре 2014 г. Кемеровский горнотехнический техникум отмечает 85-летний юбилей. А 26 января 2003 г. был открыт музей «История техникума». Актив музея занимается исследовательской работой, оформлением собранного и накопленного материала, планомерно воссоздает многолетнюю историю техникума. Музей создавался и пополнялся многими поколениями сту-
дентов. Сегодня, после реконструкции, созданы новые стенды, в музее появились интересные экспонаты. Работа музея выходит далеко за пределы техникума. Его материалы включены в программу профориентационной работы среди учащихся школ Рудничного района и города. Музей — важнейший участок работы по патриотическому воспитанию обучающихся. Он — центр многих общественных и воспитательных мероприятий в техникуме.
Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до обще-
государственного самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству. В музее организуются выставки с разной тематикой: «Голландия и голландцы в истории города Кемерово», «95 лет комсомолу», «Труженики тыла — работники техникума», видеовыставка «Преподаватели техникума, имеющие правительственные награды».
Основное наше убеждение — воспитывать молодое поколение на том, что доступно, не на подвиге вообще, а на делах наших студентов, преподавателей, чья боевая и трудовая слава шагнула далеко за пределы техникума, района, области. Такой материал находится на стендах музея, хранится в папках, на дисках. Особый интерес проявляют обучающиеся к военной тематике. К сожалению, все меньше и меньше остается живых свидетелей той жестокой войны. Поэтому проведение встреч с ветеранами оказывает самое действенное влияние на сознание обучающихся. Они беседуют с людьми, ставшими легендой, что положительно влияет на воспитание уважительного отношения к людям, защищавшим Родину.
Интересно прошла встреча с участником Великой Отечественной войны, бывшим студентом нашего техникума Анатолием Михайловичем Тереховым, который для увековечивания памяти о погибших сажает на местах боев и захоронений сибирские кедры. Музей техникума принимал участие в областной акции «Я помню. Я горжусь», собран материал про выпускника техникума, участника Великой Отечественной войны Владимира Демьяновича Цурана.
Большое внимание уделяется исследовательской работе. Молодые исследователи серьезно трудятся в библиотеках, архивах, музеях, проводят опросы, берут интервью у участников и очевидцев исследуемых событий. Результат такой работы музея — участие в научно-практических конференциях техникума, Рудничного района, города, области, региона. Так, поисковая работа «Их именами названы улицы моего района» (о Михаиле Абызо-ве и Юрии Смирнове) на районной конференции заняла 1-е место; работа «От Ленинграда до Кузбасса, от подков до низковольтовой аппаратуры» заняла 4-е место в областном конкурсе и 1-е место на региональной конференции. К столетию Рудничного района поисковая работа «История Рудника в лицах» на районной конференции признана лучшей в одной из номинаций. Главный результат такой рабо-
ты — это личная сопричастность к исследуемым событиям, судьбам героев, что, несомненно, способствует формированию гражданского, патриотического и нравственного сознания личности, воспитывает чувство долга и любви к Родине, родному краю, способствует сохранению и приумножению добрых традиций, которые сложились в семье, техникуме, городе.
Безусловно, исследовательские, творческие навыки необходимы и для профессионального становления в качестве высококвалифицированных специалистов. Итогом студенческих исследований становятся защита реферата в группе, выступления на классных часах, на конференциях в техникуме. Обучающиеся, которые занимаются такой работой, более активны, имеют свою точку зрения, умеют ее отстаивать.
Серьезная форма работы — сбор материала, его исследование и обработка для внеаудиторных мероприятий: устного журнала «Родина», встреч в музее по различным датам, мероприятий «Поминальный пирог», «Умирали мальчики просто», «Герои России в памяти нашей», посвященных нашим студентам, погибшим в Чечне, классного часа «О чем звонят колокола Хатыни». Такие мероприятия не оставляют равнодушными никого.
В патриотическом воспитании студентов большую роль играет и экскурсионная деятельность. В ходе экскурсии обучающиеся знакомятся с экспонатами музея, узнают их историю, выступают в роли экскурсоводов, встречаются с ветеранами педагогического труда, выпускниками разных лет, бывшими выпускниками-шахтерами, с учащимися школ города и района.
Как руководитель музея, я принимаю участие в разработке и проведении уроков города: «100 лет Копикузу», «Кузбасс — труженик, воин, победитель», «Вот такие они, ветераны», «Комсомольская юность моих земляков», «Труженики тыла вспоминают». Обучающиеся собирают материал из разных источников, разрабатывают его, продумывают разнообразные формы его представления. На каждый урок приглашаются ветераны войны, труженики тыла, ветераны труда техникума, интересные люди, студенты — выпускники техникума. Такие уроки дают возможность обучающимся почувствовать свою значимость в жизни техникума, своей профессии, лишний раз убедиться в правильности ее выбора. Это способствует быстрому профессиональному и общественному росту выпускников.
У музеев большие возможности для решения задач патриотического воспитания. За короткое время, отведенное на мероприятие, обучающийся может совершить путешествие в прошлое и в день сегодняшний, сопоставить, сравнить события разных времен, познакомиться с подлинными документами, увидеть
экспонаты, дающие наглядное представление о трудовых и ратных подвигах студентов и преподавателей техникума.
В этом году музей готовит документы на присвоение имени Владимира Александровича Муромцева, бывшего директора техникума, по инициативе которого и был открыт музей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А. А. Минасян, руководитель музея боевой и трудовой славы имени И. Маклакова ГОУ СПО «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности»
В современный период развития России как никогда актуально возрождение духовности, воспитание граждан, особенно молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, в стремлении к активному участию в развитии общества.
Наш музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через мероприятия и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с процессом воспитания. Разнообразная деятельность на базе музея помогает пробудить и развить у обучающихся интерес к познанию истории малой родины, способствует распространению значимости ее ценностей: уважение к ветеранам труда, воспитание чувства восхищения и преклонения перед подвигом народа.
Основные направления деятельности музея:
1. Память поколений.
2. Трудовые традиции.
3. История профессии, выпускники техникума — профессиональный потенциал Кузбасса.
4. Мой край родной.
Сегодня музей трудовой и боевой славы имени Ивана Маклакова состоит из трех залов: Боевой Славы, Трудовой Славы и Истории профессии. Он также располагает отдельным видеозалом, где оформляются дополнительные выставки. Музей бережно хранит более 750 музейных экспонатов, а коллекция подлинников насчитывает 320 единиц.
Стенды и экспозиции музея отражают участие новокузнечан и работников техникума в Великой Отечественной войне, а также представляют наших обучающихся — защитников Отечества. Зал Трудовой Славы — это экспозиции и стенды, отражающие основные этапы истории техникума.
Живой интерес постоянно вызывают реликвии Великой Отечественной войны: подлинные документы, письма, благодарности, военная форма и личные вещи участников войны, немецкая каска, парадная форма военнослужащего президентского полка и др.
Для воспитания молодежи музей использует следующие формы работы: военно-исторические и краеведческие чтения, тематические вечера, встречи с ветеранами войны и труда, музейные уроки, уроки мужества, Вахты памяти, вечера памяти, экскурсии и тематические выставки.
Замечательными были выставки, посвященные Дню Матери, Дню защитника Отечества, Дню славянской культуры, Дню культуры коренного населения Кузнецка, «Кузбасс — фронту».
Особое впечатление оставила выставка «Комсомол в моей судьбе», где демонстрировались подлинные фотографии и документы бывших комсоргов техникума, в том числе красный диплом комсорга 70-х годов, нынешнего директора техникума Г. А. Янкиной; газеты 6070-х годов, награды ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации бывшего комсомольского работника, ныне преподавателя техникума А. А. Минасян. Это очень впечатляет ребят, заставляет по-новому взглянуть на своих педагогов.