Научная статья на тему 'Музейная педагогика в образовательном процессе техникума'

Музейная педагогика в образовательном процессе техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика в образовательном процессе техникума»

книги мы встретились с Вениамином Михайловичем, записали его воспоминания, биографию, изучили содержание книги. По материалам поиска составили сценарий встречи студентов с автором материалов о войне, у которой нет Дня Победы, но есть герои. Пригласили участников Великой Отечественной войны, выпускников техникума — участников боевых действий в Афганистане. С затаенным дыханием присутствующие слушали очевидцев той чужой войны, которая унесла тысячи жизней молодых ребят. Среди них наш выпускник — подземный электрослесарь Андрей Лужбин, кавалер ордена «Красная Звезда» (посмертно). Среди экспонатов нашего музея есть книга «Зазвучавшие вновь голоса». Написал ее Александр Фролович Шураев, бывший узник фашистского концлагеря для «остарбайтеров» под Берлином с лета 1943 г. по апрель 1945 г. Знакомясь с содержанием этой книги, ее материалами и фотодокументами, мы встретили фамилии бывших малолетних узников, которые проживали или прожи-

вают сейчас в нашем городе. Отыскали адреса, побывали в их домах и пригласили на встречу «Юности поломанные крылья» в наш музей, чтобы послушать тех, кто видел фашизм в лицо и показать присутствующим презентацию «В Кузбасс доставлен» со списком малолетних узников концлагерей, доставленных в эшелонах с лагерей в 1945-1946 гг. на территорию нашего города. Бывшая узница Александра Ивановна Петрова рассказала о том, как она шестнадцатилетней девушкой оказалась на Мюнхенском вагоностроительном заводе и три года работала на фашистов, как освободили и вернули на родину, как прошла вся ее жизнь. Живое общение с героями усиливает значимость встречи, вызывает чувство гордости за земляков.

Такие экскурсии служат сохранению памяти о героических событиях, подвигах, формированию уважения к народу — победителю, воину — защитнику Отчизны. Задача музейных встреч — передавать эстафету памяти от поколения к поколению.

музейная педагогика

в образовательном процессе техникума

Е. Н. Иванова, преподаватель, руководитель музея ГОУ СПО «Таштагольский многопрофильный техникум»

Никуда не делось прошлое, однако. Вот оно - живет в предметах и вещах. Только надобно извлечь его из мрака, Притаившееся в складках и щелях.

Музей — это нити, соединяющие до и после. Музеи — это вены, по которым протекает время, это болевые точки, грусть и радость многих поколений. Музей и Память — слова синонимы. Память, помнить, значит, знать и жить. Жить в ладу с собой и родом, давшим жизнь, вдохнувшем душу, жить и знать, что было раньше, понимать то, что будет после. Научить каждого, кто перешагнет порог музея, помнить, верить, чтить, любить — вот, мне кажется, бы-

ла, есть и будет задача музея. «Все начинается с детства...» — это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. В детских годах — истоки личности, определение судьбы человека. Взятое же в применении к обществу, как феномен, детство — фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, общество. Занимаясь поисковой работой в музее, создавая выставки и экспозиции музея, обучающиеся познают историю своего учебного заведения, города, Кузбасса, знакомятся с неизвестными страницами человеческих судеб.

Как преподавателю истории мне хорошо понятно, что посещение музея и тем более причастность к сбору краеведческого материала, дает возможность через малое открыть большое — приобщиться к истории страны. Поисковая работа помогает нравственному становлению личности, воспитанию патриота: прослеживание этапов становления и развития исто-

рии техникума, изучение личности и жизненного пути его выпускников, чья судьба неразрывно связана с судьбой становления Кузбасса, — это по сути дела становление личности самого студента, осознание своего места в истории малой Родины. В этой связи значение имеет поисковая работа и создание экспозиций, посвященных выпускникам и преподавателям техникума, тем, кто выполнял свой воинский долг в горячих точках. В основе многих видов деятельности по патриотическому воспитанию подростков лежит проектный метод. Совместная проектная деятельность обучающихся и педагогов как часть учебно-воспитательного процесса способствует формированию элементов патриотического сознания и разностороннему развитию личности. С одной стороны, проектирование в условиях образовательной организации — достаточно сложное дело: в разработке и реализации проекта участвуют от нескольких человек до целой группы. При использовании проектной технологии стирается грань между отличниками и слабоуспевающими — все участники равны, все одинаково стараются и стремятся к успеху. «Трудные» дети, участвующие в проектах, начинают избавляться от дурных наклонностей, воспитывать в себе силу воли, упорство. В процессе работы формируются чувства коллективизма, ответственности друг перед другом, серьезное отношение к мнению коллектива, спокойная заинтересованная реакция на замечания, а также организованность и взаимовыручка. Обучающиеся, занимающиеся проектами, говорят, что в одиночку невозможно пережить непередаваемое словами ощущение причастности к общей радости или общей неудаче. Взаимодействие музея с посетителем осуществляется в рамках культурно-образовательной деятельности, которая находится на стыке музееведения, педагогики и психологии и связана с педагогическими аспектами музейной коммуникации.

Используя различные формы образовательной музейной коммуникации, музей может формировать представление об этнической культуре. Данные представления чрезвычайно важны, если учесть все возрастающую актуальность этнических и национальных проблем в современном обществе. Изюминкой нашего музея является раздел «Шория — край чудес», в котором представлены предметы шорского быта, орудия труда, охоты. Здесь можно узнать о традициях шорцев, их верованиях, со-

хранении традиций современными представителями шорского народа.

Хочу познакомить вас с самыми интересными направлениями деятельности нашего музея:

• Туристическое: Ежегодно летом мы с ребятами выезжаем в старинные шорские поселки. Это формирует толерантность и уважительное отношение к собственной и чужой этнической культуре.

• Экскурсионное: активно ведется пропаганда экскурсий в свой музей и музеи района.

• Исследовательское: всеми группами ведется сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, оформляются и защищаются рефераты, организуются музейные чтения.

• Архивное: оформление и учет материала об экспонатах, ведение архивной документации. Сформированы инициативные группы обучающихся, увлекающихся историей своей страны и малой Родины. Они ведут сбор материалов об уважаемых людях города, работниках лицея.

• Экспозиционное: оформление экспозиций, передвижных выставок, постоянных стендов и витрин.

• Шефская работа: обучающиеся оказывают посильную помощь пенсионерам, ветеранам.

• Культмассовая работа: традиционно в музее проводятся встречи и праздники.

• Связи с общественностью, другими музеями города, области.

Радует, что наши обучающиеся, заинтересовавшиеся музейной деятельностью, пробуют свои силы и на всероссийском уровне. В апреле 2014 года члены Совета музея К. Горбунов и Н. Тортумашева стали дипломантами I степени во всероссийском конкурсе (г. Ейск, Краснодарский край) «Забытые памятники», творческая группа студентов из совета музея участвовала во всероссийском конкурсе интернет-проектов «Музеи УПО России», в июле 2014 года отправлены творческие работы на конкурс Музея профессионального образования г. Санкт-Петербурга, посвященного Году культуры.

Будем надеяться, что современная музейная педагогика поможет приобщить подрастающее поколение к музейной культуре, будет активизировать творческие способности наших подростков, формировать духовно-нравственный потенциал человека труда. Музей всегда будет играть важную роль в формировании целостной личности, развитии ее общекультурной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.