димых квалификационных требований и установок. Налицо разнонаправленность задач общего и профессионального образования. Поэтому профессиональное образование должно иметь несколько иную систему ориентиров в отношении не только организации учебного процесса, но и требований, предъявляемых к обучающемуся. Современное общество отличается «инфантильностью» и слабым профессиональным ориентированием. Многие студенты профшколы только с началом непосредственного обучения, а то и с началом практического обучения, начинают узнавать ту профессию, которую выбрали. Выпуск случайных в профессии людей — большая проблема. Обеспечение конкурентоспособности выпускников — чрезвычайно значимая задача любого образовательного учреждения, отвечающая стратегическим интересам современной России. И необходимо признать, что стремление сузить про-
фессиональное образование, произвести своеобразную «заточку» выпускника на конкретные профессиональные навыки сужает его возможности на рынке труда. Широта знаний дает выпускнику необходимую свободу и уверенность на рынке труда.
1. Анисимова В. А., Закирова Л. А. Формирование коммуникативной культуры выпускников университета. — URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/formirovanie-kommunikativnoy-kultury-vypusknikov-universiteta.
2. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. — М. : Вече 2000, 2003 . — 512 с.
3. Кораблева Г. В. Основы коммуникативной культуры. — URLA: https://cyberleninka.ru/artide/n/osnovy-kommunikativnoy-kultury.
4. Назарова О. Л. Развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов физической культуры: учеб. пособие спецкурса по выбору. — Челябинск: УралГУФК, 2006. — 151 с,
МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
О. А. Боленер, заместитель директора по воспитательной работе Кемеровского горнотехнического техникума Л. Н. Задунаева, руководитель музея «История техникума» имени В. А. Муромцева
Сегодня необходимо воспитывать принципиально новую личность, способную управлять собственной жизнью и деятельностью, делами общества, рассчитывающую на собственные силы, готовую собственным трудом обеспечивать материальную независимость. Человек не рождается сразу патриотом, зрелым в духовном и нравственном смыслах. Для решения задачи воспитания такой личности в техникуме работает музей, цель которого способствовать патриотическому, нравственному воспитанию студентов, прививать любовь к стране, краю, образовательной организации, воспитывать уважение к учебе и труду, к профессии шахтера.
Музей «История техникума» официально открыт в 2003 году, а в 2014 году ему присвоено имя директора техникума (1988-2008) В. А. Муромцева. В рамках курса адаптации «Школа первокурсника» для студентов 1-го курса в музее техникума проходят мероприятия, раскрывающие значимость выбранной ими профессии: круглый стол «Судьба шахтера — его судьба» с приглашением выпускника техникума
О. А. Боленер Л. Н. Задунаева
1957 года, кавалера знака «Шахтерская слава» трех степеней Г. И. Трошкова, который прошел путь от электрослесаря до директора шахты «Северная», а также информационная программа «Его судьба быть горняком», посвященная памяти В. А. Муромцева.
По инициативе городского совета ветеранов и актива музея проходит традиционная встреча «Опыт и мудрость старшего поколения — молодым». Это встреча наших студентов со знатными шахтерами — ветеранами Кузбасса.
Традиционно в феврале проходят шахматные турниры «Служу Отечеству», в которых принимают участие ветераны-шахтеры. Такие встречи усиливают интерес обучающихся к избранной профессии.
В патриотическом воспитании студентов большую роль играет экскурсионная деятельность. Это основная форма работы музея со студентами. В ходе экскурсии обучающиеся знакомятся с экспонатами музея, узнают их историю, выступают в роли экскурсоводов, встречаются с ветеранами педагогического труда, выпускниками разных лет. Помимо традиционных экскурсий музей проводит виртуальные экскурсии, которые часто используют в профориентационной работе с учащимися школ города.
Для формирования личности важны авторитеты, примеры для подражания. Материалы музея содержат информацию о выдающихся земляках, наших студентах, и их делах. Экспозиция «Кузбасс — шахтерский край» рассказывает о наших работниках, преподавателях-шах-
терах, студентах, закончивших техникум, получивших высокие правительственные награды, например А. В. Косилове, В. И. Романовском, Ю. В. Тарасове.
В музее техникума интересно проходят устные журналы по темам: «Судьба России в ее единстве», «История конституций в истории страны», «Встречи памяти».
Нравственность и патриотизм воспитываются у обучающихся на уроках города, которые также проводятся в музее. Приглашенный на урок города «Память сильнее времени» выпускник техникума 1951 года А. М. Терехов, участник Великой Отечественной войны, труженик тыла, почетный ветеран г. Кемерово, рассказал, что много лет после войны вел поиски мест захоронения своих братьев. Вместе с ребятами — поисковиками — высаживал сибирские кедры на местах боев, чтобы сохранить память обо всех погибших и подарил музею два фильма, присланные ему с первых мест посадки кедров.
Урок города «Кемерово — город литературный» мы построили на основе книги, подаренной городским архивом музею «Они писали о войне». На урок пригласили ансамбль «Добрые молодцы» под руководством Е. В. Иванова, который познакомил студентов с авторскими произведениями. Студенты читали стихи собственного сочинения о студентах-выпускниках, погибших при исполнении воинского долга в Чечне.
Музейные мероприятия дают возможность живого, непосредственного контакта с посетителями, возможность прикоснуться к особому миру исторической памяти, сохраненной в предметах, которые говорят на своем «безмолвном языке» об исторических свершениях, событиях разных эпох.
Большое внимание уделяется исследовательской, поисковой работе. Студенты развивают умения сбора, обработки, оформления материалов, имеющих историческую ценность. Тематика исследовательских работ разная: «История войны в истории военно-подковного завода», «Шахтерский поселок — моя малая родина», «Его судьба — быть горняком», «История развития Кемеровского рудника в лицах», «История закрытых предприятий Руднич-
ного района», «Его миссия — сохранение памяти о Великой Отечественной войне».
Музей дает возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Новой формой работы музея является разработка индивидуальных проектов: «История создания полигона в КГТТ», «История музея в истории КГТТ», «История техникума в судьбе В. А. Муромцева», «История чеченской войны в истории техникума».
Организация поисковой, исследовательской деятельности в условиях музейной среды, непосредственный контакт с историческими материалами, культурным наследием предшествующих поколений обладают огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Участие в такой работе помогает студентам узнать историю и проблемы родного края, техникума изнутри, понять, как много сил, души вложили их предки в экономику и культуру. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.