Научная статья на тему 'Роль коммуникативной культуры в формировании конкурентоспособности выпускника техникума'

Роль коммуникативной культуры в формировании конкурентоспособности выпускника техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль коммуникативной культуры в формировании конкурентоспособности выпускника техникума»

По итогам конкурса группы, занявшие призовые места, награждаются грамотами и призами. Также жюри отмечает лучших командиров и лучших исполнителей строевых песен. Традиционными являются и фотографии групп-победителей с жюри конкурса.

Данная форма военно-патриотического воспитания позволяет решать несколько взаимосвязанных задач:

— укрепление дисциплины обучающихся, развитие их внимательности, наблюдательности, исполнительности, аккуратности, подтянутости, быстроты реакции;

— развитие у подростков чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, гимну Кемеровской области, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества;

— повышение мотивации обучающихся к службе в Российской армии;

— формирование у молодежи морально-психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

— сплочение коллектива учебной группы, развитие творческих способностей обучающихся.

Довольно часто в техникум приходят выпускники, отслужившие в Российской армии. Мы постоянно слышим от них слова благодарности именно за хороший уровень строевой подготовки, за сформированное умение мгновенно реагировать на команды офицеров, понимать их без объяснений и выполнять автоматически, что является одним из главных условий успешной военной службы.

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОМ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИКУМА

В. М. Филиппов, преподаватель Кемеровского коммунально-строительного техникума им. В. И. Заузелкова

Сегодня рынок труда предъявляет к выпускнику высокие требования: готовность к жесткой конкурентной борьбе как за будущее рабочее место, так и за лучшие условия труда, постоянное профессиональное развитие. Чтобы быть успешным, необходимы умения быстро переучиваться или обновлять свои знания, работать в коллективе, реально оценивать как свои, так и чужие способности и возможности. Поэтому так велика роль профессиональной культуры в становлении современного конкурентоспособного специалиста.

Б. И. Кононенко говорит о профессиональной культуре как интегративном понятии, отражающем достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; творчески-созидательном отношении к труду, способности к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций — конкретно-технологической и социокультурной. Формируется профессиональная культура на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности [2].

Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. К основным составляющим профессиональной культуры специалиста следует отнести: знание теоретических основ профессиональной деятельности, владение технологиями ее организации, способность к проектированию инновационных практик и самое главное — обладание коммуникативной культурой. Коммуникативная культура играет достаточно серьезную роль в становлении профессионала.

Человек не способен жить вне социума. Коммуникативная культура — это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружа-

ющей действительностью и внутри себя. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем. Коммуникативная культура включает эмоциональную культуру (культуру чувств), культуру мышления и культуру речи. Становление и развитие коммуникативной культуры у обучающихся — одна из основных задач системы образования.

Анализ ряда определений коммуникативной культуры позволяет выделить следующие особенности содержания данного понятия, имеющие, на наш взгляд, существенное значение для построения способов оценки, удовлетворяющих современным требованиям:

— социальная направленность — выпускник должен полностью осознавать как социальную значимость своей профессии, так и возможные социальные последствия принятых им решений и соизмерять свою деятельность с ожиданиями окружающих;

— ценностно-смысловое отношение к предстоящей коммуникативно-практической деятельности;

— практикоориентированность — коммуникативная культура проявляется прежде всего в личностно ориентированной деятельности;

— ситуативный характер — коммуникативность выражается в готовности к осуществлению деятельности в конкретных профессиональных ситуациях и связана с присущими конкретной профессии видами деятельности;

— коммуникативность окрашена личностными качествами специалиста, позволяющими ему оптимально организовать деятельность в широком контексте и успешно решать возникающие проблемы с высокой степенью саморегуляции, саморефлексии, самооценки, проявляя быструю, гибкую и адаптивную реакцию на динамику обстоятельств при осознании личностной ответственности за результаты своей деятельности [1].

Необходимо отметить, что предметное знание не исчезает из характеристики коммуникативности. Однако следует подчеркнуть, что подобный подход устанавливает подчиненность знаний умениям, делая акцент на целостной способности и готовности выпускника профессиональной школы решать различные жизненные коммуникативные и профессиональные проблемы [4, с. 84].

Коммуникативная культура находит свое выражение в различных формах общения: формальном (деловые совещания, деловые встречи, деловые беседы по телефону, публич-

ные выступления и т. д.) и неформальном (презентации, вечеринки, спортивные мероприятия, походы на лыжах и т. д.), прямом (непосредственный контакт) и косвенном (опосредованный контакт). Большей эффективностью обладают прямые формы коммуникации за счет эмоционального воздействия. Поэтому именно прямое общение наставника и обучаемого помогает реальному становлению профессионала.

Человеку для выстраивания своей карьеры необходимы профессиональные достижения, образование, признание и коммуникации. С помощью коммуникативной культуры человек адаптируется к условиям организации. Чем выше уровень культуры, тем быстрее и эффективнее он достигает результата в деловом общении. Достичь высокого уровня коммуникативной культуры можно, развивая следующие личностные качества:

— доверие к людям — без него невозможно общение и нормальное функционирование организации;

— доброжелательность — уважение, расположение к людям, готовность прийти им на помощь;

— открытость — желание продемонстрировать свой духовный мир для установления искренних отношений с окружающими;

— непосредственность — умение естественно общаться и оказывать влияние напрямую;

— активность — умение первым идти на контакт с окружающими, энергично браться за дела, требующие активных действий;

— сопереживание эмоциональному состоянию других людей и умение проявлять свои чувства;

— критическое отношение к собственным поступкам и стремление объективно оценивать любую стороннюю информацию по восприятию себя посторонними [3].

Коммуникативная культура играет достаточно серьезную роль в становлении профессионала. Профессиональная школа должна воспитывать специалиста, способного адаптироваться к быстрому изменению внешнего мира и рынка труда, что как раз без коммуникации невозможно, и чем шире, сложнее коммуникационная система человека, тем более успешен он как специалист.

Формированию коммуникативной культуры уделяется больше внимания в общем образовании. Профессиональное же образование направлено на формирование индивидуальных профессиональных навыков, освоение необхо-

димых квалификационных требований и установок. Налицо разнонаправленность задач общего и профессионального образования. Поэтому профессиональное образование должно иметь несколько иную систему ориентиров в отношении не только организации учебного процесса, но и требований, предъявляемых к обучающемуся. Современное общество отличается «инфантильностью» и слабым профессиональным ориентированием. Многие студенты профшколы только с началом непосредственного обучения, а то и с началом практического обучения, начинают узнавать ту профессию, которую выбрали. Выпуск случайных в профессии людей — большая проблема. Обеспечение конкурентоспособности выпускников — чрезвычайно значимая задача любого образовательного учреждения, отвечающая стратегическим интересам современной России. И необходимо признать, что стремление сузить про-

фессиональное образование, произвести своеобразную «заточку» выпускника на конкретные профессиональные навыки сужает его возможности на рынке труда. Широта знаний дает выпускнику необходимую свободу и уверенность на рынке труда.

1. Анисимова В. А., Закирова Л. А. Формирование коммуникативной культуры выпускников университета. — URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/formirovanie-kommunikativnoy-kultury-vypusknikov-universiteta.

2. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. — М. : Вече 2000, 2003 . — 512 с.

3. Кораблева Г. В. Основы коммуникативной культуры. — URLA: https://cyberleninka.ru/artide/n/osnovy-kommunikativnoy-kultury.

4. Назарова О. Л. Развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов физической культуры: учеб. пособие спецкурса по выбору. — Челябинск: УралГУФК, 2006. — 151 с,

МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

О. А. Боленер, заместитель директора по воспитательной работе Кемеровского горнотехнического техникума Л. Н. Задунаева, руководитель музея «История техникума» имени В. А. Муромцева

Сегодня необходимо воспитывать принципиально новую личность, способную управлять собственной жизнью и деятельностью, делами общества, рассчитывающую на собственные силы, готовую собственным трудом обеспечивать материальную независимость. Человек не рождается сразу патриотом, зрелым в духовном и нравственном смыслах. Для решения задачи воспитания такой личности в техникуме работает музей, цель которого способствовать патриотическому, нравственному воспитанию студентов, прививать любовь к стране, краю, образовательной организации, воспитывать уважение к учебе и труду, к профессии шахтера.

Музей «История техникума» официально открыт в 2003 году, а в 2014 году ему присвоено имя директора техникума (1988-2008) В. А. Муромцева. В рамках курса адаптации «Школа первокурсника» для студентов 1-го курса в музее техникума проходят мероприятия, раскрывающие значимость выбранной ими профессии: круглый стол «Судьба шахтера — его судьба» с приглашением выпускника техникума

О. А. Боленер Л. Н. Задунаева

1957 года, кавалера знака «Шахтерская слава» трех степеней Г. И. Трошкова, который прошел путь от электрослесаря до директора шахты «Северная», а также информационная программа «Его судьба быть горняком», посвященная памяти В. А. Муромцева.

По инициативе городского совета ветеранов и актива музея проходит традиционная встреча «Опыт и мудрость старшего поколения — молодым». Это встреча наших студентов со знатными шахтерами — ветеранами Кузбасса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.