Научная статья на тему 'Смотр-конкурс строя и песни как одна из форм военно-патриотического воспитания обучающихся'

Смотр-конкурс строя и песни как одна из форм военно-патриотического воспитания обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1089
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смотр-конкурс строя и песни как одна из форм военно-патриотического воспитания обучающихся»

Волонтерский отряд «Добрые сердца» неоднократно участвовал в городских слетах волонтерских объединений Мысковского городского округа, где занимал призовые места. Деятельность отряда «Добрые сердца» освещается на сайте техникума, в студенческой газете «Отражение», а также в средствах массовой информации Мысковского городского округа и Кемеровской области.

Участие в волонтерском движении «Добрые сердца» оказывает положительное воздействие на мировоззрение ребят и тех, кто рядом, и при-

носит пользу как государству, городу, так и самим волонтерам. Волонтеры через добровольческую деятельность развивают свои умения и навыки до высокого уровня, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность обществу, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и раскрывают духовную сторону своей жизни. Нашу статью мы заканчиваем словами Л. Н. Толстого: «Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет все остальное».

СМОТР-КОНКУРС СТРОЯ И ПЕСНИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

О. В. Тихомиров, преподаватель Юргинского техникума агротехнологий и сервиса

Смотр-конкурс строя и песни проводится в Юргинском техникуме агротехнологий и сервиса уже более 20 лет. Если много лет назад эта форма военно-патриотического воспитания была очень распространенной в образовательных учреждениях, то сейчас педагогические коллективы отказываются от нее, т. к. считают устаревшей и неактуальной. Опыт проведения такого конкурса в ЮТАиС доказывает обратное: это мероприятие представляет большой интерес для обучающихся и является одним из самых масштабных и ярких в плане воспитательной работы техникума.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

За последние годы в России были приложены значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Так, в 2001-2015 гг. реализованы три государственные программы патриотического воспитания. В 2015 году была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 1493 от 30.12.2015. В стране действует более 22 тыс. патриотических объедине-

ний, клубов и центров, около 2 тыс. оборонно-спортивных лагерей, в 78 субъектах Российской Федерации созданы центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе.

В каждой образовательной организации применяется своя система военно-патриотического воспитания. Есть такая система и в Юргинском техникуме агротехнологий и сервиса. Наш педагогический коллектив стремится использовать нешаблонные, актуальные именно для обучающихся нашего техникума формы военно-патриотического воспитания. Одна из таких форм — смотр-конкурс строя и песни.

Система патриотического воспитания в ЮТАиС отличается прикладным характером. Актуальность такого подхода заключается в следующем: во-первых, около 70 % выпускников техникума по состоянию здоровья годны для прохождения военной службы, около 50 % — сразу по окончании образовательного учреждения пополняют ряды армии и флота. Во-вторых, в городе дислоцируются шесть воинских частей, и более 60 %% студентов-юношей рассматривают прохождение военной службы по контракту как вариант своего дальнейшего трудоустройства, чему способствует приобретение в техникуме военно-учетной специаль-

ности — водитель категорий «В» и «С». Поэтому одной из главных задач военно-патриотической работы для нас является формирование умений и навыков, которые помогут выпускникам быстрее и безболезненнее адаптироваться к условиям военной службы.

Проведение смотра-конкурса строя и песни как раз и дает возможность будущим воинам приобрести навыки, которые понадобятся им на занятиях по строевой, тактической, огневой, физической подготовке. «Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою. Сейчас, когда подразделения и части насыщены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою, уровень строевой выучки должен быть особенно высок», — утверждается в Концепции воспитательной работы в ВС РФ.

В ЮТАиС смотр-конкурс проводится ежегодно в ноябре и посвящается Всероссийскому дню призывника.

Подготовка к проведению конкурса начинается заблаговременно, примерно за полтора месяца. Разрабатывается положение о проведении конкурса, в котором указываются сроки проведения смотра, требования, оценочные показатели.

Затем проводится работа с командирами групп, их обучение. Студенты подбирают строевые песни, которые будут исполнять на конкурсе. Обязательное условие — у каждой группы должна быть своя строевая песня, песни не могут повторяться.

После этого начинается непосредственная подготовка к конкурсу. Студенты знакомятся с такими понятиями, как фланг, строй, шеренга, дистанция; группы учат слова песни, тренируются маршировать и выполнять команды.

Со студентами 1-го курса тренировки проводятся преподавателем-организатором ОБЖ, студенты старших курсов тренируются самостоятельно.

Смотр-конкурс проводится в спортивном зале, в торжественной обстановке: начинается с исполнения всеми участниками гимна России и гимна Кемеровской области, поднимается флаг. В жюри конкурса приглашаются военнослужащие 74-й отдельной гвардейской Звенигородско-Берлинской ордена Суворова 2-й степени, ордена Кутузова мотострелковой бригады, выпускники техникума, отслужившие в армии, ветераны локальных войн, участники организации «Боевое братство», офицеры запаса — преподаватели техникума.

Участники демонстрируют различные умения: быстро по команде занять свое место в строю, выполнять строевые приемы без оружия, двигаться строевым шагом, исполнять строевую песню в составе учебной группы. При оценке и подведении итогов учитывается количество студентов, принявших участие в смотре-конкурсе, правильность и четкость подачи команд командиром, строевая выучка, четкость выполнения строевых приемов, время построения и, конечно же, патриотическое содержание, отражение характера российского воинства, качество исполнения строевой песни.

В конкурсе принимают участие и группы девушек. Нередко именно они становятся призерами конкурса.

В последние годы многие группы в процессе подготовки к конкурсу стараются подобрать к выступлению единую форму или одинаковые элементы в одежде: пилотки, береты, тельняшки, камуфляжные куртки и т. д. И хотя жюри конкурса не оценивает форму одежды, выступления таких групп более яркие и зрелищные.

По итогам конкурса группы, занявшие призовые места, награждаются грамотами и призами. Также жюри отмечает лучших командиров и лучших исполнителей строевых песен. Традиционными являются и фотографии групп-победителей с жюри конкурса.

Данная форма военно-патриотического воспитания позволяет решать несколько взаимосвязанных задач:

— укрепление дисциплины обучающихся, развитие их внимательности, наблюдательности, исполнительности, аккуратности, подтянутости, быстроты реакции;

— развитие у подростков чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, гимну Кемеровской области, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества;

— повышение мотивации обучающихся к службе в Российской армии;

— формирование у молодежи морально-психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

— сплочение коллектива учебной группы, развитие творческих способностей обучающихся.

Довольно часто в техникум приходят выпускники, отслужившие в Российской армии. Мы постоянно слышим от них слова благодарности именно за хороший уровень строевой подготовки, за сформированное умение мгновенно реагировать на команды офицеров, понимать их без объяснений и выполнять автоматически, что является одним из главных условий успешной военной службы.

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОМ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИКУМА

В. М. Филиппов, преподаватель Кемеровского коммунально-строительного техникума им. В. И. Заузелкова

Сегодня рынок труда предъявляет к выпускнику высокие требования: готовность к жесткой конкурентной борьбе как за будущее рабочее место, так и за лучшие условия труда, постоянное профессиональное развитие. Чтобы быть успешным, необходимы умения быстро переучиваться или обновлять свои знания, работать в коллективе, реально оценивать как свои, так и чужие способности и возможности. Поэтому так велика роль профессиональной культуры в становлении современного конкурентоспособного специалиста.

Б. И. Кононенко говорит о профессиональной культуре как интегративном понятии, отражающем достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; творчески-созидательном отношении к труду, способности к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций — конкретно-технологической и социокультурной. Формируется профессиональная культура на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности [2].

Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. К основным составляющим профессиональной культуры специалиста следует отнести: знание теоретических основ профессиональной деятельности, владение технологиями ее организации, способность к проектированию инновационных практик и самое главное — обладание коммуникативной культурой. Коммуникативная культура играет достаточно серьезную роль в становлении профессионала.

Человек не способен жить вне социума. Коммуникативная культура — это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.