ресными людьми, участниками Великой Отечественной войны, воинами-афганцами, участниками боевых действий в горячих точках. Согласно плану работы ГОУ «КРИРПО» на 2012/13 уч. г. начата подготовка областной олимпиады по истории среди обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которая состоится в июне 2013 г. При разработке олимпиадных заданий принято решение уделить особое внимание краеведческому аспекту в связи с 70-летием Кемеровской области.
Институт проводит по патриотическому воспитанию большую работу, но остаются в этом направлении нерешённые проблемы:
• отсутствие финансирования учреждений профессионального образования по данному направлению деятельности;
• отсутствие четкой нормативно-правовой базы на всех уровнях для организации комплексной системы патриотического воспитания (например, в штатных расписаниях УПО нет штатных единиц организаторов и специалистов патриотического воспитания, не определен и конкретный статус такого специалиста).
ГОУ «КРИРПО» и далее планирует активно участвовать в решении такой важнейшей задачи, как патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области, прежде всего, в развитии и совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации организаторов и специалистов в этой сфере, включая проведение целевых курсов и семинаров патриотической тематики (в т. ч. дистанционной формы), подготовку и проведение научно-практических конференций, подготовку и издание тематических и методических материалов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Материалы лучших докладов конференции «Российская история: дела, достойные внимания, изучения, подражания»
Л. Я. Гоищенко, преподаватель истории ГАОУ СПО «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса»
Я преподаватель истории Юргинского техникума агротехнологий и сервиса уже более 30 лет. Большое внимание я всегда уделяю организации патриотического воспитания обучающихся на уроках истории и во внеурочное время. Почему я считаю эту деятельность актуальной?! Во-первых, в законе об образовании воспитание гражданственности и любви к Родине выделено одним из принципов государственной политики. Во-вторых, более 30 лет наблюдая за поступающими, делаю вывод, что у большинства из них отсутствует гражданская позиция. Это подтверждает проводимое мной анкетирование первокурсников: более 40 процентов юношей не хотят служить в армии, более 20 процентов положительно относятся к скинхедам, около 25 процентов не собираются вообще работать после окончания техникума, к Родине как к одной из жизненных ценностей относятся только 60 процентов обучающихся. Поэтому формировать гражданскую позицию у обучающихся следует на любом этапе обучения. Для этого необходимо решить несколько основных задач. Это приоб-
щение к истории родного края через разработку и реализацию программы учебной дисциплины «История Кузбасса». В рамках этой дисциплины студенты изучают историю возникновения, заселения и названия сёл, особенности хозяйственного и культурного развития в прошлом и
настоящем. Обучающиеся исследуют различные объекты культурного и исторического наследия путём непосредственного общения со старожилами сёл, ветеранами труда, руководителями хозяйственных объединений. Собранную информацию анализируют, сравнивают с уже имеющейся в печатных источниках, а затем дают подробную характеристику исследуемого объекта. Такой вид работы даёт им возможность приобщиться к жизни родного края, сочувствовать,
горевать и радоваться вместе со своими земляками. Результаты поисковой и исследовательской деятельности находят отражение в статьях и заметках, которые публикуются в местной прессе. Так, обучающиеся собрали и опубликовали материал о земляках, имеющих почётное звание «Заслуженный работник». Среди них Пётр Перфильевич Карабутов и Давид Фёдорович Синер - заслуженные механизаторы совхоза «Лебяжье», заслуженный зоотехник РФ Зиновий Степанович Мельник, который трудился в ОКХ «Исток», Виктор Иванович Сьянов - заслуженный учитель РФ, директор ПУ № 78 (ЮТА-иС), и другие. Ценность этой работы в том, что обучающиеся могут общаться с героями своих исследований, а также с их близкими. Обучающиеся пришли к выводу, что без самоотверженного труда невозможно представить развитие и движение вперёд в любой сфере деятельности.
Формирование гражданской позиции у обучающихся происходит и через их участие в студенческом клубе общения «Люди и судьбы», которым я руковожу много лет. Деятельность клуба направлена на создание условий для воспитания гражданина - личности духовно-нравственной, способной к активному проявлению гражданской позиции, к ответственному решению профессиональных задач с установкой на саморазвитие и творчество, а также на формирование навыков краеведческой и научно-исследовательской деятельности.
В нашем техникуме обучающиеся получают профессию «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». На заседаниях клуба мы часто говорим об этой профессии, символом которой является хлеб. Участниками заседаний клуба становятся интересные личности -люди, жизнь которых может служить образцом для обучающихся.
На одну из таких встреч мы пригласили бывшего преподавателя дисциплины «Устройство комбайнов» Прокопия Федотовича Бехтерева. Обучающиеся провели большую поисковую работу по сбору материала о его жизни, систематизировали, доложили на заседании клуба, а затем пригласили его на мероприятие «История ЮТАиС в лицах», где он рассказал нам не только о работе преподавателя, но и на целине в 19531955 годы. За время работы в техникуме он выпустил не одну сотню хлеборобов, каждому старался привить любовь к земле, объяснить значимость труда земледельца. Итоги этой встречи были размещены в районной газете «Юргинские ведомости». Такие встречи, живое общение с разными поколениями хлеборобов и
формируют гордость обучающихся за свою профессию, интерес к ней.
Заседания клуба проходят в различной форме: круглый стол, конференция, урок-портрет, литературно-музыкальная композиция, экскурсия, пресс-конференция, интервью, выставка, концерт. Но самая действенная и эмоциональная форма - урок мужества, когда обучающиеся знакомятся с самыми яркими, героическими страницами нашей истории на основе исторических документов, произведений литературы, встреч с участниками событий.
Присутствие на уроках мужества героев войны придаёт этим мероприятиям особую эмоциональную силу: Пётр Павлович Филенко, Лидия Леонидовна Мирошникова, Николай Николаевич Черкасов - частые гости клуба. Особо хочется сказать о Николае Николаевиче. Многолетнее сотрудничество связывает обучающихся с этим человеком. Известный художник, писатель, ветеран войны и труда, заслуженный работник культуры, почётный гражданин города Юрги, лауреат премии Кузбасса, член Союза писателей Кузбасса. Его живое слово, духовный образ, картины, стихи - это история нашего города, Кузбасса, России. Тема преемственности поколений звучит и на уроке мужества, посвящённом солдатам Афганистана. Славные боевые традиции старшего поколения продолжают наши выпускники. Одно из заседаний клуба посвящено бывшему выпускнику Геннадию Некрасову, посмертно награждённому орденом Красной Звезды.
Заседанию предшествовала большая поисковая работа. Ребята встречались с его родными (на заседание клуба ребята пригласили сестру Геннадия Елену Николаевну), побывали в его доме, познакомились с его письмами, написанными в Афганистане, с документами, узнали его как умелого бойца и порядочного человека. На заседании выступили с сообщениями об Афганской войне, исполняли песни.
Ещё один выпускник - Андрей Мурашко - погиб в Чечне при исполнении служебного долга. Его портрет и краткая биография, собранная и написанная обучающимися, хранится в кабинете истории.
Свой опыт организации гражданского воспитания я представляла на разных уровнях, в том числе, на Всероссийском конкурсе методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» мной была представлена методическая разработка «Методика организации и проведения уроков мужества».
Сама имею активную жизненную и гражданскую позицию, участвую в ветеранском движе-
нии: заняла 1-е место на городском конкурсе ветеранов учительского труда, участвую в областном конкурсе «Социальная звезда», городском фестивале-конкурсе народного художественного творчества. Но самое главное в моей работе - это результаты, которые показывают обучающиеся: выступают на городских научно-практических конференциях «Нашей истории строки», в открытом фестивале-конкурсе молодёжного творчества «Юрга молодая», номинация «Художественное слово»; вместе мы ведём летопись нашего образовательного учреждения; обучающиеся умеют самостоятельно составлять сценарии праздников к знаменательным датам. Анкетирование выпускников говорит о
том, что 95 процентов из них высоко ценят понятия «родина», «патриотизм», они выбирают в качестве идеальных исторических личностей Александра Невского, Дмитрия Донского, ветеранов войны.
Участвуя в поисковой деятельности, обучающиеся расширяют свой кругозор, получают навыки исследовательской работы, учатся работать в команде и нести ответственность за свои решения и действия, находить и обрабатывать информацию. А кроме того, эта работа имеет большую значимость и для поступающих: весь собранный материал бережно хранится и будет представлен в музее истории ЮТАиС, который скоро откроется в нашем учреждении.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ КУЗБАССА
А. М. Ничинский, преподаватель истории ГОУ СПО «Юргинский многопрофильный техникум»
Данная работа не претендует на исторические открытия. Это небольшой обзор истории старообрядчества на территории Кузнецких земель, Кузбасса, в хронологии событий - от момента появления до наших дней. Если специалисты-историки, занимающиеся данным вопросом, обнаружат небольшие неточности, заранее приношу свои извинения.
Старообрядчество, или раскольничество, представляет собою один из интереснейших пластов отечественной истории. Возникнув еще при царе Алексее Михайловиче, оно существует и в наши дни, отразив основные моменты истории Российского государства. Но самое главное - стремясь уйти от преследований официальной церкви, они были первыми, кто обживал и осваивал глухие медвежьи углы российских окраин. Общепризнанно, что Русская Православная Церковь внесла свой вклад в развитие и освоение сибирских земель, распространение просвещения и образования и даже в появление самой сибирской литературы -ведь автор «Сибирской летописи», Савва Еси-пов, был привезён из Новгорода архиепископами Нектарием и Киприаном, среди других «книжных людей». Монастыри РПЦ содействовали хозяйственному освоению сибирских земель, внедрению новых культур и способов землепользования. С этим не спорят... Но мало
кому известно, что еще до появления первых официальных представителей РПЦ сибирские народы уже были знакомы с русским народом, с русскими традициями и обрядами. Через знакомство со старообрядцами, которые появлялись в Сибири, спасая себя и свою веру от преследований.
Что вообще известно большинству наших современников о старообрядцах, о церковном расколе? Едва ли кто-то назовет патриарха Никона. Скажут, что староверы крестятся двумя пальцами, не курят и не пьют алкоголь, не употребляют чай, кофе да не едят картофель. А ведь именно благодаря старообрядцам, которых в Сибири традиционно называют кержаками, было значительно облегчено освоение этого богатейшего края русскими переселенцами.
Когда никониане и их противники взаимно предали друг друга церковной анафеме, вряд ли кто предполагал, насколько длительной будет история церковного раскола.