нии: заняла 1-е место на городском конкурсе ветеранов учительского труда, участвую в областном конкурсе «Социальная звезда», городском фестивале-конкурсе народного художественного творчества. Но самое главное в моей работе - это результаты, которые показывают обучающиеся: выступают на городских научно-практических конференциях «Нашей истории строки», в открытом фестивале-конкурсе молодёжного творчества «Юрга молодая», номинация «Художественное слово»; вместе мы ведём летопись нашего образовательного учреждения; обучающиеся умеют самостоятельно составлять сценарии праздников к знаменательным датам. Анкетирование выпускников говорит о
том, что 95 процентов из них высоко ценят понятия «родина», «патриотизм», они выбирают в качестве идеальных исторических личностей Александра Невского, Дмитрия Донского, ветеранов войны.
Участвуя в поисковой деятельности, обучающиеся расширяют свой кругозор, получают навыки исследовательской работы, учатся работать в команде и нести ответственность за свои решения и действия, находить и обрабатывать информацию. А кроме того, эта работа имеет большую значимость и для поступающих: весь собранный материал бережно хранится и будет представлен в музее истории ЮТАиС, который скоро откроется в нашем учреждении.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ КУЗБАССА
А. М. Ничинский, преподаватель истории ГОУ СПО «Юргинский многопрофильный техникум»
Данная работа не претендует на исторические открытия. Это небольшой обзор истории старообрядчества на территории Кузнецких земель, Кузбасса, в хронологии событий - от момента появления до наших дней. Если специалисты-историки, занимающиеся данным вопросом, обнаружат небольшие неточности, заранее приношу свои извинения.
Старообрядчество, или раскольничество, представляет собою один из интереснейших пластов отечественной истории. Возникнув еще при царе Алексее Михайловиче, оно существует и в наши дни, отразив основные моменты истории Российского государства. Но самое главное - стремясь уйти от преследований официальной церкви, они были первыми, кто обживал и осваивал глухие медвежьи углы российских окраин. Общепризнанно, что Русская Православная Церковь внесла свой вклад в развитие и освоение сибирских земель, распространение просвещения и образования и даже в появление самой сибирской литературы -ведь автор «Сибирской летописи», Савва Еси-пов, был привезён из Новгорода архиепископами Нектарием и Киприаном, среди других «книжных людей». Монастыри РПЦ содействовали хозяйственному освоению сибирских земель, внедрению новых культур и способов землепользования. С этим не спорят... Но мало
кому известно, что еще до появления первых официальных представителей РПЦ сибирские народы уже были знакомы с русским народом, с русскими традициями и обрядами. Через знакомство со старообрядцами, которые появлялись в Сибири, спасая себя и свою веру от преследований.
Что вообще известно большинству наших современников о старообрядцах, о церковном расколе? Едва ли кто-то назовет патриарха Никона. Скажут, что староверы крестятся двумя пальцами, не курят и не пьют алкоголь, не употребляют чай, кофе да не едят картофель. А ведь именно благодаря старообрядцам, которых в Сибири традиционно называют кержаками, было значительно облегчено освоение этого богатейшего края русскими переселенцами.
Когда никониане и их противники взаимно предали друг друга церковной анафеме, вряд ли кто предполагал, насколько длительной будет история церковного раскола.
Рис. 1. Никон и Пустосвят.
Спор об истинной вере
Опираясь на поддержку государственной власти, РПЦ отправляла раскольников в ссылки, в монастырские тюрьмы, жгла на кострах и в срубах, публично топила и секла кнутами. В ответ на гонения староверы противопоставляли свою силу духа - «самосожигались» целыми семьями и деревнями, как это было в XVIII веке недалеко от современного села Мальцево (Юргинский район). Некоторые заключали своеобразные договоры с властями в обмен на разработки и освоение новых земель, полезных ископаемых. Такими были знаменитые роды Строгановых, Демидовых, Морозовых и другие. Некоторые перенимали, перекрещивались в новую веру и тайно продолжали следовать своим традициям и обрядам. Но чаще всего бежали, поодиночке и семьями, целыми деревнями - за Урал, в Сибирь, на Вятку, в Керженецкие скиты (именно после их разгрома многие бывшие «насельники» ушли в Сибирь-матушку, после чего и появились кержаки). На новых землях, чтобы выжить, необходимо было поднимать хозяйство, кормить и воспитывать детей. Раскольники распахивали землю, разводили скот, охотились на лосей и медведей, белку и соболя, собирали кедровые орехи и лесной мед. И волей-неволей общались с аборигенами.
Со временем в староверческих скитах и поселениях появлялись местные жители; сначала - посмотреть-послушать, а кое-что и перенять для хозяйства. Появлялись, естественно, и «новокрещены», что было вполне логичным явлением, несмотря на определенную закрытость расколоучения. В то же время, если говорить о распространении грамотности среди русского и местного населения Кузнецких земель, значительную роль здесь, безусловно, играли и старообрядцы. Расколоучители ис-
пользовали свою грамотность для распространения религиозных идей. Хотя, как признавали и представители РПЦ, среди томских и кузнецких жителей, особенно в деревнях, еще до конца XVIII века было очень мало грамотных людей.
Художественное искусство и живопись также широко использовались староверами в своих целях. С середины XVII века потребности в иконописи в Томской губернии (и, соответственно, на территории Кузнецких земель) удовлетворялись местными художниками. Эти староверческие иконы значительно отличались от официальных канонов, являя собою бесспорную художественно-историческую ценность.
Кроме икон и рукописных книг, содержащих основы вероисповедания, использовались староверами и народные раскрашенные лубки - самое доступное обращение к народным массам. Достаточно вспомнить знаменитый и в центральной России, и в сибирских краях лубок «Как мыши кота хоронили».
Сколько здесь своеобразной острой политической сатиры - и на винопитие, и на табакокурение - главное «зло», которому раскольники так противились. А традиционное пояс-
Рис. 2. Икона старого письма «Троица ветхозаветная»
нение изображенного события содержало острейшую издевку над самим царским титулом - «Кот был казанский, ум астраханский, разум сибирский, курил табачище, опился винищем!».
С началом освоения сибирских земель возводились все новые и новые монастыри. Сибирские монастыри получали в свое пользование земли с живущими на них крестьянами. Примером хозяйственной деятельности мона-
Рис. 3. Популярный лубок XVII века «<Как мыши кота хоронили»
стырей РПЦ в Кузнецких землях может служить Томский Алексеевский монастырь, на который работали крестьяне Пачи, Искитимки, Томилова, Тайменки и других (и поныне существующих!) деревень. Например, в 1699 году монастырь получил только из одной деревни Пачи 250 мешков зерна и 134 - готовой муки. Весьма неплохо! Но чаще всего случалось так, что земли эти, данные монастырям, ранее уже были обжиты и освоены старообрядцами -чаще всего именно поэтому и отдавались они монастырю в пользование. А первопоселенцы принуждались к перекрещиванию или изгонялись в другие, более глухие места, где они заново начинали освоение земель.
Со временем староверы Сибири вынуждены были реагировать на изменения в мире, общаться с ним. При Петре староверы получили право на легальное существование в обмен на уплату двойного подушного оклада и работу на заводах и мануфактурах. В XVIII веке екатерининское правительство официально отправляло старообрядцев за Урал и в Сибирь, где из них формировались даже вооруженные отряды для охраны границ. Одновременно это способствовало и тому, что целые районы осваиваемых земель становились почти сплошь староверческими. С конца XVIII века, особенно в Томских и Кузнецких землях, распространяется так называемая единоверческая церковь, позволявшая при определенных условиях браки между православными и старообрядцами. Записи об этом имеются в церковных книгах, хранящихся в областном архиве г. Кемерово.
В годы Гражданской войны в Сибири в кол-чаковской армии были введены должности военных священников, в том числе и староверческих. Создавались так называемые дружины святого креста для борьбы с «большевистским режимом», в которые вступали и староверы, поддерживавшие колчаковскую власть. Такие дружины были в Томске, Новониколаев-ске, Омске и других городах.
В годы Великой Отечественной войны многие староверы Сибири поддерживали борьбу против фашизма: в охотничьих артелях добывали пушнину и сибирское золото в Фонд обороны. Встречались и упоминания о староверах, уходивших на фронт в составе добровольческих сибирских дивизий. Вот где истинное «понимание исторического момента»! Вот вам и уход от «грешного мира».
Существуют староверы и в наши дни. Есть они и в Кузбассе. Вспомним знаменитую Агафью Лыкову, живущую в абаканской тайге. Некоторые приспособились к современной жизни, живут в городах, работают и учатся, создают семьи, одновременно с этим сохраняя свою веру, которую они именуют «истинной православной». Кое-где остались только воспоминания о существовании здесь когда-то староверов или их поселений. Например, в Юргинском районе, у деревни Макурино, сохраняется старое, заросшее лесом кладбище, которое местные жители до сих пор зовут кержацким и рассказывают о кержаках различные истории. Многие староверы сохраняли основы и традиции веры - носили бороды, пользовались традиционными службами, крестились двуперстно, не курили и не употребляли алкоголь. Как правило, жили они в сельской местности да в лесной глухомани, общаясь только с «мирскими» своими представителями, продавая через них продукцию лесных промыслов да закупая необходимое. Для нас, сибиряков, они так и остались кержаками - людьми таинственными и немного непонятными, но оставившими свой заметный след в сибирской истории и в нашей памяти.