Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность обучающихся на занятиях истории и обществознания и во внеурочное время'

Научно-исследовательская деятельность обучающихся на занятиях истории и обществознания и во внеурочное время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность обучающихся на занятиях истории и обществознания и во внеурочное время»

География поездок довольна широкая: Прокопьевск, Кемерово, Осинники, Новокузнецк и Анжеро-Судженск. Возникали, конечно, трудности и с транспортом, с финансами, но мы их преодолели. Наши обучающиеся с готовностью решали проблемы наравне с педагогами.

В заключение хотелось бы сказать, что популярность и заинтересованность обучающих-

ся в ведении НИД набирает обороты. «Ноов-цы», так сами себя называют члены НОО «Интеллект», не собираются останавливаться на достигнутом и ставят перед собой все новые и новые задачи. Мы, педагоги, в свою очередь и дальше будем прикладывать все усилия по развитию исследовательских умений обучающихся, научно-методическому сопровождению их исследований.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

С. В. Кушева, преподаватель ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В. П. Романова

В современных условиях остро стоит вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования. Переход к интенсивному пути требует принципиально новых образовательных технологий.

Сегодня отмечается отчетливая тенденция увеличения при итоговой аттестации вопросов, которые выявляют умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-

функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, умение доказывать и применять знания в новых ситуациях. Выпускник должен владеть навыками самообразования.

Одним из резервов повышения эффективности обучения студентов является постепенное развитие у них навыков исследовательской работы, которое вполне осуществимо через урок.

Результатами этой работы можно считать:

- систематизацию приемов, способствующих эффективному формированию исследовательских умений обучающихся;

- создание условий для осмысления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и системного структурирования фактического материала;

- создание условий для организации деятельности по самооценке, самокоррекции результатов труда обучающихся.

На занятиях истории и обществознания мы вовлекаем обучающихся в научно-исследовательскую деятельность поэтапно.

На наш взгляд, познавательная деятельность обучающихся во многом определяется сформи-рованностью умения работать с печатным текстом. Поэтому на начальном этапе обучающиеся работают с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. Мы используем небольшие фрагменты из исторических источников. Одна из форм, которая эффективно используется при работе с текстом исторического источника, — алгоритмизация работы. Обучающимся предлагаются алгоритмы выполнения задания, которые поэтапно определяют их деятельность, позволяют самостоятельно организовать работу и добиться необходимого результата. При систематическом использовании данного приема предполагаемый результат выражается в сформированное™ следующих метапредметных универсальных учебных действий:

• делать анализ текста;

• сравнивать содержание текста с уже имеющимися знаниями;

• устанавливать логическую связь между фактами;

• обобщать материал и самостоятельно делать выводы.

Развитию навыков исследователя, внимания к деталям, на наш взгляд, хорошо способствует работа по поиску ошибок в тексте.

Формирование межпредметных универсальных учебных действий предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Работа по формированию и развитию у обучающихся умений, позволяющих анализировать текст, дает положительные результаты: способствует формированию умения анализа исторического текста, выделения главной мысли, умения делать выводы.

Поддерживается и совершенствуется работа с фрагментами из монографий, научно-популярной и художественной литературы; усложняются приемы, анализ общих явлений, поступков, суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается переход от заданий, связанных с получением информации, к аналитическим; от констатации очевидных фактов к выявлению скрытых сведений.

Исследовательская деятельность продолжается во время выполнения обучающимися домашнего задания по материалу не из учебника. Далее происходит обучение приемам систематизации, обобщения материала. Обучающи-

еся составляют развернутый план-конспект, аннотацию, кластеры, выписывают тезисы по теме урока.

Эффективный прием, используемый нами на уроках истории, — построение структурно-логических схем, которые помогают выстроить знания в систему, обеспечивают выделение и осознание главного в учебном материале, а также способствуют эффективному и прочному закреплению знаний. Слабоуспевающим ученикам структурно-логические схемы необходимы как логическая опора — это знания для зоны их ближайшего развития.

Предполагаемый результат систематического использования приема выражается в сформированное™ следующих умений:

• устанавливать внутренние и внешние связи между фактами, событиями, явлениями;

• синтезировать, т. е. создавать, целостную схему из разрозненных блоков или элементов материала;

• обобщать материал для получения целостного представления об изучаемой теме.

Следующий этап — творческо-поисковый. Если на ранних этапах обучающиеся осваивают отдельные элементы исследовательской деятельности, то на данном этапе обучающиеся создают исследовательские работы (проекты).

На уроках истории нами используются задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у обучающихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.

При рассмотрении наиболее дискуссионных проблем отечественной истории нами используются уроки-практикумы. Например, при изучении темы «Правление Ивана IV» при работе над эссе «Опричники. Кто они — «око государево» или картели?» нами используются документальные материалы той эпохи, что позволяет расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся, наиболее эффективно применить их на практике. Работа с документом приближает к изучаемой эпохе, событию, создает особый эмоциональный фон восприятия, а учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная роль преподавателя, который выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы обучающихся.

Исследовательская деятельность может носить учебный и научный характер и осуществляется во время занятия и во внеурочное вре-

мя. Момент первичного включения обучающихся в собственную исследовательскую деятельность является наиболее сложным.

Эффективным методом, позволяющим начать исследовательскую работу, является проведение социологических мини-опросов, анкет, интервью по различным темам, которые позволяют сформулировать проблему. Такая работа пробуждает у обучающихся интерес к началу работы.

Решая задачу первичного включения обучающихся в исследовательскую деятельность, мы, как и большинство педагогов, стараемся подобрать интересную и полезную для них тему исследования. Так, при изучении темы «Культура» обучающиеся проявляют гораздо больший интерес к проблеме ценностей, нежели к другим вопросам, предлагаемым для изучения.

Важным этапом является подготовка к публичному выступлению и само выступление. Данные навыки будут востребованы при защите курсовых и выпускной квалификационной работы.

Таким образом, планомерная, систематическая работа по организации исследовательской

деятельности обучающихся при изучении истории и обществознания позволяет нам:

- осуществить более глубокое освоение учебного материала, значительно расширить кругозор обучающихся;

- познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;

- сформировать умения построения алгоритма эксперимента, а также выбора и использования методов анализа его результатов;

- научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;

- приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результатов.

- научить обучающихся выделять из потока информации события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. В. Мажирина, преподаватель, заведующая музеем ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

Будущее России неразрывно связано с развитием творческого, научного и профессионального потенциала молодежи. России, без сомнения, нужны талантливые ребята, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить, поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей любой профессиональной образовательной организации (ПОО).

Творческие задатки и способности есть у любого обучающегося. Чтобы они проявились необходимо включить ребят в активную творческую деятельность. В Кемеровском коммунально-строительном техникуме (ККСТ) сформирован квалифицированный состав педагогов, имеющих достаточный стаж педагогической деятельности и опыт подготовки специалистов. Мы понимаем, что роль профессионального и творчески работающего коллектива, энергичного, мобильного в подготовке работников нового ти-

па трудно переоценить. Другими словами, каждый преподаватель на своем рабочем месте оттачивает определенную грань в творческом становлении будущего специалиста и просто человека. Музей истории техникума выполняет такую же функцию.

Качество профессионального образования зависит не только от профессионального становления специалиста, но и от того, какие ценности, нормы молодежь приобретает в процессе получения образования. Современные реалии убеждают нас, что это не менее важная составляющая в процессе формирования «нового» специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.