Научная статья на тему 'Формирование и оценка универсальных учебных действий обучающихся посредством организации индивидуальной проектной деятельности'

Формирование и оценка универсальных учебных действий обучающихся посредством организации индивидуальной проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коровкина Н. И., Филонова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и оценка универсальных учебных действий обучающихся посредством организации индивидуальной проектной деятельности»

курс по дисциплине «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста». Размещены лекционный материал, практический материал, тестовые задания, презентации, вопросы и задания для подготовки к самостоятельной внеаудиторной работе. У каждого студента имеется логин и пароль для доступа в личный кабинет.

Объем времени на самостоятельную работу определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий, примерной и рабочей программой учебной дисциплины. В своей работе мы постарались мотивировать студентов на выполнение самостоятельной работы. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в методическом пособии, при написании курсовой или выпускной квалификационной работы, при подготовке публикации, для портфолио, для сдачи квалификационного экзамена, для успешного прохождения практики, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.

Например, по МДК «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов

деятельности детей дошкольного возраста» студенты в ходе самостоятельной работы закрепляют полученные знания, систематизируют их и профессионально применяют их на практике с детьми. При выполнении такого задания, как отработка техники показа рисования для детей дошкольного возраста, студентам необходимо изначально подобрать техники рисования по своей возрастной группе, проанализировать их, затем подобрать материал, который был бы доступен детям, самостоятельно выполнить задания, перед тем как учить детей рисовать. Когда студенты выходят на практику к детям, им легко отрабатывать разные виды деятельности, потому что они уже самостоятельно поработали в «домашних» условиях.

Можно отметить, что рациональное управление процессом обучения обеспечивает становление специалиста, отвечающего требованиям социального заказа. Продуманное привлечение студентов к поиску способов овладения специальными приемами учебной деятельности, направленными на качественное усвоение учебного материала, развивает их инициативность и самостоятельность. Поэтому самостоятельная внеаудиторная работа является главным резервом повышения эффективности подготовки специалиста.

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. И. Коровкина, заместитель директора по научно-методической работе Прокопьевского промышленно-экономического техникума О. В. Филонова, методист

Подготовка обучающихся в профессиональных образовательных организациях ориентирована на практику, но успех на практике невозможен без умения осмыслить собственную деятельность, умения решать возникающие жизненные и профессиональные проблемы. При реализации в рамках ОПОП СПО ФГОС среднего общего образования насущным вопросом является обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей содержания образования, наряду с традиционным изложе-

Н. И. Коровкина О. В. Филонова

нием предметного содержания конкретных дисциплин.

Перед педагогами стоит задача развития способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование «умения учиться».

В соответствии с типологией, предложенной ФГОС СОО, универсальные учебные действия (УУД) разделены на группы:

• личностные — действия, обеспечивающие функции жизненного, личностного, профессионального самоопределения; смыслообразо-вания и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации обучающихся;

• регулятивные — действия, связанные с принятием и удержанием учебных целей, планированием, контролем, оценкой и рефлексией;

• коммуникативные — применение речевых средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, готовность слушать собеседника и вести диалог, конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих и т. д.;

• познавательные — действия по владению способами решения проблем творческого и поискового характера, использованию зна-ково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, владению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, отнесению к известным понятиям.

Как отмечают исследователи, по своей природе УУД представляют собой способы осуществления разных видов деятельности [2]. Сформировать УУД — значит передать обучающемуся во владение и пользование различные способы действия регулятивного, коммуникативного, познавательного характера.

По своему масштабу УУД соотносимы не с предметом, не с учебной деятельностью,

а с жизнедеятельностью человека. Формируются они внутри учебного процесса за счет и благодаря предметному знанию, опыту учебной деятельности и учебной коммуникации; знание выступает естественной и необходимой основой их формирования, но назначение УУД связано не с учебной, а жизненной успешностью человека.

УУД не существуют и, соответственно, не развиваются вне деятельности человека. Совокупность универсальных способов действия дает возможность человеку, который ими владеет, эффективнее осуществлять деятельность на всех ее этапах: целеполагания, планирования, выбора рационального действия, контроля, оценивания и рефлексии [2].

Обеспечить формирование универсальных учебных действий призваны все форматы урочной и внеурочной деятельности обучающихся, используемые в образовательном процессе при реализации ФГОС среднего общего образования.

Технологии развития УУД предусмотрены Программой развития универсальных учебных действий, которая в числе прочих задач содержит формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В связи с этим образовательная организация призвана создать эффективные условия для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Необходимо обучить студентов умению создавать новое знание и на этой основе предвидеть, прогнозировать, проектировать. То есть осуществлять проектную деятельность как целенаправленную деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, творческих, практических задач по достижению результата. Непременным условием данного вида деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Организация индивидуальной проектной деятельности происходит в ходе работы над индивидуальным проектом, который выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме

в рамках одной или нескольких изучаемых дисциплин в любой избранной области деятельности. Согласно требованиям ФГОС СОО, индивидуальный проект выполняется в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

В Прокопьевском промышленно-экономиче-ском техникуме организация работы по выполнению индивидуального проекта регламентируется соответствующим положением, согласно которому предполагается соблюдение следующих этапов: организационно-подготовительного, исследовательского, заключительного.

На первом этапе осуществляется выбор темы, который должен основываться на осознании проблемы, ее актуальности, практической значимости, возможного творческого решения проблемы, интересе и возможностях обучающегося.

В соответствии с выбранной темой обучающийся под руководством преподавателя определяет цель и формулирует задачи проекта. Цель должна быть значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Задачи должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, то есть достижимыми.

После того как тема выбрана и утверждена, определены цель и задачи, составляется план работы по выполнению индивидуального проекта, включающий этапы и сроки выполнения, форму представления, содержательные, визуальные, технические требования к итоговому результату проекта.

Исследовательский этап предусматривает отбор и изучение источников по теме проекта, сбор материала, его изучение, анализ, обобщение и выполнение итогового продукта, если он предусмотрен в рамках проекта.

На заключительном этапе обучающийся осуществляет оформление результатов проекта, а также подготовку к публичной защите проекта.

На каждом этапе работы над индивидуальным проектом формируются определенные универсальные учебные действия. На организационно-подготовительном этапе осуществля-

ется формирование регулятивных универсальных учебных действий: обучающиеся учатся организовывать и планировать свою деятельность. На исследовательском этапе формируются познавательные и коммуникативные УУД, так как обучающимся необходимо самостоятельно собрать и обработать материалы из различных источников, а также полно, точно, логично и последовательно выразить свои мысли в работе. На заключительном этапе обучающиеся должны оценить полученный результат, осуществить рефлексию, а также донести свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, с учетом своих учебных задач, что соответствует коммуникативным и регулятивным УУД.

Выполнение индивидуального проекта позволяет не только формировать УУД обучающихся, но и оценивать уровень их сформи-рованности. Актуальным для педагогов, обеспечивающих руководство индивидуальной проектной деятельностью, является разработка критериев оценки индивидуального проекта, отражающих в том числе соответствующие показатели регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Результаты выполнения индивидуального проекта согласно ФГОС среднего общего образования должны отражать:

• сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

• способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

• способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов [1].

Проанализировав требования ФГОС СОО к результатам выполнения индивидуального проекта, педагоги техникума определили критерии оценки выполнения проекта (табл. 1).

Таблица 1

Критерии оценки выполнения проекта

1. Сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления

1.1 Свободное владение материалом при представлении доклада

1.2 Точность, четкость, лаконичность речи, соблюдение норм речевой культуры при выступлении

1.3 Демонстрация способности аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать собственную точку зрения в процессе защиты проекта

1.4 Демонстрация способности анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и т. д.

1.5 Самостоятельность при формулировании обоснованных выводов, интерпретации и оценке полученных результатов

2. Способность к инновационной, аналитической, интеллектуальной деятельности

2.1 Обоснование актуальности, теоретической, практической значимости темы проекта

2.2 Полнота обоснования проблемы проекта (исследования)

2.3 Наличие в работе творческого подхода, собственного оригинального отношения автора к идее проекта

3. Сформированность навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей

3.1 Соответствие выбранных методов цели и содержанию проекта

3.2 Глубина раскрытия темы проекта, выходящая за рамки учебной дисциплины

3.3 Полнота, логичность изложения теоретической базы в соответствии с проблемой проекта

3.4 Демонстрация способности обрабатывать информацию (систематизировать, группировать, структурировать, визуализировать)

3.5 Демонстрация способности раскрывать содержание работы в соответствии с заявленной темой

3.6 Качество оформления выполненной работы в соответствии с требованиями

3.7 Обоснование практической значимости продукта, определение способов его применения

4. Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов

4.1 Четкость, ясность формулировок цели и задач в соответствии с темой проекта

4.2 Формулирование, обоснование гипотезы (для исследовательских проектов)

4.3 Представление в плане работы логичной поэтапной схемы действий по достижению цели проекта

4.4 Последовательное выполнение этапов проекта в соответствии с целью

4.5 Поиск, отбор и использование информации из разнообразных источников, обеспечивающих полноту содержания проекта

4.6 Структурированность результатов исследования на основе собранных данных, направленных на достижение цели проекта

4.7 Качество оформления презентации и демонстрационного материала

4.8 Согласованность презентации и текста доклада, соблюдение регламента защиты проекта

Индивидуальная проектная деятельность способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, самостоятельно организовывать процесс обучения. Поэтому задача педагога — грамотно организовать образовательный процесс, обеспечивающий формирование всех видов универсальных учебных действий, которые выступают ведущим фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний и развития в целом.

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413). — Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/70188902/paragraph/ 2036:1.

2. Беглова Т. В. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования / Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г.Теплиц-кая. — Самара: Издательский дом «Федоров», 2017. — 304 с.

3. Индивидуальный проект: содержание, оформление, защита / Т. А. Чекалина, Ю. П. Ашихмина, О. В. Белинская и др. — Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. — 54 с.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Н. А. Фесикова, методист Государственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово

т. П. цейко, преподаватель

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, повышения социального статуса таких обучающихся.

Для данной категории людей формируется социальная и экономическая политика. Тем не менее выпускники с ОВЗ продолжают сталкиваться с проблемами, наиболее важными из которых являются:

• трудности, связанные с трудоустройством;

• физическая недоступность и техническая неприспособленность рабочих мест, представленных на рынке труда;

• ограничение доступа к образованию и удовлетворению социально-культурных потребностей.

Вследствие чего выпускники с ОВЗ становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысокая возможность получения образования, немногие из них заняты трудом. Свои семьи имеют единицы. В социуме они наиболее уязвимы.

ГПОУ г. Кемерово предоставляет образовательные услуги по программам профессионального обучения выпускникам коррекцион-ных школ и школ-интернатов VIII вида — лицам с ОВЗ. Всякий труд достоин уважения, к выполнению любой работы надо относиться ответственно — к этому выводу надо готовить обуча-

Н. А. Фесикова

т. П. цейко

ющихся с первого курса. Подготовка их к жизни в условиях реального мира — главная задача воспитательно-образовательного процесса учреждения.

Из общего числа обучающихся — 19 % инвалиды, не имеющие возможности трудоустроиться, 79 %% — с задержкой интеллектуального развития. Тем не менее трудоустройство выпускников ГПОУ г. Кемерово составляет 71 %. Но вот вопрос их закрепления на производстве остается открытым и сложным. Работодатели, как правило, не желают продолжать трудовые отношения с такой категорией рабочих. Они предпочитают принимать специалистов с опытом работы и владеющих профессиональными компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.