РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
THE DEVELOPMENT OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS OF RURAL SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF NATURAL-SCIENCE DISCIPLINES
А,А. Сыромятников, A.A. Syromyatnikov,
E.B. Иконникова, Т.Ю. Ронжина E.V. Ikonnikova, T.Y. Ronzhina
Метапредметные результаты обучения, общеучебные умения и навыки, универсальные учебные действия, сельская школа, дисциплины естественнонаучного цикла, проектная деятельность, исследовательская деятельность.
В статье рассматриваются проблемы внедрения федерального государственного образовательного стандарта в образовательный процесс, особенности, возникающие при этом в условиях сельской школы. Предлагается и обосновывается методика развития универсальных учебных действий учащихся сельской школы на основе проектной, исследовательской деятельности во внеурочное время на материале дисциплин естественнонаучного цикла.
Meta-subject learning outcomes, general learning skills, universal learning actions, rural school, natural-science disciplines, project activity, research activity.
The article deals with the problem of implementation of the Federal state educational standard in the educational process, and its features occurring in rural schools. The article also proposes and justifies the method of development of universal learning actions of rural schoolchildren on the basis of project and research activities after school based on the material of natu-ral-science disciplines.
На современном этапе развития системы образования нашей страны сделан акцент на деятельностной основе обучения, главным компонентом которой являются общеучебные умения и навыки, или универсальные учебные действия (УУД). Их развитие является одним из факторов подготовки личности, способной к развитию, к самостоятельному творческому выбору.
Очевидно, что для эффективного формирования и развития УУД необходима соответствующая дидактическая и методическая база. На сегодняшний день необходимое методическое и дидактическое обеспечение в этом вопросе получило начальное общее образование. На ступени основного и полного общего образования отмечается недостаточность ме-
тодик развития УУД, инструментов оценивания и т.д. Как показало наше исследование, около 50 % учителей биологии, географии, химии испытывают трудности при переходе на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и в качестве основных отмечают нехватку методических рекомендаций для проведения занятий и методик определения уровня сформированности УУД. В то же время сельская школа является существенной частью образовательного пространства России, поскольку сельская местность занимает около 40 % территории страны. Образовательный процесс в традиционной малочисленной сельской школе также имеет свои особенности по сравнению с городскими школами, что может накладывать определенный от-
<
аз
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш m н о
Рн < ^
CJ ^
о о с Р
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
i и
«
и и
V S
ь
U
<с
Pi
и
и
S
т
н
и
W PQ
печаток на методическое обеспечение этого процесса.
Таким образом, целью данной работы являются описание и обоснование методики развития универсальных учебных действий школьников на материале дисциплин естественнонаучного цикла в условиях сельской школы.
Под понятием «сельская школа» с точки зрения территориального их расположения объединяются разные школы. Это могут быть школы, практически входящие в черту города и значительно удаленные от городов, крупные школы с хорошо развитой инфраструктурой и небольшие школы с численностью обучающихся порядка ста человек, обусловливающей ее финансирование. Мы в рамках данного исследования говорим о традиционной сельской школе с небольшой численностью учащихся и удалением от города. В таких школах зачастую ограничено деловое информационное общение детей. Возникают трудности с формированием умений работы в коллективе, организаторских, коммуникативных способностей. Особенности функционирования сельской школы связаны не только с численностью учащихся, но и с условиями педагогической деятельности сельского учителя, так как учебная нагрузка учителя, как правило, состоит из учебных занятий по двум-трем предметам. Поэтому необходимо такое сочетание методов обучения, организационных форм, которые бы позволили процесс развития УУД учащихся сельской школы сделать более эффективным.
В отечественной педагогической науке и практике накоплен достаточно большой опыт развития общеучебных умений и навыков, не получивший достаточного обобщения (как для начальной ступени образования) в рамках методической поддержки реализации ФГОС. Он основан на использовании технологий проблемно-диалогического обучения, учебно-исследовательской, проектной технологии, технологии критического мышления, письменной дискуссии и т.п. Так, авторами [Смирнова, Бережная, 2015] показана эффективность организации исследовательской деятельности для
развития познавательных УУД при обучении биологии в 6 классе, положительные результаты применения проектной деятельности как средства формирования УУД при обучении общей биологии [Хлапушина, Савина, 2015]. Использование таких технологий в обучении, безусловно, позволяет получить не только предметные результаты обучения, но и не менее важные метапредметные результаты. Однако достижение метапредметных результатов невозможно в рамках одного предмета. Необходима системная деятельность, направленная на развитие УУД на всех предметах школьного курса и всех ступенях обучения. Именно систематическая проектная деятельность позволяет научить и закрепить навыки целеполагания, составления плана действий по решению проблемы, прогнозирования, оценки результата. Развитие познавательных общеучебных и логических УУД может обеспечить исследовательская деятельность. Предметы естественнонаучного цикла (химия, география, биология) из-за специфики, содержания, способов представления учебного материала, видов деятельности учащихся, с нашей точки зрения, обладают большим потенциалом для решения поставленной задачи и позволят реализовать как принцип системности, так и принцип систематичности при развитии УУД.
Для развития УУД в условиях сельской школы, где существует проблема наполняемости классов, мы предлагаем в качестве организационной формы внеурочную деятельность. Кружковая работа в рамках программ дополнительного образования позволяет объединить детей разных возрастных групп. Реализация программ на основе интеграции дисциплин естественнонаучного цикла и использования проектной исследовательской деятельности как основного метода при организации обучения может оказывать значительное влияние на развитие отдельных групп УУД обучающихся.
Педагогический эксперимент по оценке эффективности предлагаемой методики был начат в 2014 году на базе сельской школы МКОУ «Большеничкинская СОШ № 5» Минусинского
района Красноярского края. Экспериментальное обучение проводилось в рамках программы дополнительного образования «Ландшафтный дизайн» с разновозрастной группой, в которую входили учащиеся 8-11 классов. Реализация программы основана на организации проектной с элементами исследовательской деятельности, связанной с озеленением пришкольного участка, созданием тематических цветников, в частности посвященных празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. По классификационным признакам проекты можно отнести к исследовательским и поисковым, по предметно-содержательной области - межпредметным, так как данная образовательная программа ориентирована на предметы естественнонаучного цикла и учителя сельской школы, как правило, осуществляют обучение по нескольким естественнонаучным предметам; по количеству участников - к групповым. Именно такая форма организации учебной деятельности позволяет решить одну из организационно-методических проблем сельской школы - трудность в развитии коммуникативных умений учащихся. Участие в групповых проектах позволит учащимся преодолевать однообразие контактов и форм взаимодействия, научиться выражать свои мысли и разрешать конфликтные ситуации.
На завершающем этапе работы, в сентябре, для участников предполагается представление результатов своей деятельности, продуктов, полученных в ходе проектной деятельности, - элементов ландшафтного дизайна школьного двора. Результаты работы в 2015 году были представлены на краевом смотре-конкурсе ландшафтных проектов «Геодекор» и признаны в номинации «Лучшая малая архитектурная форма».
Важным вопросом любой методики являются контроль и оценка достижений учащихся. Оценка метапредметных результатов обучения имеет свои особенности. Так, их нельзя проверить традиционными предметными тестами, необходим специальный инструмент измерения. На сегодняшний день нет стандартизированных тестов для оценки сформированное™ метапредметных результатов обучения учащихся старшей школы. Оценка должна осуществляться на основе уровневого подхода к представлению результатов реализуемого за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового. Инструментарий оценивания содержит письменные и практические работы, имеющие комплексный характер, строящиеся на межпредметной основе и содержащие задания по работе с текстом, задания с использованием логических операций, моделей, знаково-символических средств, схем. Материалы целенаправленных наблюдений, работы учащихся (листы наблюдений, самооценки, презентации) позволяют нам принять решение при оценке уровня развития регулятивных и коммуникативных УУД.
Для мониторинга развития УУД в ходе эксперимента нами была разработана авторская критериально-уровневая диагностическая карта для оценки уровня сформированности УУД, входящих в группы регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Динамика изменения уровня сформированности УУД в ходе эксперимента (табл. 1, 2) показывает прирост числа учащихся на формирующем этапе в группах со средним и высоким уровнем по всем исследуемым группам УУД.
Таблица 1
Результаты определения сформированности регулятивных и коммуникативных УУД
Этап эксперимента Уровень сформированности регулятивных УУД, % Уровень сформированности коммуникативных УУД, %
низкий средний высокий низкий средний высокий
Констатирующий 72,0 28,0 0 44,0 56,0 0
Формирующий 60,0 35,0 5,0 41,3 40,0 18,7
<
са
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш m н
о
Рн
<
CJ ^
О о
с Q
ё
0
1
к
i и
«
и и
V S
Ь
U
<С П И
И
S
т
н
и
w
PQ
Таблица 2
Результаты определения сформированное™ познавательных УУД
Этап эксперимента Уровень сформированности познавательных общеучебных УУД, % Уровень сформированности познавательных логических УУД, %
низкий средний высокий низкий средний высокий
Констатирующий 80,0 20,0 0 88,0 12,0 0
Формирующий 69,3 28,0 2,7 70,7 24,0 5,3
Результаты педагогического эксперимента подтверждают обоснованность выбора педагогических технологий и организационных форм обучения для развития основных групп УУД учащихся сельской школы на материале дисциплин естественнонаучного цикла. Полученные результаты являются статистически значимыми.
Таким образом, внеурочная деятельность учащихся на основе индивидуальной, групповой проектной и исследовательской деятельности при реализации дополнительных образовательных программ позволяет не только получать ме-тапредметные результаты обучения и межпредметные знания, но и развивать УУД. Предлагаемая методика развития УУД учащихся сельской малочисленной школы на материале естественнонаучных дисциплин показала свою эффективность и может быть рекомендована для дисциплин гуманитарного цикла.
Список сокращений
1. УУД - универсальные учебные действия.
2. ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.
Библиографический список
1. Смирнова Н.Э., Бережная О.В. Экспериментальная методика формирования исследовательской компетенции учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий при обучении биологии в 6 классе Ц Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 4 (34).
2. Хлапушина К.Б., Савина Л.Н. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 2 (10).