Научная статья на тему 'Применение приемов исследовательской деятельности на уроках обществознания'

Применение приемов исследовательской деятельности на уроках обществознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1417
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение приемов исследовательской деятельности на уроках обществознания»

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Л. А. Сафронова, преподаватель ГБОУ СПО «Тяжинский агропромышленный техникум»

Преподавательское слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.

В. Ключевский

В современных условиях одной из основных задач обучения является интеллектуальное развитие обучающихся, формирование исследовательских умений, создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей будущего специалиста в процессе обучения.

Под исследовательской деятельностью обучающихся понимают процесс решения творческой задачи, не имеющей заранее известного результата, который основан на освоении особенностей окружающей действительности.

Нужно отметить, что учебно-исследовательская деятельность имеет существенные отличия

от научно-исследовательской. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Образовательный стандарт определяет следующие результаты формирования исследовательских умений обучающихся:

• ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивные и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

• постановка проблемы и аргументирование ее актуальности;

• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

• планирование исследовательских работ (и выбор необходимого инструментария);

• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

В преподавании общеобразовательных дисциплин, в частности обществознания, основная задача состоит в том, чтобы прежде всего заинтересовать обучающихся процессом познания: научить их ставить вопросы и искать ответы, объяснять результаты, делать выводы. Внедрение исследовательского подхода в обучении обществознанию способствует усилению мотивации учебной деятельности.

На уроках обществознания ставлю следующие задачи:

1. Создание условий для формирования собственной позиции в системе социальных связей.

2. Содействие развитию у обучающихся умений использовать исследовательские методы познания для формирования общих представлений о мире, обществе, социальных отношениях.

3. Организация мотивированной учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

4. Создание условий для развития умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Основными критериями дифференциации, лежащими в основе деления обучающихся на типологические группы при организации исследовательской деятельности, являются уровень познавательного интереса, а также уровень сформированности исследовательских умений и навыков.

На уроке-исследовании создаю проблемную ситуацию. Ставлю вопросы, с помощью которых побуждаю обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности.

Используя в своей практике исследовательский метод, ставлю перед обучающимися позна-

вательные и практические задачи, требующие самостоятельного творческого решения.

Для достижения цели применяю такие приемы, как сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ известных фактов, оценка, эксперимент, управление исследовательской деятельностью. При применении исследовательского метода обучающиеся учатся исследовать учебную проблему, самостоятельно выдвигать гипотезы по решению задачи, делать обобщения по проблеме в целом.

В своей практике применяю следующие формы учебных занятий: урок решения познавательных задач, урок решения проблем, урок — защита рефератов.

При отборе содержания уделяю внимание формированию понятийного аппарата как одного из инструментов учебно-исследовательской деятельности на уроке. При изложении материала обязательно использую научные понятия и термины (особенно применяемые в части исследовательской работы), обращаю внимание на их этимологию, узкий и широкий научный смысл.

Исследовательская деятельность начинается на уроке. Обучающийся, используя различные источники знаний (текст учебника, документы эпох, картины, дополнительную литературу и т. д.), осваивая различные социальные роли (семьянина, государственного деятеля, гражданина и т. п.), формулирует проблемы, выдвигает гипотезы, анализирует, сопоставляет, делает выводы.

Использование приема построения СЛС (структурно-логических схем) помогает выстроить знания в систему, обеспечивает выделение и осознание главной цели исследования. В данном случае отрабатываются умения:

- устанавливать внутренние и внешние связи, способствующие осмыслению деятельности обучающимися;

- синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов, позволяющую в лаконичной форме решить поставленную задачу.

Используя данный прием, нужно помнить, что учебно-исследовательская деятельность на уроке должна опираться на рациональное или логическое мышление, позволяющее соединять понятия в суждения, находить связи между ними (закономерности) и делать умозаключения.

Интересным, на мой взгляд, является прием многоуровневого межпредметного сравнения: возможность проследить как горизонтальные, так и вертикальные линии сравнения, которые одновременно могут являться объектами сравнения. Многоуровневое межпредметное срав-

нение дает, прежде всего, целостное представление об изучаемых объектах и позволяет увидеть предмет во всех его многообразных связях, а значит, предложить несколько вариантов решения проблемы, поставленной в ходе исследовательской работы на уроке.

Предполагаемый результат систематического использования приема выражается в сформиро-ванности следующих исследовательских умений:

- проводить сравнительный анализ фактов, событий, явлений;

- устанавливать закономерности в общественном развитии сквозь призму основных научных подходов;

- находить аналогии и ассоциации в конкретной предметной области.

Прием системно-функционального анализа позволяет раскрыть смысловое значение ведущей содержательной линии курса — политикоправовой сферы жизни общества, исследовать систему с точки зрения механизмов действия, а значит, понимать сущность гражданско-правовой позиции государства, власти, общества.

Результат использования данного приема в учебно-исследовательской деятельности выражается в формировании конкретных умений у обучающихся: на основании предложенных целей урока обобщать материал, используя правовую терминологию.

В учебно-исследовательской деятельности невозможно обойтись и без дискуссионного метода обучения, который призван выявить существующее многообразие точек зрения участников дискуссии на ту или иную проблему и пути ее решения, при этом я стараюсь провести (при необходимости) всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого в соответствии с гражданско-правовыми нормами, сложившимися в обществе.

Работа в направлении развития учебно-исследовательской деятельности в значительной мере повышает мотивацию учения, ускоряет процесс формирования гражданско-правового сознания, что не может не сказаться на качестве знаний обучающихся и степени участия их в исследовательской работе, олимпиадах, общественной жизни техникума.

1. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. — Москва: Вербум, 2001.

2. Делор Ж. Образование: необходимая утопия (доклад ЮНЕСКО) // Педагогика — 1998. — № 5. — С. 3-24.

3. Кукушкин В. С. Психология делового общения.— Москва; Ростов-на-Дону, 2003.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — Москва,1997.

ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ

В. А. дубровская, кандидат педагогических наук, доцент, директор ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж»

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное) рассматривает пред-школьное образование как полноправное и полноценное звено государственной системы общего образования, обеспечивающее преемственность образовательного процесса плавным переходом детей в возрасте 5-7 лет от дошкольного к начальному школьному образованию. Концептуальной основой предшкольного образования яв-

ляется сохранение уникальности, самоценности старшего дошкольного возраста и развитие естественных возрастных приоритетов этого периода детства.

В мире распространен опыт, когда несколько родителей, собрав группу ребят, изъявляют желание, чтобы их детей учили конкретным образом. И государство, приняв от родителей подобное заявление, обязано финансировать этот процесс.

В США с 1965 года функционирует национальная программа Head Start, в которой участвуют примерно 1,3 млн добровольцев и 1400 некоммерческих организаций. В рамках программы предоставляются всесторонние услуги в сфере развития детей от 3 до 5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.