Научная статья на тему 'Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории'

Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории»

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

О. И. Сапожникова, преподаватель ГОУ СПО «Калтанский многопрофильный техникум»

Одним из путей повышения эффективности урока является организация самостоятельной работы. В современных социально-экономических условиях важно дать выпускнику организации среднего профессионального образования не только определенную сумму знаний, но и набор компетенций, которые бы позволили ему быть востребованным на рынке труда и занять лидерскую позицию в будущей профессиональной деятельности. Формирование таких качеств, как самостоятельность, ответственность, способность эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности зависит от опыта самостоятельной работы, накопленного в период обучения.

Самостоятельная работа — это мысль, мыслительный поиск нового знания. Цель моей педагогической работы — научить обучающихся мыслить, поэтому ценными представляются уроки, нацеленные на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, самобытное рассмотрение фактов, явлений, позволяющие осознанно и прочно усваивать материал, развивать способности и интерес к предмету.

Проводимая мною самостоятельная работа имеет и воспитательные цели: воспитание чувства любви к Отечеству, родному краю, активной гражданской позиции.

Считаю, что знания, побуждающие к мыслительной деятельности, должны отвечать следующим условиям: быть организованными в соответствии со структурой мыслительной деятельности, быть проблемными, необходимыми и достаточными.

Свою деятельность строю на следующих подходах: интеграция, а не противопоставление репродуктивных и творческих методов, совершенствование репродукции (работа с терминами, источниками, дополнительной литературой) и на этой основе формирование условий для мыслительной деятельности, позволяющей организовать творческую, исследовательскую деятельность обучающихся (анализ, синтез, систематизация).

С этой целью на уроках истории использую проблемное изложение материала, за-

четную форму обучения, применяю элементы игровых технологий. Игра вызывает интерес, вносит в занятие элемент состязательности. Проблемная ситуация, проблемный вопрос побуждают обучающихся мыслить, находить различные пути решения проблемы, предполагают поиск информации (найдите, установите, сравните, объясните).

Поэтому проблемные лекции, семинары, урок-дискуссия, урок-зачет, урок-игра, урок-пресс-конференция прочно занимают свое место в учебном процессе.

Моя задача как преподавателя состоит в том, чтобы направить работу, внести замечания, дополнения, подвести итоги и выставить оценки. Считаю, что любая самостоятельная работа на любом уровне имеет конкретную цель, которую четко формулирую до начала работы, указываю срок выполнения работы и ее объем. С этой целью веду журнал учета выполнения самостоятельной работы. Задания по самостоятельной работе снабжены списком источников, указаны формы выполнения задания (устно или письменно), время консультаций, используется коллективное обсуждение результатов работы (при этом вносятся необходимые уточнения, дополнения), проводится контроль (самоконтроль, взаимоконтроль), что воспитывает в обучающихся такое качество, как ответственность за выполненную работу. Для достижения положительных результатов самостоятельную работу строю с использованием элементов педагогики сотрудничества, уделяю большое внимание созданию благоприятного психологического климата на уроке.

В итоге обучающиеся правильно обозначают проблему в истории, находят пути решения этой проблемы, знают дискуссионные темы и умеют раскрывать их содержание.

В соответствии с рабочей учебной программой по дисциплине «история» обучающиеся должны уметь представлять результаты изучения в форме конспекта, реферата, использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации. С этой целью уделяю особое внимание работе с источниками. Это самые разнообразные виды документов (памятники художественного слова, исторические сочинения). Работа с источниками ставит своей целью отбор необходимой информации, анализ ее с точки зрения поставленного вопроса. Работа с документами приближает к изучаемому событию, помогает формированию собственного мнения обучающегося. При изучении темы «СССР накануне войны» предлагаю самостоятельную работу с документом «Договор о ненападении между Германией и СССР». Ставлю задачу проанализировать статьи договора, секретных протоколов, ответить на вопросы и дать политическую оценку пакта. При изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» обучающиеся работают с архивом участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла г. Калтан. Цель работы — собрать материал об участниках войны и тыла для зачетной работы. Это уже поисковая работа. Изучаемые источники, такие как письма солдат, благодарности командующих фронтов, не только помогают понять изучаемую тему, эпоху, но имеют большое воспитательное значение. Но самый главный источник — живое слово ветерана войны.

В техникуме ежегодно проходят встречи с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Обучающиеся узнали от ветеранов войны В. А. Ионова, Г. А. Исаева, В. Г. Марковского много интересного о грозной ракетной установке БМ-13, которую солдаты

ласково называли «Катюша», легендарном танке Т-34. Такие встречи не заменят никакие учебники. Собранный материал оформляется зачетной работой по теме «Наши земляки на фронте и в тылу». Сегодня обучающиеся готовят работы, посвященные 70-летию Великой Победы.

Проводимая мною работа ставит своей целью не только овладение навыками поисковой работы, развитие интереса к предмету, но и воспитание любви к Отечеству, родному краю, уважение и преклонение перед ветеранами войны и тружениками тыла. Написание зачетной работы — это не только поисковая работа, но и одна из форм исследовательской деятельности: составление плана, сбор информации из источников, книг, периодических изданий, Интернета, конспектирование, в ходе которого происходит осмысление материала, при этом обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, делать выводы. При подготовке зачетной работы обучающиеся приобретают навыки интеллектуального труда. Такие виды самостоятельной работы, как интервью, составление социологического опроса, позволяют получать информацию из первых рук, превращают обучающегося в исследователя. Интервью дает богатую информацию о бытовой стороне жизни, которая является важной составляющей истории общества в определенный период, о деталях событий, личном отношении участника к историческим событиям. Бывает, что мнение свидетеля событий не совпадает с общепринятой точкой зрения, представленной в учебнике, таким образом, субъективное мнение о развитии событий в переломные периоды жизни общества дает пищу для размышления, критического анализа, оценки исторического материала. По теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» даю задание взять интервью у ветерана войны. По теме «СССР в 1960-1990 гг.» предлагаю задание провести дома среди родственников опрос «Жизнь при Л. Брежневе», «Жизнь при М. Горбачеве», «Жизнь при Б. Ельцине».

Считаю, что самостоятельная работа способствует приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний по истории, что позволяет им решать познавательные задачи определенного класса, продвигаться от низших к высшим уровням мыслительной деятельности, самостоятельно пополнять свои знания, что, безусловно, поможет им занять лидерскую позицию в будущей профессиональной деятельности. В своей деятельности опираюсь на два принципиальных положения, вытекающих из требований к современному уроку:

1. Урок без самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся — это урок вчерашнего дня.

2. Если преподаватель стремится достичь на уроке усвоение главного, то для него совершенно обязательно сделать сущность этого главного целью самостоятельного мыслительного поиска обучающегося.

Преподаватель должен руководить этим процессом: подготовить материал, создать необходимые условия, при этом не забывая внести необходимые уточнения, разъяснения и дополнения.

Результативность такой деятельности: 100-процентная успеваемость по учебной дисциплине «история» в группах техникума, качественная успеваемость по итогам 2013/14 учебного года составила 65 %.

Таким образом, самостоятельная работа позволила:

1. Организовать индивидуальную поисковую деятельность обучающихся (работа с картотекой участников Великой Отечественной войны).

2. Овладеть логикой научного исследования (проведение социологического опроса, написание зачетной работы, сочинения), что, несомненно, поможет обучающимся в дальнейшем при обучении в вузах.

3. Правильно организовать свой учебный труд.

4. Самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания.

5. Осуществить воспитание таких важных качеств будущего специалиста, как ответственность, патриотизм, активная гражданская позиция (многие обучающиеся являются активными членами волонтерского движения), желание заниматься самообразованием.

1. Алексеева М. Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2003. — № 4.

2. Алексашкина Л. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2008. — № 4-5.

3. Антидзе Т. К вопросу о методах активизации самостоятельной работы студентов при изучении истории России : в кн. Новые технологии подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях. — Новокузнецк, 2005. — С. 227.

4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства. — М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.