Научная статья на тему 'Формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся'

Формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся»

воспитании молодёжи. Здесь проходят мероприятия с участием почетных гостей - выпускников училища, ветеранов войны и труда. Каждый из гостей - пример патриотизма, дисциплины, любви к избранной профессии. Каждый год музей посещают свыше 500 человек.

Ежегодное участие в областных, городских конкурсах, конференциях расширяет возможности музея, позволяет самим формировать традиции и проводить мероприятия по значимым для техникума датам. Так, в декабре 2013 года наше образовательное учреждение отметит свой 80-летний юбилей. И музей, как и все наше образовательное учреждение, ждет и готовится к этому событию.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

М. В. Пальцева, преподаватель истории ГОУ НПО «Профессиональное училище № 62», г. Междуреченск

Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм - это любовь к Родине, к Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями».

Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М. Е. Салтыков-Щедрин: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной». Из этих верных определений вытекает мысль о необходимости формировать у обучающихся любовь к Родине, к малой родине, интерес к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре.

Проблемы гражданского воспитания и становления личности как гражданина актуальны для современного общества. Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современ-

ной цивилизации, получившей название информационного или постиндустриального общества. Гражданско-патриотическое воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. На этом фоне актуальность гражданского воспитания в молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политике государства.

Необходимость усиления внимания к проблемам гражданского воспитания в современных условиях модернизации образования определяется рядом обстоятельств:

• обновлением системы образования, методологии и технологии организации воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа;

• необходимостью осмысления обучающимися процессов, протекающих в обществе, образовании, личностного становления;

• усилением гуманитаризации содержания образования;

• непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин;

• введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;

• изменением характера отношения педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;

• вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения.

Гражданское воспитание тесно связано с патриотическим. Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. Это позволяет активно участвовать в жизни общества и государства, развивает толерантность и уважение к другим культурам. Нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, «уничтожая» другой.

В последние годы заметно изменились ценностные ориентиры, мировоззрение молодежи в целом. Если в начале 90-х годов подростки в качестве примеров проявления патриотизма называли имена П. Корчагина, З. Космодемьянской, Ю. Гагарина, то в наши дни общественный идеал получает иную направленность. Подростки в ряды героев ставят людей предприимчивых, богатых, влиятельных. Причем положительное отношение к предпринимательству подростки объясняют тем, что не хотят, как их родители, работать весь день, не получая достойной зарплаты.

Основные направления воспитательной работы ПУ № 62: развить у обучающихся уважение к закону, приобщить к гражданской ответственности, заботе о благополучии своей страны, региона, города. Понятие «гражданин» имеет здесь не столько юридический характер, сколько социокультурный и нравственный.

Опыт работы нашего образовательного учреждения показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности (то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности) лучше усваиваются подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной позиции в обществе.

Воспитательная система училища учитывает в едином процессе две основные функции (обучающую и воспитывающую), интегрируя таким образом всю педагогическую деятельность.

Комплекс общественных дисциплин позволяет обучающемуся овладеть необходимым для будущей самостоятельной жизни запасом знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Большое влияние на подростка и его личность оказывают уроки истории. История и общество-

знание открывают широкие возможности для формирования личности обучающегося, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего города, семьи идет осознание себя частью страны, возможности повлиять на ее развитие.

Чтобы подобную работу обучающиеся смогли, а самое главное, желали выполнять, педагог должен быть готов всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. Я считаю, что сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители, пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому, приходя в училище, подростки ждут такого общения от своих преподавателей и старших товарищей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задаю на дом задания, которые можно выполнить только вместе с родителями, с учетом их опыта. Ярким примером такой работы стала научно-практическая конференция «Мои родные в годы Великой Отечественной войны», где обучающиеся предоставили материалы о жизни своих семей в годы войны, хранящиеся в семьях документы, письма, награды и многое другое.

Курс обществознания позволяет обучющимся успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника и пр.). Курс права направлен на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Так воспитывается не просто гражданин, а настоящий патриот своей Родины. Формирование у обучающихся гражданско-патриотических позиций на моих уроках осуществляется в следующих формах: исследовательские работы, правовые конкурсы знаний: презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности; правовые конференции и ролевые игры, беседы, эссе и многое другое. У обучающихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, преподаватели, с общественной жизнью, социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах города, области и страны.

Воспитать гражданина, патриота своей страны сложно, если он не ощущает себя частью своей малой родины, своего края. Поэтому стараюсь прививать любовь к малой родине и сопричастность к родной истории через поисковую и исследовательскую деятельность обучающихся в области краеведения: написание творче-

ских работ по истории Сибири, Кузбасса и города; участие в выездном мероприятии «Я - гражданин Кузбасса».

В своей деятельности особое внимание уделяю героике времен Великой Отечественной войны. В России нет ни одной семьи, в которой бы и по сей день не звучали отголоски Великой Отечественной войны. Но подрастающее поколение, к сожалению, все чаще и чаще воспринимает Победу над фашистской Германией просто как историческое событие, хотя 60 с небольшим лет для истории человечества - это совсем небольшой срок.

Как сохранить в сердцах молодежи память не только об историческом значении Победы 1945 года, но и помочь прочувствовать горькую, жестокую цену страдания и лишения русского народа? Как сформировать в сознании детей приоритеты мирной созидающей жизни, когда и в наши дни прослеживается тенденция решать проблемы и конфликты в мире военным и насильственным путем?

Стало традицией ежегодно проводить общеучилищные литературно-музыкальные компози-

ции «Музы вели в бой», где ребята читают стихи и поют песни военных лет, «Для зла нет срока давности», «Песни Победы».

Может быть, именно на таких мероприятиях кто-то из ребят впервые услышит в записи тех лет позывные «Священной войны», голос Левитана, объявление войны, песню из кинофильма «Белорусский вокзал» в исполнении Нины Ур-гант, песни в исполнении Булата Окуджавы «До свидания, мальчики», увидят видеохронику военных лет и Парада Победы на Красной площади. К этим мероприятиям обучающиеся готовятся самостоятельно или в микрогруппах.

Активная совместная творческая деятельность в образовательном учреждении направлена на решение общественных проблем, она позволяет самореализоваться, приобщает к работе в коллективе, помогает формировать у обучающихся чувство ответственности перед страной, обществом, в котором мы живем.

Образовательное учреждение является тем институтом, который вводит молодых граждан в мир нашего Отечества, и, чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций.

КРАЕВЕДЕНИЕ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

И. М. Богатое, Е. В. Богатова, преподаватели ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка»

...Истинный человек и сын Отечества

есть одно и то же...

Тот есть прямо благороден,

которого сердце не может не трепетать

от нежной радости

при едином имени Отечества...

А. Н. Радищев

В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач образования является воспитание патриотизма и гражданственности как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Актуальность этой задачи подчеркнута и в специальной программе «Патриотиче-

ское воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года.

Краеведение является одним из составляющих элементов исторического образования и патриотического воспитания. Краеведение - источник обогащения молодежи знаниями об истории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.