селе Марьевка, посетили музей советской писательницы Г Николаевой в селе Мазалово и актера П. Чернова, создателя образа Давыдова, в деревне Медведчиково.
В каждом селе бережно хранят историю родного края. Через каждое село прошла Великая Отечественная война. Здесь стоят обелиски и мемориальные стелы с высеченными именами погибших односельчан.
По традиции мы встречаемся с ветеранами Великой Отечественной и с грустью замечаем: все меньше и меньше остается их в маленьких сибирских селах. Настало время, когда не ветераны спешат к нам на традиционные встречи у памятника, а мы идем поклониться этим святым людям, последним воинам Великой Отечественной.
Летом 2010 года мы встретились с ветераном Великой Отечественной войны Дмитрием Федоровичем Ша-мовым. Это поистине замечательный человек, уроженец Емельяновки. Сейчас ему уже 86 лет. Как кадры из документального кино, перед нами проходила вся жизнь солдата. Создавалось ощущение, как будто это было только вчера. Рвутся снаряды, гибнут товарищи, солдаты идут в разведку. Вот первое ранение, госпиталь и вновь фронт... На войне Дмитрий Федорович лишился руки.
Мы не заметили, как пролетело время. Слушали, переживали и плакали, не скрывая слез. Такие встречи помогают стать чище, добрее и мудрее.
За три дня путешествия знакомимся с интересными людьми и историей края. Удивительна история наших сибирских сел с такими поэтичными названиями: Новославянка, Святославка, Вознесенка, Рождественка... Здесь еще помнят героев Гражданской войны, память о них хранится в сельских музеях. В каж-
дом селе мы записываем воспоминания старожилов, ухаживаем за памятниками. Рассказываем и о себе, о своем городе и колледже, представляем большую концертную программу, проводим дискотеку для сельской молодежи. И что очень важно, на этом мероприятие не заканчивается. В сентябре ребята на часах общения в группах нового набора рассказывают о своем путешествии, об интересных людях и удивительных встречах, показывают видеофильмы, фотоальбомы. А потом в течение года студенты и преподаватели ждут нового похода: обсуждают маршрут, формируют команду, готовят концертную программу.
За социально значимые проекты «Этот День Победы», «Автопробег по земле Кузбасса» студенты колледжа награждены грантами губернатора Кемеровской области.
Мониторинг программы по патриотическому воспитанию студентов колледжа показывает, что в процессе обучения возрастает ответственность ребят за свои поступки, формируется гордость за свое учебное заведение, город, Кузбасс; студенты отмечают положительную роль традиций в формировании коллективных и личностных отношений, в создании имиджа учебного заведения.
Таким образом, система патриотического воспитания в колледже формирует активную гражданскую позицию, воспитывает особую любовь к Родине, создает условия для развития государственного мышления, готовит молодежь к активной деятельности.
Сегодня мы сохраняем лучшие патриотические традиции и создаем новые, так как твердо уверены, что патриотизм нации и есть залог нашего будущего.
ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРУ И ИСТОРИЮ РОССИИ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ
Т. Т. Старикова, преподаватель русского языка и литературы, О. А. Ишимцева, преподаватель истории, ГОУ НПО ПУ № 8
Уроки литературы
Вот уже не первый год мы делаем упор на эстетическое воспитание обучающихся. Казалось бы, зачем всё это нужно? Ведь каждый обучающийся нашего училища пришёл к нам сюда с конкретной целью - получить определённую профессию. Но поскольку современное производство всё время повышает требования к современному рабочему, следовательно, и знания нужны самые разнообразные. Поэтому специалисты считают, что одной профессиональной подго-
товки недостаточно. Нужна высокая духовная культура, а именно:
- развитая способность разумно мыслить;
- тонко чувствовать и правильно поступать, решая любые вопросы своей производственной и непроизводственной жизни;
- необходима личная воспитанность.
Поэтому наша задача как педагогов не только давть знания обучающимся, но и воспитывать их нравственно и физически.
Главным направлением эстетического воспитания является воспитание патриотизма.
В статье 2 Закона РФ «Об образовании» важнейшим названо воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье. 11 июля 2005 года Постановлением Правительства РФ утверждена государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Поэтому неудивительно, что на данном этапе важнейшей задачей в нашей стране является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к её процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция.
С чего начинается патриотизм? Николай Добронравов, известный поэт-песенник, считал, что он начинается с любви к родному краю. В замечательной песне «С чего начинается Родина» из отечественного патриотического фильма «Щит и меч» он даёт нам ответ на этот вопрос. И здесь в понятных каждому человеку образах песня раскрывает истоки патриотизма.
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.
Вторая ступень идёт через воспитание любви к малой родине - деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям.
Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, а любовь к Родине - его финал. Мы же - промежуточная станция в этом процессе.
Литература принадлежит к той категории предметов, которые дают возможность развивать любовь к Родине, воспитывают лучшие гражданские чувства молодёжи, а внеклассные занятия по этому предмету только усиливают данную работу.
На своих занятиях мы никогда не обходили стороной героическую поэзию Великой Отечественной войны. Так, наши ученики всегда с особым трепетом воспринимали судьбы поэтов-фронтовиков, погибших в эти страшные годы. И хотя всё дальше уходит от нас время войны, их образы всё прочнее входят в наше сознание. Открываются новые имена армейских поэтов, отыскиваются их записные книжки, прибавляются новые страницы их творчества. Это стихи Б. Богатко-ва, В. Багрицкого, П. Когана, М. Джалиля, Ю. Севрука, И. Уткина, Н. Майорова, М. Кульчицкого и многих других. Поэзия Отечественной войны была героической поэзией. Пели, идя на смерть. И плакали над убиты-
ми, но только сильнее сжимали губы, только яростнее находили слова для стихов. Пронзительнее писали. И вслушиваясь в строки стихов этих поэтов (многие из них, кстати, были чуть старше наших нынешних учеников), ребята не могли не ощутить жар их сердец, их чистоту и глубокую веру в правоту дела, которому они отдали не только свой талант, а и жизни. И дети задумывались над строчками этих погибших молодых парней, чувствовали и серьёзность жизни, и ответственность свою, и живую связь юности той и своей. Ведь те, у кого война отняла жизнь, мечтали, как и наши обучающиеся, о счастье, о весне... Вечер этот назывался у нас так: «Строка, оборванная пулей».
Всегда с огромным интересом у нас проходили мероприятия, посвящённые военной лирике и военным песням Владимира Высоцкого. И хотя этот человек никогда не был на войне, он знал о ней всё. Чаще всего свои концерты он начинал именно с военных песен, пел их всегда стоя. Песни о войне поэт поднимал на ту нравственную высоту, с которой соизмерял и обычные, житейские поступки, помыслы человека в мирной жизни. В своём «военном» цикле Высоцкий говорил о том, о чём в своё время не принято было официально говорить: о трагедии войны, о страхе смерти, о штрафных батальонах, о героизме и трусости, о милосердии, о вечной вине перед павшими. Песни Высоцкого о войне - не воспоминания, это нечто, живущее в человеке сегодня как боль, глухая, но готовая в любой момент вспыхнуть с новой силой.
И вот такие встречи с песнями и поэзией Высоцкого оказывали порой на ребят куда большее нравственное влияние, чем многочасовые лекции по истории Отечественной войны.
На многие поэтические вечера, посвящённые героическому подвигу нашего народа не только на фронте, но и в тылу, мы приглашаем ветеранов войны и труда; частыми гостями становятся и киселёвские поэты. В своё время у нас побывали и Василий Липовой, и Николай Бабкин, частой гостьей стала и Любовь Головатова. Этим людям было что рассказать нашим ученикам.
Подобные мероприятия дают широкие возможности для воспитания патриотизма в наших детях.
Уроки истории
Уроки истории наиболее располагают к осуществлению задач патриотического воспитания, а значит, разработка каждого урока предполагает такое воспитание. Значение патриотического воспитания сложно переоценить, ведь именно патриотизм, любовь к Родине и самоотверженность дали возможность победить и выстоять нашему народу там, где сдались дру-
гие. Осуществление данной задачи у каждого преподавателя происходит по-своему, основываясь на традиции и желании каждого учителя. Мы выбрали наиболее приемлемый способ осуществления патриотического воспитания - это совместный поиск учителя и учащихся! Такое правило предполагает проведение разными способами рефлексии, где выясняется, какая потребность в знаниях по событиям истории России осталась у учащихся неудовлетворенной, а затем проводится по интересующим темам семинарское занятие или конференция, где участвуют как преподаватели, так и учащиеся.
Результатами такой деятельности становятся классные часы («Будущее, рожденное прошлым»), внеклассное мероприятие-аукцион («Дорогами российских войн»), турнир знатоков («Малая родина - дорога больших достижений»), классные часы, посвященные нашему городу и великим людям России, фамилии которых запечатлены в названиях его улиц. Планируется выход с поисковыми работами на межрегиональную конференцию по материалам изучения малой Родины как в пери-
од развития и становления города, так и его вклада в дело победы в Великой Отечественной войне.
23 февраля и 9 Мая на базе нашего училища проходят внеклассные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне: учащиеся представляют найденный ими материал, выступают на творческих вечерах и знакомятся с новыми интересными и пугающими фактами Великой Отечественной войны, с доблестью и мужеством ее участников.
Патриотическое воспитание - это примеры доблести и мужества, стойкости и отваги простых русских людей, которые борются за свое независимое самоопределение начиная с формирования нашего государства, еще в древности, до настоящего времени. Это каждый из нас, кто учится в школе, работает, но в трудные для нашей Родины годы готов всегда встать на защиту земли Русской.
Работая и общаясь с учащимися, можно с уверенностью сказать, что патриотизм живет в душе каждого юного гражданина нашей необъятной страны, необходимо только разбудить эти чувства и помочь им это осознать.
Я
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального и среднего профессионального образования
7.1. ... При формировании Основной профессиональной образовательной программы образовательное учреждение
- обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.
7.2. ... Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
-... в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов...
А