Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма через традиции коллектива'

Воспитание патриотизма через традиции коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма через традиции коллектива»

матические открытые мероприятия патриотического содержания на уровне лицея, принимает участие в конкурсах гражданско-патриотической тематики. Руководители групп Михеева Вера Викторовна., Чучина Наталья Сергеевна приняли участие во Всероссийском конкурсе методических разработок по организации гражданско-патриотического воспитания среди обучающихся системы НПО.

Патриотизм и гражданственность проявляются в поступках человека. Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического сознания, и наша задача приложить усилия, чтобы этот возрастной этап нашими воспитанниками был пройден достойно.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ КОЛЛЕКТИВА

Л. П. Гаранина, заместитель директора по воспитательной работе, ФГОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж»

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и в государственных программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 и 2011-2015 годы отмечается, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений государственной политики России в области воспитательной деятельности.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознания любви к своему Отечеству.

Любовь к Родине, стремление служить своей стране и своему народу, чувство национальной принадлежности не возникают сами по себе. Необходимо целенаправленно воздействовать на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой он родился и рос.

В Анжеро-Судженском политехническом колледже разработана и реализуется программа по патриотическому воспитанию студентов.

Целью Программы является создание системы патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания студентов для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности его защищать.

Содержание программы охватывает все уровни воспитательной деятельности: анализ содержания учебных дисциплин и определение их места в процессе становления патриотического сознания молодежи, активизация работы студенческих клубов («Эколог», «XXI век», «Зеленая лампа») и творческих студий, ежегодное участие в общественно-политических акциях всех уровней, целенаправленная работа музея

колледжа, изучение истории государственных символов России, связь с городскими общественно-политическими и молодежными организациями, поисково-исследовательская деятельность студентов, организация и проведение традиционных мероприятий, освещение результатов выполнения программы в средствах массовой информации.

Духовным стержнем программы являются традиции колледжа, которые играют интегрирующую роль, способствуют сближению студентов различных курсов и специальностей, вырабатывают общую ценностную основу.

С первых дней учебы в колледже студенты знакомятся с его традициями, осознают свою причастность к истории колледжа, Кузбасса, России; выстраивают свои отношения в коллективе и сами создают традиции.

В 1998 году на заседании студенческого совета колледжа было принято решение организовать акцию «Милосердие», направленную на поддержку и помощь ветеранам и детям-сиротам.

Студенты в приюте «Аист»

Студсовет решил поддержать ветеранов, которые раньше работали в колледже. За каждой учебной группой закрепили ветерана, и началась плановая ра-

бота. Постепенно в этот список ребята включили ветеранов войны, живущих в нашем микрорайоне. Среди подшефных дети войны, наши педагоги и работники, у которых по-разному складывается жизнь на пенсии, но внимание и забота дороги всем.

Митинг у могилы воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны

Сегодня в колледже 26 подопечных, и ходят студенты к ним не только вскопать огород, наколоть дров, убрать снег, но и поздравить с праздником, просто пообщаться. Ребята учатся у этих людей доброте, оптимизму, житейской мудрости. Акция переросла в Школу милосердия.

Вторым направлением Школы милосердия стало шефство над ребятами школы-интерната и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Аист».

Студенты помогают своим подшефным отремонтировать игровые площадки, построить снежный городок, организуют с ними праздники, игровые программы и, конечно, подарки, книги, игрушки собирают все студенты колледжа.

Этой традиции более 10 лет. В 2008 году за социально значимый проект Школа милосердия председатель студсовета была награждена грантом губернатора Кузбасса.

Особое значение мы придаем традициям, связанным с Великой Отечественной войной. В годы войны в нашем городе действовало 11 госпиталей, куда со всех фронтов везли раненых бойцов, и наши врачи, медсестры, горожане делали все, чтобы вернуть солдата семье и Родине. И все-таки 85 из них покоятся в братской могиле на кладбище нашего города.

40 лет назад наше учебное заведение возглавил ветеран войны Н. В. Костин, который сам лечился в одном из госпиталей, знал многих солдат и считал своим

долгом чтить их память. По его инициативе комсомольцы техникума 9 Мая положили венок на тогда еще безымянную могилу и провели первый митинг Памяти. Время шло. На этом месте был воздвигнут мемориал, высечены имена погибших, и не было года, чтобы студенты колледжа не приходили на это святое место. Так родилась традиция. Это мероприятие давно уже стало городским, но проводят его ребята нашего колледжа.

Студенты колледжа ведут документальную летопись, где собирают материал об истории мемориала, называют имена похороненных бойцов, рассказывают о судьбах ветеранов Великой Отечественной войны, которые ежегодно несут вахту памяти у могилы погибших товарищей.

Несмотря на то, что с момента окончания войны минуло 65 лет, люди и по сей день находят могилы своих родных. Вот уже второй раз приезжает в наш город на праздник Победы Юрий Павлович Замятин -сын погребенного в братской могиле фронтовика. В мае 2008 года он захоронил рядом с мемориалом капсулу с письмом к отцу. В 2009 году на этом месте была торжественно открыта установленная колледжем памятная плита. Так, живая память воспитывает живую гражданственность и патриотизм.

Другая традиция, которой в 2009 году исполнилось 40 лет - автопробеги по Кузбассу. Она возникла по инициативе замечательного человека, талантливого педагога, историка Иваньковской Д. Я., которая предложила заканчивать учебный год походом по историческим местам Кузбасса. Именно тогда группа студентов и преподавателей сели на велосипеды и отправились в свой первый велопробег.

Шли годы, велосипеды сменились автомобилями,

Автопробег по Кузбассу

но традиция осталась прежней. И сейчас, в конце каждого учебного года, члены совета самоуправления, спортсмены и творческая молодежь колледжа отправляются в трехдневный автопробег.

За эти годы мы объездили многие уголки нашей области. Были на родине русского поэта В. Федорова в

селе Марьевка, посетили музей советской писательницы Г Николаевой в селе Мазалово и актера П. Чернова, создателя образа Давыдова, в деревне Медведчиково.

В каждом селе бережно хранят историю родного края. Через каждое село прошла Великая Отечественная война. Здесь стоят обелиски и мемориальные стелы с высеченными именами погибших односельчан.

По традиции мы встречаемся с ветеранами Великой Отечественной и с грустью замечаем: все меньше и меньше остается их в маленьких сибирских селах. Настало время, когда не ветераны спешат к нам на традиционные встречи у памятника, а мы идем поклониться этим святым людям, последним воинам Великой Отечественной.

Летом 2010 года мы встретились с ветераном Великой Отечественной войны Дмитрием Федоровичем Ша-мовым. Это поистине замечательный человек, уроженец Емельяновки. Сейчас ему уже 86 лет. Как кадры из документального кино, перед нами проходила вся жизнь солдата. Создавалось ощущение, как будто это было только вчера. Рвутся снаряды, гибнут товарищи, солдаты идут в разведку. Вот первое ранение, госпиталь и вновь фронт... На войне Дмитрий Федорович лишился руки.

Мы не заметили, как пролетело время. Слушали, переживали и плакали, не скрывая слез. Такие встречи помогают стать чище, добрее и мудрее.

За три дня путешествия знакомимся с интересными людьми и историей края. Удивительна история наших сибирских сел с такими поэтичными названиями: Новославянка, Святославка, Вознесенка, Рождественка... Здесь еще помнят героев Гражданской войны, память о них хранится в сельских музеях. В каж-

дом селе мы записываем воспоминания старожилов, ухаживаем за памятниками. Рассказываем и о себе, о своем городе и колледже, представляем большую концертную программу, проводим дискотеку для сельской молодежи. И что очень важно, на этом мероприятие не заканчивается. В сентябре ребята на часах общения в группах нового набора рассказывают о своем путешествии, об интересных людях и удивительных встречах, показывают видеофильмы, фотоальбомы. А потом в течение года студенты и преподаватели ждут нового похода: обсуждают маршрут, формируют команду, готовят концертную программу.

За социально значимые проекты «Этот День Победы», «Автопробег по земле Кузбасса» студенты колледжа награждены грантами губернатора Кемеровской области.

Мониторинг программы по патриотическому воспитанию студентов колледжа показывает, что в процессе обучения возрастает ответственность ребят за свои поступки, формируется гордость за свое учебное заведение, город, Кузбасс; студенты отмечают положительную роль традиций в формировании коллективных и личностных отношений, в создании имиджа учебного заведения.

Таким образом, система патриотического воспитания в колледже формирует активную гражданскую позицию, воспитывает особую любовь к Родине, создает условия для развития государственного мышления, готовит молодежь к активной деятельности.

Сегодня мы сохраняем лучшие патриотические традиции и создаем новые, так как твердо уверены, что патриотизм нации и есть залог нашего будущего.

ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРУ И ИСТОРИЮ РОССИИ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ

Т. Т. Старикова, преподаватель русского языка и литературы, О. А. Ишимцева, преподаватель истории, ГОУ НПО ПУ № 8

Уроки литературы

Вот уже не первый год мы делаем упор на эстетическое воспитание обучающихся. Казалось бы, зачем всё это нужно? Ведь каждый обучающийся нашего училища пришёл к нам сюда с конкретной целью - получить определённую профессию. Но поскольку современное производство всё время повышает требования к современному рабочему, следовательно, и знания нужны самые разнообразные. Поэтому специалисты считают, что одной профессиональной подго-

товки недостаточно. Нужна высокая духовная культура, а именно:

- развитая способность разумно мыслить;

- тонко чувствовать и правильно поступать, решая любые вопросы своей производственной и непроизводственной жизни;

- необходима личная воспитанность.

Поэтому наша задача как педагогов не только давть знания обучающимся, но и воспитывать их нравственно и физически.

Главным направлением эстетического воспитания является воспитание патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.