Научная статья на тему 'Краеведение в патриотическом воспитании молодежи'

Краеведение в патриотическом воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1153
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краеведение в патриотическом воспитании молодежи»

ских работ по истории Сибири, Кузбасса и города; участие в выездном мероприятии «Я - гражданин Кузбасса».

В своей деятельности особое внимание уделяю героике времен Великой Отечественной войны. В России нет ни одной семьи, в которой бы и по сей день не звучали отголоски Великой Отечественной войны. Но подрастающее поколение, к сожалению, все чаще и чаще воспринимает Победу над фашистской Германией просто как историческое событие, хотя 60 с небольшим лет для истории человечества - это совсем небольшой срок.

Как сохранить в сердцах молодежи память не только об историческом значении Победы 1945 года, но и помочь прочувствовать горькую, жестокую цену страдания и лишения русского народа? Как сформировать в сознании детей приоритеты мирной созидающей жизни, когда и в наши дни прослеживается тенденция решать проблемы и конфликты в мире военным и насильственным путем?

Стало традицией ежегодно проводить общеучилищные литературно-музыкальные компози-

ции «Музы вели в бой», где ребята читают стихи и поют песни военных лет, «Для зла нет срока давности», «Песни Победы».

Может быть, именно на таких мероприятиях кто-то из ребят впервые услышит в записи тех лет позывные «Священной войны», голос Левитана, объявление войны, песню из кинофильма «Белорусский вокзал» в исполнении Нины Ур-гант, песни в исполнении Булата Окуджавы «До свидания, мальчики», увидят видеохронику военных лет и Парада Победы на Красной площади. К этим мероприятиям обучающиеся готовятся самостоятельно или в микрогруппах.

Активная совместная творческая деятельность в образовательном учреждении направлена на решение общественных проблем, она позволяет самореализоваться, приобщает к работе в коллективе, помогает формировать у обучающихся чувство ответственности перед страной, обществом, в котором мы живем.

Образовательное учреждение является тем институтом, который вводит молодых граждан в мир нашего Отечества, и, чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций.

КРАЕВЕДЕНИЕ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

И. М. Богатое, Е. В. Богатова, преподаватели ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка»

...Истинный человек и сын Отечества

есть одно и то же...

Тот есть прямо благороден,

которого сердце не может не трепетать

от нежной радости

при едином имени Отечества...

А. Н. Радищев

В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач образования является воспитание патриотизма и гражданственности как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Актуальность этой задачи подчеркнута и в специальной программе «Патриотиче-

ское воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года.

Краеведение является одним из составляющих элементов исторического образования и патриотического воспитания. Краеведение - источник обогащения молодежи знаниями об истории

родного края, средство воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств. Краеведение раскрывает студентам связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Актуальность данной темы определяется все возрастающим интересом подрастающего поколения к историческим истокам своей малой родины. Краеведческая работа - возможность молодежи приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных формах: экскурсиях, походах и т. д.

Среди духовных качеств любого современного государства, в том числе России, патриотизм занимает доминирующее положение, а беззаветная любовь граждан к своей Родине, государству, народу, его историческим достижениям лежит в основе политических и экономических успехов в международном пространстве. Это тем более важно, что значительная часть российского общества часто даже не задумывается о сущности и содержании патриотизма как общественного явления.

Современная наука полагает, что понятие «патриотизм» составляют следующие элементы: отношение к судьбам своего Отечества, уважение к его истории, к своим предкам, любовь к малой и большой Родине. Патриотизм, прежде всего, предполагает ревностное отношение человека к конкретным каждодневным делам для улучшения политического, экономического и военного положения Отечества, его обустройства, к роли в международном разделении труда, достойном развитии всех регионов государства, к защите интересов Родины. Уважение к истории государства, его предкам означает благожелательность по отношению ко всем своим соотечественникам, прежде всего землякам, являющимся гражданами данного государства, осознание единого общественного организма, его героического прошлого. Любовь к малой и большой Родине - это почитание места своего рождения и места постоянного проживания, любовь и забота о них, уважение местных традиций, преданность родной земле до конца своей жизни. Эта любовь простирается от своего дома, улицы, села, поселка, города до границ данного территориального образования. Следовательно, широта понимания границ своей родины, а также повседневная деятельность индивида, улучшение экономического и экологического состояния

родной территории - все это определяет степень патриотизма каждого гражданина, является критерием уровня его истинного патриотического сознания. Чем шире территория, которую индивид считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к Отечеству, чем более весом вклад в благополучие и процветание своей страны, тем большим патриотом является данный человек, тем выше его патриотизм.

Патриотизм - составная часть русской национальной идеи, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как символ мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства.

Исходя из этого, вполне можно согласиться с определением патриотизма, данным российским ученым А. В. Опалевым: «Патриотизм - это наиболее значимая ценность, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим достоянием личности, характеризующей высший уровень ее развития, и проявляется в ее активной деятельности на благо Родины. Патриотизм выражает любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в беззаветном служении своему народу, вплоть до самопожертвования».

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость за достижения и культуру своей Родины, желание сохранять её характер, культурные особенности и идентификацию себя, своей личности с народом.

Многие исследователи считают, что внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма - он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника и (или) студента, изучающего историю Родины только по книгам. Помочь в формировании осознанного чувства патриотизма могут занятия по краеведению, где всесторонне изучается территория родного края. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.

Чтобы понять отношение современной молодежи к истории своей малой родины, мы решили провести небольшой опрос среди студентов профессионального колледжа г. Новокузнецка. В ходе опроса студентам был задан вопрос: «Нужно ли изучать историю родного края, и почему?»

В результате проведенного опроса более 83 процентов респондентов дали следующие ответы: «Это интересно»; «Это важно знать, чтобы уважать историю предков»; «Всегда интересно, откуда ты родом».

Лишь 12 процентов опрошенных считают, что история родного края неинтересна и, соответственно, необязательна для изучения, и 5 процентов студентов ответили: «Не знаю. Никогда об этом не думал(а)».

Таким образом, абсолютное большинство студентов все же проявляют самостоятельный интерес к истории своего края.

Для повышения интереса к краеведению и привлечения к этой работе «незаинтересованной» части опрошенных нами организуются различные формы работы: факультативные краеведческие занятия и кружки, научно-практические конференции по краеведению, фото- и видеоконкурсы.

Одной из форм внеурочной деятельности может быть кружковая работа. Результаты занятий в кружке часто выносят на тематические вечера, конференции. В нашем колледже в рамках этого направления организован патриотический клуб. Участники клуба, помимо патриотической деятельности, занимаются и историко-краеведче-ской работой. Эта работа осуществляется в двух направлениях: теоретическом (лекции, беседы) и практическом (экскурсии, походы). В программе работы кружка важно выделить два момента: единство истории края, его частей с историей страны в целом и особенности исторического развития края.

Написание студентами исследовательских работ и представление их на научно-практических конференциях, участие в фото- и видеоконкурсах на краеведческие темы также могут являться полезными и увлекательными формами краеведческой работы и повышать интерес студентов к истории родного края. Эти формы работы позволяют студенту овладеть навыками поисковой деятельности (документы, опрос людей, имеющих отношение к исследуемой теме, и т. д.), развивают аналитические способности, умение связно, последовательно излагать текст, делать выводы и подкреплять их фактами.

При подготовке к конференциям и конкурсам студенты узнают интересные факты об истории своего города, села, знакомятся с людьми, сде-

лавшими важный вклад в развитие не только своего города, но и страны. Такие знания заставляют молодежь гордиться своими земляками, родным краем и развивают стремление стать полезными своему селу, городу, Родине.

Мы гордимся проделанной работой, результаты которой получили общее признание на конкурсах, конференциях и т. д.:

- конкурс «Памятники Новокузнецка» (2010/11 уч. г.);

- снят фильм «Вечное в памяти» (2011 г.);

- научно-практическая конференция «От Кузнецка к Новокузнецку» (2011/12 уч. г.);

- фотоконкурс «Кузбассом привык я гордиться» (2012/13 уч. г.);

- посещение студентами музеев «Кузнецкая крепость», «Новокузнецкий краеведческий музей», «Новокузнецкий литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского».

В рамках конкурса «Памятники Новокузнецка» студентам было предложено найти и сфотографировать любые памятники Новокузнецка, а также представить краткую историческую справку о них в виде доклада и мультимедийной презентации. Критериями для оценивания работ стали выступление, полнота и содержательность представленного материала, его информативность.

Лучшей студенческой работой был признан доклад Ксении Куликовой «Город - театр» об истории и развитии драматического театра в г. Новокузнецке.

К празднованию 66-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне студенты нашего колледжа сняли и смонтировали фильм «Вечное в памяти», посвященный героям Великой Отечественной войны, жившим и ныне живущим в Кемеровской области.

В марте 2012 года мы организовали и провели научно-практическую конференцию среди студентов колледжа, главной темой которой стала история нашего города, по трем периодам:

1. Кузнецк до ХХ века.

2. Советский период нашего города.

3. Новокузнецк (1991-2012).

По результатам работы секций были определены победители. В первой секции победу одержал Никита Козлов с темой «Кузнецкая Крепость: история и значение». Во второй секции наибольшую активность проявила Татьяна Абраменко с работой «Сталинск в годы Великой Отечественной войны». Победителем третьей секции стал Владислав Метелкин с докладом «Спортивный Новокузнецк».

В октябре 2012 года в колледже проходил фотоконкурс на тему «Кузбассом привык я гордиться», призванный показать достижения куз-бассовцев и красоту нашего края. Студенты представили на суд жюри фотографии людей или своих любимых мест Кузбасса. Номинации конкурса:

- «Герои живут рядом (актеры, музыканты, спортсмены и т. д.)»;

- «Природа Кузбасса»;

- «Памятники Кузбасса»;

- «Кузбасс - фронту»;

- «Трудовые династии».

Ребята проявили большой интерес к конкурсу, было предложено множество интересных работ. С победившими в конкурсе работами можно ознакомиться на сайте колледжа.

Также профессиональный колледж г. Новокузнецка активно сотрудничает с Новокузнецким краеведческим музеем, Новокузнецким литературно-мемориальным музеем Ф. М. Достоевского, историко-архитектурным музеем «Кузнецкая крепость». Посещая эти музеи, студенты узнают много интересных фактов из прошлого и настоящего нашего города, встречаются с людьми, внесшими огромный вклад в развитие нашего города и области.

Таким образом, включая краеведение в план работы со студентами, мы не только знакомим их с фактическим материалом, но и способствуем развитию любви и гордости за родной край, стремлению быть частью событий, достойных уважения земляков.

О РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «РОССИЯ - СТРАНА ГЕРОЕВ И ПОБЕД»

Д. А. Залазаев, преподаватель истории ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий технологический техникум»

Россия - это страна, которая обладает огромной и богатой на события историей. В 2012-м мы отмечали 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, но и в 2013-м продолжаем мероприятия Года истории в России. Год российской истории закончился, но мы не должны прекращать мероприятия, а наоборот, наращивать их количество. Так появился долгосрочный воспитательно-образовательный проект, который я реализую в нашем учебном заведении, «Россия - страна героев и побед». Он направлен на воспитание патриотизма, чувства гордости за страну, своих предков и их подвигов. История России - это история войн, ведь на всем протяжении своей истории России приходилось отстаивать свою независимость, сохранять целостность, защищать братские нам народы, часто одновременно в разных местах. Но время идет, и поколения забывают о событиях, которые были несколько веков назад, что не может не сказаться как на обществе, так и на государстве. Не зря при Президенте РФ существует комитет по защите истории. Мероприятия нашего проекта рассказывают об этих событиях, о героях того времени, о славе русского оружия. Готовый проект включает самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, подготовку докладов и презентаций самими студентами, а препо-

даватель лишь курирует их работу.

Первое мероприятие было посвящено Отечественной войне 1812 года и ее героям, а также героям России Первой мировой войны. Тема следующего мероприятия -герои русско-турецких войн и войн с Ираном. Ребята охотно занимаются подготовкой мероприятий, ведь они понимают значимость такой работы. Сейчас наша задача -выйти на городской уровень, чтобы ребята всех образовательных учреждений города были задействованы на базе социального центра молодежи в изучении нашей истории и передали бы эти знания другим.

Я бы хотел обратиться к вам, уважаемые коллеги, с просьбой, чтобы вы в своих учебных заведениях не только на уроках истории учили любить историю своей страны. Вспоминая героев былых времен, их подвиги, мы защищаем нашу историю от тех, кто пытается ее наполнить лжефактами, очернить заслуги нашего народа. К сожалению, таких недругов у России всегда было, есть и будет много, но мы, ныне живущее поко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.