Научная статья на тему 'Музей – хранитель истории начального профессионального образования'

Музей – хранитель истории начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей – хранитель истории начального профессионального образования»

ление россиян, как и наши деды и прадеды, дадим им достойный отпор.

«Можно не знать химию - и прекрасно разбираться в литературе. Можно не понимать физику - и быть отличным биологом. Но историю может не знать только дикий, невежественный человек, ибо история - это судьба твоего народа». Эти мудрые слова принадлежат учёному Дмитрию Лихачёву, названному ЮНЕСКО Человеком XX столетия. Действительно, не знать прошлое своей страны постыдно.

В Ленинск-Кузнецком технологическом техникуме 2012 год выдался богатым на мероприятия, посвящённые истории России. Встречи с обучающимися 1-го курса под девизом «Мы граждане XXI века» показали, что далеко не у всех студентов полностью сформирована активная жизненная позиция. С целью решения этой проблемы был создан клуб «Даёшь, молодёжь!», главная задача которого через уроки истории, обще-ствознания и внеаудиторную деятельность помочь обучающимся сформировать в себе черты гражданина-патриота, воспитать важные нравственные качества личности.

Работа клуба строилась на традиционных и нетрадиционных формах работы - в 2012 году были проведены викторина ко Дню космонавтики; городская интеллектуальная игра, посвященная бессмертному подвигу народа в годы Великой Отечественной войны (на базе городского

социального центра молодёжи); встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами. Интересно для ребят прошли встречи-дискуссии с молодыми политиками Ленинска-Кузнецкого на тему «Почему мы должны знать историю?»; круглые столы «Культура народов России», «Государственная политика в области сохранения исторического наследия»; молодёжно-патриотическая акция «Георгиевская ленточка». Студенты приняли активное участие в городской военно-спортивной игре «Орлёнок»; в городском интеллектуальном марафоне, посвящённом 70-летию Кемеровской области и 130-летию Кольчугинского рудника.

Результат этой работы очевиден. Обучающиеся имели прекрасную возможность реализовать творческие и организаторские способности, развить профессионально важные качества при проведении внеклассных мероприятий. Кроме того, такая работа позволила приобщить обучающихся к истории Отечества, героическому прошлому своего народа, к обсуждению важнейших проблем современного исторического процесса. Они учились этикету общения, умению работать в команде, самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации и организовывать совместную деятельность для достижения поставленной цели - всё это способствовало формированию их жизненного кредо.

МУЗЕЙ - ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. В. Коровинская, директор областного музея истории НПО, г. Новокузнецк

Современная система образования заинтересована в воспитании человека, способного к самостоятельным, ответственным действиям в политической, правовой и социальной жизни, человека, для которого гражданская активность и патриотизм являются условием личного и общественного благополучия, нормой поведения. В настоящее время все острее ощущаются проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения, развития толерантных отношений. Это подтверждают акты вандализма, безразличие к обычаям и традициям предков, неуважение к старшему поколению, слабый интерес к изучению истории родного края.

Решение общенациональных задач возможно через гражданско-патриотическое и духовно-

нравственное воспитание, которое является одним из важнейших направлений деятельности музея образовательного учреждения. Такой музей является важным звеном педагогического процесса, его деятельность помогает лучше усваивать накопленные человеком богатства: историю, культуру, традиции. Областной музей истории начального профессионального образования департамента образования и науки Кемеровской области и общественные музеи учреждений про-

фессионального образования образуют единую музейную сеть и выполняют социальную миссию по сохранению и широкому использованию в практике воспитательной и познавательной работы материалов и экспозиций, отражающих многогранную деятельность системы профессионального образования. Уникальность музеев данного профиля заключается в том, что они отражают историю становления и развития профессионального образования Кузбасса и России, расширяют круг интересов, активизируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют выработке научных взглядов и убеждений, помогают формировать культуру человека, обладая большими воспитательными возможностями.

Областной музей истории начального профессионального образования расположен в городе Новокузнецке, в профессиональном училище № 11. Основан музей был в городе Кемерове участником Великой Отечественной войны Вениамином Михайловичем Мазжериным. После его ухода из жизни все собранные им материалы перевезли на склад. Вновь музей был открыт 2 октября 1997 года в городе Новокузнецке при поддержке департамента образования Кемеровской области и его начальника Т. С. Паниной, а также по инициативе Кемеровского областного совета ветеранов начального профессионального образования Кузбасса во главе с его председателем П. С. Панковским. В музее организованы постоянно действующие экспозиции: «История профессионального образования в России и Кузбассе», «Заслуженные работники системы профессионального образования», «ВДСО «Трудовые резервы», «ФСО «Юность России», «Герои Советского Союза и Социалистического Труда», «Участники локальных войн» - все о выпускниках системы профессионального образования Кузбасса, а также «Художественное и техническое творчество».

Главная миссия музея - это сохранение и популяризация истории профессионального образования Кемеровской области, а также патриотическое и нравственное воспитание молодежи. Молодые люди как истинные патриоты должны знать историю своей семьи, города, образовательного учреждения и, конечно, историю той системы, в которой будут получать специальность или профессию.

Музей осуществляет комплексный подход к воспитанию патриотических и нравственных чувств у обучающихся на основе музейных экспозиций, где им показывают и рассказывают героику прошлого и настоящего, организуют различные конкурсы, краеведческие чтения, встречи

с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, ветеранами системы профессионального образования. Подобные мероприятия способствуют формированию патриотических чувств, воспитывают уважение к представителям старшего поколения, развивают чувство прекрасного, прививают любовь к избранной профессии, к родному краю, своей малой родине. Данные формы работы позволяют решать задачи по воспитанию активного гражданина, создавать необходимые условия для духовного развития личности.

Областной музей истории начального профессионального образования развивает совместную деятельность с государственными и общественными организациями. Сотрудничает с Федеральным музеем профессионального образования, обменивается опытом с его филиалами. Помогает найти ответы на важные вопросы в области музееведения руководителям музеев образовательных учреждений начального, а последнее время и среднего профессионального образования.

В 2007 году Российский государственный военный историко-культурный центр наградил областной музей истории начального профессионального образования знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию».

В текущем году областной музей провел поэтический конкурс «По родному краю», посвященный Году российской истории и 70-летию Кемеровской области. Конкурсные произведения оценивали лучшие эксперты в области поэзии, члены Союза писателей России: А. Д. Раевский, Т. Н. Николаева, А. А. Назаренко, Г. Е. Бондарен-ко. Это определило высокий уровень конкурсных работ. К рассмотрению принимались поэтические произведения в следующих номинациях: «Я живу на Российской земле», «Гордимся тобою, Кузбасс», «Мое призвание». Подведение итогов состоялось в форме литературной гостиной, где победители конкурса читали свои поэтические произведения и были награждены почетными грамотами департамента образования и науки Кемеровской области и денежной премией. Также Кемеровское областное отделение писателей юга Кузбасса общероссийской общественной организации «Союз писателей России» определило обучающихся, заслуживающих приз писательских симпатий. Эти участники конкурса были удостоены грамотами и памятными книгами.

Каждый поэт неповторим и своеобразен, но всех их объединяет любовь к родному краю. По словам А. Т. Твардовского, чувство малой родины с годами вырастает в любовь и преданность «той большой родине, что обнимет все малые».

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения - сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от того, насколько удалось привнести в душу ребят уважение к прошлому и настоящему своей Родины. Как ни велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. Данный конкурс призван прежде всего воспитать высокие патриотические чувства, вызвать живой интерес к жизни родного края.

Учитывая большое число присланных на конкурс работ и проявленное понимание важности развития литературных, патриотических и культурных традиций в молодежной среде, можно сделать вывод, что подобный конкурс весьма востребован, перспективен и, можно сказать, необходим.

Закончить хотелось стихотворением победителя областного поэтического конкурса «По родному краю» Маргариты Голубовской, студентки

Кемеровского профессионально-технического колледжа:

Кто-то ходит по берегу моря... А у меня все гораздо проще! И в радости я, и в горе Хожу по березовой роще. Здесь в полную грудь дышу я, Под небом чистым и синим. Как здорово, что живу я В прекрасной стране - Россия! Мы надеемся продолжать развивать музейное дело в учреждениях профессионального образования Кемеровской области, помогать воспитывать будущих профессионалов своего дела, ответственных и вовлеченных в общественную жизнь, с высоким уровнем гражданской позиции, с привитыми общекультурными ценностями. Сотрудниками областного музея делается многое, чтобы музей был интересен широкому кругу посетителей - педагогам и учащимся, музейным работникам, всем, кому не безразлична история образования.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ

Н. В. Пейпорт, преподаватель истории ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 25», г. Полысаево

Трансформация российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность.

Одним из ключевых направлений деятельности по повышению уровня воспитания и образования подрастающего поколения является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Прежде чем освещать возможные практические подходы

и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятий и терминов.

Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789-1793 годы. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики. В толковом словаре В. И. Даля: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

Что же такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на эти вопросы достаточно сложен. За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.