• совершенствование морально-психологической и физической подготовки обучающихся, воспитание преданности Родине;
• создание условий для укрепления здоровья обучающихся, пропаганда здорового образа жизни;
• вовлечение в сферу досуговой деятельности подростков сдевиантным поведением.
Программа мероприятий с допризывной молодежью училища в военно-спортивном лагере «Бригантина» согласована с военным комиссариатом города. Она включает все основные требования начальной военной подготовки.
Помощь в работе лагеря оказывают выпускники училища, отслужившие в рядах Российской армии.
Что это даёт нашим ребятам? Для парней - это курс начальной военной подготовки перед службой в армии. Для девушек - своеобразная практика по организации питания в экстремальных условиях. Условия проживания в лагере довольно суровые: палаточный лагерь, пища готовится на костре, дрова для которого ребята заготавливают сами в лесу, строгая военная дисциплина, соответствующие физические нагрузки.
День начинается с исполнения гимнов Российской Федерации и Кузбасса, затем проводятся физзарядка, водные процедуры в реке, утренний смотр палаток, территории, внешнего вида ребят, далее следует построение на прибрежном плацу, в центре которого развивается на мачте государственный флаг Российской Федерации.
После завтрака начинаются занятия, где будущие воины закрепляют теоретические знания, полученные
на занятиях клуба «Робинзоны». В программу входят строевая и огневая (стрелковая) подготовка, изучение тактики поведения в боевых условиях, десантирование на опорный пункт с воды, штурмом и криками «ура», военизированный кросс, стрельба из пневматической винтовки, преодоление в противогазе условно заражённого участка и т. д. С огромным азартом выполняют ребята задание по уничтожению из укрытия бронированной техники, для этой цели служит макет танка Т-34. Физическую подготовку они проходят, участвуя в мероприятиях по прикладному многоборью: кросс, прыжки в высоту и длину, метание гранаты, подтягивание. Встречи с ветеранами, работниками военкомата.
На занятиях клуба «Робинзоны», на слёте туристов «Тропою Гайдара» и в палаточном городке лагеря «Бригантина» ребята учатся «школе выживания», именно здесь накопленные и неизрасходованные в повседневной жизни чувства дружбы, взаимопомощи, сострадания, творчества находят мощный выход и делают дни, проведенные здесь, самыми памятными и счастливыми. Клуб «Робинзоны» - это еще и школа коллективизма, умение жить рядом с другими, стойкость, выдержка в сложных природных условиях, любовь к нашему краю, его прекрасной природе. Это и школа уважения к символике нашего великого государства, малой родины Кузбасса, это одна из действенных форм подготовки обучающихся не только к военной службе, но и к будущей взрослой жизни.
БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ И ПАТРИОТОМ - ДОСТОЙНО!
Н. А. Наумова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ НПО ПЛ № 49
Патриотизм и гражданственность - преданность и любовь к своему Отечеству, стремление служить его интересам, способствовать его укреплению.
События последнего времени подтвердили, что экономическая разобщённость, социальное расслоение общества, потеря духовных ценностей оказали отрицательное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры и искусства как факторов формирования патриотизма и гражданственности. Пути гражданского и патриотического воспитания намечены в Концепции модернизации образования, Письме Министерства образования Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (от 15.01.2003 г.), Постановлении Правительства РФ от 11.07.2005 № 422 «О государственной програм-
ме «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Постановлении Правительства РФ 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Гражданское образование предполагает гражданскую компетентность и нравственное воспитание подростков. Одним из обязательных результатов гражданского и патриотического воспитания является социальная активность воспитанников, когда знания, умения ценностные ориентации необходимо применять в деятельности, социальной практике.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в профессиональном лицее № 49 включает несколько направлений: клуб «Патриот» (руководитель - преподаватель лицея Лебедь Наталья Георгиевна), волонтёрский отряд «Энергия молодых» (руководитель - преподаватель лицея Давыдова Наталья Ми-
хайловна), лицейский музей (руководитель - мастер производственного обучения Хорунжая Ираида Ивановна), сотрудничество с общественными организациями. Все направления патриотического воспитания имеют общую цель: формирование патриотических чувств, социальной активности, гражданской ответственности в становлении социальной личности обучающегося лицея.
Каждое направление имеет программу, разработанную руководителем, и предусматривает вовлечение в свою деятельность обучающихся лицея.
Клуб «Патриот» реализует свою программу через применение метода ровесник ровеснику. Ребята, занимающиеся в клубе, проводят лектории для обучающихся лицея. В этом учебном году они приняли участие в проведении 36 классных часов, информируют обучающихся лицея об исторических событиях, происходивших в России, о правах и обязанностях гражданина России, выпускают тематические газеты, проводят мероприятия, связанные с патриотической тематикой. В ходе социологического опроса о работе клуба «Патриот» ребятам был задан вопрос: «Изменилось ли что-то в вас в процессе занятий в клубе?», на который получили ответы: «Мы лучше узнаём историю Отечества, с большим уважением стали относиться к истории нашей страны, к людям. Появилось желание делиться своими знаниями с ровесниками».
Воспитание уважения к старшему поколению, милосердие, умение увидеть чужую беду и безвозмездно помочь - вот цель работы волонтёрского отряда лицея «Энергия молодых». В отряде занимается 126 волонтёров. В этом учебном году ребята оказали помощь 40 семьям участников Великой Отечественной войны, инвалидов. Отзывы получивших помощь от волонтёров содержат искренние слова благодарности: «Ребята к работе отнеслись добросовестно: отчистили от снега двор, подъездную дорожку в переулке. Просим руководство лицея объявить благодарность. Ветеран труда, инвалид 2-й группы В. Б. Моргунов». «Благодарю ребят. Как увидела их, думаю, есть Бог на свете. Всё было в снегу. Всё убрали. Я очень благодарна!», - С.Д. Терещенко.
Однажды спросила ребят о том, что заставляет их помогать старикам, инвалидам, на что Шакиров Максим и Арутюнян Нарек ответили: «Начинаешь понимать то, что мы делаем, очень нужно нашему поколению».
Чувство патриотизма должно формироваться с любви к родному дому, близким, уважения к образовательному учреждению и делу, которым занимаешься. А что может лучше привить эти чувства как не музей. Музей истории ГОУ НПО ПЛ № 49 был открыт 5 мая 2005 года. В музее работают стационарные и передвижные экспозиции:
- История создания и развития лицея
- История и характеристика профессий, по которым обучаются в лицее
- История жизни и труда ветеранов лицея
- Галерея славы лицея, на которой представлены спортивные и творческие награды, а также благодарственные письма, полученные учреждением и учащимися в разные периоды истории лицея
- Форма учащихся разных лет
- Творческие работы учащихся
- История и характеристика символики России и Кузбасса
- Макет первого отдельного здания лицея.
Передвижные экспозиции посвящены следующей
тематике:
- История и современность Заводского района
- Вехи Великой Отечественной войны
- Летопись групп лицея
- Кузбассовцы - участники Великой Отечественной войны и локальных войн
- История системы начального профессионального образования
- История жизни и боевых подвигов ветеранов войны, проживающих в доме-интернате для инвалидов и престарелых
- Социальные партнеры лицея.
При музее истории лицея действует творческий поисковый клуб «Исследователь», участники которого активно занимаются поисковой деятельностью. В клубе занимаются 12 обучающихся. Ребята стараются вовлечь в работу музея все группы лицея.
Клуб «Исследователь» проводит работу с ветеранами лицея, направленную на оказание им помощи, а также сбор информации, изобразительных и документальных источников, относящихся к истории лицея; сотрудничает с музеем истории и этнографии КемГУ, а также краеведческим музеем г. Кемерово; в областном архиве г. Кемерово знакомится с информацией по развитию системы НПО и хлебопекарной промышленности Кузбасса и России; информацией, связанной с боевыми и трудовыми подвигами выпускников системы НПО разных лет, и использует ее (информацию) в работе клуба; члены клуба работают с ветеранами войны и труда, проживающими в доме-интернате для инвалидов и престарелых г. Кемерово, собирают материал об их трудовых и боевых подвигах.
В этом учебном году ребята, занимающиеся в клубе, принимали активное участие в областных конкурсах «Чудеса родного края», «Лучшая организация работы школьных музеев в патриотическом воспитании обучающихся».
Гражданско-патриотическое воспитание в лицее стало самостоятельным направлением в программе воспитательной работы руководителей групп с обучающимися. Каждый руководитель группы проводит те-
матические открытые мероприятия патриотического содержания на уровне лицея, принимает участие в конкурсах гражданско-патриотической тематики. Руководители групп Михеева Вера Викторовна., Чучина Наталья Сергеевна приняли участие во Всероссийском конкурсе методических разработок по организации гражданско-патриотического воспитания среди обучающихся системы НПО.
Патриотизм и гражданственность проявляются в поступках человека. Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического сознания, и наша задача приложить усилия, чтобы этот возрастной этап нашими воспитанниками был пройден достойно.
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ КОЛЛЕКТИВА
Л. П. Гаранина, заместитель директора по воспитательной работе, ФГОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж»
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и в государственных программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 и 2011-2015 годы отмечается, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений государственной политики России в области воспитательной деятельности.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознания любви к своему Отечеству.
Любовь к Родине, стремление служить своей стране и своему народу, чувство национальной принадлежности не возникают сами по себе. Необходимо целенаправленно воздействовать на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой он родился и рос.
В Анжеро-Судженском политехническом колледже разработана и реализуется программа по патриотическому воспитанию студентов.
Целью Программы является создание системы патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания студентов для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности его защищать.
Содержание программы охватывает все уровни воспитательной деятельности: анализ содержания учебных дисциплин и определение их места в процессе становления патриотического сознания молодежи, активизация работы студенческих клубов («Эколог», «XXI век», «Зеленая лампа») и творческих студий, ежегодное участие в общественно-политических акциях всех уровней, целенаправленная работа музея
колледжа, изучение истории государственных символов России, связь с городскими общественно-политическими и молодежными организациями, поисково-исследовательская деятельность студентов, организация и проведение традиционных мероприятий, освещение результатов выполнения программы в средствах массовой информации.
Духовным стержнем программы являются традиции колледжа, которые играют интегрирующую роль, способствуют сближению студентов различных курсов и специальностей, вырабатывают общую ценностную основу.
С первых дней учебы в колледже студенты знакомятся с его традициями, осознают свою причастность к истории колледжа, Кузбасса, России; выстраивают свои отношения в коллективе и сами создают традиции.
В 1998 году на заседании студенческого совета колледжа было принято решение организовать акцию «Милосердие», направленную на поддержку и помощь ветеранам и детям-сиротам.
Студенты в приюте «Аист»
Студсовет решил поддержать ветеранов, которые раньше работали в колледже. За каждой учебной группой закрепили ветерана, и началась плановая ра-