Научная статья на тему 'Итоги областного конкурса «Профессия, которую я выбираю»'

Итоги областного конкурса «Профессия, которую я выбираю» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги областного конкурса «Профессия, которую я выбираю»»

дорогой карьеры

Таким образом, работа отделения профессиональной подготовки — это не только способ заработать средства на развитие учебно-материальной базы, но и эффективная помощь в трудоустройстве и занятости молодежи Новокузнецка и близлежащих городов.

1. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. — М.: Эгвес, 2008. — 136 с.

2. Степин Е. И. Государственно-частное партнерство и занятость молодежи. Проблемы трудоустройства молодежи и некоторые пути их решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 2. — С. 12-15.

ИТОГИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «профессия, КОТОРУЮ я ВЫБИРАЮ»

Д. В. Траут, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования описаны личностные характеристики выпускника, к которым нужно стремиться обучающимся: осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, мотивированный на творчество и инновационную деятельность и др. [1]. Для раскрытия и развития творческой личности обучающегося необходимо создавать определенные условия, способствующие их творческой активности, разработать такую стратегию своей деятельности, которая предполагает реализацию современных подходов, разнообразных методов обучения, направленных на повышение творческого потенциала каждого обучающегося.

Так, например, через участие в конкурсных и олимпиадных движениях разного уровня проведения, сложности заданий, через подготовку к ним достигается поставленная задача по формированию личности выпускника, раскрытию его творческого потенциала.

Возможность участия в конкурсах является стимулом для плодотворной работы как обучающихся, так и преподавателей, их личностного и профессионального роста.

Конкурсное движение способствует повышению квалификации, развитию профессиональной компетентности, профессионализма педагога, побуждает его работать не в одном, а в нескольких творческих, исследовательских направлениях, созданию имиджа образовательной организации на рынке образовательных услуг в условиях существующей здоровой конкуренции.

В последние годы в Кузбассе придается большое значение конкурсному движению как в системе общего, так и профессионального образования. Четвертый год департамент образова-

ния и науки Кемеровской области совместно с ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» проводит областной конкурс про-фориентационных материалов «Профессия, которую я выбираю» для обучающихся образовательных организаций разных типов. Организованная конкурсная деятельность по данному направлению — это один из важных шагов к профессиональному самоопределению обучающихся [2].

Так, в 2016 г. состоялся областной конкурс профориентационных материалов «Профессия, которую я выбираю» для обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кемеровской области. Конкурс способствовал активизации профо-риентационной работы в образовательных организациях и обеспечению личностно ориентированного подхода подростков и молодежи к профессиональному самоопределению.

На конкурс поступила 221 работа из 117 организаций и учреждений Кемеровской области. По сравнению с конкурсными работами 20122014 гг. произошло значительное улучшение качества их выполнения и количественный рост (табл. 1), что подтверждает актуальность проведения данного конкурса.

В конкурсе приняли участие организации из 26 муниципалитетов Кемеровской области. Наибольшее количество организаций — участ-

дорогой карьеры

Таблица 1

Сравнительные данные по количеству работ и участников конкурса «Профессия, которую я выбираю»

Показатель 2012/2013 уч. г 2013/2014 уч. г. 2015/2016 уч. г

Количество работ 149 162 221

Количество участников 155 162 277

Количество образовательных организаций, в том числе: 78 91 117

профессиональные образовательные организации 36 19 35

общеобразовательные организации 22 51 62

организации дополнительного образования 1 4 4

детские дома и школы-интернаты 19 17 13

Количество социально-реабилитационных центров КО 2 - 2

Количество центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи - - 1

Распределение работ по номинациям:

Эссе 83 69 164

Творческий фоторепортаж 32 52 -

Баннер 34 - -

Тематический календарь - 41 -

Семейное профессиональное древо - - 36

Агитационный видеоролик - - 21

ников конкурса: Ленинск-Кузнецкий — 16, Кемерово — 15, Прокопьевск — 14, Новокузнецк — 12, Киселевск — 8 и др. Всего в конкурсе приняли участие 277 обучающихся и воспитанников, работу которых курировали 194 педагога.

В номинации «Я выбираю рабочую профессию» представлено 164 работы, в номинации «Семейное профессиональное древо» — 36 работ, в номинации «Агитационный видеоролик» — 21 работа.

Самыми активными участниками конкурса стали следующие образовательные организации (по 4-6 работ):

- МБОУ «Детский дом № 105», г. Кемерово;

- ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж, Новокузнецк;

- ГПОУ «Прокопьевский транспортный техникум», Прокопьевский городской округ;

- ГАПОУ «Юргинский техникум агротехноло-гий и сервиса», Юргинский городской округ;

- ГПОУ «Кемеровский профессионально-технический техникум», г. Кемерово;

- ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж», Анжеро-Судженский городской округ;

- МКС(К)ОУ школа-интернат № 36, Белов-ский городской округ;

- МБОУ «СОШ № 77», г. Кемерово;

- МБОУ ДО «Дворец творчества», Ленинск-Кузнецкий городской округ;

- МБОУ «ООШ № 3», Ленинск-Кузнецкий городской округ;

- МБНОУ «Гимназия № 18», Ленинск-Кузнецкий городской округ;

- ГКПОУ Междуреченский горностроительный техникум, Междуреченский городской округ.

Ежегодно наибольшее количество работ посвящено профессиям шахтера, автомеханика, электрика, строителя, повара, врача, медсестры, учителя. Это те рабочие профессии, которые наиболее востребованы в нашем регионе.

В номинации «Семейное профессиональное древо» конкурсанты подчеркнули важность трудовых традиций и рабочих династий. Для составления «древа» участники конкурса изучили такие профессии и специальности родственников, как тракторист, доярка, проходчик в шахте, плотник, столяр, электрик, гончар, строитель, водитель, слесарь, геолог, учитель, воспитатель, врач, медсестра, библиотекарь, повар и многие другие.

31 -

ДОРОГОЙ карьеры

В этом году впервые заявлена номинация «Агитационный видеоролик», которая посвящена Году российского кино. Основная идея номинации — популяризация студентами профессий и специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях.

В рамках данной номинации обучающиеся познакомились с программами для создания видеороликов, разными форматами, видеоэффектами, видеопереходами, цветокоррекцией, а также освоили навыки включения в ролик титров и работы со звуком. Для раскрытия содержания, особенностей своей профессии агитбригады использовали различные виды и жанры агитационно-сценического творчества.

Отличительной особенностью данной номинации является наличие в видеоролике рекламной информации о профессиональной образовательной организации, что поможет обучающемуся общеобразовательной школы в качестве абитуриента ответить на актуальный вопрос: «Какую профессию выбрать и куда поступать?». При подведении итогов конкурса в ходе Фестиваля рабочих профессий победители и призеры представили свои видеоролики.

Участие в конкурсе позволило обучающимся и воспитанникам с помощью красок, фотографий, художественного слова, музыки, кино передать мечты о будущей профессии, рабочем месте.

Жюри конкурса оценивало работы по разным критериям в соответствии с выбранной номинацией. В связи с широким спектром представленных профессий в работах конкурсантов и творческим подходом к написанию эссе в номинации «Я выбираю рабочую профессию» было решено определить победителей и призеров по типам образовательных организаций.

Первое место в номинации «Я выбираю рабочую профессию» (эссе) среди профессиональных образовательных организаций занял Алексей Дегтярев, обучающийся Кемеровский профессионально-технического техникума (куратор — Александр Юрьевич Коврижни-ков, преподаватель). В работе, посвященной профессии автомеханика, автор представил свой путь к осознанному выбору профессии, ее особенности и востребованность на рынке труда.

Победителем в данной номинации среди общеобразовательных организаций стал Руслан Кисткин, обучающийся МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 3», г. Ленинск-Кузнецкий (куратор — Татьяна Геннадьевна Спирина, учитель музыки). Его работа по теме «Нести людям свет» соответствовала всем критериям оценки. Автор описал собственный «маршрут» получения профессии электромонтера, а также особенности данной профессии.

Победители, призеры и их кураторы областного конкурса «Профессия, которую я выбираю» 32 - «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (50) 2016

дорогой карьеры

Среди организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, первое место в данной номинации занял Константин Ко-лесов, воспитанник МКОУ «Детский дом «Аистенок», г. Калтан (куратор — Светлана Владимировна Деркач, педагог-библиотекарь). В своей работе «Выжить и спасти!» автор уделяет внимание профессии спасателя. На его выбор профессии повлияли занятия в туристическом клубе, куда автор начал ходить с пятого класса. В отделении «Школа безопасности» он прошел подготовку не только по туризму, но и по горному альпинизму, основам первой доврачебной помощи. Все это способствовало подготовке к получению будущей профессии.

В номинации «Семейное профессиональное древо» жюри единогласно присудили первое место Олегу Спешилову, обучающемуся МБОУ «СОШ № 70», г. Кемерово (куратор - Ирина Валерьевна Спешилова, учитель истории). В работе «Шахтерский труд в семье у нас в почете!» Олег отразил трудовой путь представителей четырех поколений их семьи — горняков.

На втором месте Никита Чадов, обучающийся МБОУ «Красноключинская основная общеобразовательная школа», Крапивинский район (куратор — Любовь Михайловна Лейман, учитель технологии). В своей работе «Семейное профессиональное древо» Никита представил профес-

сии шести поколений. Выбор будущей профессии он связал с профессиями своего рода.

В номинации «Агитационный видеоролик» второе место заняла агитбригада Междуречен-ского горностроительного техникума (кураторы — Ольга Николаевна Масалова, Оксана Петровна Масалова, преподаватели русского языка и литературы). Видеоролик «Штурманы подземелья» авторы начали с актуальности профессии маркшейдера, после чего провели опрос среди жителей города «Кто такой маркшейдер?». Основную часть ролика занимает процесс подготовки к рабочему дню специалиста (представлены экипировка, необходимое оборудование), осуществление замеров и камеральные работы. Видеоролик носит практический характер и может использоваться как для размещения на сайте образовательных учреждений, так и проведения профконсультаций для родителей обучающихся, оказания помощи классным руководителям, учителям-предметникам в профориентации обучающихся.

По итогам конкурса были отобраны 33 лучшие работы по трем номинациям. Победители и призеры получили почетные грамоты департамента образования и науки Кемеровской области, призы от АО «СУЭК-Кузбасс». Кураторам работ участников конкурса были вручены благодарственные письма департамента образования

Плакат победителя в номинации «Семейное профессиональное древо»

конкурсное и олимпиадное движение

и науки Кемеровской области. Награждение прошло в рамках областного мероприятия «Фестиваль рабочих профессий».

Участники конкурса, не вошедшие в число победителей и призеров, получили сертификаты об участии в конкурсе.

По итогам конкурса члены жюри рекомендовали работы участников к изданию в электронном сборнике «Профессия, которую я выбираю». Данный электронный сборник в дальнейшем может быть использован педагогами при разработке профориентационных мероприятий по информированию о рабочих профессиях, профессиях работников культуры, кино и театра, подготовке обучающихся к участию в подобных конкурсах.

Положительным является то, что обучающиеся продемонстрировали знания особенностей, требований профессии, рынков образовательных услуг и труда муниципалитета и региона. Конкурсанты имели возможность проявить свои творческие способности в области написания эссе, профессионального составления семейного профессионального древа и создания видео-

роликов. В свою очередь это является основой формирования их осознанного отношения к профессиональному самоопределению, построению личностного профессионального плана, выбору профессиональной образовательной организации и будущего рабочего места.

Таким образом, областной конкурс профори-ентационных материалов «Профессия, которую я выбираю» востребован среди обучающихся, воспитанников образовательных организаций и педагогов Кемеровской области. В целом конкурсное движение способствует развитию системы профориентации обучающихся как на уровне образовательных организаций, муниципалитета, так и на региональном.

1. ФГОС среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. — Режим доступа : 11Нр://минобрнауки.рф/ документы/2365.

2. Понамарева, Е. В. Областной конкурс методических разработок «ПРОФориентир» [Текст] // Образование. Карьера. Общество. — 2014. — № 2 (41). — С. 42-45.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

становления молодого специалиста

Т. С. Михайлина, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

В современных со-циально-экономиче-ских условиях вопросам профессионального становления молодого специалиста уделяется большое внимание, в связи с этим необходимо обратиться к понятию «профессиональное становление» в психолого-педагогической литературе. Интерес к проблеме профессионального становления проявляли многие ученые-исследователи, среди которых Э. Ф. Зе-ер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, К. М. Левитан, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Е. А. Рябоконь, В. И. Слободчиков, О. И. Суслова и др.

В психолого-педагогической литературе в существующих определениях понятия «профес-

сиональное становление» прослеживается три подхода:

1) социальный (социальная обусловленность явления);

2) психологический, который имеет две трактовки: развитие личности через профессию и самореализация личности через профессию;

3) педагогический, рассматривающий исследуемый вопрос с позиций управления данным процессом.

Профессиональное становление — динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех ступеней: 1) формирование профессиональных намерений; 2) профессиональное обучение; 3) профессиональная адаптация; 4) частичная или полная реализация личности в профессиональном труде [1]. Э. Ф. Зеер профессиональное становление личности увязывает с профессиональной деятельностью, понимая его как «процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.