Научная статья на тему 'Применение интерактивного комплекса в преподавании учебных дисциплин и профессиональных модулей'

Применение интерактивного комплекса в преподавании учебных дисциплин и профессиональных модулей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивного комплекса в преподавании учебных дисциплин и профессиональных модулей»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

З. И. Черноусова, методист лаборатории мониторинга ГОС ПО ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово Е. Б. Теплякова, заместитель директора по УР НПО ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум», г. Новокузнецк

Современный социальный заказ требует адаптировать систему образования к рынку труда, создать условия для более осознанного профессионального самоопределения обучающихся. На первый план выходит личностно ориентированное обучение - обучение, основанное на использовании новых информационных технологий.

Приобретенные обучающимися знания являются ключом к получению новых знаний, причем не набора знаний, а их системы. Перед обучающимся и преподавателем, ведущим курс, ставится задача научиться справляться с потоком новой информации: искать и анализировать информацию, структурировать изучаемый материал, выделять главное, расставлять акценты. Важнейшая задача педагога не подавить, а развить индивидуальность обучающихся. Поэтому одной из основных целей согласно ФГОС является расширение учебной самостоятельности обучающихся, повышение их мотивации к обучению через вовлечение в создание собственных индивидуальных учебных траекторий и работу по ним.

Неслучайно тематическая консультация по вопросам применения интерактивного комплекса в процессе реализации ФГОС нового поколения прошла на базе ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум». В образовательном учреждении с 2007 года установлено 28 интерактивных комплексов, общее оснащение компьютерной техникой составляет на данный момент 350 единиц, из которых 336 используется в учебном процессе.

С введением новых стандартов кардинально меняются принципы и цели образования. Успешность современного человека, результаты его учебной деятельности всё в большей степени определяются уровнем его готовности самостоятельно добывать знания. Непрерывное образование и способность к переквалификации становятся частью сохранения социального

статуса личности; карьера современного человека во многом зависит от его способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию. ФГОС третьего поколения предусматривает достаточный объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Перкова А. П., старший библиотекарь принимает активное участие в организации исследовательской деятельности обучающихся и внеаудиторных занятиях. К внеурочным занятиям следует отнести работу в читальном зале библиотеки и массовые мероприятия в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты т. д.

В техникуме ведется комплексная автоматизация библиотечной деятельности на основе новых информационных технологий. С момента приобретения до выдачи их читателям электронные образовательные ресурсы (ЭОР) проходят тот же путь, что и книги: постановка на учет, техническая обработка, каталогизация, хранение. Сейчас библиотека — это больше, чем просто книги. В условиях развития интернет-технологий и массового их использования обучающимися — это еще и формирование информационной грамотности и культуры.

Создание единого информационного пространства учебных дисциплин и профессиональных модулей открывает возможность использования дистанционного обучения. С преимуществами данной формы обучения познакомила методист заочного отделения Володина Г. М.

На данной тематической консультации результативным опытом работы делились преподаватели: информатики Сухинина Д.Р., математики Поликаркина С.В., электротехники Тихонова Л.И., химии Назарова Н.А., биологии Волкова Н.А., литературы Шабалина О.В..

Использование компьютерных обучающих программ в преподавании учебных дисциплин позволяет формировать и развивать у обучаю-

щихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные и информационные. Применение графической программы Advanced Grapher на уроках математики дает возможность строить графики алгебраических и тригонометрических функций, исследовать функции, находить их производную и первообразную. Программа не только облегчает преподавателю объяснение материала, но и позволяет обучающимся быстрее усвоить трудные места материала, поскольку дает возможность увеличивать размеры графика, более детально и полно производить исследование функции, тем самым повышается интерес к выполняемой работе и в целом к предмету. Применение интерактивного комплекса способствует формированию единого информационного пространства учебных дисциплин и профессиональных модулей для укрепления межпредметных связей и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Безусловно, интерактивный комплекс - средство мультимедиа нового поколения, позволяющие вести процесс обучения в инновационном режиме. Использование интерактивного комплекса в преподавании учебных дисциплин и профессиональных модулей позволяет вести обучение на принципиально новом качественном уровне, используя все преимущества современных компьютерных технологий.

Большой интерес вызывает у обучающихся поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет. Индивидуальные задания по профильным и базовым дисциплинам технического профиля обучающиеся выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать о своих результатах и проблемах возникших в ходе их выполнения при изучении нового материала или его закреплении. Используя интеграцию дисциплин, обучающиеся с удовольствием составляют тесты по различным темам, при этом не только приобретают основные знания и умения по информатике, но и предупреждают наиболее вероятные ошибки, которые можно допустить при выполнении теста, а также знакомятся с работой компьютерных презентаций Microsoft PowerPoint. Обучающиеся с интересом работают в тестовой оболочке AD Soft Tester, где составляют тесты, корректируют их, учитывая мнения тестируемых. Конечно, тестирование не может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет:

1) более рационально использовать время урока;

2) охватить больший объем содержания;

3) быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения материала;

4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;

5) обеспечить одновременную проверку знаний обучающихся всей группы и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;

6) во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок;

7) индивидуализировать работу с обучающимися;

8) развивать у обучающихся добросовестность и аккуратность; повышать интерес к предмету;

9) создавать несколько однотипных вариантов одного теста за короткое время.

Компьютер также позволяет усилить мотивацию обучения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для обучающегося, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ возможно моделировать реальные процессы, а значит - видеть причины и следствия, понимать их смысл.

Компьютерная графика позволяет усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления знаний.

На уроках литературы демонстрационные программы, электронные учебники, хрестоматии дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому преподавателем материалу и позволяют комментировать тексты различного содержания, иллюстрировать их, вводить обучающихся в обстановку, соответствующую различным историческим событиям, приобщать их к творческой лаборатории писателей, поэтов, ученых-лингвистов.

Использование интерактивного комплекса позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширить возможность включения разнообразных упражнений в процесс обучения, активизирует все виды памяти, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма.

Видео-, аудиоматериалы, применяемые на уроках литературы, несомненно, создают определенную эмоциональную обстановку, способствующую повышению интереса обучающихся к предмету и более качественному усвоению знаний.

Для проведения промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся на уроках литературы, математики, информатики, физики, химии, биологии и междисциплинарных курсах профессиональных модулей удобно использовать различные тестовые оболочки. Большое преимущество в применении тестовых оболочек на уроке и в том, что результат выполненной работы виден сразу, что способствует активизации познавательных интересов обучающихся.

Применение интерактивных технологий повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета, развивает внимательность, логику и образность мышления, активизирует интерес. Уроки получаются более интересными и насыщенными, проходят в хорошем темпе.

При использовании на уроках химии различных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - мультимедийных средств и интерактивного комплекса - обучающиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул органических соединений. Использование презентаций, мультимедийных электронных учебников и компакт-дисков «Виртуальная лаборатория. Химия. 8-11 класс», «Химия для всех. Решение задач», «Уроки химии Кирилла и Мефодия» позволяет разнообразить формы проведения уроков и поддерживать интерес обучающихся к предмету.

Доступ к сети Интернет дает возможность совершать путешествия на производства различных органических и неорганических веществ, открывать электронные учебники, узнавать о жизни и деятельности известных ученых-химиков, посещать другие нужные для получения информации сайты. Организованная таким образом внеаудиторная работа развивает интерес к профессии, позволяет расширить и углубить изучаемый материал.

С использованием виртуальных реактивов и оборудования, проводятся опыты так же, как в реальной лаборатории. Обучающимся предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элемен-

тов, производить измерения, заносить свои наблюдения, составлять уравнения реакций.

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающихся к выполнению вида профессиональной деятельности и составляющих его профессиональных компетенций, формирующихся в процессе освоения ОПОП. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Мастер производственного обучения Капран М. А. познакомила с лабораторией технического обслуживания электрооборудования по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». В лаборатории представлен комплект учебно-лабораторного оборудования, демонстрирующий работу тепловой электростанции и энергетической системы, с использованием, которого обучающиеся наглядно на примере моделирования производственной ситуации видят процесс выработки электроэнергии и передачи её в энергетическую систему. Экспериментальным путем показывается, как можно повысить выработку активной или реактивной мощности электростанции в зависимости от подачи силы тока и напряжения на обмотку возбуждения машины постоянного тока или пара на паротурбину. Участие обучающиеся в таких лабораторных работах упрощает восприятие теоретически сложного материала и приводит к формированию профессиональных компетенций. Используя интерактивный комплекс, преподаватель отслеживает усвоение профессионального модуля, применяя электронный учебник «Практикум электромонтера» где предлагается как теоретический материал в виде лекций и видеороликов, так и виртуальные практические задания. Контроль знаний осуществляется путем проведения практических работ, тестовых заданий различных видов, вопросов для самоконтроля.

Применение информационных технологий в учебном процессе способствует мотивации обучающихся к более осознанному изучению учебных дисциплин и профессиональных модулей, повышает интерес к выбранной профессии и качество профессиональной подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.