Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СУДОВЫМ СВЯЩЕННИКОМ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ПОЕЗДОК ДЛЯ НИЖНИХ ЧИНОВ КОРАБЛЕЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СУДОВЫМ СВЯЩЕННИКОМ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ПОЕЗДОК ДЛЯ НИЖНИХ ЧИНОВ КОРАБЛЕЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОВОЙ СВЯЩЕННИК / МОРСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / РОССИЙСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ФЛОТ / МАТРОСЫ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сингх Созонт Сукхдевович

В статье впервые в отечественной историографии раскрывается неизвестный аспект служения судового священника: организация паломнических поездок для нижних чинов флота. Эта деятельность уникальна, поскольку среди офицерского состава лишь корабельный священнослужитель стремился организовать подобные мероприятия для матросов. В статье выявляются два направления поездок: местные, направленные на посещение святынь и достопримечательностей, расположенных недалеко от места базирования, и заморские, предполагающие посещение достопримечательностей, расположенных на территории иностранных государств или отдалённых земель Российской империи. В статье раскрывается корабельная специфика организации паломнических поездок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PILGRIMAGE TRIPS FOR SAILORS OF THE SHIPS OF THE RUSSIAN FLEET BY THE NAVY CHAPLAIN AT THE TURN OF THE 19TH-20TH CENTURIES

For the first time in Russian historiography, the article reveals an unknown aspect of the ministry of a navy chaplain: the organization of pilgrimage trips for sailors. This activity is unique, since among the officers, only the navy chaplain sought to organize such events for the sailors. The author identifies two directions of travel: local, aimed at visiting shrines and attractions located near the base, and distant, involving visits to attractions located on the territory of foreign states or remote lands of the Russian Empire. The article reveals the ship’s specificity for organizing pilgrimage trips.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СУДОВЫМ СВЯЩЕННИКОМ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ПОЕЗДОК ДЛЯ НИЖНИХ ЧИНОВ КОРАБЛЕЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал № 3 (8) 2021

С. С. Сингх

Организация судовым священником паломнических поездок для нижних чинов кораблей российского флота на рубеже XIX-XX вв.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_361

Аннотация: В статье впервые в отечественной историографии раскрывается неизвестный аспект служения судового священника: организация паломнических поездок для нижних чинов флота. Эта деятельность уникальна, поскольку среди офицерского состава лишь корабельный священнослужитель стремился организовать подобные мероприятия для матросов. В статье выявляются два направления поездок: местные, направленные на посещение святынь и достопримечательностей, расположенных недалеко от места базирования, и заморские, предполагающие посещение достопримечательностей, расположенных на территории иностранных государств или отдалённых земель Российской империи. В статье раскрывается корабельная специфика организации паломнических поездок.

Ключевые слова: судовой священник, морское духовенство, Российский императорский флот, матросы, паломничество, экскурсия.

Об авторе: Созонт Сукхдевович Сингх

Аспирант историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. E-mail: sozont@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8371-8955

Ссылка на статью: Сингх С. С. Организация судовым священником паломнических поездок для нижних чинов кораблей российского флота на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №3 (8). С. 361-370.

* Изображения взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (8) 2021

S. S. Singh

Organization of Pilgrimage Trips for Sailors of the Ships of the Russian Fleet by the Navy Chaplain at the Turn of the 19th-20th Centuries

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_361

Abstract: For the first time in Russian historiography, the article reveals an unknown aspect of the ministry of a navy chaplain: the organization of pilgrimage trips for sailors. This activity is unique, since among the officers, only the navy chaplain sought to organize such events for the sailors. The author identifies two directions of travel: local, aimed at visiting shrines and attractions located near the base, and distant, involving visits to attractions located on the territory of foreign states or remote lands of the Russian Empire. The article reveals the ship's specificity for organizing pilgrimage trips.

Keywords: navy chaplain, naval clergy, Russian Imperial Navy, sailors, pilgrimage, excursion.

About the author: Sozont Sukkhdevovich Singh

Postgraduate Student at the History and Philology Department at Saint Tikhon's Orthodox University

for the Humanities.

E-mail: sozont@inbox.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8371-8955

Article link: Singh S. S. Organization of Pilgrimage Trips for Sailors of the Ships of the Russian Fleet by the Navy Chaplain at the Turn of the 19th-20th Centuries. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 361-370.

* Images are taken from open sources. 362

Введение

Корабли Российского императорского флота посещали различные порты всего мира, и представители морского духовенства, по возможности, отправлялись на берег, в том числе, чтобы осмотреть окрестности и полюбоваться природой. Священник, как правило, путешествовал либо самостоятельно, либо в компании офицеров1. Ярким примером такого судового священнослужителя-путешественника является архимандрит Сергий (Страгородский), бывший в 1891-1892 гг. судовым священником крейсера «Память Азова». Во время посещения крейсером различных городов и бухт Китая и Японии он активно общался с местными жителями и европейскими миссионерами2, что, вероятно, способствовало накоплению опыта для его дальнейшей миссионерской деятельности.

Некоторые судовые священники стремились не только сами путешествовать, посещать святые места, узнавать новые страны, их природу, достопримечательности, но и приобщать к этому свою паству, в первую очередь нижних чинов, ведь офицеры были вполне самостоятельны и регулярно путешествовали сами.

Необходимо отметить, что для иеромонахов из провинциальных монастырей, как и для большей части матросов, приезд в города, где базировался Балтийский или Черноморский флоты, был также необычным явлением, поэтому и самим священникам, и нижним чинам было интересно посетить достопримечательности и святыни России. В связи с этим организацию поездок условно можно разделить на: местные, направленные на посещение святынь и достопримечательностей, расположенных недалеко от места базирования, и заморские, предполагающие посещение достопримечательностей, расположенных на территории иностранных государств или отдалённых земель Российской империи.

Это направление деятельность флотского духовенства до сих пор не освещалось в отечественной историографии. Потому в данной статье на основе письменных источников будет реконструирована организация судовым священником паломнических поездок для нижних чинов российского флота.

Основная часть

Необходимость организации экскурсий и паломнических поездок не фигурировала ни в Морском уставе3, ни «Положением об управлении церквями и духовенством военного и морского духовенства» (1890 г.)4, ни в других документах и была исключительно инициативой духовенства. Участие нижних чинов в поездках осуществлялось на добровольной основе5, упоминаний об их принудительности на данный момент обнаружить не удалось. Организация местных и заморских поездок в первую очередь должна была согласовываться со ст. 974 Морского устава: нижние чины должны возвращаться из увольнения не позже «вечерней зари»6. Поэтому было необходимо выбирать объекты для осмотра рядом с местом стоянки корабля. Именно расстояние, как правило, было критерием, по которому давалось разрешение на проведение поездки.

Организация местной поездки начиналась с рассказа священнослужителя о святынях и достопримечательностях7. Как правило, это происходило либо во время воскресной

1 Поликарпов Д., свящ. Воспоминания и впечатления первого судового священника во время заграничного плавания в 1900 году // Вестник военного духовенства. 1908. № 17. С. 535-536.

2 Подробнее см.: Сергий (Страгородский), архим. На Дальнем Востоке (Письма японского миссионера). М., 2013. С. 245-283.

3 Морской устав 1885. СПб., 1885.

4 ПСЗ. Собр. III. Т. 10. № 6924 (12 июня 1890 г.).

5 О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 2. С. 49.

6 Морской устав 1885. С. 370.

7 О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 2. С. 49.

проповеди, либо во время отдельной внебогослужебной беседы. В основном, священник делал упор именно на церковную проблематику, а главная задача сводилась к тому, чтобы заинтересовать моряков. После чего определялись желающие, священник обговаривал с судовым начальством (старшим офицером или командиром) подробности поездки и получал разрешение на её проведение. В группу обычно назначался «для надзора» унтер-офицер8, а если количество желающих превышало 50 человек, то, согласно ст. 973 Морского устава, в её состав должен быть назначен офицер9. Но, как правило, группы были небольшие10. Анонимный священнослужитель отмечает, что «лучше всего, если священник с группой желающих в воскресный и праздничный день сам отправится туда и будет руководить командой при осмотре, сопровождая оный надлежащими пояснениями на месте»11. На основании этого упоминания можно предположить, что не все экскурсии, организованные священником, проводились им самим.

Экскурсии проходили чаще всего в Санкт-Петербурге (Балтийский флот) и Севастополе (Черноморский флот) и их окрестностях. В столице основными местами для поездки были Казанский, Исаакиевский, Петропавловский соборы, Александро-Невская лавра и т.п. Кроме святынь объектами посещения могли быть и светские достопримечательности, т.е. «памятники, музеи и дворцы»12. В Севастополе группами посещались «Владимирский храм на могилах 4-х адмиралов» (В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, М. П. Лазарева и В. И. Истомина), а также «Братское кладбище» с храмом и местом погребения защитников города, павших в Крымскую войну (1853-1856 гг.)13. Но наибольший интерес для проведения поездок представляли монастыри, расположенные в окрестностях Севастополя: Херсонесский, Бахчисарайский Успенский, Георгиевский Балаклавский и Инкерманский. Последний был особо почитаемым, поскольку, по преданию, именно здесь проходили молитвенные подвиги Климента Папы Римского. У входа в эту скальную обитель располагался небольшой музей, а сами окрестности монастыря «обильно орошены кровью славных защитников Севастополя»14. Например, в этот монастырь в 1912 г. на третий день Пасхальной седмицы была организована большая паломническая поездка судовых священников и моряков с разных кораблей Черноморского флота. После литургии, совершённой в главном храме монастыря, паломники посетили английское и французское кладбища15. Судовое начальство охотно разрешало совершать поездки во все вышеуказанные монастыри, кроме Бахчисарайского Успенского16. Вероятно, это связано с тем, что он расположен значительно дальше остальных.

По мнению анонимного священнослужителя, такая поездка полезна для нижних чинов, поскольку «доставит им и духовное утешение, и скромное развлечение, и освежит их после недельного сидения на судне»17. Сама формулировка «после недельного сидения» может свидетельствовать о наличии практики еженедельных поездок, однако на данный момент других упоминаний об этом найти не удалось.

Организация заморских поездок требовала от священнослужителя особой подготовки. Священнику было желательно иметь общее представление о народах и культурных особенностях стран, в порты которых планировались заходы корабля, чтобы передать эти знания матросам.

8 Там же. С. 50.

9 Морской устав 1885. С. 370.

10 Миляновский Ф, свящ. Из Севастополя // Вестник военного и морского духовенства. 1912. № 9. С. 348.

11 О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 2. С. 49.

12 Там же. С. 50.

13 Там же. С. 49.

14 Миляновский Ф, свящ. Из Севастополя. С. 348.

15 Там же.

16 О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 2. С. 49.

17 Там же. С. 50.

Сохранилась рекомендация, содержащаяся в статье18 анонимного священнослужителя и опубликованная в «Вестнике военного духовенства» в 1904 г.: «При заходе в другие иностранные порта не мешает знакомить команду с народностью той страны, её религией, нравами, обычаями, денежными знаками и рекомендовать то, что заслуживает осмотра в этом порте»19. Пример подготовки к экскурсии, произведённой на практике, упоминается в записках протоиерея, будущего священно-исповедника Романа Медведя, опубликованных в 1914 г. в «Вестнике военного и морского духовенства»20. Священнослужитель был настоятелем вышеупомянутого Свято-Владимирского адмиралтейского собора (именно там расположены могилы четырёх адмиралов) и благочинным береговых команд Черноморского флота, поэтому можно предположить, что он был знаком с материалами, публикуемыми в «Вестнике», и знал о рекомендациях анонимного священника. В апреле 1914 г., отправляясь в качестве судового священника в небольшое заграничное плавание на яхте «Алмаз», протоиерей Роман, узнав об иностранных портах, которые планирует посетить корабль, подготовился основательным образом. Для будущего рассказа он решил воспользоваться техническим оборудованием: взял с собой «несколько серий световых картин21, содержание которых так или иначе касалось тех мест, мимо которых нам надлежало проезжать, особенно же о Константинополе и Афинах»22. То есть рассказ, предваряющий экскурсию, был мероприятием, запланированным ещё до отплытия.

Плавание яхты планировалось до Греции и обратно, т.е. проливы Босфор и Дарданеллы проходились судном дважды. На обратном пути был возможен заход в Константинополь (переименование в Стамбул произойдёт в 1930 г.). Отец Роман решил рассказать о Константинополе и расположенных там святынях на пути в Грецию: «К заходу солнца мы вышли в Архипелаг23. После ужина я решил устроить для команды чтение о турках, Константинополе и св. Софии»24. Вероятно, священник предполагал сделать чтение отрывков из книги или книг, сопровождая повествование «световыми картинами». Но в первый раз это мероприятие прошло не совсем удачно: «Много времени ушло на приспособление фонаря и его установку. Моя просьба всё приготовить заблаговременно не была исполнена, а потому и чтение было кратко»25. Чтения же, организованные на следующий день во время стоянки в порту Пирей, прошли успешно: «Тридцать картин промелькнуло незаметно. Матросы сожалели, что наступил конец так скоро. Но дольше продолжать

18 О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 1. С. 11-18, № 2. С. 41-51

19 О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 2. С. 50.

20 Медведь Р., прот. Путевые впечатления // Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 15-16. С. 572-575; № 17. С. 611-617; № 18. С. 641-643.

21 Вероятно, речь идёт о диапроекторе.

22 Медведь Р., прот. Путевые впечатления. С. 572.

23 Южные Эгейские острова.

24 Медведь Р., прот. Путевые впечатления. С. 575.

25 Там же.

Инн£рманск1й монастырь. Крылгь.

Инкерманский монастырь. Дореволюционная открытка

чтение было нельзя, так как наступило время молитвы. Рассказы о св. Софии произвели на матросов должное воздействие, и они стали просить меня, чтобы на обратном пути, если мы остановимся в Константинополе, я бы с ними отправился в эту знаменитую христианскую святыню. Я обещал, если начальство разрешит и если их пустят на берег. "С Вами-то непременно пустят", сказали они, и были правы»26.

Действительно, «съезд на берег» нижних чинов в иностранных портах находился под особым контролем судового начальства. Комендор крейсера «Аврора» Г. П. Сотников, рассказывая о заграничном плавании, отмечает: «За каждую небольшую провинность на берег не отпускали по месяцу и более»27. При увольнении на берег в иностранном порту, согласно ст. 974 Морского устава, «с нижними чинами всегда отправляется офицер»28. Судовой священник по статусу был равен офицеру и, следовательно, группа во главе с ним могла посетить берег для проведения экскурсии. Священнослужитель обладал большими знаниями, чем матрос, ведь он специально знакомился с историей и культурой страны посещения. И, как утверждает анонимный автор, во время заморских поездок «непосредственное руководство священника своими паломниками-матросами гораздо необходимее, чем на родине»29.

На обратном пути яхта «Алмаз» сделала заход в Константинополь, и священника с матросами «пустили в св. Софию». К сожалению, в записках нет подробностей самой поездки, кроме упоминания, что все матросы, отпущенные на берег со священником, «возвратились на корабль вовремя, никто не загулял»30. Протоиерей Роман отмечает, что для него «это паломничество было сплошною отрадою»31.

26 Там же.

27 ОР РНБ. Ф. 524. Оп. 2. Д. 358. Л. 1.

28 Морской устав 1885. С. 370.

29 О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 2. С. 50.

30 Медведь Р., прот. Путевые впечатления. С. 575.

31 Там же.

Яхта (крейсер) «Алмаз»

Итак, можно утверждать, что протоиерей Роман Медведь заранее предусмотрел возможность проведения экскурсии, подготовил оборудование и отрывки текста, смог заинтересовать моряков и успешно провёл её, что может служить хорошим примером такого вида деятельности.

Кроме святынь Константинополя, по сведениям анонимного священника, поездки для нижних чинов могли организовываться священнослужителями в монастыри Старого и Нового Афона и в Иерусалим32. Поэтому неслучаен тот факт, что именно с этими монастырями матросы нередко состояли в переписке33.

В связи с заморскими экскурсиями нельзя не упомянуть любопытный случай, имевший место в октябре 1893 г. во французском порте Тулон. В то время произошло важное внешнеполитическое событие — оформление союза между Россией и Францией. Император Александр III направил в Тулон эскадру под командованием контр-адмирала Ф. К. Авелана, что должно было продемонстрировать сближение России и Франции. Эскадра состояла из броненосца «Император Николай I», крейсеров «Память Азова», «Адмирал Нахимов», «Рында» и канонерской лодки «Терец». 1 октября 1893 г. русская эскадра вошла на рейд Тулона. Её приход был встречен французами с восторгом: нашим морякам был устроен торжественный приём, а праздничные гуляния в их честь продолжались несколько дней. Множество французов хотели посмотреть русские корабли, и моряки с удовольствием проводили им экскурсии. Одним из добровольных экскурсоводов стал иеромонах Авель (Иванов)34. Здесь

32 О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 2. С. 50.

33 Дьяконов Г., свящ. Церковно-религиозная жизнь на корабле «Император Александр II», за два года заграничного плавания (1896-97гг.) // Вестник военного духовенства. 1907. № 19. С. 599.

34 Подробнее об этом эпизоде см.: Сингх С.С. Судовой священник крейсера «Адмирал Нахимов» иеромонах Авель (Иванов): штрихи к портрету // Златоустовские чтения: Сборник докладов историко-богословской научно-практической конференции. М., 2019. С. 27-37.

Крейсер I ранга «Адмирал Нахимов» во время визита русской эскадры в Тулон

в октябре 1893 года

необходимо отметить важную деталь: иеромонах попытался провести экскурсию для гостей на французском языке, который тот изучал самостоятельно во время пла-вания35. Контр-адмирала Д. В. Никитин в мемуарах отмечал, что когда отец Авель показывал гостям крейсер «Адмирал Нахимов», выяснилось, что его знания во французском невелики36. Связанный с этим комический эпизод даёт крайне любопытную информацию. Показ корабля гостям — не редкость, но обычно этим занимались моряки, а данный эпизод — единственный из известных автору случаев, когда экскурсию по кораблю проводил судовой священник.

Вопрос о языке немаловажен для организации заморских поездок. Но, за исключением упомянутого эпизода, проблема языка в связи с экскурсиями в источниках не фигурирует. Поэтому можно лишь предполагать привлечение при организации экскурсии местных гидов или сотрудников русских консульств.

Единственное упоминание в источниках, которое можно рассматривать как организацию экскурсии для нижних чинов не духовным лицом, связано с греческой королевой Ольгой Константиновной, супругой короля Георга I, урождённой российской великой княжной, внучкой Николая I. Она с особым вниманием и заботой относилась к российскому флоту, «прежде всего любила его личный состав: матросы были предметом её особого попечения, не только потому, что они были матросами, а главным образом потому, что это были русские крестьяне (курсив в тексте. — С. С.), простые люди, которых королева знала и любила с детства»37. Ольга Константиновна часто приглашала моряков к себе во дворец, одаривала их подарками, причём особого

35 Никитин (Фокагитов) Д. В. В отлива час. Морское издательство при Кают-компании морских офицеров в Сан-Франциско, б.г. С. 98.

36 Там же. С. 99.

37 Гаршин М.Ю. Королева эллинов Ольга Константиновна. Прага, 1937. С. 29.

внимания удостаивались именно простые матросы38. В воспоминаниях комендора крейсера «Аврора» Г. П. Сотникова упоминается о том, как в 1903 г. во время празднования Рождества королева посетила корабль, некоторых членов команды взяла с собой в Афины, где показала им свой дворец и вручила каждому моряку по медному кресту на шею39.

Заключение

Важно отметить, что организация экскурсий не входила в обязанности судового священника. Это мероприятие мог организовать любой офицер корабля, но, вероятно, командный состав, состоявший из дворян, не видел смысла в организации каких-либо поездок для нижних чинов. Между тем даже местная экскурсия могла оказать большое влияние на развитие личности моряков. Дело в том, что большая часть матросов, бывших подчас неграмотными или малограмотными провинциальными крестьянами, за годы службы на флоте, даже находясь в заграничных плаваниях, нередко кроме военных баз и портов с прилежащими районами могли ничего и не увидеть. Командный состав кораблей имел больше финансовых возможностей и, в отличие от нижних чинов, мог свободнее перемещаться в заграничных портах. Офицеры регулярно отправлялись на различные приёмы, путешествия по округе, охоту, рыбалку и т.д. Можно предположить, что священник, всё же более близкий к простому матросу, чем офицер, если он был настоящим пастырем, радеющим о пастве, мог стремиться исправить эту ситуацию, а заодно и способствовать воцерковлению матросов. Крестьяне, воспитывавшиеся преимущественно в христианских семьях, как правило, не раз слышали, например, о Святой земле, Афоне и других святынях, но у среднестатистического жителя Российской империи практически не было шанса их посетить. Да и различные достопримечательности, расположенные в столице или Крыму, также могли представлять большой интерес для простых моряков.

Поездки позволяли нижним чинам познакомиться с особенностями природы разных регионов, быта различных народов, достопримечательностями, известными святынями своего вероисповедания, что вероятно, позволяло скрасить тяжёлую, однообразную службу на корабле и приобрести массу новых впечатлений. Этому также способствовало то, что в условиях жёсткой корабельной дисциплины все поездки, организованные священником, носили добровольный характер.

В источниках достаточно редко встречается информация о данной деятельности, что может свидетельствовать о том, что мало кто из священнослужителей имел желание заниматься организацией столь сложного мероприятия. Ведь матросов надо было заинтересовать, продумать поездку и во время неё отвечать за то, чтобы никто из нижних чинов «не загулял» и они все вовремя вернулись на борт. Но, несмотря на все трудности, находились священнослужители, которые проявляли свою заботу о пастве с помощью организации подобных мероприятий.

Источники и литература

1. Гаршин М.Ю. Королева эллинов Ольга Константиновна. Прага, 1937.

2. Дьяконов Г., свящ. Церковно-религиозная жизнь на корабле «Император Александр II», за два года заграничного плавания (1896-97 гг.) // Вестник военного духовенства. 1907. № 17. 537-541; С № 18. С. 568-570; № 19. С. 599-608.

3. Миляновский Ф., свящ. Из Севастополя // Вестник военного и морского духовенства. 1912. №9. С. 347-349.

38 Там же. С. 35, 36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39 ОР РНБ. Ф. 524. Оп. 2. Д. 358. Л. 23.

4. Морской устав 1885. СПб., 1885.

5. О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 1. С. 11-18, № 2. С. 41-51.

6. Поликарпов Д., свящ. Воспоминания и впечатления первого судового священника во время заграничного плавания в 1900 году // Вестник военного духовенства. 1908. № 15 С. 472-480; № 16. С. 501-511; № 17. С. 533-542.

7. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье. Том X. Отделение 1. 1890 г. СПб., 1893.

8. Сергий (Страгородский), архим. На Дальнем Востоке (Письма японского миссионера). М., 2013.

9. Сингх С. С. Судовой священник крейсера «Адмирал Нахимов» иеромонах Авель (Иванов): штрихи к портрету // Златоустовские чтения: Сборник докладов историко-богословской научно-практической конференции. М., 2019. С. 27-37.

10. Сотников Г.П. Воспоминания // ОР РНБ. Ф. 524. Оп. 2. Д. 358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.