Научная статья на тему 'Военная пропаганда на русском Императорском флоте в 1914-1915 гг'

Военная пропаганда на русском Императорском флоте в 1914-1915 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
296
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский флот / пропаганда / Морской сборник / Германия / Russian navy propaganda / Sea collection / Germany

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливенцев Дмитрий Вячеславович

Статья рассматривает организацию военной пропаганды на русском флоте в начале Первой мировой войны. Кроме того, уделяется внимание боевым действиям российского флота против Германской Империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAR PROPAGANDA IN THE RUSSIAN IMPERIAL FLEET IN 1914 - 1915 YEARS.

The article examines the organization of war propaganda in the Russian Navy in the beginning of the First Word war. In addition, attention to fighting the Russian fleet against the German Empire

Текст научной работы на тему «Военная пропаганда на русском Императорском флоте в 1914-1915 гг»

Ливенцев Дмитрий Вячеславович,

доктор исторических наук, профессор

Воронежский государственный аграргый университет (г. Воронеж)

А1А11А£ 1В11ААА1АА 1А В0ЙЙЁ11 Ё11АВА01ВЙЁ11

0Ё10А А 1914 - 1915 аа.

Аннотация. Статья рассматривает организацию военной пропаганды на русском флоте в начале Первой мировой войны.

Кроме того, уделяется внимание боевым действиям российского флота против Германской Империи.

Ключевые слова: русский флот, пропаганда, Морской сборник, Германия.

УДК 359:947.08 ББК 68.53 (2) 5-1

Как и в предыдущей русско-японской кампании 1904 - 1905 гг., августовский номер журнала «Морской сборник» открывает Первую мировую войну манифестом Николая II о начале боевых действий против Германии [1].

Однако, были воззвания на флоте, которым удалось затмить патриотический призыв манифеста Николая II. 1 августа 1914 г. командующий Балтийским флотом Н.О. Эссен обратился к личному составу флота с приказом, содержавшим следующий призыв: «Офицеры и команда»

С этого дня каждый из нас должен забыть все свои личные дела и сосредоточить все свои помыслы и волю к одной цели - защитить родину от посягательства врагов и вступить в бой с ними без колебаний, думая только о нанесении врагу самых тяжелых ударов, какие только для нас возможны.

Война решается боем. Пусть каждый из вас напряжет все свои силы, духовные и телесные, приложит все свои знания, опыт и умения в день боя, чтобы наши снаряды и мины внесли бы гибель и разрушение в неприятельские боевые строи и корабли.

Неприятель имеет большую силу и опыт -наши ошибки, наши слабые стороны он немедленно использует, - надо стремиться, чтобы их было меньше.

Помните, что единственная помощь, которая должна оказываться друг другу в бою, заключается в усилении атаки противника, напря-

жении с целью нанести сильнейшие удары ему, используя для этого все свои силы и боевые средства. Да исполнит каждый из нас величайший долг перед Родиной - жизнью своей защитит её неприкосновенность - и да последует примеру тех, которые двести лет назад с Великим императором своими подвигами и кровью положили в этих водах начало нашему флоту» [2].

Приказ адмирала Н.О. Эссена был зачитан перед строем на всех кораблях Балтийского флота и вызвал воодушевление у их экипажей.

Необходимо отметить, что в Первую мировую войну военная пропаганда на русском флоте принимает более профессиональные формы. В «Морском сборнике» в сентябре 1914 г. появляется обстоятельная статья «Мировая война. Повод к войне и ход дипломатических переговоров, приведших к разрыву» [3]. Логическим продолжением данной публикации становятся разделы «Русские официальные сообщения о войне» [4], «Морская хроника» [5] и «Очерки мировой войны» (автор Н. Кладо) [6]. Все они пронизаны чувством патриотизма, рассказывают о ходе боевых действий на море и обвиняют Германию в развязывании мировой катастрофы. Причём три последних раздела работали практически на протяжении всего периода существования российского флота как боевой единицы, т.е. в 1914 - начале 1917 гг. [7]

Помимо «Морского сборника» существовал еще ряд изданий Морского министерства Рос-

сии. Например, в декабре 1914 г. в Петрограде стали выпускать иллюстрированный военный журнал «Армия и флот», выходивший два раза в неделю под редакцией А.Д. Долматова [8].

Первоначально русская военная пропаганда на флоте сосредоточила свою деятельность на балтийском театре боевых действий [9]. Для обозначения роли действий Балтийского флота во всей мировой войне приводилось мнение зарубежной прессы [10]. Например, газеты Великобритании от 7 августа 1914 г. писали следующее: «.. .Германский флот вне пределов Балтийского моря принуждён оставаться в портах» [11]. Буквально через несколько дней официальная пропаганда не без гордости со ссылкой на английский источник приводит такую информацию: «.Русский флот: Потерь в судовом составе нет» [12].

Вскоре моряки Балтийского флота добились ряда значительных успехов. В конце июля и начале августа 1915 г. противник предпринял несколько попыток прорваться в Рижский залив [13]. Под прикрытием линейных кораблей тральщики приступили к тралению фарватера в Ирбенском проливе [14]. Балтийцы смело вступили в бой с превосходящими силами врага. В ночь на 4 августа эскадренный миноносец «Новик» атаковал новейшие германские миноносцы «V - 99» и «V - 100» и обратил их в бегство [15]. Во время преследования один из них был поврежден артиллерийским огнем, а другой, угодив на минное заграждение, подорвался и затонул. Экипаж канонерской лодки «Сивуч» успешно вел бой с крейсером «Аугсбург» и двумя эскадренными миноносцами [16].

Вообще приём ссылок на прессу союзников применялся военной пропагандой на русском флоте в период Первой мировой войны довольно часто. В сентябре 1915 г. журнал «Морской сборник» цитировал восторги иностранных изданий по-поводу геройства моряков российского флота: «.Английская печать называет доблестное поведение командира и всего экипажа канонерской лодки «Сивуч» (речь идёт о сражении с германским флотом в Рижском заливе в августе 1915 г. - Авт.) эпическим геройством.

Газеты сравнивают поведение экипажа «Сивуча» с действиями маленького английского судна, которое в XVI столетии уничтожило

большой испанский бриг около Азорских островов, и приводят выдержки из поэм, посвященных этому славному делу.

«Star» в горячо написанной статье говорит, что мир вспомнит о героизме «Сивуча» даже тогда, когда все другие события этой титанической войны сделаются достоянием истории.

Победа русского флота в Рижском заливе и удачное содействие английских подводных лодок вызвали в Лондоне взрыв воодушевления» [17].

Балтийский флот развернул активные действия на морских коммуникациях противника. В южной и юго-западной части моря крейсера и эскадренные миноносцы до середины февраля ставили активные минные заграждения, которые затрудняли боевую деятельность флота и перевозки немцев на Балтике. На этих заграждениях подорвались германские крейсера «Данциг», «Бремен», «Любек» и эскадренный миноносец [18].

К осени 1915 г. Балтийский флот имел 14 подводных лодок. В течение кампании они 53 раза атаковали немецкие боевые корабли и транспортные суда. При этом были потоплены броненосный крейсер «Принц Адальберг», крейсер «Ундине», миноносец и 15 транспортов [19].

Действия русских подводных лодок вызвали большое беспокойство в Германии. Пароходные компании в октябре 1915 г. заявили о прекращении судоходства на Балтике. Для его защиты немецкое командование вынуждено было значительно усилить противолодочную оборону на театре. Оно также приняло решение большую часть перевозок осуществлять в шведских территориальных водах [20].

Германский флот в 1915 г. на Балтийском море не решил ни одной из своих задач и при этом потерял 3 крейсера, 7 эскадренных миноносцев, подводную лодку, минный заградитель, 7 тральщиков, 5 сторожевых и дозорных кораблей, 24 транспорта [21]. Линейный крейсер, 3 крейсера, 3 эскадренных миноносца и 4 тральщика получили повреждения [22].

В то же время русский Балтийский флот со своими задачами справился. Сравнительно небольшими были его потери - 2 канонерские лодки, 2 минных заградителя, 3 тральщика и 8 вспомогательных судов и транспортов.

Кстати, уже в начале войны в разделе «Морская хроника» журнала «Морской сборник» сразу же печатаются нелицеприятные сведения о немецких моряках: «.. .Нам сообщают, что бомбардировка Либавы (в наше время город Лиепая - Авт.) крейсером «Аусбург» была начата при нормальной обстановке курортной либавской жизни. На пляже находилась, как всегда, масса нарядной публики, большая часть которой принадлежит к числу местных немецких обывателей. Выпустив некоторое количество снарядов в порт и, между прочим, несколько снарядов специально в госпиталь, хулиганствующий крейсер не мог удержаться от соблазна и выпустил затем два снаряда в публику на пляж. К счастью, оба снаряда зарылись в берег, выбросив на воздух громадные столбы песка; ни убитых, ни раненых не оказалось. Моральные результаты подвига, совершенного крейсером «Аусбург», в комментариях не нуждаются. Престиж германского военного флота не мог не быть скомпрометированным в представлении русских балтийских немцев, узнавших, что их дети, жены и сестры могут в любую минуту оказаться бесцельной жертвой германской жестокости» [23]. Или можно привести высказывание в «Очерках мировой войны» Н. Кладо: «.Германская раса заражена высокомерным презрением к другим народам» [24]. Причём подобные настроения были продолжены в апреле 1915 г. в работе, начало которой вышло в журнале «Морской сборник», под авторством Н. Колочова «Смертный грех германского народа», где осуждается германская агрессия против славянского мира. Публикация данного труда была завершена только в декабре 1915 г. Н. Колочов заканчивает своё сочинение следующими словами: «.Называя себя носителем истиной человечности и самым последовательным выразителем первобытного христианства, германский народ совершено забыл, что христианство недаром причисляет зависть, гордость и злобу к смертным грехам, т.е. к тягчайшим грехам человечества. Отдавшись во власть своим греховным чувствам, германский народ уверовал в то, что для него всё дозволено, так как убийство естественно вытекает из понятия германцев о государстве.

Поставив, таким образом, все народы вне закона, германский народ вдвойне совершил великий смертный грех.

Великое преступление совершил он по отношению к соседним государствам, предав миллионы их населения неописуемым бедствиям огня и меча.

Совершил он смертный грех и по отношению к себе самому, задушив в себе начала человечества, осудив себя тем самым на смерть духовную и физическую» [25].

Вообще, моральный облик врага на Балтике рисовался достаточно черными красками. Для примера приведём короткое сообщение от 27 августа 1914 г.: «На Северном море германские рыбачьи лодки под видом бельгийских разбрасывали мины» [26].

Интересно, что, не уделяя должного внимания уничтожению на Балтике немецкого крейсера «Магдебург», редакция «Морского сборника» выпустила более оригинальную статью «Плети или щетки». Вот отрывок из названной публикации: «.При осмотре германского крейсера «Магдебург», взорванного у нашего побережья, было обнаружено одно любопытное обстоятельство, свидетельствующее о характерных порядках в германском флоте. В каждой офицерской каюте найдены казенные плети, заштемпелеванные и зарегистрированные в списке судового инвентаря» [27]. В результате речь шла о зверствах морских офицеров по отношению к нижним чинам германского флота. Успех Балтийского флота, выразившийся в утоплении 13 августа 1914 г. крейсера «Магдебург», нашёл своё отражение в патриотическом издании «Война: Хроника и отклики».

Уже в ноябре 1914 г. начинают печатать список офицеров русского флота, погибших, пострадавших и пропавших без вести в сражениях Первой мировой войны [28].

Однако, вскоре после начала войны русская военная пропаганда сосредоточилась на черноморском театре боевых действий. Прежде всего, противостояние с Турцией должно было решить поставленные перед Российской Империей задачи в ходе Первой мировой войны. Как высказались участники 130-го съезда «Славянского Союза», состоявшегося в Санкт-Петербур-

ге 1 августа 1914 г. (кстати, столицу империи 18 августа 1914 г. переименовали в Петроград тоже из пропагандистских целей - Авт.), на заключительном обеде: «... для разрешения экономических задач которого («Славянского Союза» - Авт.) должна быть обеспечена свобода выхода из Чёрного и Балтийского морей, причём, ключи от Чёрного моря должны быть в руках России» [29]. С настроениями делегатов «Славянского Союза» перекликалась статья в «Морском сборнике» под авторством Н. Нордмана «Война с Турцией и её последствия», призывавшая решить при помощи оружия задачи контроля Россией черноморских проливов [30].

Помимо того, турецкий флот был очень удачным объектом для русской военной пропаганды. Лучше всех данный факт выразил академик М.Н. Покровский: «... если русские адмиралы не наделают сверхъестественных ошибок, перевес флота над турецким можно считать вполне обеспеченным».

Даже в формулировках Высочайшего манифеста об объявлении войны Турции можно найти снисходительный тон по отношению к новому врагу: «.Предводимый германцами турецкий флот осмелился вероломно напасть на наше черноморское побережье.Мы непреклонно верим, что нынешнее безрассудное вмешательство Турции в военные действия только ускорит роковой для неё ход событий и откроет России путь к разрешению завещанных ей предками исторических задач на берегах Чёрного моря» [31].

Если говорить о Турции, то русская военная пропаганда на флоте постоянно пытается изобразить её как несерьёзного противника. Вот заметка журнала «Морской сборник», вышедшая в разделе «Морская хроника»: «Ночью 29 ноября 1915 г. доставлен в Одессу задержанный у Тарутина турецкий отряд в 25 человек. Турки производят жалкое впечатление» [32].

Несмотря на это, не всё шло гладко в войне с турками на море. В официальной хронике от 15 октября 1914 г. сообщалось, что Черноморский флот так и не встретил противника в море и вернулся в Севастополь. На самом деле в данный период происходят два серьёзных сражения, а именно, рейд 2-х турецких миноносцев

16 октября в одесский порт, закончившийся потоплением канонерской лодки «Донец», повреждениями канонерской лодки «Кубанец», коммерческих судов, нефтяной цистерны; и обстрел крейсером «Гебеном» главной базы Черноморского флота, т.е. Севастополя. Причём военная пропаганда сосредоточивается на жестокости врага: «Один снаряд (при обстреле «Гебеном» Севастополя - Авт.) попал в угольные склады, другой ударил в полотно железной дороги и один, разорвавшись около здания морского госпиталя, осколками убил двух больных и ранил 8 нижних чинов». Надо сказать, что официальный бюллетень объективно описывал потери российского флота в прошедшем бою: «2 офицера, священник, 26 нижних чинов на транспорте «Прут»; 7 убитых и 7 раненых нижних чинов на миноносце «Лейтенант Пущин»; 7 раненых нижних чинов на канонерской лодке «Кубанец» и на канонерской лодке «Донец» погиб судовой врач. Одновременно отмечалась геройская гибель лейтенанта Рогузского, подорвавшего не вооруженный артиллерией транспорт «Прут», чтобы он не достался туркам, и отчаянная атака командира миноносца «Лейтенант Пущин» на крейсер «Гебен» [33].

В сложившихся трагических обстоятельствах при участии протопресвитера военно-морского духовенства официальной пропагандой была выделена героическая гибель семидесятилетнего иеромонаха Антония, исполнявшего на транспорте «Прут» обязанности судового священника: «В то время, когда транспорт «Прут» начал погружаться в воду, иеромонах Антоний находился на палубе и с крестом в руках благословлял русских моряков. Некоторые чины команды горячо умоляли о. Антония спасти свою жизнь, сесть в шлюпку. Иеромонах, однако, категорически отказался, предлагая желающим занять его место в шлюпке. Затем он спустился с палубы в каюту, надел ризу, вновь поднялся на палубу, где с крестом и Евангелием в руках стал благословлять моряков. Когда вся команда была снята с судна, о. Антоний направился в каюту, и через несколько минут судно пошло ко дну. Покойный пастырь происходил из духовной семьи самарской епархии. Он получил образование в самарском духовном училище и в течение десятка

лет жил в разных монастырях в качестве рядового монаха. В 1909 г. о. Антоний был назначен на транспорт «Прут» для исполнения пастырских обязанностей» [34].

Для смягчения общего негативного впечатления от набегов турецкого флота 29 октября 1914 г. военная пропаганда приветствовала локальный успех Черноморского флота: «Подойдя к Зунгулдакскому порту, командующий флотом отправил два корабля с миноносцами для разрушения портовых сооружений и мастерских. Задача эта была выполнена удачно, и, кроме того, нашими выстрелами был потоплен стоявший у пристани пароход. Тем временем дозорный крейсер усмотрел шедший в море турецкий войсковой транспорт с солдатами. Видя, что транспорт быстро направился к берегу с целью спасти перевозимые войска, крейсер нагнал его, открыл огонь и потопил. После этого флот удалился в море. Через некоторое время слева от строя в тумане были замечены два судна, которые оказались неприятельскими транспортами. Один из них, «Мидхат-паша», шёл под военным флагом. Миноносцы, посланные для уничтожения этих двух транспортов, вскоре открыли ещё и третий. Все три, нагруженные оборудованием для войск, автомобилями, аэропланами и орудиями, были потоплены. С тонувших транспортов были подобраны и взяты в плен 248 человек, в том числе несколько германских офицеров и один офицер генерального штаба, при котором находились документы. Из показаний пленных выяснилось, что транспорты шли в порт Уние, откуда должны были заняться дальнейшей перевозкой войск в Трапезунд» [35]. 6 ноября 1914 г. официально отмечался факт обстрела Черноморским флотом казарм и станции искрового телеграфа в Трапе-зунде. Во время данной операции по уничтожению Черноморским флотом инфраструктуры портов Трапезунд и Зунгулдак официальная военная пропаганда отметила зверства турок по отношению к христианскому населению упомянутых портов: «Раздраженные своими неудачами турки в каждом не мусульманине видели предателя и тайного агента воюющих с ними держав. И, само собою, разумеется, что в средствах расправы турки не ударили лицом в грязь

перед своими друзьями и союзниками, немцами. Так, в Зунгулдаке и Трапезунде, после бомбардировки этих портов Черноморским флотом турки повесили несколько десятков армян по подозрению в сигнализации русским судам, причём трупы некоторых из казненных были насажены на мачты парусных судов, где они, с воткнутыми в их глаза цветными фонарями и флажками, находились до тех пор, пока не были склеваны птицами» [36].

Отдельно выделяется успех 7 ноября 1914 г. береговых артиллеристов в городе Туапсе во время перестрелки с турецким крейсером «Га-мидие». В статье говорится, что артиллеристы смогли отстоять город, а турки достигли незначительных результатов - погиб один мирный житель и десяток обывателей были ранены. Кроме того, ранения получили три нижних чина и одна сестра милосердия.

Достаточно подробно в военной пропаганде излагается и бой линейного крейсера «Гебен» с флагманским кораблём Черноморского флота «Ефстафий». Приводятся потери русских моряков в этой стычке, произошедшей 7 ноября 1914 г.: «.убиты лейтенант Евгений Мязовс-кий, мичманы: Николай Эйлер, Николай Семенов, Сергей Григоренко и 29 нижних чинов. Ранен тяжело мичман Николай Гнилосыров. Нижних чинов ранено 24, из них 19 - тяжело». Использовались в военной пропаганде и официальные документы, например, телеграмма Верховного Главнокомандующего великого князя Николая Николаевича после боя «Гебена» и «Ефстафия»: «Счастлив передать нижеследующую телеграмму Государя Императора: «Передай Черноморскому флоту Мою благодарность за успешные его действия и за ревностную службу его личного состава. Николай» [36].

1 декабря 1914 г. официальная пропаганда выделила как успех потопление крупного германского парохода «Деринтье», что сильно осложнило для турок доставку военных грузов в порт Трапезунд. Эффектные цифры для пропаганды дало нападение кораблей Черноморского флота 27 декабря 1914г на бухты Сурменэ и Ризы, где было уничтожено 51 неприятельское судно. Правда, нигде не говорится о том, к какому классу принадлежали потопленные корабли, скорее

всего, большинство из них не представляли не только военной, но и стратегической ценности при организации перевозки грузов.

Параллельно с образами врага военная пропаганда создавала светлые облики рядовых нижних чинов русского флота. В данной связи показательно описание встречи Рождества во время боевого похода на Черноморском флоте, когда матросы говорят между собой: «- Вот, попадутся пленные - мы для них зажжем елку!... А без пленных мы ещё ни разу не приходили!...» [37].

Однако, не всегда официальные издания писали о коварстве турецких моряков, иногда они честно признавали его благородство. Например, 16 октября 1914 г. группа немецких офицеров передала начальнику гавани Феодосии записку следующего содержания: «Передайте мирному населению - мужчинам, женщинам и детям - что через два часа начнется бомбардировка казённых строений и честных амбаров, путей и сооружений» [38]. Необходимо отметить, что в целом в военной пропаганде на русском флоте немцы выставлялись в более нелицеприятной роли, чем турки: «На самом краю набережной стояло пять лиц, из которых двое были в форме турецких офицеров. Рядом с ними стоял третий - в германском мундире; это были офицеры с крейсера, привлекшего моё внимание в бухте. Офицеры оживлённо объяснялись с представителями местной администрации и турецким консулом. Офицер в германском мундире не принимал участия в разговоре, т.к. был занят рассматриванием в бинокль города и его окрестностей. Любопытно, что вид турок не так озлоблял толпу, как вид немца. Разглядев его форму, толпа подняла громкий ропот» [39].

В 1915 г. корабельный состав русского флота получил пополнение. 24 июня вступил в строй линейный корабль «Императрица Мария», а 5 октября - однотипный с ним линкор «Императрица Екатерина Великая». Водоизмещение такого корабля составляло 22600 т., скорость хода - 21 - 23 узла; он был вооружен двенадцатью 305-мм. и двадцатью 130-мм. орудиями, имел тяжелые броневые пояса толщиной 102 - 305 мм. В мае - сентябре в состав флота вошли также эскадренные миноносцы «Быстрый», «Громкий», «Счастливый», «Пылкий»,

«Поспешный», 6 подводных лодок, авиатранспорты «Николай I» и «Александр I» с гидросамолетами на борту. С вступлением в строй этих кораблей значительно возросли боевые возможности флота.

К 1915 г. перевес Черноморского флота над турецким становился всё более очевидным, что позволило военной пропаганде взять бодрый тон. В публикации, датированной 15 октября 1915 г., патриотическое издание «Война: Хроника и отклики» дало уничижительную оценку возможностям турецких моряков: «В Чёрном море турецкий флот был сосредоточен в своей базе, в проливах, по-видимому, уклоняясь от боя с нашим флотом» [40]. Затем в известиях с черноморского театра морских сражений в журнале «Морской сборник» сообщалось: «.Черноморские моряки с восторгом отзываются о мужестве и храбрости лётчиков. Корректируя артиллерийский огонь наших судов во время бомбардировки Босфора, воздушная эскадра всё время держалась над неприятельскими батареями, открывшими по ней огонь, к которому присоединились залпы пехоты. Стрельба эта велась крайне беспорядочно, свидетельствуя о растерянности турок. Из всех выпущенных по нашим летчикам снарядов всего лишь четыре пули попали в один из аэропланов. Из лётчиков никто не имеет даже царапины» [41].

Кроме хода боевых действий журнал «Морской сборник» отмечал все важные события, происходившие на русском флоте. Так, в июне 1915 г. в статье К. Житковича «Адмирал Н.О. фон Эссен» отдаётся дань памяти видному русскому флотоводцу [42].

Месяц спустя, в июле 1915 г. раздел журнала «Морская хроника» представляет картину единения экипажа транспорта «Енисей», уничтоженного торпедой германской подводной лодки: «.Команда, сильная духом и вдохновлённая примером своих начальников, проявила полное спокойствие, мужество и образцовую дисциплину. Тонувшие, окоченевшие в ледяной воде, люди перед лицом смерти нашли в себе силы прокричать «ура!» в честь своего корабля в то мгновение, когда последний скрывался под поверхностью воды» [43].

«Морской сборник» приводил подвиги нижних чинов флота, сражавшихся в составе

сухопутных частей. Например, героизм матроса-электрика Балтийского флота Петра Семени-щева, отличившегося при снятии минных заграждений, поставленных австрийцами на реке Висла, и награждённого Георгиевским крестом 4-ой степени. Впоследствии за храбрость в рукопашной схватке упомянутый матрос Петр Семенищев получил из рук императора Николая II Георгиевский крест 2-ой степени.

Удалось военной пропаганде на флоте использовать в своих интересах и гибель пассажирского парохода «Лузитания», потопленного германской подводной лодкой. В «Морском сборнике» печатают необычное сообщение: «.Возвратился из Америки в Пинск местный крестьянин Юрчик, совершавший переезд через океан на «Лузитании». Вслед за взрывом парохода Юрчик вылетел за борт, и, схватив руками доску, продержался на поверхности воды 4 часа. Затем он впал в бессознательное состояние. Рассказы Юрчика о последних минутах «Лузи-тании» полны неподдающегося описания ужаса. Тысячи мужчин, женщин и детей в безумном страхе метались по палубе, бросались в шлюпки и в воду с душераздирающими криками о спасении. Пароход продержался на воде 5 минут и скрылся в морской пучине, унося многочисленные жертвы немецкого зверства. С Юрчиком возвращались на «Лузитании» 77 крестьян Минской губернии; из них спаслись двое» [44].

В конце 1915 г. журнал «Морской сборник» в рамках пропаганды духовной близости власти и народа в достижении целей, поставленных войной, опубликовал отчёт о визите депутатов Государственной Думы на флот: «.Вчера утром вернулись в город Петроград депутаты, ездившие для поднесения иконы Св. Николая Балтийскому флоту от имени членов Государственной Думы, плававших полтора года тому назад на судах эскадры и осматривавших Ревель и шхеры.

В поездке приняли участие шесть членов Государственной Думы: Скоропадский, граф Капнист 1-й, Нечаев, Горсткин, Ханенко, Лашкевич.

Депутаты, подносившие икону, посетили Ревель и Гельсингфорс, причём переезд из одного города в другой ими был совершен морем, на одном из наших крейсеров.

Депутаты осматривали суда эскадры. Они в восторге от виденного. Бодрый дух моряков произвёл на них самое отрадное впечатление» [45].

В результате военная пропаганда на русском флоте в 1914 - 1915 гг. использовала достаточное количество приёмов - единение власти с народом, образ бессовестного и безжалостного врага, примеры повседневного героизма матросов и офицеров, описание похвалы зарубежной прессы деятельности Российского Императорского флота. Многие из приёмов были привлечены впервые в практике информационной войны с противником, но впереди российскую официальную пропаганду ждало самое серьёзное испытание, возникшее в ходе Первой мировой войны: рост антивоенных настроений в тылу и на фронте.

Литература:

1. Манифест. Божией Милостью Мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая // Морской сборник. - 1914. - № 8. -С. 1.

2. Золотарев, И.А., Козлов, В.А. Флотоводцы России. -М.: Изд. Терра. - 1998. - С. 415.

3. Мировая война. Повод к войне и ход дипломатических переговоров, приведших к разрыву // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1914. - № 9. - С. 1 -68.

4. Русские официальные сообщения о войне // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1914. - № 9. -С. 236 - 255.

5. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1914. - № 9. - С. 255 - 288.

6. Кладо, Н. Очерки мировой войны // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1914. - № 9. - С. 289 - 381.

7. Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 431. Оп. 1. Д. 714. Лл. 110 -111.

8. Русская военная периодическая печать (1702 - 1916). Библиографический указатель. - М., 1959. - С. 136.

9. РГА ВМФ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5. Л. 15.

10. РГА ВМФ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 7. Л. 54.

11. Война: Хроника и отклики. - Пг.: Изд. Исторический вестник, 1914. - № 1. - С. 50.

12. Война: Хроника и отклики. - Пг.: Изд. Исторический вестник, 1914. - № 2. - С. 6.

13. РГА ВМФ. Ф. 759. Оп. 1. Д. 33. Л. 77.

14. РГА ВМФ. Ф. 716. Оп. 1. Д. 130. Л. 45.

15. Дважды Краснознамённый Балтийский флот. - М.: Воениздат, 1990. - С. 101.

16. РГА ВМФ. Ф. 716. Оп. 1. Д. 187. Л. 112.

17. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. - № 9. - С. 144.

18. РГА ВМФ. Ф. 716. Оп. 1. Д. 191. Л. 71.

19. РГА ВМФ. Ф. 736. Оп. 1. Д. 318. Л. 27.

20. РГА ВМФ. Ф. 736. Д. 358. Л. 72.

21. РГА ВМФ. Ф. 759. Оп. 1. Д. 35. Л. 84.

22. РГА ВМФ. Ф. 736. Оп. 1. Д. 367. Л. 14.

23. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1914. - № 9. - С. 268 - 269.

24. Кладо, Н. Очерки мировой войны // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1914. - № 9. - С. 301.

25. Колочов, Н. Смертный грех германского народа // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. -№ 12. - С. 89 - 90.

26. Война: Хроника и отклики. - Пг.: Изд. Исторический вестник, 1914. - № 2. - С. 10.

27. Плети или щетки // Морской сборник. - 1914. - № 10. - С. 69.

28. Список офицеров флота, погибших и пострадавших при исполнении служебного долга, а также пропавших без вести // Морской сборник. - 1914. - № 11. -С. 2.

29. Война: Хроника и отклики. - Пг.: Изд. Исторический вестник, 1914. - № 1. - С. 72.

30. Нордман, Н. Война с Турцией и её последствия // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1914. -№ 11. - С. 101 - 111.

31. Покровский, М.Н. Империалистская война // К вступлению Турции. - М.: Изд. Коммунистической академии, 1928. - С. 22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Вторая Отечественная война по рассказам её героев.

- Пг., 1916. - С. 108.

33. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. - № 1. - С. 225.

34. РГА ВМФ. Ф. 736. Оп. 1. Д. 807. Л. 55.

35. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. - № 1. - С. 24.

36. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. - № 1. - С. 25.

37. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. - № 1. - С. 48.

38. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. - № 1. - С. 32 - 33.

39. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. - № 1. - С. 49.

40. Вторая Отечественная война по рассказам её героев.

- Пг., 1916. - С. 114.

41. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. - № 5. - С. 113.

42. Житкович, К. Адмирал Н.О. фон Эссен // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. - № 6. - С. 1 -43.

43. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. - № 7. - С. 220.

44. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. - № 12. - С. 89 - 90.

45. Морская хроника // Морской сборник. Неофициальный отдел.- 1915. - № 10. - С. 103.

л ^

Открытка. Султан Мехмет V

Погляжу Р"Ь сваи КЬоя:

Кто е.г УЗ^П, зпае- ь

КарЪ ЗйЗгтаСг |*£иН

Дйчз поккпавт-ь"!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.