Научная статья на тему 'Эстонские военно-морские силы'

Эстонские военно-морские силы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
662
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патрульный катер / военно-морская база / охрана водного района / территориальные воды / patrol cutter / navy base / guarding of water region / oil / territorial water

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливенцев Дмитрий Вячеславович

Статья рассматривает современную историю эстонских военно-морских сил. Кроме того, уделяется внимание отношениям Российской Федерации и Эстонии и проблемам внешней политики в прибалтийском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTONIA NAVY FORCES

In the article modern history of estonian navy forces is considered. Besides, the article pays attention to the relations of Russian Federation and Estonia and problems of foreign politics in the Baltic Sea.

Текст научной работы на тему «Эстонские военно-морские силы»

таком специальном жанре литературного произведения, как сказки, в которых рассказ идет о том, чего в жизни никогда не было и несбыточно вообще. В нем использован опыт главного идеолога фашизма, министра пропаганды и главы

пропагандистского аппарата фашистской Германии Иёзефа Геббельса, суть которого он высказал так: «В газовой камере можно отравить одновременно несколько сот человек, а хорошо сработанной ложью многие миллионы».

УДК 359 (474.2) ББК 68.53 (4 Эст)

Ливенцев Д.В., доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)

ЭСТОНСКИЕ ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором В.Н. Фурсовым, доктором исторических наук, профессором А.В. Перепелициным.

Аннотация. Статья рассматривает современную историю эстонских военно-морских сил. Кроме того, уделяется внимание отношениям Российской Федерации и Эстонии и проблемам внешней политики в прибалтийском регионе.

Ключевые слова: патрульный катер, военно-морская база, охрана водного района, территориальные воды.

D. V. LIVENCEV, doctor of historical sciences, professor (Voronezh)

ESTONIA NAVY FORCES

Abstract. In the article modern history of estonian navy forces is considered. Besides, the article pays attention to the relations of Russian Federation and Estonia and problems of foreign politics in the Baltic Sea.

Key words: patrol cutter, navy base, guarding of water region, oil territorial water.

Эстонские военно-морские силы обладают собственной историей. Еще в конце 1919 г. в ходе революционных событий в России Эстония обзавелась собственным флотом. В его состав вошли:

- весьма неплохие на тот момент эскадренные миноносцы (типа «Новик») «Леннук» и «Вамбола» (бывшие эсминцы красного Балтийского флота «Автсроил» и «Спартак» - ранее «Капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай», захваченные англичанами в районе Таллина в декабре 1918 г. и переданные ими Эстонии в январе 1919 г.; в 1933 г. правительство Эстонии продало их Перу, где они под наименованиями «Аль-

миранте Гуиссе» и «Альмиранте Виллар» служили до 1948 - 1949 гг.);

- канонерка «Лембит», поначалу громко названная эстонцами крейсером (бывшая русская мореходная канонерка «Бобр», которую в ноябре 1918 г. в неисправном состоянии передали Эстонии немцы, захватившие ее еще в апреле того же года в Або; сдана на слом в конце 1920-х гг.);

- канонерка «Лаене» (впоследствии «Лай-не») - бывший русский конвоир подводных лодок «Спутник», переданный в ноябре 1918 г. Эстонии немцам, которые захватили его в апреле 1918 г. в Або);

72

- озерно-речная канонерка «Ахти» (бывший русский вооруженный пароход «Ольга», переоборудованный из буксира по мобилизации в 1915 г. и включенный в состав Чудской озерной флотилии; в 1919 г. отбит у красных и включен в озерно-речной дивизион канонерских лодок ВМС Эстонии);

- озерно-речная канонерка «Ванемуйне» (бывший русский вооруженный пароход «Президент» - ранее «Император», переоборудованный из товарно-пассажирского парохода по мобилизации в 1915 г. и включенный в состав Чудской озерной флотилии; в 1919 г. оставлен красными в Тарту и включен в озер-но-речной дивизион канонерских лодок ВМС Эстонии);

- минные заградители-тральщики «Калев» и «Олев» (ранее «Моотортраалер № 8» и «Моо-тортраалер № 10»: бывшие русские базовые минные заградители «Теплоход № 2» и «Теплоход № 8», оставленные в феврале 1918 г. в эстонских водах и после капитального ремонта в 1919 г. принятые в состав тральной экспедиции ВМС Эстонии);

- ледокольные буксиры «Яаан Поска» (бывший русский «Снег»; в апреле 1918 г. захвачен в Або немцами и передан ими Эстонии в ноябре того же года) и «Мардус» (бывший русский «Матрос»; в феврале 1918 г. оставлен в Ревеле и захвачен там немцами, в ноябре того же года передавшими его Эстонии);

- гидрографические суда «Лоод» и «Секстант» (бывшие русские «Лот» и «Секстан», оставленные в феврале 1918 г. в Ревеле и захваченные там немцами, которые в ноябре 1918 г. передали их Эстонии);

- ледоколы «Вяйнямёйнен» (бывший русский «Волынец», захвачен в марте 1918 г. в Гельсингфорсе финнами, которые увели его в Ревель и передали немцам; с декабря 1918 г. в ВМС Эстонии), «Тасуя» и «Юри Вилмс» (бывшие русские «Геркулес» и «Владимир» - ранее «Гектор», оставленные в феврале 1918 г. в Ревеле и захваченные там немцами, которые в ноябре 1918 г. передали их Эстонии) [1].

Надо отметить, что на кораблях новообразованных эстонских ВМС вскоре произошел революционный бунт. В декабре 1918 г. матросы

и рабочие подняли красный флаг на находившемся в ремонте в Таллинне «крейсере» «Лем-бит», летом 1919 г. такая же история произошла на эсминце «Вамбола» - матросы пытались угнать его в Кронштадт.

Само создание военно-морского флота Эстонии происходило благодаря развалу Российского Императорского флота. Достаточно вспомнить историю, связанную с обретением эскадренных миноносцев «Леннук» и «Вамбола» Рейд в декабре 1918 г., двух эсминцев «Спартак» и «Австроил», происходившую под его командованием и закончившуюся тем, что корабли попали в плен к англичанам вместе с экипажами. Оказалось, управлять флотом намного труднее, чем расстреливать морских офицеров в феврале 1917 г. [2]

После неудачной боевой операции Ф.Ф. Раскольников переоделся в матросскую робу, измазал лицо углем и попытался спрятаться, но его нашли. Белые части эстонцев тут же расстреляли многих моряков. 3 февраля 1919 г. они казнили в лагере военнопленных на острове Нарген 15 матросов с эскадренного миноносца «Спартак». Среди расстрелянных были: Блу-ман, Жаринов, Никитин, Кансир и комиссар эсминца Павлов. На следующий день было убито 12 матросов с эскадренного миноносца «Ав-строил», а 5 февраля расстреляли еще 3 человек: двух за побег, одного за хранение револьвера. Вот фамилии расстрелянных 4 - 5 февраля: Алексеев Арсений, Богомолов Михаил, Комаров Михаил, Рукавишников Алексей, Красо-тин, Золотин Петр, Ревягин Дмитрий, Молчанов, Авенев, Трепалов, Винник Иван, Лубинец, Ларионов Михаил, Нутров Константин и Спиридонов. Последний за то, что, несмотря на протесты старшего офицера Омельяновича, перед сдачей в плен эсминца выбросил в море сигнальную книгу [3]. Однако бравого комиссара данные трагические события не затронули. Его решено было как важного военнопленного передать англичанам. Ф.Ф. Раскольников бесхлопотно прожил в Лондоне, пока его 27 мая 1919 г. не обменяли на 17 пленных английских офицеров.

Вместе с независимостью от советской России в 1920 г. Эстония обрела и свой нацио-

нальный военно-морской флот. К 1924 г. эстонский флот состоял из 2 эскадренных миноносцев, 1 миноносца, 6 канонерских лодок, 2 минных заградителей, 4 тральщиков, 2 сторожевых кораблей (в том числе на Пейпусском озере), 4 ледоколов, 3 гидрографических судов, 5 тендеров и 1 буксира. Численность личного состава на флоте была 1200 человек и 900 в береговой обороне. В ноябре 1933 г. командующий ВМФ контр-адмирал Йоханнес Питка выступил с проектом выделения из бюджета 15 млн. крон для развития военно-морских сил, но правительство согласилось на финансирование строительства кораблей только в размере 9 млн. крон [4].

Перед якобы «добровольным» вступлением Эстонии в «братскую семью народов СССР» (в августе 1940 г.), ее ВС насчитывали до 25 тыс. человек. Имелись также созданные еще в ноябре 1918 г. пограничные войска.

Эстонские ВМС организационно состояли из морского дивизиона, Чудской озерной флотилии, гидроавиаотряда, учебной роты и морских крепостей Сууропи, Аэгна и Най-саар с береговой артиллерией. В состав ВМС входили:

- весьма совершенные для своего времени подводные минные заградители «Калев» и «Лембит» (английской постройки);

- миноносец «Сулев» (бывший германский миноносец А32, в октябре 1917 г. выброшенный штормом на побережье острова Сааремаа и в 1920-е гг. отремонтированный эстонцами);

- канонерка «Лайне», используемая как плавучая база подводных лодок (бывший «Лаене»);

- малая канонерка «Мардус» (бывший ледокольный буксир);

- озерно-речная канонерская лодка «Ахти»;

- озерно-речная канонерка «Ванемуйне»;

- колесная озерно-речная канонерка «Тарту» (бывший русский вооруженный пароход «София», переоборудованный из товарно-пассажирского парохода по мобилизации в 1915 г. и включенный в состав Чудской озерной флотилии; в 1919 г. затоплен красными, но поднят в 1920 г. эстонцами и в 1936 г. зачислен в резерв

озерно-речного дивизиона канонерских лодок своих ВМС);

- сторожевой корабль «Пиккер» собственной постройки [5];

- колесные минные заградители-тральщики «Ристна» и «Суроп» (бывшие русские озерно-речные пароходы, мобилизованные в качестве тральщиков в русский ВМФ в 1915 г. соответственно как тральщик «№ 18» и тральщик «№ 19» и захваченные в Гельсингфорсе в 1918 г. финнами, в 1920 г. продавшими их Эстонии);

- малые тральщики-заградители «Кери» и «Вайндло» (бывшие «Калеэ» и «Олев»);

- малый тральщик «Тахкона»;

- военный транспорт «Секстант» (ранее гидрографическое судно);

- вспомогательные суда (без определенной классификации) «Сакала», МР8, МР14;

- кабельное судно «Компас» (бывшее одноименное гидрографическое судно русского Балтийского флота, оставленное в феврале 1918 г. Ревеле и в 1920 г. по Юрьевскому договору с РСФСР признанное собственностью Эстонии) и гидрографическое судно «Лоод»;

- лоцманское судно-вехостав «Пирита» (бывший паровой барказ-вехостав русского Балтийского флота «Бригитовка», оставленный в феврале 1918 г. в Ревеле и в 1920 г. по Юрьевскому договору с РСФСР признанный собственностью Эстонии);

- моторные катера «МР10», «МР23»;

- ледокольный буксир «Яаан Поска» и буксир «Таллин»;

- ледоколы «Суур-Тылль» (бывший «Вяйня-мёйнен»), «Тасуя», «Юри Вилмс», «Мерикару».

Кроме того, в морской пограничной охране имелись патрульные корабли «Коу», «Эрила-не» (малый) и моторные катера «МР2» и «МР5» [6].

После поглощения Эстонии СССР ее армия, подвергшаяся чекистской «зачистке», была преобразована в 22-й территориальный стрелковый корпус РККА, а корабли и суда ВМС включены в ВМФ СССР (миноносец «Сулев», переименованный в «Аметист», был

74

передан в качестве учебного сторожевого корабля Военно-морскому пограничному училищу НКВД СССР). Самым же ценным приобретением «красных военморов» стали подводные минные заградители «Калев» и «Лембит»

[7].

В наши дни ВМС Эстонии можно рассматривать как довольно существенный элемент минно-тральных сил НАТО на Балтике - их основу составляют именно противоминные корабли (7 тральщиков). Численность ВМС - 350 человек, резерв - до 1500 человек.

Организационно они включают штаб (Таллинн), базу ВМС (Таллинн, Минная гавань), дивизион минных кораблей и группу водолазов-минеров (боевых пловцов). В качестве пункта базирования используется порт Палдиски (Новая гавань).

Корабельный состав:

• фрегат (используется в качестве корабля управления и обеспечения) А230 «Адмирал Пит-ка» (бывший датский патрульный фрегат охраны рыболовства «Бескюттерен» типа «Улучшенный Хвидбьёрнен»);

• корабль управления и водолазного обеспечения А432 «Тасуя» (бывший датский минный заградитель «Линдормен» одноименного типа; в угрожаемый период может использоваться по оригинальному назначению);

• сторожевые катера (с ограниченными возможностями ПЛО) Р422 «Ристна» и Р423 «Суроп» (бывшие финские «Ритниеми» и «Рима-тилла» типа «Ритниеми»);

• сторожевой катер А431 «Ахти» (бывший датский «Малле-мукен» типа «Маген», используется в качестве водолазного бота);

• базовые тральщики М311 «Вамбола», М312 «Сулев» (бывшие немецкие «Куксха-фен» и «Линдау» проекта 331В - тип «Лин-дау»);

• универсальные тральщики-искатели мин для поиска и уничтожения мин в открытых и глубоководных районах моря М313 «Адмирал Кован», М314 «Сакала», М315 «Уганди» (бывшие английские «Сэндаун», «Инвернесс» и «Брид-порт» типа «Сэндаун»);

• рейдовые тральщики (по эстонской классификации минные заградители) М415 «Олев» и М416 «Вайндло» (бывшие немецкие «Диана» и «Ундине» типа «Фрауенлоб»);

• малые вспомогательные суда А432 «Лай-не» (бывший «Ревалия», советской постройки) и А433 «Мардус» (бывшее датское «Рюлен»).

Офицеры ВМС проходят подготовку в высших военно-морских учебных заведениях США и других стран НАТО. Старшины готовятся в собственном центре образования и подготовки ВМС.

Зарабатывают эстонские военнослужащие очень прилично: генерал - 2560, полковник -2200 $, майор - 1300 $, лейтенант - 1000 $, сержант - 980 $, рядовой - 730 $[8]. Такие цифры заработной платы свидетельствуют и о малочисленности эстонских Вооруженных Сил. Отсюда, быть военным моряком в Эстонии не только почетно, но и прибыльно.

В рамках военно-морского сотрудничества стран Балтии в Таллинне действует Балтийская школа связи ВМС, где осуществляется обучение младших специалистов флотов Латвии, Литвы и Эстонии.

Действующим вооруженным резервом ВМС являются морские и озерные части ее пограничной охраны. Корабельный состав морских и озерных частей эстонской погранохраны включает (аббревиатуры PVL и PVK означают «пограничный корабль» и «пограничный катер» соответственно, PV - Pirivavle, т. е. пограничная охрана):

• штабной корабль А109 «Валвас» (бывшее судно обслуживания навигационного оборудования Береговой охраны США «Биттерсвит» типа «Болсам»);

• патрульный корабль PVL107 «Кгоу» (бывший финский «Силма»);

• патрульный катер PVL105 «ТОРМ» (бывший норвежский ракетный катер «Арг» типа «Сторм»; ракетное вооружение демонтировано);

• патрульный катер PVL106 «Мару» (бывший финский «Виима»);

• патрульные катера PVL111 «Ваппер», PVL112 (собственной постройки);

• патрульные катера PVL100, PVL101, PVL102 (бывшие финские «Телкка», «Куикка» и «Каакури» типа «Коскело»);

• патрульный катер PVL103 «Пиккер» (собственной постройки);

• учебный катер PVL108 «Линда» (бывший финский «Кемио»);

• малые патрульные катера PVK001, PVK002, PVK003 (бывшие шведские Kbv257, Kbv259, Kbv246 типа Kbv236);

• малые патрульные катера PVK006, PVK007, PVK008, PVK013, PVK014, PVK015, PVK017, PVK018, PVK020, PVK021 (финской постройки);

• малый патрульный катер PVK019 (бывший советский проект 376);

• малый патрульный катер на воздушной подушке PVH1 (английской постройки типа «Грифон 2000 TDX Mk2»);

• быстроходный десантный катер PVL104 «Тиир» (российской постройки пр. 11770 «Серна»),

Кроме того, имеется не менее 19 малых патрульных катеров водоизмещением от 19 до 44 т, переоборудованных из прогулочных и рыболовецких судов, и прочие мелкие плавсредства.

Вспомогательный резерв ВМС составляет Департамент водных путей (своего рода береговая охрана), отвечающий за навигационную безопасность мореходства в прибрежных водах страны (в т. ч. в интересах ВМС) - EVA (его суда, как правило, носят на борту данную аббревиатуру). В угрожаемый период плавсредства EVA могут быть включены в ВМС как суда обеспечения и патрульные.

Департамент водных путей Эстонии имеет, в частности, следующие суда:

• ледокол «Тармо» (бывший одноименный финский);

• гидрографическое судно EVA-307 (бывший «Зенит» ВМФ СССР польской постройки проекта 860);

• гидрографическое судно EVA-308 (бывший ГС-108 ВМФ СССР польской постройки проекта 870);

• патрульно-гидрографические катера EVA-09, EVA-310 (бывший БГК-117 и БГК-630 ВМФ СССР проекта 1896);

• патрульно-гидрографический катер EVA-311 (бывший БГК-ЗП ВМФ СССР проекта 376);

• патрульно-гидрографические катера EVA-312, EVA-313 (быв. МГК-844, МГК-929 ВМФ СССР проекта 1440);

• патрульно-гидрографические катера EVA-314, EVA-315;

• патрульно-гидрографический катер EVA-316 (бывший финский «Лонна») [9].

Морской торговый флот Эстонии, по оценке ЦРУ США, в 2003 г. имел 32 крупных (водоизмещением более 1000 брт.) судна общим водоизмещением 212.998 брт., в т. ч. 2 балкера, 12 сухогрузов, 4 контейнеровоза, 2 нефтяных танкера, 7 ролкеров, 5 пассажирских судов малого каботажа. Кроме того, 45 различных эстонских судов зарегистрированы в других странах, плавая под «удобным» флагом.

Примечания:

1. Чуприн, К.В. Вооруженные силы стран СНГ и Балтии / К.В. Чуприн. - Минск, 2009. - С. 788 -789.

2. Дрогоеоз, И.Г. Большой флот Страны Советов / И.Г. Дроговоз. - Минск., 2003. - С. 11 - 12.

3. Лукашееич, С. Хроника Красного Флота / С. Лукашевич // Морской Сборник. - 1919. -№ 1 - 3. - С. 152.

4. Флоты Второй Мировой. - М., 2009. - С. 512.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гайдук, A.A. Военно-морские силы прибалтийских государств 1918 - 1940 гг. / А.А. Гайдук, Р.В. Лапшин. - СПб.: Галея Принт, 2009. - С. 7.

6. Чуприн, К.В. Вооруженные силы стран СНГ и Балтии / К.В. Чуприн. - Минск, 2009. - С. 792 -793.

7. Широкорад, А.Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939 - 1945гг. / А.Б. Широкорад. - Минск, 2002. -С. 76.

8. Баранец, В. А иностранному солдату какую выдают зарплату? / В. Баранец, М. Тимошенко / / Комсомольская правда. - 2010. - № 21. -С. 14.

9. Чуприн, К.В. Вооруженные силы стран СНГ и Балтии / К.В. Чуприн. - Минск, 2009. - С. 806.

76

Флаг ВМС Эстонии

Подводная лодка Калев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.