Научная статья на тему 'Латвийские военно-морские силы'

Латвийские военно-морские силы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
456
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патрульный катер / военно-морская база / охрана водного района / территориальные воды. / patrol cutter / navy base / guarding of water region / oil /territorial wate

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливенцев Дмитрий Вячеславович

Статья рассматривает современную историю латвийских военно-морских сил. Кроме того, уделяется внимание отношениям Российской Федерации и Латвии и проблемам внешней политики в прибалтийском рег

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LATVIA NAVY FORCES

In the article modern history of latvian navy forces is considered. Besides, the article pays attention to the relations of Russian Federation and Latvia and problems of foreign politics in the Baltic Sea.

Текст научной работы на тему «Латвийские военно-морские силы»

УДК 359 (474.3) ББК 68.53 (4 Лат)

ЛАТВИЙСКИЕ ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Ливенцев Дмитрий Вячеславович,

доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)

Аннотация. Статья рассматривает современную историю латвийских военно-морских сил. Кроме того, уделяется внимание отношениям Российской Федерации и Латвии и проблемам внешней политики в прибалтийском регионе.

Ключевые слова: патрульный катер, военно-морская база, охрана водного района, территориальные воды.

LATVIA NAVY FORCES

LIVENCEV D. V.

doctor of historical sciences, professor (Voronezh)

Abstract. In the article modern history of latvian navy forces is considered.

Besides, the article pays attention to the relations of Russian Federation and Latvia and problems of foreign politics in the Baltic Sea.

Key words: patrol cutter, navy base, guarding of water region, oil territorial water.

Гибель Российской Империи открыла возможность для создания национальны« регулярных вооруженных сил независимой Латвии. Первыми их формированиями стали в конце 1918 г. добровольческие формирования антибольшевистского национального Временного правительства Латвийской Республики.

В свою очередь «красные», выступавшие против национальной независимости, провозгласили в январе 1919 г. Социалистическую Советскую Республику Латвию и создали ее армию.

«Краснолатыши» сформировали и военную флотилию в составе 1-го (Приморского, база в

Риге) и 2-го (Речного, база в Витебске) отрядов. Флотилия, существовавшая в марте - ноябре

1919 г., имела 4 канонерки, переоборудованные из гражданских речных судов, 2 плавбатареи, 3 посыльных судна (в т. ч. захваченный после подрыва на мине бывший германский тральщик М-68, переименованный в «Саркана Латвия» -«Красная Латвия»), 28 транспортов, 2 буксира, 19 моторных катеров.

Немцы, захватив в ходе своего наступления в мае 1919 г. корабли и суда Приморского отряда флотилии, передали их «белолатышам». Речной же отряд был переформирован в Западнодвин-скую военную флотилию РСФСР, которая в

1920 г. приняла участие в боях с поляками.

После того, как армия Советской Латвии, с

большими для нее потерями, летом 1919 г. была вышвырнута с исторической родины, ее остатки вновь свели в Латышскую стрелковую дивизию, чей боевой путь завершился участием в штурме Перекопа и захвате Крыма. В ноябре 1920 г. эту дивизию расформировали.

В выпущенной в 1936 г. в Советском Союзе книге «Латвия» рассказывалось, что в армии ЛР на питание солдата выделялось 80 сантимов в день. Даже если учесть, что цены тогда были ниже, чем сейчас, очевидно - на такие деньги не очень-то повоюешь. Да и жалование профессиональных военных было так себе: «Оклады офицерства нельзя назвать весьма высокими», - указывается в той же книге [1].

Парадоксально, но, экономя на питании и зарплатах, государство не жалело денег на закупку военной техники. Сегодня в это трудно поверить, но, к примеру, латвийский флот был тогда сильнее флота Финляндии, не говоря уже о военно-морских силах соседних Литвы или Эстонии.

Однако амбициозный замысел создать свой современный флот оказался бессмысленным, 22 июня 1940 г. нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов отдал советскому флоту приказ № 0015 о занятии портов Прибалтики [2]. На момент аннексии «буржуазной» Латвии Советским Союзом (июль -август 1940 г.) в ВМФ числились дивизион подводных лодок («Ронис» и «Спидола» французской постройки) [3], плавбаза «Варонис», дивизион тральщиков-заградителей («Виестурс» и

«Иманта» французской постройки, «Вирсайтис» -бывший «Саркана Латвия»), а также гидроавиа-дивизион (5 разведывательных гидропланов). Кроме того, флот имел посыльно-артиллерийс-кий корабль «Артиллеристе», гидрографическое судно «Гидрографе», ледокол «Кришъянис Вал-демарс». ВМС базировались на Ригу, Вентспилс и Лиепаю.

Охрану государственной границы осуществляла пограничная бригада (1,3 тыс. человек), небольшой сторожевой корабль погранохраны «Эрглис» и пограничные патрульные катера «Самс» и «Булта» (они были конфискованы у эстонских контрабандистов спиртом). С 1922 г. пограничная охрана входила в состав МВД.

Обретение в 1991 г. Латвией независимости стало новым этапом формирования ее вооруженных сил. Правда, совершенно оригинальным представляется факт передачи ВМС Латвии почему-то даже не ВМФ РФ, а Северо-Западной группой войск (в которую был переформирован ликвидирующийся Прибалтийский военный округ), находившейся на плаву дизельной ракетной ПЛ Б-142 проекта 629А, что было отражено в акте № 148/8/14. Еще пять лодок данного проекта (Б - 79, Б - 93, Б - 96, Б - 183 и Б - 372), дизельная ракетная ПЛ Б-81 проекта 651 (носитель крылатых ракет) и ракетный крейсер «Грозный» проекта 58 были брошены моряками-балтийцами в Лиепае в полузатопленном состоянии. В сложившейся ситуации возникает вопрос о коррупции среди флотского начальства. Разумеется, восстанавливать доставшиеся ей от «старшего брата» корабли не стала и сдала их на металлолом.

Современные ВМС Латвии были созданы еще до формального восстановления государственной независимости - в апреле 1991 г., когда на патрульном судне Р-101 «Самс» (бывшем траулере «Плутон», вооруженным в следующем году пулеметом) был поднят латвийский военно-морской флаг. В последующем Латвия получила корабли, катера и вспомогательные суда из стран Западной Европы и ввела в строй кое-какие бывшие советские плавсредства, что позволило ей обзавестись небольшим, но вполне боеспособным военным флотом.

Часть этих единиц уже списана - например, бывшие ракетные катера пр. 205 ВМС

121

ГДР «Фриц Гаст» и «Иозеф Шарес», полученные от ФРГ без ракетного вооружения (в латвийском флоте были названы «Зибенс» и «Хейндрих Дор»), катер береговой охраны КА-02 «Спулга» (бывший советский типа «Рыбнадзор») и т. д.

По состоянию на 2007 г., численность ВМС составила 614 человек (по другим данным, на начало 2008 г. - 551 человек или даже порядка 700). Военно-морские базы (пункты базирования) - Рига (здесь также находится штаб ВМС), Болдерай, Лиепая и Вентспилс. Сегодня латвийскими ВМС командует выпускник Полтавской высшей военной школы, Лиепайского политехникума, US Naval War College, Латвийской Национальной академии обороны, капитан 1 -го ранга Римантс Штримайтис.

Всеми военными силами Латвии командует бригадный генерал (генерал-майор) Рай-мондс Граубе, но в табели званий числятся генерал-лейтенанты и контр-адмиралы. Зарплата командующего ВС Латвии составляет 2421 $, лейтенанта - 781 $, капрала-инструктора -705 $, рядового - 603 $. Надо сказать, при средней зарплате в стране 995 $ цифры не впечатляют, но большой плюс представляет собой доплата за специальное образование и ежемесячный съем квартиры по 180 [4].

Кстати, на кораблях латвийских ВМС служит много русскоязычных моряков и к чести военно-морского начальства случаи проявления национализма со стороны латышей были не замечены.

Организационно ВМС включают:

• эскадру патрульных кораблей (ранее Южный военно-морской район; 1-й дивизион патрульных кораблей - Лиепая, 2-й дивизион патрульных кораблей - Вентспилс);

• эскадру минно-тральных кораблей (ранее Центральный военно-морской район; Рига, Бол-дерай);

• базу материально-технического обеспечения флота (Лиепая);

• радиотехнический батальон (ранее батальон береговой охраны);

• штаб в Микельторнисе;

• береговые пункты службы наблюдения и связи в Колке, Лабраге, Овиши, Озолини, Рое, Силмале, Сталдзене, Ужаве, Яунциемсе);

• учебно-тренировочный центр (открыт в 1992 г.; Лиепая) и другие подразделения.

В учебно-тренировочном центре ВМС в Лиепае существует школа водолазов (имеющая межгосударственный статус Балтийского центра подготовки водолазов), где готовятся специалисты-водолазы (в т. ч. водолазы-минеры) для объединенной противоминной эскадры ВЛЬТЯйК и ВМС прибалтийских стран. Здесь также была организована подготовка боевых пловцов для ВМС Азербайджана и Грузии.

Корабельный состав ВМС и входящий в их состав береговой охраны следующий:

• штабной корабль А-53 «Вирсайтис» -флагманский корабль ВМС (бывший норвежский минный заградитель «Вале» типа «Видар», оборудование для постановки мин полностью сохранено);

• штабной корабль А-90 «Варонис» - по последним данным, передан непосредственно в береговую охрану (бывшее голландское гидрографическое судно «Буйскес»);

• артиллерийские катера Р-01 «Зибенс», Р-02 «Лоде», Р-03 «Линга», Р-04 «Булта» (бывшие норвежские ракетные катера «Дьерв», «Хвасс», «Гниет» и «Трауст» типа «Сторм», ракетное вооружение снято);

• базовый тральщик М-03 «Намейс» (бывший немецкий «Фолклинген» пр. 331В, тип «Линдау»);

• базовые тральщики М-01 (бывший «Ви-естурс») и М-02 (бывший «Иманта») - находятся на консервации в Лиепае (бывшие тральщики Народного ВМФ ГДР «КаМенц» и «Рёбель» проекта 89.2, тип «Кондор-2»);

• тральщики-искатели мин М-04 «Иманта», М-05 «Виестурс», М-06 «Таливалдис» (бывшие голландские типа «Алкмаар»);

• патрульный корабль береговой охраны КА-04 (ранее Р-101 «Самс», бывший советский рыболовный траулер «Плутон» пр. 728А «Сел-га») - возможно, выведен из состава ВМС;

• патрульные катера береговой охраны КА-01 «Кристапс» (бортовая аббревиатура КА -от «Ю^а Арва^е», «охрана края»), КА-03 «Комета» (быв. советский «Рыбнадзор-4»), КА-06 «Гайсма», КА-07 «Аусма», КА-08 «Сауле», КА-09 «Клинтс» (бывшие шведские К^244,

КЬу 249, КЬу260, КЬу256 и КЬу250 типа КЬу236), КА-14 «Астра» (финской постройки, используется как поисково-спасательный);

• рейдовые патрульные катера береговой охраны КА-10, КА-11, КА-12 (бывшие советские разъездные катера проекта 371бис);

• ледокол «Варма» (финской постройки типа «Апу»/«Тармо»);

• научно-исследовательское судно «Вейяс» (бывшее советское «Лев Титов», используется как судно охраны окружающей среды);

• рейдовый буксир А-18 «Перконс» (польской постройки типа «Голиаф»);

• водолазный бот А-51 «Лидака» проекта 522 (ранее А-101 «Гефесте», бывший советский) [5].

Резервом латвийских ВМС является морская пограничная охрана, состоящая из 13 патрульных кораблей и катеров, включая патрульный корабль ледокольного типа «Валпас» (бывший финский), патрульный катер «Ранда» (эстонской постройки), патрульный катер «Тиира» (финской постройки), 4 малых патрульных катера с водометными двигателями «Балтик 95» (эстонской постройки), малый патрульный катер на воздушной подушке типа «Ховер Флайер Мк2» (австралийской постройки) и 5 малых патрульных катеров с жестким каркасом типа «бумеранг» (финской постройки). Пограничные катера имеют бортовые номера с аббревиатурой (от «КоЬе28агё2е8 к^епБ», «пограничный катер», например, ЯК-21 «Ранда»). Пунктами их базиро-

вания стали Салацгрива (ЯК-19), Скутле (ЯК-18), Рига и Юрмала (ЯК-12, ЯК-14, ЯК-22), Мерсрагс (ЯК-19), Роя (ЯК-15), Вентспилс (ЯК-17, ЯК-20, ЯК-21), Павилоста (ЯК-23) и Лиепая (ЯК-01, ЯК-24).

Организационно все суда морской пограничной охраны объединены в 2 отряда. Кроме того, есть 5 речных малых патрульных катеров, используемых для охраны участков границы с Беларусью и Россией.

Морской торговый флот Латвии, по оценке, в 2003 г. имел 11 крупных (водоизмещением более 1000 брт.) судов общим водоизмещением 53.153 брт., в т. ч. 6 сухогрузов, 1 нефтяной танкер, 1 ролкер, 2 рефрижератора и 1 каботажное пассажирское судно. Кроме того, 96 различных латвийских судов зарегистрированы в других странах и плавают под «удобным» флагом.

Примечания:

1. Латвия. - М., 1936. - С. 21.

2. Российский Государственный архив Военно-Морского флота (РГА ВМФ). Ф. 92. Оп. 2. Д. 502. Л. 74.

3. Широкорад, А.Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939 - 1945 гг. / А.Б. Широкорад. - Минск, 2002. - С. 77 - 78.

4. Баранец В., Тимошенко, М. А иностранному солдату какую выдают зарплату? / В. Баранец, М. Тимошенко // Комсомольская Правда. - 2010. -№ 21. - С. 14.

5. Чуприн, К.В. Вооруженные силы стран СНГ и Балтии / КВ. Чуприн. - Минск, 2009. - С. 749 - 751.

Герб ВМС Латвии

123

КШААРШВ

*

Эмблема береговой охраны Латвии

Латвийский флот

Подъем флага

124

Подводные лодки Ронис и Спидола

Пpaвumeлъcmвo Латвш на Стдоле

12б

Экипаж подводной лодки Ронис

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.