Научная статья на тему 'Процесс назначения духовенства на пароходы Добровольного флота в конце XIX века (на примере жизненного пути иерея Георгия Левитского)'

Процесс назначения духовенства на пароходы Добровольного флота в конце XIX века (на примере жизненного пути иерея Георгия Левитского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
судовой священник / морское духовенство / православные священники на пароходах Добровольного флота / назначение священников на пароходы Добровольного флота / navy priest / navy clergy / Orthodox clergy on the vessels of Volunteer Fleet / protopresbyter of the army and naval clergy / the process of appointing clergy to the Dobroflot vessels

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сингх Созонт Сукхдевович

Служение православного духовенства на пароходах Добровольного флота остается малоизученной страницей истории Русской Православной Церкви. В данной статье на примере жизненного пути клирика Екатеринбургской епархии иерея Георгия Левитского освещен небольшой эпизод, с которого начинается священническое служение на флоте, — процесс назначения духовенства на пароходы. Выбор в качестве примера биографии отца Георгия неслучаен — в течение многих лет клирик занимал различные должности в Екатеринбургской епархии, в том числе был преподавателем Екатеринбургского духовного училища. Затем священнослужитель четырежды отправлялся в плавание на пароходах Добровольного флота в качестве судового священника. Благодаря запискам, в которых клирик кропотливо фиксировал основные события плавания и особенности организации религиозной жизни на борту, у исследователя есть богатый материал по истории морского духовенства. Этот источник, вместе с делопроизводственными материалами и межведомственной перепиской, позволил реконструировать процесс назначения клирика на суда Добровольного флота. Автором выявлена основная специфика системы назначения священнослужителей на пароходы. Определен круг вопросов, требующих дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Process of Appointing Clergy to the Vessels of the Volunteer Fleet at the End of the 19th Century (On the Example of Priest Georgy Levitskiy’s Life Path)

The service of the Orthodox clergy on the board of the Dobroflot vessels remains a poorly studied page in the history of the Russian Orthodox Church. In this article, on the example of the life of a cleric from the Ekaterinburg diocese, priest Georgy Levitskiy, a small episode has been studied, from which the priestly service in the navy used to begin — the process of appointing clergy to ships. The choice of the biography of Fr. Georgy is not accidental: for many years the cleric held various educational and diocesan posts in the Ekaterinburg eparchy, including teacher’s position at the Ekaterinburg Theological School. Then Fr. Georgy went on a voyage on the Dobroflot ships four times as a navy chaplain. Thanks to the notes in which the cleric painstakingly recorded main events of the voyages and peculiarities of the organization of religious life on board, the researcher has got a wealth of material on the history of the naval clergy. This source, together with clerical materials and interagency correspondence, has helped to reconstruct the process of appointing cleric to the Dobroflot vessels. The author has revealed the main specificity of the system for appointing clergymen to ships. And a range of issues requiring further study has been also identified.

Текст научной работы на тему «Процесс назначения духовенства на пароходы Добровольного флота в конце XIX века (на примере жизненного пути иерея Георгия Левитского)»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 34. 252-263

УДК 359.81

DOI: 10.24412/2224-5391-2021-34-252-263

С. С. Сингх

процесс назначения духовенства на пароходы добровольного флота в конце xix века (на примере жизненного пути иерея георгия левитского)

Аннотация. Служение православного духовенства на пароходах Добровольного флота остается малоизученной страницей истории Русской Православной Церкви. В данной статье на примере жизненного пути клирика Екатеринбургской епархии иерея Георгия Левитского освещен небольшой эпизод, с которого начинается священническое служение на флоте, — процесс назначения духовенства на пароходы. Выбор в качестве примера биографии отца Георгия неслучаен — в течение многих лет клирик занимал различные должности в Екатеринбургской епархии, в том числе был преподавателем Екатеринбургского духовного училища. Затем священнослужитель четырежды отправлялся в плавание на пароходах Добровольного флота в качестве судового священника. Благодаря запискам, в которых клирик кропотливо фиксировал основные события плавания и особенности организации религиозной жизни на борту, у исследователя есть богатый материал по истории морского духовенства. Этот источник, вместе с делопроизводственными материалами и межведомственной перепиской, позволил реконструировать процесс назначения клирика на суда Добровольного флота. Автором выявлена основная специфика системы назначения священнослужителей на пароходы. Определен круг вопросов, требующих дальнейшего изучения.

ключевые слова: судовой священник, морское духовенство, православные священники на пароходах Добровольного флота, назначение священников на пароходы Добровольного флота.

цитирование. Сингх С. С. Процесс назначения духовенства на пароходы Добровольного флота в конце XIX века (на примере жизненного пути иерея Георгия Левитского) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 34. С. 252-263. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-34-252-263

сведение об авторе. Сингх Созонт Сукхдевович — аспирант кафедры истории России историко-филологического факультета ПСТГУ (Россия, г. Москва). E-mail: sozont@inbox.ru

Поступила в редакцию 27.02.2021 Принята к публикации 12.04.2021

252

© С. С. Сингх, 2021

В конце XIX в. в Российской империи православные священнослужители назначались не только на корабли военно-морского флота, но и на пароходы Добровольного флота (далее — ДФ) — судоходного общества, основанного в 1878 г. на добровольные пожертвования1. Они в основном осуществляли грузопассажирские перевозки на Восточном направлении (из Одессы во Владивосток и обратно), а в начале XX в. были открыты несколько новых линий2. Кроме переселенцев и пассажиров, пароходы ДФ регулярно перевозили каторжан на остров Сахалин (с 1879 г.) и новобранцев во Владивосток (с 1892 г.).

Поскольку большая часть пассажиров была православного вероисповедания, для их духовного окормления назначались священники. В зависимости от ведомственной принадлежности пассажиров, священнослужителя назначал протопресвитер военного и морского духовенства (если они были новобранцами) или Святейший Синод (если на борту были заключенные)3. На данный момент не удалось найти сведений, кто назначал священнослужителей для сопровождения переселенцев. Можно лишь предположить, что духовенство для данной категории пассажиров назначалось Святейшим Синодом.

Процесс назначения священнослужителей на пароходы ДФ на данный момент не рассматривался в историографии, что связано с малой изученностью деятельности духовенства, служившего на судах ДФ4.

В данной статье на основе делопроизводственных материалов, межведомственной переписки, которые хранятся в ф. 806 Российского государственного исторического архива5, и записок6 судового священника будет реконструирован процесс

1 Согласно Уставу общества пароходы ДФ «в случае войны обязательно поступают по распоряжению правительства на военные надобности в качестве крейсеров; в мирное же время служат целям торговым». См.: Начало Добровольного флота: Материалы для истории Русского добровольного флота / под ред. А. Е. Носа. М., 1890. (Известия Общества для содействия русскому торговому мореходству; вып. 40). С. 24. Фактически эти суда являлись резервом военно-морского флота и должны были удовлетворять определенным требованиям по тактико-техническим характеристикам, предъявляемым Морским ведомством.

2 Добровольный флот. Б. м., 1915. С. 20.

3 Подробнее о деятельности духовенства на судах ДФ см.: Сингх С. С. Новобранцы и священнослужители на пароходах Добровольного флота в конце XIX века // Мат-лы конф. СПб ГБУ ДМ «Форпост» за 2019 год: «Гражданская война на Северо-Западе»; «Военная история: люди, факты, обстоятельства» / под ред. В. А. Носова, С. А. Пищулина. СПб., 2019. С. 200-209; Сингх С. С. Деятельность православного духовенства на пароходах Добровольного флота в конце XIX века // Сб. ст. участников Междунар. школы-конф. молодых ученых (8-9 октября 2019 г.) / отв. ред. Ю. А. Петров, В. Н. Круглов. М., 2019. С. 155-161.

4 Подробнее об историографии см.: Сингх С. С. Деятельность православного духовенства на пароходах Добровольного флота в конце XIX века. С. 156.

5 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 806. Оп. 4. Д. 540, 777, 1213, 1674.

6 Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника, сопровождавшего партию новобранцев из Одессы во Владивосток на пароходе Добровольного флота «Саратов» весной 1894 г. //

назначения клириков на пароходы ДФ на примере иерея Георгия Левитского (1849— 1908) — клирика Екатеринбургской епархии, в 1894, 1895 и 1899 гг. служившего судовым священником парохода «Саратов», а в 1896 г. — парохода «Орел».

Изучая историю морского духовенства, невольно приходишь к выводу, что о. Георгий сильно выделялся из среды корабельных священнослужителей тем, что каждый раз подробно описывал организацию религиозной жизни моряков и пассажиров в заметках7, и при этом, посещая иностранные порты, он собирал коллекцию сувениров (например, открытки с видами иностранных городов, различные религиозные принадлежности, веера, зонтики и другие предметы быта), большая часть которых в настоящее время хранится в фондах Свердловского областного краеведческого музея8.

Георгий Игнатьевич Левитский родился 9 февраля9 1849 г. в Екатеринбурге в семье священника. В 1870 г. окончил Пермскую духовную семинарию с аттестатом первого разряда и был удостоен звания «студент»10. 13 февраля 1871 г. Георгий Игнатьевич был рукоположен в сан диакона «к Екатеринбургскому Новотихвинскому первоклассному девичьему монастырю» и определен на должность учителя Священной и церковной истории в училище при этой обители11. В этом же году клирик овдовел12. В 1876 г. о. Георгий окончил «трехгодичный курс наук общеобязательных и специальных по церковно-практическому отделению» Санкт-Петербургской духовной академии со званием «действительного студента академии»13 и был утвержден в должностях помощника смотрителя Екатеринбургского духовного училища и учителя Священной истории в 1-2 классах этого учебного заведения. 20 октября клирик был рукоположен в сан иерея «к духовно-училищной Казанской-Богородицкой церкви»14. В по-

Вестник военного духовенства (далее — ВВД). 1894. № 17. С. 528-534; Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе Д. Ф. «Саратов» весной 1895 г. // ВВД. 1896. № 14. С. 427-436; Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток в 1896 году на пароходе Д. Ф. «Орел» // ВВД. 1897. № 3. С. 86-91; Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе Д. Ф. «Саратов» весной 1899 г. // ВВД. 1900. № 9. С. 275-281.

7 См. сн. № 6.

8 Подробнее см.: Уральские туристы XIX века // Личный сайт С. Ю. Каменского. URL: http://ksu. ucoz.ru/news/uralskie_turisty_xix_veka/2012-02-08-10 (дата обращения: 17.02.2018).

9 Здесь и далее даты приведены по старому стилю.

10 Выпускники, окончившие полный курс семинарии по первому разряду, получали звание студента, что давало им преимущества в церковной сфере перед неполучившими это звание, а при поступлении на гражданскую службу им присваивался 14-й класс по Табели о рангах.

11 О командировании на пароход Добровольного флота «Саратов» священника Екатеринбургской епархии Георгия Левитского // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 777. Л. 14 об., Л. 15-15 об.

12 Там же. Л. 17.

13 Там же. Л. 14 об.

14 Там же. Л. 14 об., 15-15 об.

следующие годы о. Георгий занимал различные духовно-учебные и епархиальные должности.

23 сентября 1893 г. иерей Георгий обратился с письмом к протопресвитеру военного и морского духовенства Александру Желобовскому: «Будучи еще студентом академии, в сане диакона, я имел честь сослужительствовать Вам некоторое время в Кавалергардской церкви и пользоваться Вашим благосклонным вниманием.

С тех пор прошло 14 лет, которые проведены мною отчасти на духовно-учебных [должностях], отчасти на епархиальной службе. В последние годы, похоронив старика, я остался совершенно одиноким. Это заставляет меня крепко призадуматься над своим положением и наконец я пришел к решению оставить епархиальную службу и обратиться к Вашему благосклонному участию в моем положении, не благоугодно ли будет принять меня в штат военного духовенства. В течение моей службы я всегда оправдывал доверие моего начальства, надеюсь оправдать и Ваше доверие.

Не могу умолчать и о том, что Ваше сердечное отношение ко мне, быть может, даст мне возможность постепенно подготовиться к соисканию академической степени (я только действительный студент), что немыслимо для меня при настоящем моем положении»15.

Можно выделить 3 причины, по которым священнослужитель принял решение перейти на службу в военное ведомство: личное знакомство с протопресвитером, одиночество и связанный с ним поиск своего места, на котором он сможет лучше послужить Церкви, и надежда, что военная служба может способствовать его академической карьере. На письме имеется следующая резолюция протопресвитера Александра Желобовского: «На один из кораблей Добровольного флота, или в кругосветное плавание»16.

Письмо священнослужителя, попав к протопресвитеру, определило дальнейшую судьбу клирика. Если бы не оно, то представляется маловероятным, чтобы клирик Екатеринбургской епархии оказался на пароходе ДФ в заграничном плавании в качестве судового священника. Жизненный путь о. Георгия показывает, как епархиальный клирик мог по собственному желанию благодаря ведомству протопресвитера военного и морского духовенства кардинально изменить свой образ жизни, применить себя на новом поприще, причем реализоваться не только как успешный судовой священник (иначе он не был бы повторно назначен на эту должность), но и как автор нескольких опубликованных в «Вестнике военного духовенства» записок, и путешественник-коллекционер.

15 О командировании на пароход Добровольного флота «Саратов» священника Екатеринбургской епархии Георгия Левитскаго // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 777. Л. 1-1 об.

16 Там же. Л. 1.

Сам процесс назначения духовенства на суда ДФ состоял из 2-х этапов. Первый — внешнецерковный, был связан с перепиской между Духовным правлением при протопресвитере с Комитетом ДФ и Главным штабом (в случае организации перевозки новобранцев)17. Плавание из Одессы во Владивосток длилось всего 40-45 дней18, однако подготовка к нему начиналась задолго до этого. В начале 1890-х гг. пароходы с военнослужащими отправлялись из Одессы в начале марта19, а позже, когда увеличилось число новобранцев, предназначавшихся для Приамурского военного округа, суда с военнослужащими отбывали и в другое время20.

2 декабря 1893 г. протопресвитер обратился в Комитет ДФ с просьбой сообщить ему «об общей, в течение года, предположительности плавания судов для сопровождения новобранцев от Одессы во Владивосток и обратно» и сведения о количестве необходимых для этих пароходов священнослужителей21.

Вскоре инспектор Добровольного флота сообщил протопресвитеру необходимые сведения: «В будущем 1894 году предполагается отправить из Одессы во Владивосток 1450 нижних чинов на пароходе "Саратов", выход которого из Одессы назначается на 1-е марта 1894 г., причем пароход должен возвратиться в Одессу 20-го июня 1894 года. Так как на вышеупомянутый пароход будет необходим священник, то имею честь обратиться к Вашему высокопреподобию с просьбою о назначении священника для сопровождения новобранцев с тем, чтобы он явился в Одессу к г. помощнику инспектора Добровольного флота отставному капитану 1-го ранга Сергею Ильичу Кази не позже 27-го февраля 1894 года»22.

Когда протопресвитеру становилось известно необходимое количество священнослужителей, сроки их прибытия в порт, даты отправления судов, а также длительность плаваний, начинался второй этап — внутрицерковный, который в первую очередь заключался в подборе клириков.

Важно отметить, что иерей Георгий Левитский был не одинок в своем желании попасть в ряды военного и морского духовенства. В канцелярию протопресвитера регулярно приходили прошения, в которых священнослужители по тем или иным причинам просили назначить их на должность судового свя-

17 Аналог епархиальной консистории.

18 По отношению главного штаба о командировании на суда Добровольного флота. // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 540. Л. 1.

19 Там же. Л. 2.

20 Подробнее см.: О командировании священнослужителей на суда Добровольного флота в кампанию 1898 года // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 1674.

21 О командировании на пароход Добровольного флота «Саратов» священника Екатеринбургской епархии Георгия Левитскаго // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 777. Л. 5.

22 Там же. Л. 8.

щенника23. Если у протопресвитера не было на примете кандидатов на должность судовых священников, он обращался к ближайшему к порту отправления архиерею — архиепископу Херсонскому и Одесскому, и тот выделял епархиальных клириков24.

В декабре 1893 г. у протопресвитера был подходящий кандидат — о. Георгий. И когда появилась вакансия судового священника на пароходе «Саратов», Духовное правление при протопресвитере обратилось в Екатеринбургскую духовную консисторию с запросом о возможности служения клирика на судне ДФ. Вскоре из Екатеринбурга пришло сообщение, что «не встречается препятствий к увольнению» священнослужителя для службы на флоте25. Под увольнением здесь понимается не исключение из числа клириков епархии, а временный перевод, командировка на другое место служения. Например, в «покорнейшем заявлении» на имя протопресвитера от 9 ноября 1895 г., то есть спустя два плавания на пароходе «Саратов», Георгий Левитский указывает, что он «священник Екатеринбургской епархии»26.

12 января 1894 г. после согласования между Духовным правлением и Духовной консисторией кандидатуры о. Георгия на должность судового священника протопресвитер выписал ему ордер: «Назначаю Вас для исправления пастырских обязанностей в плавание на пароходе Добровольного Флота "Саратов" для сопровождения отправляемых на оном во Владивосток новобранцев»27. Далее в ордере указывалось, куда и в какой срок ему необходимо явиться28. После этого протопресвитер сообщил инспектору ДФ, что на пароход «Саратов» назначен заштатный священник Екатеринбургской епархии29.

В это же время из Главного штаба в Духовное правление протопресвитера пришло распоряжение о необходимости назначения священника на пароход «Саратов» для сопровождения новобранцев30. Данный документ может пока-

23 См., напр.: О командировании священнослужителей на суда Добровольного флота в кампанию 1898 года // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 1674. Л. 7; О командировании в 1896 году священнослужителей на суда Добровольного флота для сопровождения новобранцев // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 1213. Л. 3.

24 См., напр.: По отношению Главного штаба о командировании на суда Добровольного флота. // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 540. Л. 5, 6.

25 О командировании на пароход Добровольного флота «Саратов» священника Екатеринбургской епархии Георгия Левитскаго // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 777. Л. 9.

26 О командировании в 1896 году священнослужителей на суда Добровольного флота для сопровождения новобранцев // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 1213. Л. 1.

27 О командировании на пароход Добровольного флота «Саратов» священника Екатеринбургской епархии Георгия Левитскаго // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 777. Л. 18.

28 Там же.

29 Там же. Л. 19.

30 О командировании на пароход Добровольного флота «Саратов» священника Екатеринбург-

заться избыточным. Возможно, это распоряжение связано с тем, что протопресвитер еще не успел сообщить в Главный штаб, что на это судно уже назначен клирик для окормления военнослужащих, или же это было некое напоминание со стороны ведомства, направленное с целью убедиться, что на пароходе точно будет священнослужитель. Но наиболее вероятным представляется следующее соображение: при первых назначениях духовенства на суда ДФ для сопровождения новобранцев, произошедших в 1892 г., Главный штаб делал запрос в Духовное правление протопресвитера с просьбой откомандировать священников на пароходы, а затем протопресвитер назначал клириков31. Поэтому в последующие годы протопресвитер производил согласования с Конторой ДФ и духовными консисториями заранее, до официального запроса со стороны Главного штаба. Но этот вопрос еще требует отдельного исследования. В ответ на распоряжение Главного штаба протопресвитер сообщил, что на пароход «Саратов» назначен священник Георгий Левитский32. На этом процесс назначения закончился. Клирику оставалось лишь прибыть в указанное время и вступить в должность.

Однако остается не совсем понятной в целом кадровая политика протопресвитера в отношении кандидатов на должности судовых священников на пароходах ДФ. Вероятно, ключевым критерием был уровень образования, т. к. при первом назначении священников для сопровождения новобранцев Главный штаб оговаривал, что на них «сверх обычных церковных богослужений и необходимых духовных треб следует возложить еще занятие с новобранцами, возможно чаще, духовными беседами, поддерживающими хорошее нравственное настроение и бодрость духа, отражающиеся благотворно и на их здоровье»33. Отец Георгий был отличной кандидатурой, поскольку являлся выпускником Санкт-Петербургской духовной академии и преподавателем Екатеринбургского духовного училища. Пока остается неизвестным, насколько широк был выбор у протопресвитера или же ему приходилось назначать на открывавшиеся вакансии любых священников, изъявивших желание служить на судах флота.

Неясно также, существовала ли в глазах протопресвитера разница между критериями для назначения на должность судового священника на корабль

ской епархии Георгия Левитскаго // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 777. Л. 20-20 об.

31 Подробную переписку см.: По отношению Главного штаба о командировании на суда Добровольного флота. // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 540.

32 О командировании на пароход Добровольного флота «Саратов» священника Екатеринбургской епархии Георгия Левитского // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 777. Л. 21.

33 По отношению Главного штаба о командировании на суда Добровольного флота. // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 540. Л. 1 об.

военно-морского флота и на пароход ДФ. Особенно ярко встает этот вопрос в связи с иереем Георгием Левитским. После двух плаваний на пароходе «Саратов» в 1894 и 1895 гг. он обратился к протопресвитеру со следующей просьбой: «Не благоугодно ли будет и в следующем 1896 году дать мне назначение в плавание, причем, если возможно, осмеливаюсь выразить мое желание — получить назначение на одно из военных судов»34. На письме имеется резолюция следующего содержания: «Иметь в виду при открытии вакансий священнослужителя на корабле»35. Несмотря на пожелание о назначении на один из кораблей военно-морского флота, в 1896 г. протопресвитер назначил священнослужителя на пароход ДФ «Орел»36, а в 1899 г. — вновь на пароход «Саратов». При этом известны случаи назначения клириков, бывших судовыми священниками в плаваниях на судах ДФ, на военные корабли. Например, иерей Николай Дьяков в 1898 г. был судовым священником на пароходе ДФ «Владимир»37, а в 1899 г. — на крейсере «Адмирал Нахимов»38. Возможно, иерей Георгий после своей просьбы был еще дважды назначен на суда ДФ ввиду успешной деятельности на пароходах.

Описанный выше процесс назначения духовенства на суда ДФ, состоявший из двух этапов, представляется простым и работоспособным. Но даже если обратиться к одному из последующих назначений иерея Георгия Левит-ского, можно увидеть, что все не так однозначно.

В 1899 г. клирик был назначен судовым священником на пароход ДФ «Херсон», который должен был отправиться в плавание 1 февраля. По прибытии в Одессу о. Георгий узнал, что судно к плаванию не готово и партия новобранцев, к которой он был прикомандирован, будет следовать во Владивосток на пароходе «Саратов»39. В результате, по совету местного благочинного, «заведующего снабжением пароходов ДФ церковными вещами», он сообщил по телеграфу протопресвитеру о сложившейся ситуации, поскольку, по словам благочинного, уже был случай, когда на один и тот же пароход прибыли два священнослужителя40.

34 О командировании в 1896 году священнослужителей на суда Добровольного флота для сопровождения новобранцев // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 1213. Л. 1.

35 Там же.

36 Левитский Г., свящ. Поездка с новобранцами во Владивосток в 1896 году на пароходе Д. Ф. «Орел» // ВВД. 1897. № 3. С. 86.

37 О командировании священнослужителей на суда Добровольного флота в кампанию 1898 года // РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 1674. Л. 125.

38 Дьяков Н., свящ. Год на крейсере «Адмирал Нахимов». СПб., 1904.

39 Подробнее см.: Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе Д. Ф. «Саратов» весной 1899 г. // ВВД. 1900. № 9. С. 276.

40 Там же.

Таким образом, формально стройная система назначения духовенства на суда ДФ, существовавшая уже далеко не первый год, на практике не всегда работала должным образом. Для описанной выше ситуации, вероятно, были объективные причины, ведь большое судно — это сложное инженерное сооружение, которое надо было подготовить к океанскому плаванию и пребыванию на нем более 1 500 человек, и в данном процессе могли возникать самые разные трудности. Однако в случае, описанном о. Георгием Левитским, речь явно идет о несовершенстве системы назначения либо о ее сбое. Если пароход «Херсон» не был готов к дате отплытия, а вместо него был подготовлен пароход «Саратов», то очевидно, что сложившаяся ситуация была заранее известна руководству ДФ, ведь подготовка крупного судна к заграничному плаванию — это длительный комплекс мероприятий. Характер деловой переписки позволяет судить о том, что Ведомство протопресвитера было интегрировано в процесс войсковых перевозок и назначение священнослужителей для сопровождения новобранцев воспринималось как необходимая и органичная часть воинской логистики. Следовательно, при должном функционировании взаимодействия между Духовным правлением и Конторой ДФ протопресвитер должен был быть уведомлен о сложившейся ситуации и обязан был сообщить об этом, например, местному благочинному, к которому судовой священник непременно являлся за богослужебными принадлежностями.

Несмотря на все недостатки, система назначения духовенства на суда ДФ позволяла обеспечить пароходы священнослужителями для должного окорм-ления паствы.

Особенности вступления священнослужителя в должность, его подготовка к предстоящему плаванию и состояние пароходного церковного имущества будут освещены нами позднее.

источники

1. Добровольный флот. Б. м., 1915.

2. Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника, сопровождавшего партию новобранцев из Одессы во Владивосток на пароходе Добровольного флота «Саратов» весной 1894 г. // Вестник военного духовенства. 1894. № 17. С. 528-534.

3. Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток в 1896 году на пароходе Д. Ф. «Орел» // Вестник военного духовенства. 1897. № 3. С. 86-91.

4. Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе Д. Ф. «Саратов» весной 1895 г. // Вестник военного духовенства. 1896. № 14. С. 427-436.

5. Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе Д. Ф. «Саратов» весной 1899 г. // Вестник военного духовенства. 1900. № 9. С. 275-281.

6. Начало Добровольного флота: Материалы для истории Русского добровольного флота / под ред. А. Е. Носа. М., 1890 (Известия Общества для содействия русскому торговому мореходству; вып. 40).

7. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 806. Оп. 4. Д. 540, 777, 1213, 1674.

литература

1. Сингх С. С. Деятельность православного духовенства на пароходах Добровольного флота в конце XIX века // Сборник статей участников Международной школы-конференции молодых ученых (8-9 октября 2019 г.) / отв. ред. Ю. А. Петров, В. Н. Круглов. М., 2019. С. 155-161.

2. Сингх С. С. Новобранцы и священнослужители на пароходах Добровольного флота в конце XIX века // Материалы конференций СПб ГБУ ДМ «Форпост» за 2019 год: «Гражданская война на Северо-Западе»; «Военная история: люди, факты, обстоятельства» / под ред. В. А. Носова, С. А. Пищулина. СПб., 2019. С. 200-209.

3. Уральские туристы XIX века // Личный сайт С. Ю. Каменского. URL: http://ksu.ucoz. ru/news/uralskie_turisty_xix_veka/2012-02-08-10 (дата обращения: 17.02.2018).

Sozont S. Singh

the process of appointing clergy to the vessels of the volunteer fleet at the end of the 19th century (on the example of priest georgy levitskiy's life path)

Abstract. The service of the Orthodox clergy on the board of the Dobroflot vessels remains a poorly studied page in the history of the Russian Orthodox Church. In this article, on the example of the life of a cleric from the Ekaterinburg diocese, priest Georgy Levitskiy, a small episode has been studied, from which the priestly service in the navy used to begin — the process of appointing clergy to ships. The choice of the biography of Fr. Georgy is not accidental: for many years the cleric held various educational and diocesan posts in the Ekaterinburg eparchy, including teacher's position at the Ekaterinburg Theological School. Then Fr. Georgy went on a voyage on the Dobroflot ships four times as a navy chaplain. Thanks to the notes in which the cleric painstakingly recorded main events of the voyages and peculiarities of the organization of religious life on board, the researcher has got a wealth of material on the history of the naval clergy. This source, together with clerical materials and interagency correspondence, has helped to reconstruct the process of appointing cleric to the Dobroflot vessels. The author has revealed the main specificity of the system for appointing clergymen to ships. And a range of issues requiring further study has been also identified.

Keywords: navy priest; navy clergy; Orthodox clergy on the vessels of Volunteer Fleet, protopresbyter of the army and naval clergy, the process of appointing clergy to the Dobroflot vessels.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Citation. Singh S. S. Protsess naznacheniia dukhovenstva na parokhody Dobrovol'nogo flota v kontse XIX veka (na primere zhiznennogo puti iereia Georgiia Levitskogo) [The Process of Appointing Clergy to the Vessels of the Volunteer Fleet at the End of the 19th Century (On the Example of Priest Georgy Levitskiy's Life Path)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi sem-inarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 34, pp. 252-263. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-34-252-263

About the author. Singh Sozont Sukkhdevovich — Post-graduate student of the Russian History Department, the History and Philology Faculty of Saint Tikhon's Orthodox University (Russia, Moscow). E-mail: sozont@inbox.ru

Submitted on 27 February, 2021 Accepted on 12 April, 2021

References

1. Dobrovol'nyi flot [The Volunteer Fleet Dobroflot]. S. l., 1915.

2. Levitskii G., sviashch. Vpechatleniia i vospominaniia sviashchennika, soprovozhdavshego partiiu novobrantsev iz Odessy vo Vladivostok na parokhode Dobrovol'nogo flota "Saratov" vesnoi 1894 g. [Impressions and Memories of a Priest Who Accompanied a Group of Recruits from Odessa to Vladivostok by the Dobroflot Steamboat «Saratov» in 1894]. Vestnik voennogo dukhovenstva — Army Clergy Bulletin, 1894, no. 17, pp. 528-534.

3. Levitskii G., sviashch. Poezdka sviashchennika vo Vladivostok s novobrantsami na pa-rokhode D. F. «Saratov» vesnoi 1895 g. [The Priest's Trip to Vladivostok with Recruits on the Dobroflot Steamboat "Saratov" in the Spring of 1895]. Vestnik voennogo dukhovenstva — Army Clergy Bulletin, 1896, no. 14, pp. 427-436.

4. Levitskii G., sviashch. Poezdka sviashchennika vo Vladivostok v 1896 godu na parokhode D. F. «Orel» [The Trip of a Priest to Vladivostok by the Dobroflot Steamboat "Orel" in 1896]. Vestnik voennogo dukhovenstva — Army Clergy Bulletin, 1897, no. 3, pp. 86-91.

5. Levitskii G., sviashch. Poezdka sviashchennika vo Vladivostok s novobrantsami na parokhode D. F. «Saratov» vesnoiu 1899 [The Trip of a Priest to Vladivostok by the Dobroflot Steamboat "Saratov" in 1899]. Vestnik voennogo dukhovenstva — Army Clergy Bulletin, 1900, no. 9, pp. 275-281.

6. Nos A. E. (ed.) Nachalo Dobrovol'nogo flota: Materialy dlia istorii Russkogo dobrovol'nogo flota [The Beginning of the Volunteer Fleet Dobroflot: Materials for the History of Russian Dobroflot]. Moscow, 1890. (Izvestiia Obshchestva dlia sodeistviia russkomu torgovomu morek-hodstvu [News of the Society for the Promotion of Russian Merchant Shipping]; vol. 40).

7. Singh S. S. Deiatel'nost' pravoslavnogo dukhovenstva na parokhodakh Dobrovol'nogo flota v kontse XIX veka [Activities of the Orthodoxy Clergy on Vessels of the Dobroflot at the End of the 19th Century]. Sbornik statei uchastnikov Mezhdunarodnoi shkoly-konferentsii molodykh uchenykh (8-9 oktiabria 2019 g.) [Collection of Articles by the Participants of the International School-Conference of Young Scientists, Held on October 8-9, 2019]. Moscow, 2019, pp. 155-161.

8. Singh S. S. Novobrantsy i sviashchennosluzhiteli na parokhodakh Dobrovol'nogo flota v kontse XIX veka [Recruiters and Clergy on Vessels of the Dobroflot at the End of

the 19th Century]. Materialy konferentsii SPb GBU DM «Forpost» za 2019god: «Grazhdan-skaia voina na Severo-Zapade»; «Voennaia istoriia: liudi, fakty, obstoiatelstva» [Conference Materials of the Saint Petersburg State Budgetary Institution DM "Forpost" for 2019: "Civil War in the North-West"; "Military History: People, Facts, Circumstances"]. Saint Petersburg, 2019, pp. 200-209.

9. Uralskie turisty XIX veka [Ural Tourists of the 19th Century]. Available at: http://ksu.ucoz. ru/news/uralskie_turisty_xix_veka/2012-02-08-10 (accessed: 17.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.